Хронология: как развивалась виртуальная, дополненная и смешанная реальности
От стереоскопа для просмотра «объёмных» фотографий до AR-очков Magic Leap.
24 488 просмотров
Последние несколько лет VR и AR применяют не только для игр и развлечений, компании используют её для продвижения своих продуктов. Большую популярность виртуальная реальность получила после фильма «Матрица». Однако появилась она задолго до популяризации в фильмах и книгах.
Концепция виртуальной реальности (VR) — полное погружение и ощущение, что человек находится в другом мире. Поэтому сперва технологию опробовали в видеоиграх, где используются устройства ввода-вывода для глубокого погружения.
В отличие от VR, где пользователь «перемещается» в другое место, дополненная реальность (AR) «расширяет» реальный мир виртуальными объектами. Это и маски в Snapchat, и игра Pokemon Go. Качество технологии в значительной степени зависит от машинного обучения и компьютерного зрения, а не от аппаратного обеспечения.
Смешанная реальность (MR) — это комбинация технологии VR и AR. Она получила популярность после запуска Microsoft HoloLens.
Как работают очки дополненной реальности и кто их использует
Чтобы понять, как работают очки смешанной реальности, нужно разобраться, какие еще существуют варианты погружения в другие пространства с помощью технологий.
Выпуск канала «РБК Тренды»
Идея очков виртуальной реальности (Virtual Reality) заключается в том, чтобы полностью перенести пользователя в нарисованный мир, совершенно отключить его от реальности.
Очки дополненной реальности (Augmented Reality) накладывают на реальный мир проекцию или голограмму, но не дают никакой возможности взаимодействовать со всем, что происходит в реальности. Например, как в случае с приложением AR Hunter, которое восстанавливает стертые граффити на постройках.
Смешанная реальность (Mixed Reality) — это наиболее прогрессивный формат взаимодействия, когда реальные и виртуальные объекты становятся частью одного мира. Наглядно продемонстрировать работу MR может сборка двигателя. Допустим, сам двигатель находится около вас, тогда очки смогут спроектировать недостающие детали и по типу инструкции показать, куда их поставить.
Где используют такие очки
Сегодня очки смешанной реальности на практике применяют в хирургии. Благодаря такой технологии врачи проводят для своих коллег трансляцию операций, а также могут с большей эффективностью оценить ситуацию и увидеть всю информацию о пациенте в реальном времени — например, снимки КТ или УЗИ.
В феврале 2021 года Microsoft провела онлайн-трансляцию 12 операций, выполненных в смешанной реальности
В армии США очки используют пока что только для тренировок, но в будущем планируют полноценно ввести их в оборот. Компания Microsoft уже занялась разработкой шлема для военных. В прототипе все, что видно внутри шлема, напоминает игру Call of Duty. В реальности он будет напоминать компьютер на голове и сможет сканировать местность и составлять карту, помогать разрабатывать тактику, определять местонахождения членов команды, выводить на экран компас. Основная задача для разработчиков заключается в том, чтобы сделать шлем безопасным для использования в армии: добавить ему автономности и прочности.
Репортаж ABC News о разработке AR-устройства для американских солдат
В бизнесе технологию можно применять на конференциях: команды могут находиться на разных концах планеты, а их голограммы — совещаться в одной комнате.
Технология MR также будет полезна дизайнерам и архитекторам при проектировании, а еще строителям и людям на больших производствах. За счет визуализации всех процессов очки смешанной реальности позволяют быстрее и эффективнее пройти обучение сложным этапам сборки конструкций и деталей.
В 2018 году очки Microsoft даже использовали на презентации автомобиля Volkswagen Teramont. С помощью них производители показали несколько вариантов эксплуатации пространства внутри машины. Например, вместимость при перевозке строительных материалов и крупногабаритных объектов.
Почему MR-очки — это дорого
Написать софт и вложить хороший процессор внутрь очков несложно. Высокая стоимость очков упирается в линзы: чтобы увеличить угол обзора хотя бы на 30% при разработке HoloLens 2, Microsoft Research потребовалось четыре года.
Тем не менее, заменить линзы на что-то более дешевое пока не получится. Еще нет оптических технологий, которые могли бы выводить сложную проекцию на глаза и делать угол обзора безрамочным.
Рынок MR-очков
Сейчас рынок очков смешанной реальности не такой большой. Наряду с HoloLens существуют также Magic Leap с меньшим углом обзора. Возможно, скоро MR-очков станет больше. Недавно компания Lynx выпустила демо-ролик подобного гаджета, но разработчики ничего не рассказали про даты выхода очков:
Такая же ситуация и у компании Apple. Скорее всего, разработчики «яблочных гаджетов» сделают что-то вроде солнечных очков, которые, как и Apple Watch, будут выносить дополнительную информацию на экран перед глазами, но не смогут отслеживать движения рук и открывать ресурсозатратные приложения.
Гейминг будущего: как технологии изменят компьютерные игры
Согласно прогнозам Statista, в 2021 году число геймеров может достичь одной трети от населения Земли. Какие технологии сформируют облик индустрии и как ее популярность повлияет на нашу жизнь?
Об эксперте: Роман Епишин, директор по маркетингу Playkey.
