Виды компьютерной анимации: чем отличаются от традиционной
Виды компьютерной анимации отличаются от классической рисовки использованием автоматизированных методов создания движущихся изображений. Так, традиционный мультипликатор затрачивает сотни часов на прорисовку и раскраску персонажей, фона в каждом кадре вручную, специалист, работающий на компьютере, задает лишь направление.
Если говорить о высокотехнологичной анимации, то это не только хорошо знакомое всем 3D. Многие двумерные анимированные изображения также создаются на компьютере, просто вы об этом не догадывались. Подробнее о компьютерной анимации вы узнаете из нашего материала.
Общие понятия об анимации
Анимация, от лат. animare (оживлять), это вид искусства, основанный на создании произведений покадровой съёмкой каждой сцены или кадра. Синонимом анимации является мультипликация. Этот термин тоже пришёл из латыни (multiplicatio означает размножение, умножение).
Кадром в анимации любого вида (компьютерной и т. д.) является нарисованное изображение последовательных стадий движения целых объектов или их отдельных элементов.
Если просмотреть все кадры друг за другом, то возникнет иллюзия, что статичные персонажи или предметы ожили, задвигались. Чтобы добиться эффекта плавного и естественного изменения их очертаний, цвета, положения, кадры должны сменять друг друга с частотой от 11-16 в секунду. Для кино эта частота составляет 25 кадров в секунду, для телевидения ещё больше — 25-30.
Этот принцип анимации был открыт задолго до зарождения кинематографа. Изобретателями начала XIX в. (например, Жозефом Плато, физиком из Бельгии) использовался вращающийся диск или лента, покрытая рисунками, в сочетании с системой зеркал и источником света — фонарём. Изображение проецировалось на экран.
Что же касается рисованной анимации, то она появилась в конце того же века. Первые в мире мультфильмы были сняты американцем Джеймсом Стюартом в 1900-1907 гг. (это были анимационные ленты “Комические выражения смешного лица”, “Волшебные рисунки”, “Отель с привидениями”). В России мультипликация появилась чуть позже, в 1911-1913 гг., а годом выхода первого мультфильма в Белоруссии стал 1927 (мультик назывался “Октябрь и буржуазный мир”).
Представляете, каких трудозатрат стоило создание мультфильма до появления компьютерной анимации? Ведь все кадры (фазы движения) надо было отрисовать вручную! Например, пятиминутный мультик с частотой 24 кадра в секунду — это в сумме 7200 кадров, причём во многих из них есть повторяющиеся детали, которые надо скопировать почти без изменений.
В 20-х гг. XX в. технологию анимации упростили: все фрагменты, которые менялись и двигались, вынесли на прозрачные плёнки из целлулоида, наложенные поверх статичного фона. Этим нехитрым способом труд художника-аниматора хоть немного механизировали. Впоследствии данный вектор развития мультипликации воплотился в компьютерной анимации разных видов.
Компьютерная анимация предполагает прорисовку лишь отдельных опорных, или ключевых, кадров. Все промежуточные кадры автоматически генерируются программой. Чтобы анимация каждого движущегося элемента была независимой, для каждого персонажа заводят отдельный слой (наподобие тех самых плёнок, используемых на заре мультипликации) и свой графический объект.
Виды компьютерной анимации
Компьютерная графика существует уже довольно давно. Графические системы с полным функционалом использовались ещё в 1960-е. На сегодняшний день термины “компьютерная графика” (КГ) и “компьютерная анимация” (КА) не являются синонимами: КГ включает в себя весь спектр работ со статичными картинками, а КА — работу только с изображениями, динамически меняющимися. Но оба вида искусства объединяются под аббревиатурой КГиА.
- Computer graphics означает отображение, вывод, ввод, редактирование, изменение графических объектов посредством компьютера.
- Computer animation — это «оживление» картинок на мониторе, создание динамических изображений с помощью ЭВМ.
Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 22557
Основа любого вида компьютерной анимации — это фиксация стадий движения объектов: для каждого момента определяются их положение, размеры, форма, цвет и другие свойства. Данная операция носит название тайминга или фазовки.
