Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи что это
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее–АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) (вариант 5.2) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР (вариант 5.2) с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) разработана и утверждена приказом директора МАОУ СОШ №28 №01-02/01 от 11.01.2021г. в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2) направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР;
программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки (по рекомендации ПМПК о создании необходимых условий для обучающихся с ТНР (вариант 5.2), находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение – для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение – для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет ( I дополнительный – 4 классы), во II отделении 4 года ( I – 4 классы). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс.
Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией и родителями, дающими согласие на освоение АООП для детей с ТНР (вариант 5.2) в пятилетний срок обучения.
АООП с ТНР (ВАРИАНТ 5.2).pdf Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 12:59:41 (скачать) (посмотреть)
Годовой план логопеда Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:20:42 (скачать) (посмотреть)
Годовой план педагога-психолога Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:20:43 (скачать) (посмотреть)
РП коррекционные занятия с дефектологом ТНР (вариант 5.2) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:20:44 (скачать) (посмотреть)
РП коррекционные занятия с логопедом ТНР 5.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:20:53 (скачать) (посмотреть)
РП коррекционные занятия с психологом ТНР 5.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:20:59 (скачать) (посмотреть)
РП Произношение ТНР 5.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:21:06 (скачать) (посмотреть)
РП Развитие речи ТНР 5.2 Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 05.03.2021 13:21:17 (скачать) (посмотреть)
РП Логопедическая ритмика ТНР (вариант 5.2) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 15.03.2021 13:27:55 (скачать) (посмотреть)
Контрольно-измерительные материалы Логопедическая ритмика Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 15.03.2021 13:27:56 (скачать) (посмотреть)
Оценочные материалы по предметам ТНР (вариант 5.2) Документ подписан электронной подписью Серийный номер 603332450510203670830559428146817986133868575874 Директор/Заведующий Суворова Ольга Сергеевна Дата подписания документа 15.03.2021 13:28:02 (скачать) (посмотреть)
- Основные сведения
- Структура и органы управления образовательной организацией
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и меры поддержки обучающихся
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Организация питания в образовательной организации
АОП ТНР (Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи)
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (с 01.09.2019 по 30.05.2019г).
Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, развитии и социальной адаптации ребенка.
Общие задачи на период реализации АООП (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК)
Педагог-психолог: формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы, игровой деятельности,формирование пространственно-временных представлений.
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.Развитие понимание обращённой речи. накопление и активизация словаря,формирование простого речевого высказывания.
Режим пребывания ребенка в ОУ (в группе дошкольного отделения)
Полный день, утром в приоритете занятия со специалистами;
Педагог-психолог – 2р. по 20 мин. (индивидуально)
Учитель-логопед – 3р. по 25 мин. (индивидуально)
Кроме индивидуальных занятий со специалистами, ребёнок получает непосредственно образовательную деятельность в своей группе совместно с другими воспитанниками: музыка (понедельник, среда), физическая культура (вторник,четверг), физическая культура на прогулке (пятница); рисование, конструирование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы и развитие речи (воспитатели в течение недели).
Педагог по физическому воспитанию, музыкальный работник и воспитатели проводят непосредственно игровую деятельность с ребёнком (в группе, в спортивном зале, в музыкальном зале) учитывая его индивидуальные особенности.
Программа
Обучение по АОП для ТНР
Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения планируемых результатов АОП
Область
Особенности ребенка
Особенности речевого развития
Речевое развитие чуть ниже возрастной нормы. Ребёнок контактен,эмоциональные реакции адекватны.В общении проявляется эмоциональная стабильность.Понимание обращенной речи приближается к норме. В активном словаре представлены существительные, глаголы, мало прилагательных, предлогов.
Ребёнок не понимает различные формы словоизменения.Не может пересказать текст из трёх–четырёх простых предложений с опорой на картинку, без помощи взрослого. Трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры. Нарушение звукопроизношения в группе сонорных звуков, по типу замен (горловое произношение)
Особенности развития ВПФ
Понимание обращенной речи ограничено рамками обиходно-бытовой тематики. Затруднено понимание многоступенчатых инструкций.
Двигательная активность: выполняет разнообразные движения с удовольствием. Моторно неловка; Некоторые движения дискоординированы. Отмечается поиск позы при переключении.
Внимание: концентрирует внимание на предложенном задании достаточно хорошо, выполняет предложенные задания с удовольствием. Темп работоспособности медленный, недостаточный для данного возраста.
Память. Уровень развития зрительной и слуховой памяти ниже возрастной нормы, наблюдаются трудности при хранении и воспроизведении информации.
