Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 418-ФЗ статья 179.1 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.
ГАРАНТ:
Положения статьи 179.1 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) применяются при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2018 г. (на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг.)
Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 179.1 БК РФ
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен с 9 марта 2022 г. — Федеральный закон от 9 марта 2022 г. N 53-ФЗ
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:
субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
ГАРАНТ:
Положения абзаца четвертого пункта 1 статьи 179.1 (в части предоставления в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой бюджетных инвестиций юридическим лицам в целях предоставления взносов в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ) в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 г. утверждена проектная документация в установленном законодательством РФ порядке и до 1 января 2018 г. заключены договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) указанных объектов капитального строительства
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
ГАРАНТ:
Положения абзаца шестого пункта 1 статьи 179.1 (в редакции Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 178-ФЗ) не применяются к объектам капитального строительства, в отношении которых до 1 января 2017 г. утверждена проектная документация в установленном законодательством РФ порядке и до 1 января 2018 г. заключены договоры, предметом которых является строительство (реконструкция) указанных объектов капитального строительства
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
Положения настоящего пункта не распространяются на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
за пределами территории Российской Федерации.
2. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
3. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Виды инвестиционных программ
Инвестиционная программа представляет собой совокупность проектов инвестирования, которые объединены одной целью. Она содержит в себе полный перечень инвестиционных объектов, объемы вложений и строго определенные временные рамки.
В экономической науке принято различать два основных вида инвестиционных программ:
- государственные;
- на уровне предприятия.
Давайте подробно рассмотрим обе поименованные выше разновидности.
На уровне государства
Федеральные или государственные программы инвестирования представляют собой утвержденный Правительством РФ документ, содержащий план инвестиционных мероприятий, которые направлены на модернизацию и развитие приоритетных отраслей экономики.
Подобные инвестиционные государственные программы создаются профильными министерствами и финансируются напрямую из федерального бюджета.
Адресная инвестиционная программа (АИП)
Федеральная адресная инвестиционная программа представляет собой документ, предусматривающий выделение средств государственного бюджета на развитие инфраструктуры, экономики и социальной сферы отдельного субъекта федерации.
В рамках адресных программ инвестирования могут быть запланированы такие мероприятия:
- строительство заводов и предприятий;
- модернизация или техническое перевооружение существующих промышленных объектов;
- улучшение транспортной инфраструктуры региона;
- вложения, направленные на улучшение жизни граждан и развитие социальной сферы;
- и так далее.
Каждая адресная инвестиционная программа разрабатывается на основе фундаментальных принципов. Главным из них является эффективность инвестиций. Согласно ему выделяемые из соответствующего бюджета денежные средства должны использоваться адресно и приносить максимальный эффект. Другими принципами являются:
- целенаправленность вложений;
- точное исполнение указаний Президента России;
- централизация инвестиционных ресурсов;
- приоритетность финансирования.
Каждая адресная инвестиционная программа (инвестпрограмма) носит долгосрочный характер. Другими словами, на воплощение в жизнь ее положений закладывается несколько лет.
Кроме того, целевые программы инвестирования также могут иметь более узкую направленность. Речь в них может идти о развитии отдельно взятой отрасли экономики и народного хозяйства:
- наука и инновационная деятельность;
- коммунальное хозяйство;
- здравоохранение и физическая культура;
- капитальный ремонт ветхого и аварийного жилья;
- образование и культура.
Подобное сегментирование можно продолжать и дальше. Для примера возьмем сферу образования. АИП может быть направлена на развитие дошкольного, школьного, среднего специального или высшего образования.
В нашей стране адресные программы инвестирования появились в 2006 году.
На уровне предприятия
Фактически такая инвестиционная программа представляет собой практическую реализацию стратегии развития отдельно взятого предприятия или компании. Ее действие распространяется на определенный отрезок времени (год, 5 лет). Кроме того, данная программа должна содержать объем денежных средств, подлежащий инвестированию, а также конкретную задачу, которую предстоит достичь с помощью реализации инвестиционных проектов.
Виды финансирования
Для любой компании источники финансирования инвестиций могут быть внутренними и внешними. Естественно, на реализацию инвестиционных программ лучше тратить собственные средства. Проблема состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев их не хватает на достижение поставленных целей. В таких ситуациях предприятие ищет внешние источники для финансирования собственных вложений.
Внутренние источники для финансирования инвестпрограммы предприятия могут быть следующими:
- чистая прибыль;
- деньги из резервного фонда;
- средства, формирующие уставной капитал;
- амортизационные отчисления;
- выпуск и продажа акций.
Внешние источники для финансирования предприятия могут быть такими:
- банковские кредиты;
- спонсорская помощь;
- средства целевых государственных программ.
За счет правильной реализации инвестиционной программы каждая компания решает множество текущих и стратегических задач. Это может быть не только поддержание существующего уровня производства, но также реализация долгосрочной стратегии развития.
Разработка
Предпосылкой для разработки ежегодной инвестиционной программы предприятия является наличие долгосрочного стратегического плана развития, который рассчитан на несколько лет. Инвестпрограмму можно рассматривать в качестве скоординированного, дополненного и конкретизированного годового разреза стратегического инвестиционного плана.
Разработка и формирования подобной программы состоит из нескольких последовательных, обязательных к исполнению этапов:
- выбор временного интервала – нужно задать четкий период, в рамках которого будут производиться инвестиции;
- выявление потребности в финансировании – нужно рассчитать сумму вложений и определить источники финансирования;
- расчет рентабельности – нужно определить возможность и сроки окупаемости инвестиций.
Разработанная программа инвестирования должна найти баланс между высоким уровнем доходности вложений и приемлемым уровнем риска. Это особенно важно в ситуациях, когда предприятие планирует привлекать сторонних инвесторов. В их глазах сочетание именно этих показателей будет определяющим.
Как правильно составить?
В деле привлечения внешних инвесторов правильно составленная и оформленная программа инвестирования является залогом успеха. Прежде всего необходимо четко сформулировать и расписать основные цели.
Принципиально важно указывать информацию о предполагаемом объеме инвестиций и источников их формирования.
Не меньшее значение имеет четкое определение границ прединвестиционного периода. Под ним понимается время, необходимое для подготовительного этапа программы, без которого невозможно запустить инвестиционный процесс.
В отдельном разделе следует привести размер предполагаемых расходов с детализацией затрат в прединвестиционном и инвестиционном периоде.
Наконец, главное место в сформированном документе должен занимать раздел, касающийся потенциальной доходности инвестиций.
Сторонние инвесторы никогда не примут положительного решения без ознакомления со всей вышеизложенной информацией.
При подготовке материала использовались источники:
https://base.garant.ru/12112604/9efdea51640377a203bd5cb1bb568722/
https://investoriq.ru/teoriya/investicionnye-programmy.html