Актуализация программ что это
Что значит понятие «актуализированный ФГОС»? В образовательной организации реализуются три специальности: 35.02.05 Агрономия, 36.02.02 Зоотехния, 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. ФГОС по каким из данных специальностей актуализирован?
ГБПОУ «Быковский аграрный техникум»
Актуализированный ФГОС СПО – это понятие, которое нормативными правовыми документами не закреплено, в частности Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Однако, оно активно используется по отношению к ФГОС СПО нового поколения, принятых взамен существующих стандартов с учетом всех требований действующего законодательства в сфере образования.
Так, например, ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденный приказом Минпросвещения России от 13.07.2021 г. № 444, является актуализированным, т.к. он принят взамен ФГОС СПО по специальности 35.02.05 Агрономия, утвержденного приказом Минобрнауки России от 07.05.2014 г. № 454, прием на обучение по которому прекращен с 31 декабря 2021 года.
ФГОС СПО по специальности 36.02.02 Зоотехния, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 505, является ФГОС СПО прежнего поколения, в который 13 июля 2021 г. внесены изменения. Указанный стандарт по содержанию более подробный и включает в себя Структуру программы подготовки специалистов среднего звена, что отменяет необходимость разрабатывать ПООП для такого стандарта.
ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 508 с изменениями от 13 июля 2021 г., также относится к стандартам предыдущего поколения.
Актуализация федеральной образовательной программы ДО
Дошкольное детство является самоценным этапом жизни человека, на котором закладываются фундаментальные личностные качества, а не периодом подготовки к школе. Дошкольное образование — одно из важнейших условий реализации потенциала развития личности ребенка, формирования ее идентичности, базовой культуры детей, их личностного роста и социализации в условиях информационного общества.
Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет дошкольное образование как новый уровень общего образования, и существенно повышает статус педагогов и работников дошкольного образования.
На сегодняшний день созданы предпосылки позитивных изменений в направлении государственно – частного партнерства в области дошкольного образования, которые обеспечивают развитие вариативных форм реализации дошкольного образования, различные механизмы доступности, обеспечивают равные возможности реализации конституционного права каждого гражданина на получение бесплатного дошкольного образования, введение новых организационно-экономических механизмов в развитие сферы дошкольного образования.
1 января 2023 года вступила в силу новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования, проект которой Министерство просвещения представило в ноябре 2022 года.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования – нормативный документ, позволяющий реализовать несколько основополагающих функций дошкольной ступени образования:
1. Воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как Гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном содержании, доступными
2. Создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание растущего поколения как знающего и любящего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3. Создание единого, федерального образовательного пространства воспитания и развития детей от рождения до восьми лет, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места и региона проживания.
• Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный и учебно-методическую документацию.
В структуру Федеральной программы включены:
• федеральная рабочая программа образования;
• федеральная рабочая программа воспитания;
• программа коррекционно-развивающей работы;
• примерный режим и распорядок дня в дошкольной группе;
• федеральный календарный план воспитательной работы.
Содержательный раздел Федеральной программы включает программы:
• федеральную рабочую программу образования, которая раскрывает задачи, содержание и планируемые образовательные результаты по каждой из образовательных областей для каждой возрастной группы детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
• федеральную рабочую программу воспитания;
• программу коррекционно-развивающей работы с детьми, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Важно — это прописано в программе — от дошкольника, в силу возраста, нельзя требовать конкретных образовательных достижений. Поэтому планируемые результаты освоения Федеральной программы — это лишь целевые ориентиры возможных достижений ребенка к определенному возрасту. В программе они четко прописаны — к одному году, к трем-четырем годам и так далее. Особо указано: ребенок может продемонстрировать какие-то результаты на 1-2 месяца раньше или позже «нормативов». И это — нормально.
В программе указан и график занятий для дошкольников в детском саду. Так, для всех возрастов начало занятий — не ранее 8 утра. Окончание — не позднее 5 вечера. Напомним, детские сады, если они не интернатного типа (с ночевкой), работают, как правило, до 7 часов вечера.
Занятия у детей разного возраста длятся по-разному. У малышей от 1,5 до 3 лет — не более 10 минут, от 3 до 4 лет — не более 15 минут и так далее, до получаса — в 6-7 летнем возрасте. Перерыв между занятиями — не менее 10 минут. Гимнастика — не менее 2 минут.
Предполагается, что программа будет использоваться как основа для самостоятельной разработки и утверждения программ дошкольной образовательной организацией.
Обязательная часть программ должна соответствовать федеральной программе и составлять не менее 60% от общего объема, не более 40% выделяется на часть, формируемую самими образовательными организациями. Вариативная часть программы позволит реализовать выбранные с учетом мнения родителей направления развития.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При необходимости педагог может использовать специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
• Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может установить соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений ребенка в каждой образовательной области.