- Барьера в виде дорогостоящего оборудования больше не будет: любой человек сможет воплощать свои фантазии в создании игр;
- Появится новый класс игр, которые изначально создаются под стандарты облака и не ограничены технически. Для виртуальных миров, в том числе в формате VR, откроются невиданные горизонты. Города и даже целые планеты можно будет прорабатывать до мельчайших деталей — их сложно будет отличить от настоящих;
- Границы между жанрами пропадут: новый класс игр будет сочетать в себе множество жанровых фрагментов;
- Важным станет элемент социального одобрения действий персонажа игрока — виртуальные сообщества будут все больше напоминать реальные. Например, разработчики Death Stranding ввели лайки как инструмент поощрения действий других игроков — вроде построек или предупреждающих об опасности знаков.
Драйвер развития облачного гейминга — распространение 5G. Этот стандарт связи повысит скорость и сделает передачу массива данных из облака бесперебойной. Технология вызовет волну роста геймеров, которые будут играть с телефона.Таких пользователей уже больше 2 млрд, а благодаря 5G их число увеличится в несколько раз.
Игры вместо Zoom-конференций и школьных уроков
Игры перестали быть просто развлечением. Виртуальные миры становятся новой площадкой для коммуникаций. В них проводят рабочие встречи, строят университетские кампусы и преподают, устраивают концерты.
Мир все быстрее движется в сторону перевода коммуникаций в игровую реальность. Самоизоляция только помогла этому процессу — вселенные игр вроде Fortnite гораздо многограннее и функциональнее, чем Zoom. Они обладают большим набором инструментов для персонализации и позволяют собрать огромную аудиторию. Например, упомянутый выше концерт Трэвиса Скотта посмотрело более 27 млн зрителей.
В будущем игры трансформируют и систему образования. Конечно, они не заменят уроки целиком, а, скорее, станут дополнением к ним: навыки, полученные в играх, станут применять и в учебе, и в работе. Так, исследователи из Университета Глазго выяснили, что игры развивают критическое и рефлексивное мышление, а еще развивают реакцию.
Преподаватели уже взяли на вооружение игры: учитель геометрии из Сан-Диего проводит уроки в VR-ответвлении Half-Life. Прошлым летом Институт развития интернета предложил включить в школьную программу факультативы по Dota 2 или World of Tanks. Российские эксперты считают, что эти игры развивают креативность, логику и умение работать в команде.
Новая модель потребления контента
Разница между играми и другими формами развлечения, например, кино, сотрется окончательно. Новый движок Unreal Engine 5 уже выдает картинку, которую тяжело отличить от голливудской. Виртуальные аватары актеров становятся героями Cyberpunk 2077 или Death Stranding: игры — интерактивный способ сторителлинга, который изменит саму драматургию и отношения зрителя и сценариста.
Интерактивность виртуальных вселенных позволит окончательно разрушить четвертую стену. Зритель будет определять развитие сюжета и станет режиссером собственных постановок внутри игрового мира благодаря стримам. Изменится и само определение спорта: миллениалы уже чаще смотрят трансляции игр, чем привычные спортивные матчи. Благодаря взрослению аудитории киберспорт станет привычным видом соревнований — может, даже войдет в олимпийские дисциплины.
Отсутствие привязки игр к платформе благодаря облачным технологиям тоже повлияет на наше потребление. Пользователи будут платить за игровой контент и за социальную часть игр вроде доступа к сообществу, а не за платформу. Заходить в виртуальный мир можно будет с любого устройства с экраном и подключением к 5G — от умного холодильника до смарт-часов.
Будущее игровых девайсов
Управление персонажем изменится: развитие нейрокомпьютерных интерфейсов позволит контролировать его действия сигналами мозга. Такие девайсы уже существуют: через устройство Emotiv EPOC можно работать с ПО «силой мысли» — например, управлять дронами с помощью нейропередатчиков. По мнению экспертов Ericsson, технология станет массовой уже в этом десятилетии.
Упомянутый стандарт 5G позволит использовать в играх не только зрение и слух, но все органы чувств. Мы застанем «интернет чувств»: цифровые датчики, использующие искусственный интеллект, VR и AR позволят попробовать игровую вселенную на вкус –– в буквальном смысле.
Настройка восприятия виртуального мира на слух станет более точной. В Ericsson считают, что к 2035 году игроки смогут настраивать наушники на автоматический перевод с любого языка. Можно будет выбрать и звучание голоса геймера — персонализация станет еще детальнее.
Еще большее поле для экспериментов, которое даст «интернет чувств» — синестезия. Игроки смогут послушать, как звучит красный цвет светофора или ощутить рычание монстра из игры на собственной коже.
Другая перспективная технология — «цифровой вкус» и «запах», который к 2035 году ожидают увидеть более половины экспертов Ericsson. Стремительная урбанизация, при которой уже больше половины мирового населения живет вдалеке от природы, делает эту разработку не такой уж нереалистичной.
Парадоксально, но игры могут стать новым способом взаимодействия с природой. Представьте VR-прогулку по лесу, когда вы чувствуете все запахи и можете попробовать виртуальные ягоды. Технологии смешают виртуальное и реальное и дадут игровой драматургии новые инструменты.
При подготовке материала использовались источники:
https://vc.ru/future/44433-hronologiya-kak-razvivalas-virtualnaya-dopolnennaya-i-smeshannaya-realnosti
https://trends.rbc.ru/trends/industry/609d4aef9a79479750ec253a
https://trends.rbc.ru/trends/industry/5ef4f0db9a7947eea9dc8fb2