Ребёнок с ОВЗ, обучение по адаптированной программе
Здравствуйте. Ребёнку 14 лет, учится по 7 виду, в 7 классе. В 1–4 учился хорошо, но были проблемы с поведением, из-за чего его в 4 классе перевели на индивидуальное обучение, затем вернули в класс. Учится плохо, многое не понимает. Когда просит у учителей помощи, говорят: «Открывай книгу и учи».
В этом году в первой четверти было две двойки. Сейчас тоже выходят двойки по нескольким предметам. Учится по 7 виду, но задания и оценки получает наравне со всеми, как по обычной программе. Учителя каждый день жалуются: то не готов к уроку, то на уроке не занимается, то не слушает или ещё какая-нибудь причина. Боюсь уже отвечать на телефон. Классный руководитель сказала, что его оставят на второй год. После чего меня ждут неприятные последствия, так как я не могу справиться с ребёнком. В связи с чем обещают написать заявления в опеку и мою семью поставят на учет. Семья благополучная.
Скажите, пожалуйста, неужели оставление ребёнка для повторного обучения может повлечь такие последствия или меня просто пугают? Чем обучение по 7 виду отличается от обычной общеобразовательной программы?
Категория:
Комментарии
Надежда (администратор). 08:43, 13.05.2022.
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь:
1. Чем обучение по 7 виду отличаются от обычной общеобразовательной программы? В 2021-2022 учебном году еще не были одобрены примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Обучение детей с ОВЗ, начиная с 5-го класса, проводилось с учетом положений, изложенных в Письме Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 уч. году». 18 марта 2022 года Федеральным методическим объединением по общему образованию одобрены Примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вот пример программы для детей с задержкой психического развития.
Поскольку эта программа одобрена совсем недавно, рекомендуем Вам ознакомиться с АООП, которая разработана школой и по которой учится Ваш ребенок. Для школы желательно взять в качестве образца АООП на будущий учебный год программу по ссылке выше.
В ней установлены особенности оценивания освоения АООП обучающимися с ЗПР. Их образовательные достижения не должны оцениваться наравне с типично развивающимися детьми. «Метапредметные диагностические работы, разработанные для типично развивающихся обучающихся, должны быть адаптированы и модифицированы. Так, например, для оценивания способности к смысловому чтению необходим правильный подбор текста для чтения с учетом таких особенностей обучающегося с ЗПР, как трудности понимания переносного и скрытого смысла, пословиц и поговорок, трудности восприятия сложных грамматических конструкций и текста с незнакомыми терминами и т.д».
2. Скажите, пожалуйста, неужели оставление ребёнка для повторного обучения может повлечь такие последствия или меня просто пугают? Согласно ч. 9 ст. 58 ФЗ «об образовании в Российской Федерации» обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Т.е. Вы как законный представитель ребенка имеете право выбрать – оставить ли его на повторное обучение в 7-м классе либо перейти в 8-й класс на обучение по индивидуальному учебному плану, в случае, если он не исправит двойки по нескольким предметам (ребенок имеет право пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности — ч. 5 ст. 58 ФЗ «об образовании в Российской Федерации»). Конкретного перечня причин, по которым родителей могут поставить на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних, нет, все случаи рассматриваются индивидуально, само по себе оставление ребенка на повторное обучение вряд ли может служить поводом для этого.
Оксана. 08:59, 08.06.2022.
Добрый день. В нашей школе зам. по учебной части сказала что «Примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», одобреные 18 марта 2022 года Федеральным методическим объединением по общему образованию, моего ребенка не касаются, так как он сейчас перешел в 6 класс (согласно ПМПК-обучение до 9 класса по АООП по 7.1) поэтому будет обучаться по принятым раннее. А эти АООН касаются тех кто сейчас поступил в школу. Так ли это? Подскажите пожалуйста. Благодарю.
Надежда (администратор). 12:30, 09.07.2022.
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь: «Примерные адаптированные основные образовательные программы основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», одобренные 18 марта 2022 года Федеральным методическим объединением по общему образованию, не являются категорически обязательными к применения в школе, они разработаны специально для того, чтобы облегчить школе работу с обучающимися с ОВЗ в 5-9 классах. Данные программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС ООО (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287), в нем указано, что образовательная организация вправе осуществлять в соответствии с ФГОС ООО обучение лиц, зачисленных до вступления в силу настоящего приказа, с их согласия. Рекомендуем обратиться к руководству школы с заявлением о том, что Вы выражаете желание, чтобы Ваш ребенок обучался по примерной АООП ООО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). Предварительно подробно с ней ознакомьтесь, определитесь, все ли Вас в ней устраивает. Если школа откажет, обратитесь в местные органы образования.
