АОП ТНР (Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи)
Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с тяжёлым нарушением речи.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (с 01.09.2019 по 30.05.2019г).
Обеспечение планируемых результатов в освоении АООП ДО, развитии и социальной адаптации ребенка.
Общие задачи на период реализации АООП (в соответствии с рекомендациями ЦПМПК)
Педагог-психолог: формирование и развитие коммуникативных и социальных навыков, развитие эмоционально-волевой сферы, игровой деятельности,формирование пространственно-временных представлений. 
Учитель-логопед: коррекция и развитие всех компонентов речи.Развитие понимание обращённой речи. накопление и активизация словаря,формирование простого речевого высказывания.
Режим пребывания ребенка в ОУ (в группе дошкольного отделения)
Полный день, утром в приоритете занятия со специалистами;
Педагог-психолог – 2р. по 20 мин. (индивидуально)
Учитель-логопед – 3р. по 25 мин. (индивидуально)
Кроме индивидуальных занятий со специалистами, ребёнок получает непосредственно образовательную деятельность в своей группе совместно с другими воспитанниками: музыка (понедельник, среда), физическая культура (вторник,четверг), физическая культура на прогулке (пятница); рисование, конструирование, аппликация, лепка, чтение художественной литературы и развитие речи (воспитатели в течение недели). 
Педагог по физическому воспитанию, музыкальный работник и воспитатели проводят непосредственно игровую деятельность с ребёнком (в группе, в спортивном зале, в музыкальном зале) учитывая его индивидуальные особенности.
Программа
Обучение по АОП для ТНР
Оценка особенностей развития ребенка с ТНР с целью определения планируемых результатов АОП
Область
Особенности ребенка
Особенности речевого развития
Речевое развитие чуть ниже возрастной нормы. Ребёнок контактен,эмоциональные реакции адекватны.В общении проявляется эмоциональная стабильность.Понимание обращенной речи приближается к норме. В активном словаре представлены существительные, глаголы, мало прилагательных, предлогов. 
Ребёнок не понимает различные формы словоизменения.Не может пересказать текст из трёх–четырёх простых предложений с опорой на картинку, без помощи взрослого. Трудности при произнесении слов сложной слоговой структуры. Нарушение звукопроизношения в группе сонорных звуков, по типу замен (горловое произношение)
Особенности развития ВПФ
Понимание обращенной речи ограничено рамками обиходно-бытовой тематики. Затруднено понимание многоступенчатых инструкций. 
Двигательная активность: выполняет разнообразные движения с удовольствием. Моторно неловка; Некоторые движения дискоординированы. Отмечается поиск позы при переключении. 
Внимание: концентрирует внимание на предложенном задании достаточно хорошо, выполняет предложенные задания с удовольствием. Темп работоспособности медленный, недостаточный для данного возраста. 
Память. Уровень развития зрительной и слуховой памяти ниже возрастной нормы, наблюдаются трудности при хранении и воспроизведении информации. 
Восприятие: Уровень развития зрительного восприятия недостаточный. Неравномерный медленный темп выполнения заданий, связанных с устойчивостью, а также переключением зрительного внимания. Концентрация зрительного внимания приближена к норме: узнает в рисунке контуры известных изображений. 
Знает и называет основные цвета и геометрические фигуры. Геометрические фигуры соотносит с предметом при помощи педагога. 
Мышление: Возникают трудности при выполнении логических операций, выполняет простые логические действия в сопровождении взрослого или по образцу. 
Математические представления: не сформирован счет в пределах пяти,самостоятельно не отвечает на вопросы «Сколько всего?», «Который по счету?», не соотносит количество с числительным. 
Пространственно-временные представления не сформированы.
Особенности коммуникативной сферы
Общительна со сверстниками и взрослыми, контактна. С удовольствием принимает условия предложенной игры, проявляет интерес к новым играм.
Характерологические особенности
Интересы ребенка (заполняется воспитателем/родителями)
Любит играть в куклы.
Содержательный раздел
Предметные области
Дефициты ребенка
Планируемые результаты
Пассивный словарь ниже нормы: 
— не может показать несколько предметов относящихся к одному понятию 
— не умеет изменять слова по образцу 
— не дифференирует формы единственного и множественного числа 
— не дифференцирует оппозиционные звуки смешиваемые в произношении 
— не умеет обобщать предметы и объекты 
— допускает ошибки при согласовании числительных 2 и 5 с существительными 
не правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах
Пассивный и активный словарь соответствует возрастной норме 
Понимает различные формы словоизменения 
понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами 
Безошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметовю 
Не допускает ошибок при назывании действий, изображённых на картинках. 
Называет основные и оттеночные цвета. 
Умеет выразительно рассказывать небольшие по объёму стихи. 
Чётко произносит слова сложной слоговой структуры,со стечением согласных. 
Владеет навыками слогового и звукового анализа односложных слов и слогов.
Программа коррекционной работы
Необходимый специалист
Основное направление деятельности
Конкретные задачи на период
Расписание и формы работы
Коррекция и развитие всех компонентов речи
1.Развитие словаря: 
Уточнять и расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности. 
