...

Болонская система образования в России что это за программа

Болонская система образования: плюсы и минусы

Болонская система образования сегодня действует в 48 странах. Она появилась в результате Болонского процесса — движения по созданию Европейского пространства высшего образования. 19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию о сотрудничестве и развитии в университете итальянского города Болоньи — отсюда и названия декларации и процесса.

Главные цели Болонского процесса: расширение доступа к европейскому высшему образованию, повышение мобильности между университетами и странами, повышение квалификации специалистов, чтобы образование было актуальным для современных запросов рынка труда. Система подразумевает унификацию образовательных стандартов и форматов: получаемые студентами дипломы и научные степени легко сопоставимы и имеют силу в большинстве стран-участниц (помимо государственного диплома студенты получают также европейское приложение). С этой же целью введена единая трёхступенчатая структура образования:

  • бакалавриат,
  • магистратура,
  • аспирантура.

Болонская система в России

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Официально бакалавриат и магистратуру ввели в систему высшего образования Российской Федерации в 2007 году. В российских вузах, в отличие от европейских, был специалитет, то есть 5- или 6-летняя программа высшего образования. После распространения в стране Болонской системы специалитеты в основном отменили, но в некоторых вузах они остались до сих пор.

При этом в европейских странах российский специалитет не признаётся и считается бакалавриатом, первой ступенью высшего образования, хотя фактически предлагает более углублённое и длительное обучение.

6 июня 2022 года Минобрнауки России сообщило об исключении всех российских вузов из Болонской системы. Это решение Болонская группа приняла ещё 11 апреля. По словам министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, к участию в Болонском процессе стоит относиться как к прожитому этапу:

«Будущее за уникальной российской системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента» (Источник — «Коммерсантъ»).

Мнения экспертов о последствиях выхода из Болонской системы для российских вузов расходятся.

Преимущества Болонской системы

  • Доступность учёбы в университетах для многих абитуриентов в связи с единой системой поступления и обучения, демократизация высшего образования.
  • Мобильность студентов и преподавателей, аспирантов, исследователей, обмен навыками и знаниями между странами и ускоренное развитие вузов.
  • Индивидуализация образования: студент может самостоятельно составлять свой учебный план, исходя из собственных сил и интересов.

Недостатки Болонской системы

  • Многие критикуют систему «бакалавриат + магистратура» за несистемное обучение и недостаточно фундаментальное образование.
  • Диплом бакалавра часто воспринимается как неоконченное или неполное высшее.
  • Ставка заработной платы с дипломом бакалавра существенно ниже и в России, и в Европе.

Что означает выход из Болонской системы для высшего образования в России

В первую очередь затруднительными станут программы международной академической мобильности. Раньше учащиеся могли без проблем уехать в вуз в другой стране на семестр или даже на год: по возвращении в Россию пройденные в иностранном университете курсы можно было перезачесть. Такая возможность существовала за счёт единой системы кре́дитов — зачётных единиц, которые приписывались каждой дисциплине. Суммарно за время обучения в бакалавриате или магистратуре студент должен был набрать определённое количество кре́дитов — и у него была свобода выбирать, каким образом это сделать. Это позволяло не только российским студентам учиться в европейских вузах, но и иностранным студентам приезжать в Россию.

Кроме того, отказ от Болонской системы может привести к потере уникальных междисциплинарных специалистов. Система позволяла студентам менять своё направление обучения после окончания бакалавриата и поступать в магистратуру по любому другому профилю. Это давало возможность получить новую специальность, совместив опыт, полученный при обучении: например, журналист-бакалавр мог закончить экономическую магистратуру, чтобы приобрести экспертизу в конкретной области.

Многих беспокоит, что при отказе от системы бакалавриата и магистратуры в пользу специалитета придётся переделывать все образовательные стандарты, которые очень долго разрабатывались и были окончательно приняты совсем недавно.

Альтернативные пути

Важно отметить, что выход из Болонского процесса имеет не только негативные стороны. Болонская система объединяет в основном европейские страны, но получение образовательного и научного опыта возможно не только в Европе. Возможности академической мобильности и трудоустройства за рубежом для студентов из России сохраняются, просто будут переориентированы на другие направления: например, страны Азии. Кроме того, можно надеяться, что в результате реформации высшего образования появятся приемлемые условия для трудоустройства ведущих специалистов внутри страны.

