...

Бисероплетение что это за программа

Программа кружка «Бисероплетение»

Программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделию. Возраст детей 7-14 лет. срок реализации программы 2 года.

12 марта 2017 Давыдова Наталья Юрьевна
5026 264 1 0

Содержимое публикации

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска

Кружок

«Бисероплетение»

возраст детей 7-14 лет.

срок реализации программы 2 года.

Давыдовой Натальей Юрьевной

Пояснительная записка

Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей к бисероплетению – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.

Бисерные работы, начиная с XVIII века, были популярны в стране и охватывали разные социальные слои, включая и дворянскую знать. Если проанализировать ассортимент изделий из бисера, выполненных в России, то поражает огромное разнообразие бытовых вещей: среди них разнообразные сумочки, кошельки, бумажники, коробочки, чехольчики, сонетки, столешницы, картины, диванные подушки, трости, трубки, экраны, даже обои Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме.

Все эти работы высокого художественного уровня. Только в Историческом музее в Москве коллекция бисерных изделий насчитывает около 2 тысяч единиц хранения. К сожалению, после войн начала ХХ века, сначала мировой, а затем и гражданской, этот вид рукоделия практически перестал развиваться.

Новый подъём интереса к бисероплетению наблюдается в настоящее время. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия.

Человек всегда стремился украсить свой быт и свою одежду. В глубокой древности люди изготавливали украшения из доступных в то время материалов: ягод, семян растений, раковин и камешков, нанизывая их на конский волос или травинку. Со временем их заменили полудрагоценные и драгоценные камни, а с возникновением стеклоделия — бисер. Зародившееся еще в Древнем Египте, бисерное искусство развивалось в течение тысячелетий, иногда временно выходя из моды, а затем возвращаясь на новом витке своего развития.

Работа с бисером и стеклярусом вполне доступна для детей. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с 6 лет, и к 7 годам они достаточно уверенно низали цепочки — основы для украшений в четыре нити. К 10 -12 годам многие из них справлялись со сложными изделиями, а к 14 — 15 годам наиболее талантливые могли на основе народных традиций создавать узоры или элементы узоров, владея практически всеми техниками работы с бисером.

Образовательная программа «Бисероплетение» является программой художественной направленности, разработана на основании существующих нормативных документов для учреждений дополнительного образования и с учетом опыта работы педагога дополнительного образования.

Программа предусматривает художественную направленность на развитие творческих способностей детей, составлена в соответствии с новыми требованиями организации образовательного процесса и опыта работы.

Актуальность программы состоит в том, что она отражает эту общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

В связи с быстрым ростом объёма знаний, увеличением количества часов дисциплин гуманитарного и естественнонаучного цикла и снижением познавательной преобразующей предметно-практической деятельности детей, возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ декоративно-прикладного творчества. Такие программы способствуют развитию интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи “Природа – Человек – Предметная среда”

Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам бисероплетения, сколько на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему создавать высокохудожественные изделия, но при этом в процессе обучения не используется трудоёмкая техника, а применяется техника «ткачества», доступная для детей.

Сегодня, к сожалению, генетическая связь поколений во всех рукодельных работах утрачена. Дети при желании и при хорошем объяснений усваивают многое. К счастью, у детей такое желание имеется. Сегодня педагоги сталкиваются с другой проблемой — развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В.Сухомлинский).

Педагогическая целесообразность программы позволяет пробудить интерес детей к художественно-прикладному искусству, творчеству и изготавливать сувениры из бисера, украшения из бисера, изготовление цветов, панно из бисера.

Цель программы — обучение детей основам бисероплетения, приобщение детей к возрождению, сохранению и развитию русских народных промыслов, национальных традиций.

Задачи программы:

Образовательные.

познакомить детей с историей мирового и русского искусства, с народными традициями, старинным укладом жизни, бытом, верованиями и обычаями русского народа, отразившимися в его декоративно-прикладном творчестве;

познакомить детей с различными способами плетения из бисера;

обучить правильному пользованию инструментами, необходимыми в процессе работы.

Воспитательные.

воспитывать трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность;

воспитывать стремление к независимости и самостоятельности, чувство коллективизма и взаимопомощи;

Развивающие.

развивать мелкую моторику рук;

развивать творческое мышление, пространственное воображение, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность.

Отличительные особенности программы состоят в том, что она не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ и, являясь существенным дополнением в решении важнейших развивающих, воспитательных и образовательных задач педагогики, призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы. Происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни.

Программа рассчитана на 2 года обучения.

1 часть программы направлена на введение ребенка в мир народного искусства и овладение техническими приемами и навыками работы с бисером. Основная форма организации учебного процесса — фронтальная. Методы работы репродуктивные.

