...

Адаптированная образовательная программа для детей это что

Адаптированные образовательные программы: для чего нужны и как их реализовать

Еще 10 лет назад обучение школьников с особенностями здоровья в общеобразовательной, а не в коррекционной школе было чем-то немыслимым. Однако сегодня инклюзия все глубже проникает в учебные заведения по всей стране, что дает возможность таким детям учиться наравне со здоровыми одноклассниками.

В связи с этим особое значение приобретает разработка АООП — адаптированной общеобразовательной программы для детей с ОВЗ. Она учитывает особенности физического или психического развития ребенка, его способности и возможности, а также максимально корректирует существующие расстройства.

Что собой представляют программы ОВЗ, какие разделы включают и какие цели преследуют, читайте в статье.

Скачайте материалы

Адаптированные образовательные программы
Адаптированные образовательные программы

Что такое АООП

Адаптированная общеобразовательная программа, согласно ФГОС — это программа, предназначенная для обучения детей с особенностями здоровья и развития. Это внутренний нормативный документ школы, который описывает содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ.

Все требования ФГОС для детей-инвалидов должны быть отражены в адаптированной образовательной программе образовательного учреждения.

Школьная адаптированная образовательная программа представляет собой эффективный педагогический инструмент, позволяющий учителям обеспечить индивидуальный подход в обучении детей с особенностями развития.

Виды адаптированных программ

Все программы ОВЗ делятся на четыре варианта, каждый из которых предполагает оптимальные условия для получения образования с учетом конкретных особенностей здоровья:

  1. Предназначен для детей, развитие которых близко к нормотипичному, но с некоторыми особенностями. Ребенок учится в классе, в одинаковые с одноклассниками сроки, по общему для всех учебному плану. Однако такому школьнику организовано специальное сопровождение и дополнительные внеурочные мероприятия, а при необходимости ему предоставляется специальное оборудование. Промежуточная и итоговая аттестация при таком варианте уточняется отдельно для каждой категории учащихся с особенностями. По окончании обучения школьнику выдается такой же документ об образовании, что и выпускникам без особенностей.
  2. Имеет более низкий уровень сложности или осуществляется по индивидуальному учебному плану исходя из конкретных особенностей развития. Сроки обучения, как правило, продлеваются, а учебный план включает в себя коррекционно-развивающие занятия. Внимание уделяется не только получению знаний, но и формированию навыков, которые будут необходимы учащемуся в жизни. Аттестация выбирается учащимся самостоятельно в зависимости от нарушений здоровья, возможны особые условия. По завершении выдается стандартный аттестат.
  3. Используется при наличии у ребенка интеллектуальных отклонений легкой степени. Применяется индивидуальный учебный план, особое внимание уделяется развитию жизненных навыков, а академическая составляющая обучения отходит на второй план. Уровень образования при данном варианте несопоставим с таковым у нормотипичных школьников, а сроки обучения более длительные. Итоговая аттестация требует особых условий, по окончании выдается свидетельство об обучении.
  4. Предназначен для учащихся с умеренной или выраженной умственной отсталостью. Обучение осуществляется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), но оно возможно как в обычных классах, так и в специализированных. Допустимы домашний и семейный форматы обучения. Аттестация на данном варианте не проводится, а по окончании выдается свидетельство об обучении.

Важно!

Свидетельство об обучении — это официальный документ государственного образца, который выдается по завершении школы лицам с ограниченными возможностями, обучавшимся по адаптированным общеобразовательным программам. Оно не дает права на получение высшего или среднего профобразования, однако обучение лиц с ОВЗ какой-либо профессии — обязанность государства.

Примерные программы для детей с ОВЗ

Разработка АООП осуществляется с опорой на примерные программы из подходящих вариантов. Каждая из низ обозначении двумя цифрами, первая обозначает категорию программы, вторая — ее вариант.