К компьютерной анимации относятся все виды анимации, разрабатываемой на компьютере. Есть более общий термин “графика CGI”, которых охватывает любые виды компьютерной анимации и графики (в том числе, статичные картинки). Анимация же — это только меняющиеся, движущиеся изображения. Она широко используется сегодня не только в сфере развлечений, но и в науке, производстве, бизнесе.
Анимация — это производная от компьютерной графики. Изображения в ней создаются точно такими же способами: отрисовываются в растре или векторе, посредством фрактальной графики и 3D-графики.
Технически анимирование бывает разным и порождает различные виды компьютерной анимации:
- По опорным кадрам: аниматор расставляет только ключевые кадры, а промежуточные генерируются программой. Данный способ ближе всего к классической рисованной мультипликации, но фазовщиком является ПО на компьютере, а не живой художник.
- По записи движения. Специальное оборудование записывает движение реальных объектов, а затем переносит в программу их имитацию. Самый популярный пример данной техники — захват движений, или motion capture: актёры надевают особые костюмы, снабжённые датчиками, совершают все необходимые движения, камеры их записывают, а программа — анализирует. На выходе — набор данных о том, как движутся конечности и суставы актёров. Эти движения применяются к виртуальным персонажам с трёхмерными скелетами. Движения получаются очень правдоподобными. Этот метод особенно полезен, когда нужно передать мимику живого актёра его трёхмерному компьютерному двойнику.
- Процедурная анимация: здесь все движения или только их часть рассчитываются программой. Есть несколько видов процедурной компьютерной анимации:
- воспроизведение физических взаимодействий твёрдых предметов;
- симуляция движения частиц в жидкости, газе;
- воссоздание взаимодействия мягких предметов (тканей, волос);
- Ragdoll — вычисление движений скелета персонажа (который представляет собой иерархическую структуру связей) под воздействием внешних факторов;
- симуляция собственных, самостоятельных движений персонажа.
3. Анимационные программы, их виды.
Анимация является альтернативным направлением культурно-досуговой деятельности. Соответственно анимационные программы — универсальное средство повышения аттрактивности (привлекательности) здорового образа жизни, активного проведения досуга. Анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают разнообразные игры, упражнения и соревнования. Такое сочетание делает эти программы более насыщенными, интересными и полезными для укрепления, восстановления здоровья, поэтому во взаимосвязи анимации и спорта, зрелища, творчества чаще всего и достигается наибольший восстановительно-оздоровительный и развивающий эффект.
Анимационная программа — интерактивный вид культурно-досуговой программы, предусматривающий активное включение участников в деятельность по ее проектированию и проведению. Это такой план организации досуга, который отличается разнообразием и непринужденностью форм общения — познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой, которая требует от аниматоров творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории. Организация и руководство анимационными культурными, оздоровительными, спортивными, творческими, познавательными мероприятиями, их дальнейшее распространение предназначено для вовлечения в активное проведение досуга детей, молодежи и взрослого населения.
Понимание особенностей анимационных программ определяет необходимость уяснения общих отличий анимационной программы от культурно-досуговой или образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:
– содержание анимационной программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения мероприятий;
– овладение предусмотренными в программе знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;
– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;
– в ходе реализации анимационной программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – руководитель анимационной команды, аниматор, участник, драматург, режиссер, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, ведущий, член жюри;
— направленность анимационной программы не столько на развлечение ее участников, сколько на развитие, познание, погружение в культуру;
— интерактивность, активное включение в анимационный процесс как организаторов, исполнителей, так и зрителей.
Среди разнообразных видов анимационных программ можно выделить следующие: спортивные, приключенческие, праздничные, познавательные, культурные, культурно-познавательные, тематические, обучающие, любительские, творческие, развлекательные программы и др.
В основе технологической организации спортивных анимационных программ лежит метод физической релаксации и рекреации: спортивно-оздоровительные программы рассчитаны на любителей спорта и активного отдыха, желающих восстановить силы и здоровье через активные физические нагрузки в условиях чистой природы и чистого воздуха (спортивные соревнования, эстафеты, спортивные и подвижные игры, фитнес); спортивно-развлекательные программы ориентированы на участников любого возраста, строятся на вовлечение в активное движение через заманчивые, увлекательные, веселые конкурсы и безобидные состязания (спортивные праздники, спартакиады, шуточные олимпиады, веселые старты, подвижные игры); спортивно-познавательные программы строятся на приобщении к духовно-нравственным ценностям в процессе активного отдыха (походы, пешеходные экскурсии, слеты, туристские соревнования).