Возможность поступления в магистратуру в зарубежные университеты сохранится, но, возможно, это будет требовать дополнительных испытаний по подтверждению российского диплома. Международная мобильность может измениться, но необязательно прекратится. Россия — пятая страна в мире по количеству принятых в университеты иностранных студентов. Особенно популярны среди иностранцев, к примеру, медицинские программы, где большинство учится по правилам их конкретного направления, а не в строгих рамках Болонской системы.

Ректоры назвали плюсы и минусы Болонской системы

Ректоры ведущих российских вузов по просьбе РБК назвали плюсы и минусы Болонской системы. Одна из главных положительных черт системы — академическая мобильность, негативная — слабая связь образования с будущими работодателями

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

Фото: Алексей Филиппов / РИА Новости

С конца мая, после того как министр науки и высшего образования Валерий Фальков объявил о намерении России отказаться от Болонской системы, на разных уровнях идет обсуждение, как могла бы выглядеть «собственная уникальная система образования». РБК попросил порассуждать на эту тему ректоров ведущих вузов России, входящих в топ-20 рейтинга RAEX и программу развития университетов «Приоритет 2030». Среди прочего ректоры ответили также на вопрос, какие плюсы и минусы они видят в Болонской системе.

Фото:Игорь Кубединов / ТАСС

Опрошенные РБК ректоры отмечают академическую мобильность преподавателей и студентов как один из важнейших плюсов Болонской системы. Сопоставимость уровней образования позволяла организовывать обмены, а признание документов о предыдущем образовании — поступать на следующую ступень обучения без потери времени, пояснил РБК ректор Новосибирского национального исследовательского государственного университета Михаил Федорук. Двухуровневая система в рамках унифицированного образовательного пространства позволяет реализовывать программы двойных дипломов с зарубежными вузами-партнерами, в первую очередь из дружественных России стран, подтверждает ректор Финансового университета при Правительстве Российской федерации Станислав Прокофьев. А ректор Финансового университета замечает, что система «бакалавриат плюс магистратура» есть и в странах БРИКС, Юго-Восточной Азии и других регионах. По его словам, при трансформации высшего образования в России на волне геополитических изменений важно не закрыться «в суверенных образовании и науке», что может привести к снижению роли российских университетов. О том, что мобильность преподавателей и студентов — преимущество Болонского процесса, говорил также и министр Валерий Фальков в интервью газете «Коммерсантъ». По его словам, Россия и дальше будет уделять ей большое внимание, но мобильность в отношении «европейского пространства высшего образования» уже не актуальна.

Другим плюсом системы можно назвать сочетание бакалавриата со смежным типом магистратуры, считает и. о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ) Дмитрий Седнев. «Во многих случаях, когда нужно углубиться в какое-то направление, уйти в смежную область, второе высшее образование — это перебор. Здесь нужна магистратура», — сообщил РБК Седнев.

Основной минус российского перехода на Болонскую систему — дублирование дисциплин, которое раздражает студентов. «Не везде подошли к процессу грамотно. Зачастую от учебного плана в специалитете просто отрезали четыре года на бакалавриат, а пятый растягивали на два года магистратуры. Это неправильно и неэффективно», — пояснил и. о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев. Второй минус Болонской системы — резкое падение количества программ специалитета и неравные права учащихся. «Специалисты с 2011 года не могут поступать в магистратуру на бюджетной основе, т. е. их права были ущемлены, поскольку в закон мы вынуждены были ввести норму: магистратура и специалитет — это образование одного уровня», — пояснил РБК ректор Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (УрФУ им. Б. Н. Ельцина) Виктор Кокшаров. Еще одним минусом ректоры назвали слабую связь образования с будущими работодателями. «Бакалавра они воспринимают как человека с недостаточным уровнем образования, а магистра — как переученного», — заметил Седнев. Он считает, что студенту можно предоставить выбор: продолжить после четвертого курса обучение в специалитете на год или еще на два — в магистратуре. Еще одним условным минусом ректор НГУ Михаил Федорук называет появление ЕГЭ, «на счет которого до сих пор нет единого мнения». На днях глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что при новой системе высшего образования Единый государственный экзамен сохранится. Экзамен показывает конкретный уровень качества школьного обучения и служит механизмом объективной проверки, заключил Музаев.

При подготовке материала использовались источники:
https://media.foxford.ru/articles/bolonskaya-sistema-obrazovaniya
https://www.rbc.ru/society/11/06/2022/62a35d379a79470fde3a5839

Оцените статью