Категория обучающихся с ОВЗ

Варианты адаптированных программ

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ

Адаптированная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях предназначена для обеспечения индивидуальной поддержки и развития детей. В ней учитываются их особые потребности и специфические возможности. Цель – создание равных возможностей для детей с ОВЗ в образовательной среде, а ещё сплочение таких детей в общем коллективе. Программа направлена на развитие самостоятельности и социализации детей с ОВЗ.

Ещё больше полезных материалов для педагогов детских садов — в группе ВК «МЭО Детский сад»

Вот несколько важных принципов адаптированной программы для детей с ОВЗ в ДОУ:

  1. В индивидуальном подходе учитываются особенности каждого ребенка с ОВЗ, его потребности в обучении и развитии.
  2. Следующий принцип — активное использование игровых методов для достижения целей обучения и развития.
  3. Ещё программа предусматривает активное взаимодействие с родителями и семьями детей с ОВЗ для обмена информацией, они совместно планируют образовательный процесс.
  4. Создаются условия, которые способствуют включению детей с ОВЗ в общий коллектив и общение с другими детьми.

Основные компоненты адаптированной программы

Рассмотрим пять основных компонентов, используемых в АООП:

  • Осуществляется коррекционная работа, где используются специальные методики, направленные на преодоление задержек в развитии и отработку основных навыков.
  • Проводятся специальные занятия, включающие такие упражнения или игры, которые отвечают за развитие физических навыков и координацию движений.
  • Для детей с ОВЗ обязательно проводятся занятия по развитию речи. Туда входит работа со звуками, слогами, словами, предложениями и использование коммуникативных методов общения.
  • Для таких ребят важна социализация. На этом этапе организуется деятельность, направленная на развитие социальных навыков и отношений с другими детьми, проводятся игры или коллективные творческие проекты.
  • Воспитатель оказывает педагогическую поддержку и сопровождение детям с ОВЗ во время образовательного процесса. Идет работа по индивидуальным планам, методами диагностики и коррекции.

Адаптированная программа для детей с ОВЗ в детских садах разработана с учетом требований действующего законодательства и стандартов образования, а ещё опыта работы с такими детьми в других учреждениях, например, школах.

Структура адаптированной образовательной программы

Образовательная программа для детей с ОВЗ состоит из следующих элементов:

  • Определяются общие цели и задачи программы, которые направлены на развитие физических, интеллектуальных, социально-эмоциональных и коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Важно создать безопасную и уважительную среду обучения, подготовить разнообразные методы работы. И главное не забывать общаться с родителями и другими специалистами.
  • Определение основных направлений и приоритетов обучения, включая развитие моторики, речи, восприятия, мышления, социально-коммуникативных навыков, а еще самостоятельное решение базовых бытовых вопросов.
  • Организация образовательного процесса: определение форм и методов работы, распределение времени на различные виды деятельности, индивидуальная работа с каждым ребенком, групповые занятия, игры и режим дня.
  • Осуществляется мониторинг и оценка прогресса и достижений каждого ребенка, проводятся регулярные консультации со специалистами и родителями. При необходимости корректируются программы в соответствии с потребностями и возможностями детей.
  • Обычно в такие программы входит сотрудничество с другими образовательными учреждениями и организациями, где они делятся опытом и методами работы. Это помогает создать условия для полноценного участия детей с ОВЗ в общественной жизни и их взаимодействия со сверстниками.

Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ

АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в ДОУ должна разрабатываться с учетом особенностей их слухового восприятия.