Восприятие: Уровень развития зрительного восприятия недостаточный. Неравномерный медленный темп выполнения заданий, связанных с устойчивостью, а также переключением зрительного внимания. Концентрация зрительного внимания приближена к норме: узнает в рисунке контуры известных изображений.
Знает и называет основные цвета и геометрические фигуры. Геометрические фигуры соотносит с предметом при помощи педагога.
Мышление: Возникают трудности при выполнении логических операций, выполняет простые логические действия в сопровождении взрослого или по образцу.
Математические представления: не сформирован счет в пределах пяти,самостоятельно не отвечает на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», не соотносит количество с числительным.
Пространственно-временные представления не сформированы.
Особенности коммуникативной сферы
Общительна со сверстниками и взрослыми, контактна. С удовольствием принимает условия предложенной игры, проявляет интерес к новым играм.
Характерологические особенности
Интересы ребенка (заполняется воспитателем/родителями)
Любит играть в куклы.
Содержательный раздел
Предметные области
Дефициты ребенка
Планируемые результаты
Пассивный словарь ниже нормы:
— не может показать несколько предметов относящихся к одному понятию
— не умеет изменять слова по образцу
— не дифференирует формы единственного и множественного числа
— не дифференцирует оппозиционные звуки смешиваемые в произношении
— не умеет обобщать предметы и объекты
— допускает ошибки при согласовании числительных 2 и 5 с существительными
не правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах
Пассивный и активный словарь соответствует возрастной норме
Понимает различные формы словоизменения
понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами
Безошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметовю
Не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках.
Называет основные и оттеночные цвета.
Умеет выразительно рассказывать небольшие по объёму стихи.
Чётко произносит слова сложной слоговой структуры,со стечением согласных.
Владеет навыками слогового и звукового анализа односложных слов и слогов.
Программа коррекционной работы
Необходимый специалист
Основное направление деятельности
Конкретные задачи на период
Расписание и формы работы
Коррекция и развитие всех компонентов речи
1.Развитие словаря:
Уточнять и расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности.
Обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному.
Учить группировать предметы по признакам..развивать понимание обобщающего значения слов .
Расширять глагольный словарь.
Обогащать словарь относительными прилагательными.
Расширять понимание значени простых предлогов.
2.Формирование грамматического строя:
Обеспечить усвоение некоторых форм словоизменения
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования.
Сформировать умение составлять простые предложения по картинке и по вопросам.
4.Развитие фонетико-фонематической системы языка:
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу в упражнениях на координацию речи с движением.
Коррекция произносительной стороны речи: -закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности.
— активизировать движения речевого аппарата
— сформировать правильные уклады шипящих, африкат, йотированных и сонорных звуков.
Работа над слоговой структурой слова:
— сформировать навыки слогового анализа и синтеза
— состоящих из одного слога
— воспроизводить цепочку слогов со стечением согласных
— закрепить представление о гласных и согласных звуках
— закрепить навык выделения заданного звука из ряда звуков.гласных и согласных из начала и
конца слова
Обучение элементарной грамоте
Развитие связной речи и речевого общения.
3р. по 25 мин. Индивидуально.
Формирование произвольности высших психических процессов согласно актуальному уровню развития.
Формирование культурно-нравственных навыков в соответствии возраста ребенка.
Формирование представлений о. чувствах и настроениях других людей(эмпатии).
Формирование адекватной самооценки(рефлексии).
Формирование пространственных-временных представлений.
Развитие воображения, креативности.
Работа проводится через игровой и учебный компоненты с формированием внешней и внутренней мотивации.
2 р. по 15 мин. (индивидуально)
Система оценки достижения планируемых результатов:
Предметная область/направление коррекционной работы
Планируемые результаты
Оценка*
Пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме.
Ребёнок без ошибок показывает несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию.
Показывает на предложенных картинках названные взрослым действия
Без ошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметов.
Правильно употребляет имена существительные в И.п.ед.ч. и мн.ч.
Правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах
Образовывает имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в словах названиях детёнышей.
Знает и выразительно читает стихи.
Развитие всех компонентов речи
Правильно выполняет следующие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Накажем язык»
Воздушная струя целенаправленная и сильная.
Выполняет упражнения пальчиковой гинастики
Знает и выполняет движения рук со стихами
При подготовке материала использовались источники:
https://xn--28-6kc3bfr2e.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/org-info/education-program?id=21
https://urok.1sept.ru/articles/679749