2часть программы направлена на обучение практическим навыкам работы с бисером, на развитие умения детей создавать своими руками художественную вещь не только на основе повтора, но и собственные творческие изделия в традициях народного русского искусства. На данном

этапе происходит активизация поисковой, исследовательской работы, требующей творческого мышления, высокого уровня мастерства.

Основная форма организации учебного процесса — групповая и индивидуальная. В процессе обучения можно применять проблемно-поисковые методы.

Возраст обучающихся детей — 7-13 лет. Продолжительность занятий для группы 1 года обучения составляет 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 часа, 144 часа в год), продолжительность занятий для группы 2 года обучения составляет 6 часов в неделю (2 раза в неделю по 3часа, 216часа в год). Количество детей в группе 10 — 12 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Ожидаемый результат имеет внутреннюю динамику развития, являясь итоговой характеристикой каждого этапа обучения.

В результате изучения программы первого года обучения

дети будут знать:

-Виды и свойства бисера;

— Роль бисероплетения в национальной культуре, историю развития про-

— Основные приемы плетения;

— Правила оформления и отделки готового изделия;

— Правила безопасной работы с инструментами ручного труда;

Дети будут уметь:

— Применять основные приемы плетения и составления узоров;

— Читать схемы выполняемых изделий;

— Планировать предстоящие трудовые действия;

— Иметь первоначальные навыки составления композиции;

— Декоративно оформлять готовое изделие;

— Осуществлять визуальный контроль качества изготавливаемого изделия.

Способы определения результативности программы:

Выявляется три уровня усвоения материала: высокий, средний, низкий. Используется десятибалльная система оценки знаний: 10-8 — высокий уровень; 7-5 – средний уровень; 4-1 – низкий уровень.

Формы подведения итогов

Помимо тестирования и разгадывания кроссвордов, используются: познавательные игры, викторины, конкурсы, выставки работ, коллективное обсуждение пройденных тем.

Образовательная программа кружка Бисероплетение

Образовательная программа кружка «Бисероплетение» для дополнительного образования детей.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники низания и приобщения к национальной культуре.
Составитель программы:
учитель начальных классов, первой квалификационной категории Малых Ольга Вильевна

Оценить 8390 2

Содержимое разработки

Пояснительная записка

Программа художественно-эстетической направленности.

Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.

Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Ц ель п рограммы: р азвитие т ворческих с пособностей о бучающихся черезо владение р азнообразными мет одами т ехники низанияип риобщения кнациональн ой к ультуре.

Учебно-воспитательные задачи программы:

— обучать детей искусству плетения из бисера;

— воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания, аккуратности;

— развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;

— формирование дружного сплоченного коллектива;

— развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к

Основные дидактические принципы:

— поддержки самоопределения воспитанника;

Работа строится по следующим направлениям: обучающая деятельность, исследовательская деятельность, воспитательная деятельность.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, просмотр журналов, книг, фотографий, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Работа вк ружке с остоит и з т еоретических ип рактических з анятий. О сновой содерж ания т еоретических з анятий я вляются в водные б еседы ос одержании из адачах р аботы к ружка, р аскрытие т ем из аданий н а б лижайший п ериод. Н а п рактических з анятиях д ети у чатся п ользоваться м атериалами, и нструментами, п олучают н авыки и зготовления и зделий. Н а з анятиях п рослеживаются с вязи си сторией, т ехнологией.

Программа в ключает вс ебя п остепенное о своение п риемов п летения; вып олнение и зделий о т п ростого ид оступного д о с ложного ин еобычного; п онимание с хем ир исунков; с амостоятельное с оставление р исунков. В ыполнение и зделий н е д олжно б ыть н аправлено н а м еханическое к опирование о бразцов —э то т ворческий п роцесс. П ознав с екреты м астерства, р ебенок вк аждую с вою р аботу д олжен в носить ч то-то л ичное, о тражающее с обственное вид ение.

Дети работают в разновозрастных группах, поэтому работа строится по принципу «мастер – ученик», где более старшие (или более подготовленные) дети помогают остальным. Широко используются совместные практические занятия детей первого и второго года обучения: дети помогают и дополняют друг друга, консультируют, что способствует более полному усвоению материала. Также решаются задачи взаимосотрудничества, уважительного отношения друг к другу.

При п ланировании з анятий с ледует п о в озможности у читывать ж елания ии нтересы кружковцев.О днако н адо и меть вв иду, ч то ш кольники е ще н е м огут о пределить самостоят ельно, ч то и м п о в озрасту п осильно, ач то н ет. Р уководитель н аправляет у чащихся, помогае т и м с воими з наниями ио пытом.