Вот несколько основных направлений, которые следует учесть при разработке АООП для детей с проблемами слуха:

  1. Важно обеспечить педагогическим работникам специальную подготовку, чтобы они могли работать со слабослышащими детьми эффективно. Воспитатели должны быть знакомы с особенностями слухового восприятия, знать различные методы и техники обучения таких ребят.
  2. Использование различных технических средств помогает облегчить коммуникацию и обучение детей с проблемами слуха. Например, использование аппаратов для усиления звука на аудиозаписях или видео. Это помогает ребенку лучше слышать и понимать речь педагога.
  3. Так как слабослышащие и позднооглохшие дети часто полагаются на зрение для восприятия информации, важно уделять особое внимание развитию их зрительных навыков. Для этого используются различные визуальные задания и упражнения, которые помогают тренировать зрительную память и внимание.
  4. Одной из важных задач АООП для слабослышащих и позднооглохших детей является развитие их речи и слухового восприятия. В программу следует включить специальные занятия на тренировку артикуляции и слуха, еще рекомендуют разрабатывать специальные упражнения или игры, чтобы поддержать интерес во время образовательного процесса.
  5. Каждый ребенок имеет свои особенности слуха и потребности. Поэтому важно учитывать это у каждого ребенка при разработке АООП и предоставлять ему индивидуальную помощь и поддержку.

В целом, разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей в дошкольных учреждениях требует комплексного подхода и учета их особенностей слухового восприятия. Важно создать условия, в которых обучающиеся могут справляться с образовательными задачами и развиваться в соответствии с их потенциалом.

АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью

АООП НОО — это адаптированная общеобразовательная программа непрерывного образования для детей с легкой умственной отсталостью. Ее разработали в области специального образования, что позволяет учитывать особенности развития и обучения таких детей.

Целью программы является создание условий для полноценного развития детей с легкой умственной отсталостью, формирования их социально-коммуникативного опыта, развития когнитивных процессов, а также усвоения основных знаний и навыков.

Основные принципы АООП НОО включают:

  • Индивидуальную адаптацию образовательного процесса под потребности каждого ребенка;
  • Создание безопасной и поддерживающей среды для обучения;
  • Постоянную дифференциацию образовательного материала и методов работы;
  • И учет индивидуальных умений и способностей каждого ребенка.

В программу включены обязательные предметы:

  • русский язык,
  • математика,
  • окружающий мир,
  • изобразительное искусство,
  • технология,
  • физическая культура
  • и другие.

Всё обучение адаптировано к специальным потребностям детей и может быть представлено в более простой и доступной форме.

В программу входят различные методики и приемы работы с особенными детьми:

  • педагог использует визуальные пособия;
  • обязательно поощряет самостоятельность и инициативу ребенка;
  • проводит индивидуальные и групповые занятия, работу с родителями и др.

Важно, что АООП НОО не является заменой обычной общеобразовательной программы, а представляет собой специальное обучение, направленное на помощь детям с легкой умственной отсталостью в их индивидуальном развитии.

Такие адаптированные программы нужны, так как дети с проблемами развития не всегда могут хорошо и быстро усваивать обычную программу, для этого и создаются специальные условия. Всё это подстраивается под индивидуальные возможности ребенка. Педагоги помогают ребятам влиться в коллектив и получать знания и навыки наравне с остальными. Любой методист, воспитатель или педагог-дефектолог могут предлагать свои идеи, методику и подходы, чтобы детям с ОВЗ было проще, но при этом интереснее и полезнее посещать занятия.

АООП существует не только для детей с проблемами слуха и умственной отсталостью, но и для слепых, с задержкой психического развития и для детей с расстройствами аутистического спектра.

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС в школе: как составить?

Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием

1 Комментарии • 11:10, 01.09.2019

Подскажите какая программа допжна быть у учителя -дефектолога? Где найти пример. Какие методические рекомендации для прогаммы коррекционного курса?

