Серьёзный заработок и минимум усилий: как Roblox эксплуатирует юных разработчиков Статьи редакции
Платформа, на которой игроки получают бесплатные инструменты для творчества, но лишаются почти всех шансов преуспеть.
60K открытий
Roblox — одна из самых популярных игровых платформ в мире. Ею пользуются миллионы людей, в том числе и дети. Сервис даёт доступ к тысячам пользовательских игр, а также позволяет создавать собственные проекты с помощью бесплатного инструментария и получать с них доход.
Последнее часто упоминается в рекламе сервиса. Roblox Corporation обещает подросткам быстрые и лёгкие деньги, чему многие верят. Создать на платформе шедевр пытаются сотни детей, но заработать на своей игре удаётся единицам — и даже эти счастливчики получают копейки.
Автор канала People Make Games разобрался, как именно авторы популярной платформы вводят в заблуждение несовершеннолетних пользователей. Выбрали главное из его расследования.
Полное расследование
Знакомство с Roblox
Платформа Roblox появилась в 2004 году и за 17 лет стала невероятно популярной: к апрелю 2021-го она привлекла более 200 миллионов человек по всему миру. К примеру, в США этим сервисом пользуются больше половины подростков. Устанавливая Roblox, пользователи получают доступ к миллионам игр в разных жанрах и бесплатному инструментарию, который легко освоить.
Платформа существует за счёт авторских игр, поэтому руководители сервиса заинтересованы в творчестве пользователей. Причём целевая аудитория Roblox — дети, которые хотят создавать контент для сверстников. Это подтверждает вице-президент по маркетингу платформы. Стратегия себя оправдала: сейчас Roblox стоит дороже Ubisoft и Electronic Arts.
Roblox оценивается в 41 миллиард долларов
Roblox привлекает пользователей не только бесплатным инструментарием: платформа также не берёт плату за хостинг проектов и модерацию. Однако всё это не приносит сервису денег, скорее наоборот. Зарабатывает платформа на другом — монетизации контента, возможностей для которой в сервисе много.
Как отмечает ведущий канала, в Roblox невозможно играть, не делая других геймеров богаче. Пользователю всё равно захочется (или придётся) что-то купить, будь то пропуски для игр или косметические предметы. Многие разработчики добавляют в свои проекты агрессивную монетизацию, пытаясь разбогатеть.
Они надеются на большой доход не без причины. По мнению блогера, авторы Roblox внушают пользователю мысль о лёгком заработке. К примеру, возможность «получить серьёзные деньги» — одна из особенностей бесплатного инструментария наряду с шансом создать что угодно и заинтересовать миллионы игроков. Там же упоминается, что топовые разработчики зарабатывают до двух миллионов долларов в год благодаря микротранзакциям.
Более того, PR-специалисты Roblox рассказывают публике истории успеха юных разработчиков, а один из уроков на сайте раскрывает способы монетизации созданной игры.
Творчество пользователей называется в Roblox «опытом», а не «играми». Это позволяет обходить правила Apple Store, куда не допускают игры со встроенным магазином
Блогер считает, что с подачи авторов платформы детям кажется, будто окружающие занимаются любимым делом и легко зарабатывают хорошие деньги. Разумеется, они хотят попробовать разбогатеть и устанавливают Roblox. Но после создания первой игры подростки сталкиваются с неочевидными препятствиями.
Экономика с подвохом
По словам блогера, большинство несовершеннолетних разработчиков не получают дохода со своих творений. На то есть несколько причин.
Прежде всего, Roblox не помогает бесплатно продвигать новые игры. Во вкладке Discovery пользователь видит лишь несколько сотен популярных тайтлов, тогда как общее их количество превышает 20 миллионов. Шанс на то, что твою игру заметят, равен почти нулю.
Кроме того, по словам блогера, в приложении нет возможности отсортировать игры по недавним релизам или именам новых пользователей, что могло бы помочь новичкам в раскрутке.
В Roblox есть раздел Up-and-Coming, но даже там пользователь видит игры с несколькими тысячами пользователей. Немного помогает сориентироваться раздел Learn and Explore, куда попадают игры с небольшим числом игроков, но и там их не больше пары десятков.
Сориентироваться в играх и правда тяжело
Выход из ситуации есть: пользователю всего лишь нужно закупить рекламу на платформе за внутриигровую валюту — робаксы (Robux). Её можно заработать в играх или приобрести за реальные деньги. Однако даже такие траты ничего не гарантируют.
