Методическая рекомендация «Как составить аннотацию к программе»
Нормативные документы обязывают в подразделе «Структура сайта» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)». Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии дополнительных общеобразовательных программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация.
Составление аннотации развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации позволяют родителям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор направления.
Аннотация – это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.
Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая – характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.
В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций – справочные и рекомендательные.
Цель справочной аннотации – дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен – от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно-вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.
Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги или статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации – педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.
А ннотация дополнительной общеобразовательной программы – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
Основными в аннотации являются следующие компоненты:
1) указание на то, в соответствии с какими нормативными документами составлена данная рабочая программа, какому УМК она соответствует;
2) цель и задачи учебной дисциплины;
3) количество часов на изучение дисциплины;
4)срок реализации программы;
5) перечисление основных разделов дисциплины (или тематическое планирование с указанием количества часов);
6) периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
1. В первую очередь, нужно максимально точно выделить и сформулировать ключевую мысль работы. Необходимо взять только наиболее важные моменты и отразить их в тексте характеристики.
2. Аннотация должна быть написана понятным языком, без специфических, узких выражений и определений. Она должна легко читаться и восприниматься на слух.
3. Будет правильно включить в текст описания ключевые слова для поиска статьи. Их рекомендуется размещать в середине описания.
4. Крайне нежелательно размещать в аннотации таблицы, списки и другие элементы оформления.
5. Не нужно писать в резюме общие фразы, не имеющие никакой смысловой нагрузки. В правильно сформулированной характеристике каждое слово должно быть нацелено на привлечение читателей.
6. Итоги работы необходимо описать максимально информативно и точно.
7. При написании аннотации необходимо придерживаться установленного лимита слов (100…250 слов (по ГОСТу 850 знаков, не менее 10 строк).
Пример составления аннотации к дополнительной общеобразовательной программе:
I -вариант
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Рукоделие»
Статус программы: Программа объединения «Рукоделие» модифицированная, составлена по типовым программам трудового обучения в общеобразовательной школе под редакцией И.Г.Майорова, Б.М.Неменского, Н.М.Конышева.
Направленность : художественная
Возраст обучающихся : 10-15 лет
Срок реализации программы : 2 года
Разделы программы :
Цель программы : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт.
· формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой, тканью и др. материалами;
· знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
· развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
· развивать мелкую моторику рук и глазомер;
· формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, к чужому труду, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
· воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
Краткое содержание : знакомство с возможностями декоративно-прикладного творчества. Историей развития техники модульного оригами, техники изонить, текстильной игрушки, макраме, квиллинга. Обучение навыкам изготовления игрушек-саше, игрушек-оберегов, выполнение изделий из бисера, способам кручения газетных трубочек.
Ожидаемые результаты: овладение навыками и умениями работы с материалами и швейными принадлежностями. Обучающиеся должны знать базовые понятия, основные приемы художественной обработки используемых материалов, следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, представлять работы, выполненные своими руками.
II – вариант (упрощенный)
Дополнительная общеобразовательная программа объединения «Изобразительное творчество»
Возраст обучающихся : 7-12 лет
Срок реализации : 3 года
Разделы программы :
Цель программы : формирование нравственного совершенствования и гармоничного развития личности, его активного эстетического отношения к жизни и искусству.
· обучение основам изобразительной грамоты;
· знакомство с различными видами изобразительной деятельности;
· формирование художественных знаний, умений и навыков;
· развитие художественно-творческих способностей личности обучающегося, эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
· воспитание уважительного и бережного отношения к предметам искусства;
· воспитание волевых и трудовых качеств личности;
· содействие профессиональному самоопределению обучающихся.
Что такое аннотация к рабочей программе?
Нормативные документы обязывают в подразделе «Образование» размещать сведения «об аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы) с приложением их копий (при наличии)».
Это значит, что на сайте образовательной организации должны быть размещены копии рабочих программ на текущий учебный год, и к каждой программе должна быть аннотация. Требований к аннотации ни в одном из действующих нормативных документов нет, поэтому её составляют так, как понимают. Текст аннотации рабочей программы не стандартизирован, поэтому мы рассмотрим возможные варианты оформления аннотации.