Творческие программы помогают приобрести различные умения и навыки в различных видах занятий, ремесел. После участия в такой программе ее участники отмечают, что научились общению на местном национальном языке, познакомились с национальными музыкальными инструментами, танцами, кухней и т.д. Это может быть аукцион поделок из природных материалов, конкурс любительской фотографии, выставка песочной скульптуры, фестиваль авторских стихов и песен, мастер – класс по выпечке, по плетению из бересты и т.п.
Культурно-познавательные анимационные программы строятся на приобщении к культурно-историческим и духовным ценностям и включают посещение музеев, театров, художественных галерей, парков, выставок, концертов, вечеров поэзии.
Конкурсно-игровые программы состоят из разнообразных игр и конкурсов, объединенных общей темой.
Приключенческие анимационные программы строятся на прикосновении их участников с чем-то интересным, волнующим, необычным через участие в ролевых играх и конкурсах, пиратских вылазках, посещение пещер, вечера народных преданий и легенд, ночные походы, тематические пикники.
Зрелищно-развлекательные анимационные программы включают: праздничные мероприятия, конкурсы, фестивали, карнавалы, тематические дни, ярмарки, шоу – программы. При их проведении необходимо учитывать праздничную культуру, российский праздничный календарь, этнографический аспект, роль народных традиций.
В художественно-публицистических программах основным организующим методом выступает метод иллюстрации – это анимационные концерты, тематические и творческие вечера, литературные и музыкальные гостиные.
Танцевально-развлекательные программы основываются на методе ритмического движения – это дискотеки, танцевальные вечера, диско – театр.
Исследования показывают, что наибольшую популярность имеют приключенческие (63%), конкурсно-игровые (62%), спортивно- развлекательные (54%), зрелищно-развлекательные (51%). Гораздо меньшее число участников привлекают спортивно-оздоровительные (26%) и художественно-публицистические (20%) программы.
Учитывая, что в основе анимационных программ лежит игра и ориентируясь на принципы организации игры, которые представлены в исследованиях Л.Н. Буйловой, А.А. Вербицкого О.С. Газмана, Н.В. Кленовой, Б.В. Куприянова, А.П. Панфиловой, П.И. Пидкасистого, А.С. Смирнова, Ж.С. Хайдарова, С.А. Шмакова можно выделить семь принципов реализации анимационных программ:
— принцип активности – создание условий для проявления физических и интеллектуальных сил участников, высокого интереса детей, зависимости развития сюжета от их действий (моделирование детьми своего поведения, поиск альтернативных вариантов решения);
— принцип взаимодействия – интенсивность коммуникативных связей в процессе программы, приобретение и обогащение детьми разнообразного социального опыта (диалоговое общение, работа малых групп, выбор различных действий в рамках правил и сюжета программы, проба разных ролей: лидера, творца, организатора и пр.);
— принцип синтетичности – совокупность игровых средств и способов воздействия на ребенка, объединенных в единый процесс (зрелищность, игровое пространство, музыкальное и художественное оформление, реквизит и т.д.);
— принцип целостности – согласованность, взаимовлияние, полнота всех компонентов программы, влияющих на её качество и эффективность;
— принципа динамичности – вариативность деятельности, содержащей в своем сюжете интригу, преодоление какого-либо препятствия, регулирование игрового состояния участников;
— принцип правдоподобия – создание игровой, театрализованной атмосферы, побуждающей «поверить» в обстоятельства; конструирование ситуаций, атрибутов, аналогичных ситуациям реальной жизни (реалистичность восприятия, импровизация и свобода);
— принцип личного проживания — эмоциональная включённость ребёнка в программу, её атмосферу; наличие у ребёнка состояния, адекватного событиям программы; приобретение детьми в процессе участия в программе опыта, частично переносимого в реальную жизнь.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/5576633/page:3/