Ольга . 21:35, 22.06.2022.
Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, можно ли скомплектовать класс для детей с ОВЗ таком составе: 4 обучающихся- вар.1, 2 обучающихся — вар. 6.2, 1 обуч. — вар. 6.3, 3 обуч. — вар.2.2, 2 обуч.- вар.7.1
Надежда (администратор). 12:41, 09.07.2022.
Отвечает юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Анна Лебедь: Следует обратиться к правилам СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20).
Исходя из Вашего запроса, в классе планируется обучение исключительно детей с ОВЗ. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся. Указанное Вами количество детей с ОВЗ и количество категорий детей в классе превышает установленные в п. 3.1.1 нормы – не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная программа 7 вида что это такое
Методический вектор образовательной интеграции
Горячая линия Карта ресурсных школ АООП
Чем отличается обучение по варианту 7.1 от варианта 7.2?
В настоящее время в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ для детей с ЗПР предусмотрено два варианта Примерных адаптированных общеобразовательных программ 7.1 и 7.2. Решение о выборе варианта принимает психолого-медико-педагогическая комиссия.
Каким детям рекомендуют обучение по АООП НОО (вариант 7.1)?
АООП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. У некоторых детей могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 – 4 классы). Во внеурочное время ребёнок получает бесплатную логопедическую и психологическую помощь в объёме 5 часов в неделю.
Каким детям рекомендуют обучение по АООП НОО (вариант 7.2)?
АООП НОО (вариант 7.2) адресована обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью.
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки (обучение в 1 классе продлевается на один год). Количество дополнительных коррекционных занятий увеличивается до 7 часов в неделю.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ организация может создавать два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2. Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития, места проживания обучающегося и вида Организации.
Если остались вопросы, Вы можете обратиться за консультацией к специалистам-наставникам проекта «Методический вектор образовательной интеграции» по телефону горячей линии: 36-08-77.
обучение по 7 виду.
Ребенок учится в 3м классе. В первом классе зауч попросила пройти комиссию, чтобы ребенку определили бесплатно логопеда-дефектолога. По заключению ЦМПК было установлено обучение по адаптированной программе 7.1. в общем классе обычной школе для того,чтобы и психолог тоже занимался с ребенком. В классе соответственно тоже был более мягкий подход к требованиям и оцениванию, но при этом в результате итоговые знания не ниже основного уровня выходили. И знания и оценки были достойными.
Перейдя в другую школу, по причине переезда в другой район, нас сначало выгнали с этим заключением, сказав, что у них нет такой программы и идите ка вы подальше.Но через департамент мы добились,что бы нам выделили комплекс занятий с логопедом-дефектологом и психологом. Но обучение проходит по общей программе(форма обучения, требования и система оценок). Учитель сказала, что зауч местной школы ей ответила никаких отличительных особенностей не устанавливать. И требования ко всем одинаковые.
Всё бы ни чего, но ребенок не справляется, не тянет этот темп. Обучение по ШР и каждый день куча контрольных,СР,диктантов. Ему нужно больше времени на изучение материала или написание контрольной.В школе почти не учат и всё переходит на плечи родителям. В школе в основном приходят на ср. Хотя сам сообразительный, если правильно организовать,то всё получается.
Должны же быть разработаны какие то внутренние документы : индивид.план обучения, система оценок и требований, да даже просто подойти и помочь-направит ?
Наверное всё зависит от учителя, конечно. Даже без всяких заключений у детей бывает разный темп усвоения,обучения. И урок строится дифференцированно.
Перейти в другую школу психологически будет сложно,тк тут уже привык и появились друзья. Да и школа в 5 минутах от дома.
Дома заниматься он не сможет: и не кому будет сидеть целый день, и он не может без общества.Хотя учительница несколько раз давила,чтобы перейти на дом.форму.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.osoboepravo.ru/post/2022/04/rebyonok-s-ovz
https://www.babyblog.ru/community/shkola/post/3198163