...

Блок схема программы что это

Чтобы не потеряться в коде: блок-схема программы на С++

Блок-схема программы на С++ – это графическое представление алгоритма работы программы на языке программирования С++. Блок-схема позволяет визуально представить последовательность действий, которые нужно выполнить для достижения цели программы. Это простой и эффективный инструмент для разработки и отладки программ.

Зачем нужна блок-схема программы

Блок-схема программы помогает программисту визуализировать алгоритм работы программы и определить возможные ошибки и проблемы в ходе ее выполнения. При создании блок-схемы программы можно легче определить последовательность действий, необходимых для решения поставленной задачи. Блок-схема программы также может показать, где возникают недостатки и как их устранить.

Как создать блок-схему программы

Создание блок-схемы программы – это последовательность шагов и действий. Процесс состоит из следующих этапов:

  1. Определение цели программы
  2. Определение входных и выходных данных
  3. Определение алгоритма программы
  4. Разработка блок-схемы программы

После создания блок-схемы программы на языке программирования С++, программист может приступить к написанию и отладке самой программы.

Элементы блок-схемы программы

Блок-схема программы состоит из нескольких элементов:

  1. Прямоугольник – это блок для представления задачи или операции.
  2. Ромб – это блок для представления условия.
  3. Окружность – это блок для представления начала и конца программы.
  4. Соединительная линия – это линия, которая соединяет блоки и показывает порядок выполнения операций.

Сам блок-схема программы должен быть построен в соответствии с общепринятыми стандартами, чтобы было легче понимать его снова и снова.

Пример блок-схемы программы

Ниже приведен пример блок-схемы программы для вычисления суммы двух чисел:

 +---------+ | Начало | +---------+ | V +--------------+ | Ввод A и B | +--------------+ | V +-----------------------+ | S = A + B | +-----------------------+ | V +-----------------------+ | Вывод S на экране | +-----------------------+ | V +---------+ | Конец | +---------+ 

Вывод

Блок-схема программы на С++ – это инструмент для визуализации алгоритма работы программы. Она помогает программисту детально продумать и определить порядок выполнения операций. Благодаря блок-схеме программы программисты могут проще и быстрее разрабатывать программы и выявлять логические и синтаксические ошибки. Освоив данную тему, вы станете более уверенным в своих навыках программирования на языке С++.

  • Почему Entity Framework может возвращать null: причины и способы решения
  • Отладка Entity Framework: как определить, почему возвращается null
  • Изучаем возможные причины возвращения null в Entity Framework
  • Расширение функционала класса Stream в C# при помощи декорирования
  • Повышение производительности при работе с потоками через декорирование в C#
  • Улучшение функциональности потокового ввода-вывода в C# с помощью паттерна декоратора
  • Как правильно вывести все простые числа в интервале от 1 до N с использованием C++
  • Как составить блок-схему кода на С++: подробный гайд
  • Шаг за шагом к блок-схеме С++ кода: инструкция для новичков

Блок-схема

Блок-схема – это графический способ представления алгоритма, каждое действие при этом осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками.

Основные элементы блок-схем

Правила построения блок-схем:

  1. Блок-схема выстраивается в одном направлении либо сверху вниз, либо слева направо.
  2. Все повороты соединительных линий выполняются под углом 90 градусов.
  3. Выходящая линия должна быть одна (исключение составляет логический блок).

Базовые структуры алгоритмов — это определенный набор блоков и стандартных способов их соединения для выполнения типичных последовательностей действий.

К основным алгоритмическим структурам относятся следующие:

Линейные алгоритмические структуры. Базовая структура «следование»

Линейными называются алгоритмы, действия в которых осуществляются последовательно друг за другом.

Базовая структура «следование»

Пример. Даны катеты прямоугольного треугольника. Вычислить его площадь и периметр.

Блок – схема алгоритма вычисления периметра и площади прямоугольного треугольника

Разветвляющиеся алгоритмические структуры. Базовая структура «ветвление»

Разветвляющимся называется алгоритм, в котором действие выполняется по одной из возможных ветвей решения задачи, в зависимости от выполнения условий. В отличие от линейных алгоритмов, в которых команды выполняются последовательно одна за другой, в разветвляющиеся алгоритмы входит условие, в зависимости от выполнения или невыполнения которого выполняется та или иная последовательность команд (действий).

В качестве условия в разветвляющемся алгоритме может быть использовано любое понятное исполнителю утверждение, которое может соблюдаться (быть истинно) или не соблюдаться (быть ложно). Такое утверждение может быть выражено как словами, так и формулой. Таким образом, алгоритм ветвления состоит из условия и двух последовательностей команд.

В зависимости от того, в обеих ветвях решения задачи находится последовательность команд или только в одной, разветвляющиеся алгоритмы делятся на полные и не полные (сокращенные).

Базовая структура «ветвление» (полная форма)

Базовая структура «ветвление» (неполная форма)

Пример. Найти наименьшее из двух чисел.

Блок – схема алгоритма нахождения наименьшего из двух чисел

Циклические алгоритмические структуры.

Базовая структура «повторение (цикл)»

Циклическим называется алгоритм, в котором некоторая часть операций (тело цикла — последовательность команд) выполняется многократно. Однако слово «многократно» не значит «до бесконечности». Организация циклов, никогда не приводящая к остановке в выполнении алгоритма, является нарушением требования его результативности — получения результата за конечное число шагов.