Дело в том, что в Roblox юзеры участвуют в аукционе за продвижение. К примеру, если один пользователь платит за рекламу 100 робаксов, а другой — 300, то баннер второго игрока будет мелькать на сайте в три раза чаще. Учитывая, что 400 робаксов стоят пять долларов, несложно представить, какой доход получают авторы сервиса с попыток геймеров мелькнуть на виду у широкой аудитории.
Примеры рекламы пользователей Roblox, представленные в материале Polygon
Профессиональный разработчик игр для Roblox, известный как Genya, сравнивает этот процесс с попытками записать виральный ролик в TikTok или создать популярный мем. Пользователю надо попасть в определённую целевую аудиторию (как правило, детскую), придумать для неё подходящий геймплей и не прогадать с продвижением. Шанс промахнуться очень велик, а сотни конкурентов не дремлют.
Но даже если счастливчику удалось сделать интересную игру и привлечь публику рекламой, он может всё равно остаться ни с чем. Roblox берёт комиссию с каждой игровой транзакции, а остальную сумму пользователь получает в робаксах. Минимальный порог для их конвертации в настоящую валюту — сто тысяч робаксов (примерно тысяча долларов).
Разумеется, большинству пользователей не удаётся заработать этих ста тысяч даже после трат на рекламу и пятидолларовую премиум-подписку, которая обязательна для вывода средств. Порог кажется особенно высоким при сравнении с другими играми. К примеру, авторы MMORPG Entropia Universe и Second Life позволяют выводить суммы от ста и десяти долларов соответственно.
Но пользователь останется в проигрыше даже если накопит нужную сумму. По словам блогера, покупают и продают валюту по разному курсу: если игрок хочет приобрести сто тысяч робаксов, ему придётся потратить больше тысячи долларов. Однако если он выведет такую сумму, то заработает всего лишь 350 долларов.
Ведущий People Make Games считает, что Roblox делает всё, чтобы люди тратили робаксы внутри платформы, а авторы сервиса постоянно получали комиссию от сделок: Roblox оставляет себе 75,5% от всех продаж на платформе.
Однако, учитывая все подводные камни с выводом денег, авторы контента могут получать долю намного меньше 24,5%. Даже профессиональные разработчики игр для Roblox не знают, какую зарплату они получат в следующем месяце.
Перечисленные проблемы возникли давно. Разработчики писали сообщения на форуме с просьбой пересмотреть распределение доходов, но в ответ они получали отписки. Roblox постоянно говорила, что пытается сделать всё, чтобы авторам контента жилось лучше. Но ситуация не изменилась.
Комиссия игровых магазинов
Нежелание Roblox решать проблему можно объяснить постоянными убытками, о которых ежегодно отчитывается компания. Но блогер считает, что подобные отговорки несерьёзны. Он уверен, что руководители сервиса пытаются монополизировать рынок, вкладывая доходы в постоянное расширение платформы, которое невозможно окупить. Так у них появляется ответ на вопрос, почему авторам игр мало платят.
Авторы расследования пообщались с 11-летним пользователем Roblox, который попытался сделать прибыльную игру, но не преуспел. У него попросту не было средств для продвижения, поэтому его игру никто не заметил. Конкуренты с деньгами тем временем выбивались в рейтинге вперёд.
Ребёнок подытожил: несмотря на заверения представителей платформы о лёгком заработке, шансы на успех в этом деле практически равны нулю.
Roblox Corporation отказалась комментировать расследование People Make Games
Получается так, что почти все доходы от игр получают состоявшиеся разработчики, о которых Roblox Corporation рассказывает в рекламе. Платформа поддерживает этих авторов постоянными бонусами — например, за время, которое геймеры проводят в их играх. Молодые разработчики тем временем могут сделать сколь угодно интересную игру, но её никто не увидит без платного продвижения.
Авторы расследования также приводят цитату одного из топовых разработчиков Roblox, который пожелал остаться анонимным. Он рассказал о хороших отношениях с компанией и достойной оплате труда. Но и он подтвердил, что лишь единицы энтузиастов добиваются схожего успеха.
Разработчик советует молодым авторам не завышать ожидания, регистрируясь в Roblox, и не рисковать здоровьем ради иллюзорного шанса подзаработать.
Однако дети не видят подобных пояснений в рекламе Roblox и продолжают создавать для платформы бесплатный контент, у которого мало шансов найти свою аудиторию. К тому же интересную идею могут перехватить более опытные разработчики, а её автор не получит никакой компенсации.