Сначала обратимся к теории жанров
С точки зрения теории жанров, аннотация – это характеристика документа, его части или группы документов с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей. Аннотация дает ответ на вопрос, о чём говорится в первичном документе.
Значит, аннотация рабочей программы содержит краткую характеристику этого документа; по сути, аннотацией может быть краткое изложение пояснительной записки рабочей программы.
А что должно быть отражено в этой краткой характеристике?
Посмотрим на примеры
Если набрать в любом поисковике «аннотация рабочей программы», то в выдаче результатов окажется множество ссылок на сайты школ, училищ, вузов, которые уже размещают аннотации рабочих программ. Основными в них являются следующие компоненты:
- указание на то, в соответствии с какими нормативными документами составлена данная рабочая программа, какому УМК она соответствует;
- цель и задачи учебной дисциплины (или только цель);
- количество часов на изучение дисциплины;
- перечисление основных разделов дисциплины (или тематическое планирование с указанием количества часов);
- периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
Составителя рабочей программы (учителя) в аннотации не указывают.
На сайтах некоторых школ аннотации повторяют содержание пояснительной записки рабочей программы, то есть содержат большой по объему текст, что противоречит жанровым признакам аннотации. Итак, у каждой рабочей программы своя аннотация.
Как разместить аннотации на сайте?
Копия аннотации не требуется, да и нет такого документа в номенклатуре дел образовательной организации, поэтому форма представления может быть разной:
- текст аннотации на странице сайта (скачивать файл не надо);
- аннотация в прикрепленном файле («вордовском» документе или файле в формате pdf ).
Мне встречались в основном случаи, когда аннотации размещают в виде прикрепленных файлов.
Рабочих программ много, соответственно, и аннотаций много. Как сделать проще?
Вариант 1. Одна аннотация – один файл. Сначала даем ссылку на аннотацию, после нее – на копию соответствующей рабочей программы (или сначала даем список аннотаций, затем – список рабочих программ). На сайте будут большие списки из рабочих программ и аннотаций.
Вариант 2. Все аннотации рабочих программ по одной дисциплине собираем в один файл и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет несколько файлов с аннотациями: по русскому языку, по математике, по истории и т.д.
Вариант 3. Все аннотации всех рабочих программ собираем в один документ и размещаем его в виде прикрепленного файла. На сайте будет один файл с аннотациями.
Очевидно, что самый простой – 3-й вариант.
Выводы:
- Аннотация рабочей программы – это краткая характеристика программы. В этой характеристике достаточно отразить: нормативную базу и УМК, цель и задачи учебной дисциплины; количество часов на изучение дисциплины; основные разделы дисциплины; периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации.
- Проще всего все аннотации рабочих программ поместить в один файл, и ссылку на этот файл дать в соответствующем разделе сайта.
Всё, что здесь изложено, носит исключительно рекомендательный характер и не обязывает делать именно так. Возможно, ваша образовательная организация предложит более грамотный вариант создания и размещения аннотаций рабочих программ.
Аннотация к рабочей программе
Учебный предмет «Русский язык» включен в предметную область «Филология» учебного плана МБОУ СОШ №2.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников как часть ООП НОО на период ее реализации, равный сроку освоения дисциплины учебного предмета, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями от 11 декабря 2020 г.) (далее — ФГОС НОО); с учетом примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020г. №2/20; п римерной основной образовательной программы начального общего образования» (протокол УМО от 8 апреля 2015 года № 1/5).
Рабочая программа соответствует учебному плану образовательного учреждения, рассчитана на 739 часов.
2. Цель изучения учебного предмета:
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
3. Общая трудоемкость учебного предмета:
Количество часов за период освоения ООП НОО
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/metodicheskaya-rekomendaciya-kak-sostavit-annotaciyu-k-programme-1780334.html
http://15kids.ru/articles/40.html
https://infourok.ru/annotaciya-k-rabochej-programme-6201778.html