Обеспечить переход от пассивного речевого запаса к активному. 
Учить группировать предметы по признакам..развивать понимание обобщающего значения слов . 
Расширять глагольный словарь. 
Обогащать словарь относительными прилагательными. 
Расширять понимание значени простых предлогов. 
2.Формирование грамматического строя: 
Обеспечить усвоение некоторых форм словоизменения 
Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования. 
Сформировать умение составлять простые предложения по картинке и по вопросам. 
4.Развитие фонетико-фонематической системы языка: 
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. 
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу в упражнениях на координацию речи с движением. 
Коррекция произносительной стороны речи: -закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой деятельности. 
— активизировать движения речевого аппарата 
— сформировать правильные уклады шипящих, африкат, йотированных и сонорных звуков. 
Работа над слоговой структурой слова: 
— сформировать навыки слогового анализа и синтеза 
— состоящих из одного слога 
— воспроизводить цепочку слогов со стечением согласных 
— закрепить представление о гласных и согласных звуках 
— закрепить навык выделения заданного звука из ряда звуков.гласных и согласных из начала и 
конца слова 
Обучение элементарной грамоте 
Развитие связной речи и речевого общения. 
3р. по 25 мин. Индивидуально.
Формирование произвольности высших психических процессов согласно актуальному уровню развития. 
Формирование культурно-нравственных навыков в соответствии возраста ребенка. 
Формирование представлений о. чувствах и настроениях других людей(эмпатии). 
Формирование адекватной самооценки(рефлексии). 
Формирование пространственных-временных представлений. 
Развитие воображения, креативности. 
Работа проводится через игровой и учебный компоненты с формированием внешней и внутренней мотивации.
2 р. по 15 мин. (индивидуально)
Система оценки достижения планируемых результатов:
Предметная область/направление коррекционной работы
Планируемые результаты
Оценка*
Пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме. 
Ребёнок без ошибок показывает несколько предметов или объектов относящихся к одному понятию. 
Показывает на предложенных картинках названные взрослым действия 
Без ошибочно называет по картинкам предложенные предметы.части тела и предметов. 
Правильно употребляет имена существительные в И.п.ед.ч. и мн.ч. 
Правильно употребляет имена существительные в косвенных падежах 
Образовывает имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами в словах названиях детёнышей. 
Знает и выразительно читает стихи.
Развитие всех компонентов речи
Правильно выполняет следующие артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Футбол», «Фокус», «Накажем язык»
Воздушная струя целенаправленная и сильная.
Выполняет упражнения пальчиковой гинастики
Знает и выполняет движения рук со стихами
В каких случаях ПМПК рекомендует АООП для обучающихся с ТНР (Вариант 5.1. и 5.2)
 
 
 
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные врачом психиатром и психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается образовательный стандарт, предусматривающий различные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Если психолого-медико-педагогической комиссией установлено, что Вашему ребенку необходима адаптированная основная общеобразовательная для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, то возможны 2 варианта программ.
Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р.Е. Левиной и Т.Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма при сохранном интеллекте.
Ребенок получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП составляет 4 года. То есть, ребенок учится в классе со своими сверстниками, в том числе с теми у которых нет ограниченных возможностей здоровья, учится по абсолютно той же программе по всем предметам, имеет тот же объем заданий по предметам, что и все другие дети, обучающиеся в классе. Иными словами, он такой же ученик класса, как и все остальные ученики этого класса.
При этом Ваш ребенок проходит особую коррекционную программу вне учебных часов по предметам. Эта программа направлена на то, чтобы обеспечить ребенку удовлетворение его особых потребностей в связи с тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации. В случае с ОВЗ ТНР предусмотрено обязательное участие логопеда.
Вариант 5.2. предназначен для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.
В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение — для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях. 
II отделение — для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
Срок освоения варианта 5.2 АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет в I отделении 5 лет (I дополнительный + 4 класса), во II отделении 4 года (I – 4 классы).
Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы I класса, предусматривается I дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения I дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией. Для обучающихся с ТНР на I отделении варианта 5.2 обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучающийся с ТНР, осваивающий вариант 5.2, полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную программу, требования к которой установлены действующим ФГОС, обучающийся с ТНР (вариант 5.2) имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. Эти специальные условия конкретизируются применительно и к особенностям обучающихся с ТНР по варианту 5.1. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТНР должны быть специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Срок освоения АООП НОО для детей с ТНР (вариант 5.2) может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Новикова Юлия Анатольевна, учитель-логопед 
 Алтайского краевого центра ППМС-помощи 
При подготовке материала использовались источники:
https://urok.1sept.ru/articles/679749
https://xn——-43ddab4abla1bfldbcodecee4dgt3agrzmkh55b.xn--p1ai/articles/rmsh-ovz/v-kakikh-sluchayakh-pmpk-rekomenduet-aoop-dlya-obuchayushchikhsya-s-tnr-variant-5-1-i-5-2/