Перед операцией цикла осуществляются операции присвоения начальных значений тем объектам, которые используются в теле цикла. В цикл, в качестве базовых, входят следующие структуры:

· Блок проверки условия;

· Блок, называемый телом цикла.

Существуют три типа циклов:

· Цикл с предусловием (Цикл «пока»);

· Цикл с постусловием (Цикл «до»);

· Цикл с параметром (разновидность цикла с предусловием).

Цикл с предусловием (Цикл «пока»)

Если тело цикла расположено после проверки условий, то может случиться, что при определенных условиях тело цикла не выполнится ни разу. Такой вариант организации цикла, управляемый предусловием, называется циклом c предусловием.

Базовая структура «повторение (цикл)». Цикл с предусловием

Переход к выполнению действия осуществляется только в том случае, если условие выполняется, в противном случае происходит выход из цикла.

Цикл с постусловием (Цикл «до»).

Возможен другой случай, когда тело цикла выполняется, по крайней мере, один раз и будет повторяться до тех пор, пока не станет ложным условие. Такая организация цикла, когда его тело расположено перед проверкой условия, носит название цикла с постусловием.

Базовая структура «повторение (цикл)». Цикл с постусловием

Исполнение цикла начинается с выполнения действия. Таким образом, тело цикла будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.

Цикл с параметром является разновидностью цикла с предусловием. Особенностью данного типа цикла является то, что в нем имеется параметр, начальное значение которого задается в заголовке цикла, там же задается условие продолжения цикла и закон изменения параметра цикла. Механизм работы полностью соответствует циклу с предусловием, за исключением того, что после выполнения тела цикла происходит изменение параметра по указанному закону и только потом переход на проверку условия.

Базовая структура «повторение (цикл)». Цикл с параметром

— начальное значение параметра;

— конечное значение параметра.

Для создания циклов с параметром необходимо использовать правила:

  1. Параметр цикла, его начальное и конечное значения и шаг должны быть одного типа;
  2. Запрещено изменять в теле цикла значения начальное, текущее и конечное для параметра;
  3. Запрещено входить в цикл, минуя блок модификации;
  4. Если начальное значение больше конечного, то шаг — число отрицательное;
  5. После выхода из цикла значение переменной параметра неопределенно и не может использоваться в дальнейших вычислениях;
  1. Из цикла можно выйти, не закончив его, тогда переменная параметр сохраняет свое последнее значение.

Тест.Блок-схема

  • Выберите один из вариантов в каждом из 5 вопросов;
  • Нажмите на кнопку «Показать результат»;
  • Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
  • Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
  • За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
  • Оценки: менее 2.5 баллов — НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, от 2.5 но менее 3.75 — УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО, 3.75 и менее 5 — ХОРОШО, 5 — ОТЛИЧНО;
  • Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку «Сбросить ответы»;

#6 – Блок схемы и алгоритмы действий

#6 – Блок схемы и алгоритмы действий

Перед построением программы рекомендуется всегда прописать алгоритм решения. В уроке мы с вами рассмотрим что такое алгоритм, какими они бывают и как можно описать программу при помощи Блок-схем.

Відеоурок

Алгоритм действий

Алгоритм действий – последовательность выполнения операций для достижения желаемого результата. В реальной жизни мы постоянно выполняем действия по алгоритму. Например, вы хотели посмотреть видео на YouTube? Значит ваш алгоритм был как минимум таким: найти компьютер, включить его, открыть браузер и включить видео на YouTube.

Если где-то была допущена ошибка, то конечный результат может отличаться и решение будет неверным.

В программировании все точно так же. Вы хотите чтобы на экран было выведено сообщении из ячейки памяти? Тогда алгоритм действий может быть таким: сперва создать значение в определенной ячейке памяти, позже обратиться к функции по выводу информации и наконец указать вывод информации из определенной ячейки.

Всегда перед написанием какой-либо сложной программы рекомендуется прописать алгоритм действий. Он может быть не настолько детальным, но главное он должен содержать последовательность шагов для реализации вашей задачи.

Блок схемы

Вы можете прописать алгоритм действий на бумажке и придумать его с головы, но как тогда вы поясните этот алгоритм кому-то другому? Придется писать еще инструкцию по вашему алгоритму. В общем не особо удобный получается способ.

По этой причине были придуманы блок схемы. За счет них вы можете на том же листе бумаги или на компьютере описать алгоритм действий вашей программы. Далее смотря на этот алгоритм вы можете построить программу, используя какой-либо язык программирования.

Сразу хотим отметить, что уделять очень много времени на изучение блок схем не нужно. Они скорее вам помогут понять как работает программы, но в будущем, скорее всего, вы их особо использовать не будете.

Завдання до уроку

Блок схемы

Пропишите на листке бумаги блок схему, что будет описывать следующие действия:

  • начало программы
  • получение от пользователя чисел n и m
  • условие проверка числа m на 0
  • если условие верное, то выведите ошибку пользователю
  • если условие неверное, то выполните деление n на m
  • завершите программу

Подивитися відповідь

Блок схему для описания всех действий можно было описать следующим образом:

При подготовке материала использовались источники:
https://ru.anyquestion.info/a/chtoby-ne-poteryatsya-v-kode-blok-shema-programmy-na-s
https://sixorfive56.github.io/blog-post1.html
https://itproger.com/course/basics/6

Оцените статью