Свидетельство о публикации
Комментарии
Добрый день. Если оплачивали через интернет магазин, то заказ высылается автомат
Вы — спасительница моего времени. Спасибо, долгих лет и огромных денежных влив
Здравствуйте! Оплатила за Таблицу в Excel Учёт выданных учебников с автоматическ
Это вы так решили повеселиться в День знаний? Смешно.
Лучше заниматься и так, и так, как мне кажется, чтобы результаты были быстрее. Д

Отзывы

Егорова Елена 5.0

Отзыв о товаре ША PRO Анализ техники чтения по классам
и четвертям

Хочу выразить большую благодарность от лица педагогов начальных классов гимназии «Пущино» программистам, создавшим эту замечательную программу! То, что раньше мы делали «врукопашную», теперь можно оформить в таблицу и получить анализ по каждому ученику и отчёт по классу. Великолепно, восторг! Преимущества мы оценили сразу. С начала нового учебного года будем активно пользоваться. Поэтому никаких пожеланий у нас пока нет, одни благодарности. Очень простая и понятная инструкция, что немаловажно! Благодарю Вас и Ваших коллег за этот важный труд. Очень приятно, когда коллеги понимают, как можно «упростить» работу учителя.

Наговицина Ольга Витальевна 5.0

учитель химии и биологии, СОШ с. Чапаевка, Новоорский район, Оренбургская область
Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ
по ХИМИИ

Спасибо, аналитическая справка замечательная получается, ОГЭ химия и биология. Очень облегчило аналитическую работу , выявляются узкие места в подготовке к экзамену. Нагрузка у меня, как и у всех учителей большая. Ваш шаблон экономит время , своим коллегам я Ваш шаблон показала, они так же его приобрели. Спасибо.

Чазова Александра 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ОГЭ по
МАТЕМАТИКЕ

Очень хороший шаблон, удобен в использовании, анализ пробного тестирования занял считанные минуты. Возникли проблемы с распечаткой отчёта, но надо ещё раз разобраться. Большое спасибо за качественный анализатор.

Лосеева Татьяна Борисовна 5.0

учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1, г. Красновишерск, Пермский край
Отзыв о товаре Изготовление сертификата или свидетельства конкурса

Большое спасибо за оперативное изготовление сертификатов! Все очень красиво . Мой ученик доволен, свой сертификат он вложил в портфолио . Обязательно продолжим с Вами сотрудничество!

Язенина Ольга Анатольевна 4.0

учитель начальных классов, ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»
Отзыв о товаре Вебинар Как создать интересный урок:
инструменты и приемы

Я посмотрела вебинар! Осталась очень довольна полученной информацией. Всё очень чётко, без «воды». Всё, что сказано, показано, очень пригодится в практике любого педагога. И я тоже обязательно воспользуюсь полезными материалами вебинара. Спасибо большое лектору за то, что она поделилась своим опытом!

Арапханова Ашат 5.0

ША Табель посещаемости + Сводная для ДОУ ОКУД

Хотела бы поблагодарить Вас за такую помощь. Разобралась сразу же , всё очень аккуратно и оперативно. Нет ни одного недостатка. Я не пожалела, что доверилась и приобрела у вас этот табель. Благодаря Вам сэкономила время , сейчас же составляю табель для работников. Удачи и успехов Вам в дальнейшем!

Дамбаа Айсуу 5.0

Отзыв о товаре ША Шаблон Excel Анализатор результатов ЕГЭ по
РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Спасибо огромное, очень много экономит времени , т.к. анализ уже готовый, и особенно радует, что есть варианты с сочинением, без сочинения, только анализ сочинения! Превосходно!

2007-2023 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 109388 г. Москвва, Гурьянова 69-2-710
Адрес учредителя: 109388 г. Москвва, Гурьянова 69-2-710
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, [email protected]
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

Хостинг от uCoz

  • Опубликовать урок
  • Опубликовать статью
  • Дать объявление
  • Частые вопросы
    сервис вебинаров —>

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

При подготовке материала использовались источники:
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannye-obrazovatelnye-programmy-dlya-chego-nuzhny-i-kak-ih-realizovat/
https://ligaedu.ru/stati/adaptirovannaya-obrazovatelnaya-programma-dlya-detej-s-ovz/
https://pedsovet.su/fgos/6643_adaptirovannaya_programma_ovz

Оцените статью