...

Адаптированная общеобразовательная программа что это

В чем «разница» между АОП и АООП?

Обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) требует от образовательной организации разработку локальных актов (документов), определяющих нормы образовательных отношений. В числе таких документов выступает образовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ. В нормативно-правовых документах встречается два термина: адаптированная образовательная программа (далее АОП) и адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП). Встал вопрос «В чем принципиальная разница между АОП и АООП»? Анализируя различные точки зрения, определили следующие позиции:

1) АООП разрабатывают специальные (коррекционные) общеобразовательные организации, а АОП общеобразовательные организации.

2) АОП разрабатываются для умственно отсталых детей, так как их обучение не предполагает освоение определенных уровней общего образования.

3) АООП разрабатывается на группы детей; может реализоваться сразу на несколько обучающихся.

4) АООП разрабатывается на каждого ребенка.

5) АОП разрабатываются на каждого ребенка, а АООП на категорию детей с ОВЗ.

6) АОП разрабатывается на базе ООП с учетом АООП.

7) АООП разрабатывается, если есть класс для умственно отсталых детей.

8) АОП разрабатывается, если дети обучаются на дому.

9) АООП разрабатывается на детей, обучающихся на дому, в специальном (коррекционном) общеобразовательном (коррекционном) классе, в специальной школе (интернат), а АОП, если дети с ОВЗ обучаются в общеобразовательном учреждении, инклюзивном классе.

10) АОП и АООП применяются в зависимости от варианта программы, формы получения образования и образовательной организации: массовая школа (инклюзивный класс, коррекционный класс, семейное образование, индивидуальное обучение на дому) и специальная (коррекционная школа).

11) АООП (адаптированные основные образовательные программы) разрабатываются по уровням образования при наличии в образовательной организации отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям), а АОП и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении.

12) АОП – это рабочая программа учителя.

Очевидно, что наличие такого широкого взгляда порождает проблему, «Какую программу нужно разрабатывать в образовательной организации АОП или АООП?». Для того чтобы решить возникшую проблему и определить необходимую позицию, сначала нужно разобраться с терминологией.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 (далее ФЗ № 273) даны четкие определения, что такое образовательная программа (далее ОП), примерная основная образовательная программа (далее ООП) и адаптированная образовательная программа.

«Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц». Делаем вывод ОП = АОП.

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы. К ОП относятся ООП начального общего образования (далее НОО), основного общего образования (далее ООО), среднего общего образования (далее СОО). Делаем вывод: е сли к термину «основные общеобразовательные программы» добавить слово «адаптированные», то получится « адаптированные основные общеобразовательные программы», соответственно ООП = АООП; слово «основные» добавляется для того чтобы подчеркнуть, что программы относятся к «основным», а не к «дополнительным» и слово «адаптированная» означает, что она разработана специально для детей с ОВЗ.

Теперь необходимо определить «разницу» АОП от АООП (таблица 1 «Сравнительная характеристика АОП в контексте двух стандартов: ФКГОС и ФГОС»):

— АОП определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79 п.1.);

— к АОП относятся АООП; по АООП осуществляется общее образование обучающихся с ОВЗ (ФЗ № 273 ст.79.п.2.);

— АООП разрабатывается на категорию детей, а не на отдельного учащегося, так как нет добавления слова «индивидуальная»;

— до 01.09.2016 г. АООП входят в состав ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО; с 01.09.2016 г. АООП представляет самостоятельную образовательную программу.

Признаки для сравнения АОП

Статья на тему: «Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребёнком с ОВЗ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы говорим об инклюзивном образовании. Основополагающий принцип инклюзивного образования следующий: «Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь».

В действующем Законе «Об образовании» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года в статье 79 говорится, что «…образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность», но во всех случаях для них должны быть созданы специальные образовательные условия.

В пункте 3 статьи 79 ФЗ чётко прописывает условия получения образования ребёнком с ОВЗ.

«Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития, вклю­чающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • использование специальных технических средств обуче­ния коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказы­вающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осущест­вляющих образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012г.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002г. N 29/2065-н «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. N 1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015г. №1297 «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 – 2020годы.
  • Частичное выполнение учебной программы в соответствии с возможностями ученика с ОВЗ
  • Сокращение числа и объема учебных заданий с акцентированием внимания на главных, ключевых темах, понятиях
  • Альтернативное замещение трудновыполнимых заданий
  • Предоставление выбора объекта изучения в рамках одной темы (например, выучить наизусть большое или маленькое стихотворение)
  • Предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (несколько небольших сообщений, устное сообщение по результатам наблюдения, экскурсии и т.п.)
  • Титульный лист
  • Пояснительная записка
  • Индивидуальный учебный план
  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (на соответствующей ступени образования)
  • Мониторинг достижений обучающихся
  • Заключение и рекомендации
  • наименование учреждения;
  • назначение программы;
  • срок реализации;
  • адресность программы (фамилия, имя воспитанника, год обучения);
  • гриф утверждения руководителем;
  • сведения о ребенке: возраст, класс, социальное окружение, интересы;
  • диагноз;
  • психолого-педагогическая характеристика ребенка;
  • данные углубленной диагностики различных сфер развития ребенка;
  • структура индивидуальной образовательной программы, её цель и задачи;
  • основные общеобразовательные и парциальные программы, на основании которых разработана ИОП;
  • обоснованность и варьирование используемых программ;
  • перераспределение количества часов, отводимых на изучение определенных разделов и тем, изменение последовательности изучения тем и др. (при необходимости).
  • Индивидуальный образовательный план
  • Задачи по предметным областям
  • Критерии оценивания достижений по образовательным областям
  • Календарно-тематическое планирование;
  • внеклассная и внеурочная деятельность;
  • мероприятия, направленные на социализацию ребёнка.
  • обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики;
  • заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-медико-педагогического консилиума в конце учебного года.
  • невозможность воспроизведения ранее изученного ма­териала на следующем уроке;
  • невозможность воспроизведения правила в измененной ситуации;
  • неумение работать по наглядным моделям и схемам;
  • неумение согласовывать действия с партнерами (работа в парах);
  • неумение грамматически правильно построить фразу или задать вопрос;
  • неумение правильно держать ручку;
  • неустойчивый почерк;
  • плохая ориентировка на плоскости и в пространстве.

1. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа как условие получения образования ребенком с ОВЗ: Учебно- методическое пособие / Педагогический университет «Первое сентября», 2014. 2. Лебединцев В.Б., Горленко Н.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам// Народное образо­вание. 2011. № 09. С. 224–231. 3. Лебединцев В.Б., Запятая О.В. Индивидуальные образовательные про­граммы школьников // Народное образование. 2010. № 6. С. 189–197. 4. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. М.: МГППУ, 2013. 5. Организация специальных образовательных условий для детей с огра­ ниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреж­дениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 6. Разработка и реализация индивидуальной образовательной програм­мы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 7

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/v-chem-raznica-mezhdu-aop-i-aoop-1742669.html
https://multiurok.ru/files/statia-na-temu-adaptirovannaia-obraovatelnaia-prog.html

Оцените статью