Программа п редусматривает к оррекционные и зменения вз ависимости о т и нтересов д етей иу ровня и х п одготовки. В полне в озможно, ч то вх оде у чебного п роцесса п отребуется с ократить м атериал п о о дной т еме п лана, у величить п о д ругой, и зменить е го последовательн ость. П одобные и зменения ( их м ожно в носить н а п ротяжении в сего г ода) закономерны. В озникновение повышенногои нтереса кт ем и ли и ным т емам и ли д аже отдельным в опросам вх оде р аботы с видетельствует, ч то у чебный п роцесс и дет п о правильному пути,р азвивает п ытливость, л юбознательность, у чит д умать.

Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения д ля д етей вв озрасте 7—1 4 л ет. Программа 1 года обучения рассчитана на 144 часа в год, программа 2, 3, 4 года обучения – на 216 часов в год, кроме того в начале учебного года обязательно знакомство с деятельностью ДДТ, уставом, локальными актами учреждения. Проводится работа с родителями: родительские собрания, походы выходного дня совместно с детьми.

Режим обучения: занятия проводятся два (1 год обучения), три (2,3,4 год обучения) раза в неделю по два академических часа с 10 минутными перерывами. Наполняемость группы – 15-12 человек соответственно.

Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.

В ц елях н аиболее у спешного у своения м атериала д етьми, в ыявления и х т ворческих в озможностей р екомендуется з анятия п роводить п о з веньям, э то о беспечивает индивидуальн ый п одход кк аждому р ебенку ио рганизацию с амостоятельной т ворческой деятельности.

Для р аботы к ружка т ребуется с ледующие м атериалы ии нструменты: б исер (кругл ый, р убленый), с теклярус, б усины, н ити и з с интетических в олокон, л еска, м ягкая проволок а, б исерные и глы, з астежки, н ожницы, т етрадь вк летку, ф ломастеры, з ажигалка.

Д ля усв оения м атериала т акже н ужны н аглядные п особия: т ехнические р азработки и зделий, образц ы г отовых и зделий. Э ти н аглядные п особия м ожет в ыполнить р уководитель к ружка спом ощью кружковцев.

Подведение и тогов г одовой р аботы к ружка п роводится н а о тчетной в ыставке, н а кот орую п редставляются л учшие р аботы кружковцев.Оцениваниер езультатов о бучения осущ ествляется ч ерез о рганизацию м ониторинга л ичностного р азвития о бучающихся впроцесс е о своения и ми о бразовательной п рограммы. О рганизуется в ходная д иагностика ( в начале у чебного г ода), п ромежуточная а ттестация ( в к онце п ервого п олугодия), и тоговая аттестация ( в к онце у чебного г ода). Н а к аждого о бучающегося з аводится из аполняется индивидуальная к арточка у чета р езультатов о бучения ил ичностного р азвития р ебенка, которая п озволяет п роследить д остижения о бучающихся вд инамике вт ечение п рохождения всего курса, так же ведется учет участия воспитанников в мероприятиях различного уровня.

В конце учебного года, на лето детям дается задание для самостоятельной исследовательской деятельности. В начале следующего учебного года заслушивают отчеты о проделанной за лето работе.

В рамках курса формируются

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда и л ичной г игиены при работе ручным инструментом;

правила планирования и организации труда;

основы композиции и цветоведения;

классификацию и свойства бисера;

основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера

выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

работать в звене (3-4 ч), распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;

выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование), сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);

проявлять элементы творчества на всех этапах;

соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

эстетично оформлять изделия;

гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно;

изготавливать украшения, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов;

выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

Учебно-тематический план

Наименование р аздела п рограммы

Программа по бисероплетению

Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Мастерица» автор: Блохина А.Ф. и изучению существующей литературы по декоративно-прикладному творчеству, а также на основе собственного опыта по работе с бисером.

Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение. Бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности.

Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколения передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятие бисероплетением вызывает у детей большой интерес. Вызывать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основными способами бисероплетения, основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика, эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››. Формирование ‹‹культуры творческой личности›› предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточна развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию ‹‹я хочу это сделать сам››. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только ‹‹ под диктовку›› учителя по принципу ‹‹делай как я››, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего как связать между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя ‹‹работу ума и рук››, а педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцов дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполнятся как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определённую роль в их воспитании.

Дополнительная образовательная программа ‹‹Волшебный бисер›› является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п.

Актуальность программы в том, что её освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка. А также бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.

Педагогическая целесообразность программы

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

При подготовке материала использовались источники:
https://www.art-talant.org/publikacii/1241-programma-krughka-biseropletenie
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/2382-obrazovatelnaja-programma-kruzhka-biseroplete
https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/proghrammapobisieroplietieniiu

Оцените статью