• В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии.
Составьте план пройденной темы «Ключевые особенности федеральной образовательной программы ДО».
Поищите дополнительную информацию по данному вопросу.
Сделайте краткое сообщение на основе изученной темы.
Для выполнения задания используйте электронную тетрадь.
1. Сколько от общего объема должна составлять обязательная часть программ ДОУ?
A. Как минимум, 40%;
B. Как минимум, 50%;
C. Как минимум, 60%;
D. Как минимум, 70%.
2. Согласно федеральной образовательной программы ДО, когда должны начинаться занятия в детском саду?
Актуализация образовательных программ в соответствии с содержанием профессиональных стандартов
1 слайд Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Верхнепышминский механико-технологический техникум «Юность»
Актуализация образовательных программ в соответствии с содержанием профессиональных стандартов
г. Верхняя Пышма
2017 г.
2 слайд Расширение содержания ФГОС СПО, изменение содержания образовательной программы
Результаты изучения требований предприятий к специалистам
Содержание профессиональных стандартов
Лучшие международные практики (WSI, WSR)
Новые запросы работодателя
3 слайд Нормативные обоснования
Внесение поправок:
ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст.11, пункт 7:
При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов
ТК РФ, ст.195.
Квалификация работника-уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт-характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной
деятельности
4 слайд Профессиональный стандарт
Требования к содержанию и качеству труда
Требования к уровню квалификации
Требования к условиям труда
Требования к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению
5 слайд Ссылки на применение профессиональных стандартов в законе № 273-ФЗ «Федеральный закон об образовании в РФ»
7 слайд Структурные единицы профессионального стандарта
Вид профессиональной деятельности
Обобщенная трудовая функция
Трудовая функция
Обобщенная трудовая функция
Трудовая функция
Трудовая функция
Трудовое действие
Трудовое действие
…
Трудовое действие
Трудовое действие
Трудовое действие
Трудовое действие
8 слайд 9 уровней квалификации
9 слайд Соотнесение содержательных единиц ПС и ФГОС СПО
10 слайд Связь ФГОС СПО
с профессиональными стандартами
ВД
Соадминистрирование и автоматизация баз данных и серверов
ПС
Администратор базы данных
ПС
Программист
ПС
Специалист по тестированию
ВД
Эксплуатация и модификация ИС
ВД
Участие в разработке ИС
Специальность: Информационные системы (по отраслям)
11 слайд Связь ФГОС СПО
с профессиональными стандартами
Специальность: Информационные системы (по отраслям)
ВД
Соадминистрирование и автоматизация баз данных и серверов
ПС
Специалист по информационным системам
ВД
Эксплуатация и модификация ИС
ВД
Участие в разработке ИС
12 слайд Алгоритм актуализации рабочей программы УД, ПМ
Выбор необходимых для актуализации профессиональных стандартов:
один стандарт, имеющий одинаковое/синонимичное ФГОС название;
часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);
несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы
2. Проведение сравнительного анализа содержательных единиц ПС И ФГОС СПО по методике гармонизация/специализация
3. Внесение изменений в содержание рабочей программы за счет вариативных часов
13 слайд Профессиональные стандарты размещены на сайте:
http://profstandart.rosmintrud.ru/ (Министерство труда и социальной защиты РФ)
. Важно: для проектирования программы следует выбирать соответствующие направленности (профилю) программы трудовые функции, уровень квалификации которых не превышает возможности программы
14 слайд Сопоставление ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке основных профессиональных образовательных программ СПО
Алгоритм действий:
1. Выбор обобщенной трудовой функции, родственной виду профессиональной деятельности.
Например: ОТФ «Ведение бухгалтерского учета»- ВД «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета»
16 слайд Возможно, дидактические единицы ПС целесообразно внести в учебные дисциплины цикла ОП !
18 слайд Профессиональные стандарты
Техническая документация WSI/WSR
Умения
Знания
Конкурсные задания
Трудовые действия
Инфраструктурные листы-требования к оборудованию
19 слайд Соотнесение содержательных единиц ФГОС СПО и компетенций WS
20 слайд Спасибо за внимание!
Рабочие листы
к вашим урокам
При подготовке материала использовались источники:
https://www.informio.ru/forum/question3851/CHto-znachit-ponjatie-aktualizirovannyi-FGOS-V-obrazovatelnoi-organizacii-realizuyutsja-tri-specialnosti-350205
https://multiurok.ru/files/aktualizatsiia-federalnoi-obrazovatelnoi-program-1.html
https://infourok.ru/aktualizaciya-obrazovatelnih-programm-v-sootvetstvii-s-soderzhaniem-professionalnih-standartov-2616413.html