По мнению ведущего, автор может понять, что у него ничего не получится. Но, скорее всего, это случится лишь в конце разработки, когда он загрузит на Roblox очередную эксклюзивную игру.
Автор не сможет разместить её, например, в Steam. Даже навыки, полученные при работе в Roblox Studio, вряд ли можно будет использовать где-то ещё, потому что система уникальна. Поэтому он вынужден оставаться на платформе из-за страха потерять свои проекты.
Ведущий People Make Games отдаёт должное бесплатным инструментам Roblox и считает, что компания действительно могла бы изменить подход к разработке среди подростков. Однако сейчас, по его мнению, ей интереснее эксплуатировать детей, обещая им легкий заработок.
Roblox
1 сентября 2006 года [1]
iOS
11 декабря 2012 года [2]
Android
16 июля 2014 года [3]
Amazon Appstore
30 октября 2014 года [4]
Microsoft Store
21 января 2016 года [5]
Xbox One
26 января 2016 года [6] [7]
Oculus Rift
22 апреля 2016 года
Жанры
Система создания игр, MMO
Игровые режимы
Однопользовательский, многопользовательский
Создание
Руководители
Roblox – это игровая онлайн-платформа и система создания игр, созданная плейсы»), которые охватывают широкий спектр жанров и написаны на языке программирования Дэвидом Базуки и Эриком Касселом в 2004 и выпущена в 2006 году. На протяжении большей части истории компания и платформа Roblox были относительно небольшими, так как сооснователь и сам Базуки не были заинтересованы в освещении себя и платформы в прессе, а также из-за того, что она «затерялась среди толпы» в большом количестве других платформ, выпущенных примерно в то же время. Стремительный рост популярности Roblox начался во второй половине 2010 года, и он резко ускорился с началом 2020 года из-за начала пандемии COVID-19.
В Roblox можно играть бесплатно, в тоже время в нём можно совершать внутриигровые покупки за виртуальную валюту «Робакс». По состоянию на июль 2021 года у Roblox более 215 млн. активных пользователей в месяц, причём в Roblox играют более половины всех детей США в возрасте до 16 лет. Roblox получил в основном положительные отзывы от критиков.
История
Основная статья: История Roblox’a (хронология)
С декабря 2003 по январь 2004 года Roblox несколько раз менял своё название и, соответственно, домен. Изначально он имел название DynaBlocks и GoBlocks , окончательный выбор в сторону названия «Roblox» был сделан 30 января 2004 года.
С 2004 по февраль 2005 года Roblox проходил альфа-тестирование, а после проходил бета-тестирование до сентября 2006 года. После этого Roblox был выпущен в открытый доступ с множеством многопользовательских игр и постепенно получал новые обновления и функции в течение многих лет, чтобы сформировать платформу, которой она является сегодня.
Особенности
Roblox доступен на Windows, macOS, iOS, Android, Xbox One, Xbox X|S и в Microsoft Store. Люди могут создать свою собственную учётную запись с уникальным никнеймом; ранее они также могли зайти в Roblox как гость, игра за которого не требует регистрации, однако эта возможность была удалена в октябре 2017 года.
Пользователи могут создавать свои собственные плейсы. Пользователи также имеют собственного персонажа, которого можно настроить с помощью покупок в магазине аватаров (более известного как «каталог»). Игроки могут общаться з другими, используя стены в группах, общий, личный и групповой чат.
Плейсы
Плейсы – это игры, размещённые на платформе Roblox. Пользователи могут создавать неограниченное число плейсов, но количество активных из них ограниченно до 200 независимо от членства.
До 27 сентября 2017 года число активных плейсов, которые мог иметь пользователь, зависело от его членства в Клубе Строителей:
Членство | Число активных плейсов |
---|---|
1 | |
Бывший (Истёкший срок подписки) | 5 |
10 | |
25 | |
100 |
Roblox предоставляет шаблоны для пользователей, которые не знают, как/с чего начать при создании плейса.
Премиум
Подписка на Roblox Premium даёт вам ежемесячную стипендию в виде энного количества Робаксов и 10% бонус при их покупке. Помимо этого пользователи с премиумом могут перепродавать их внутриигровые предметы, чтобы получить дополнительное число Робаксов с продажи, эта функция называется « Каталог
До удаления Тикетов из Roblox пользователи могли накапливать их для покупки различных предметов и даже для конвертации их в Робаксы. После их удаления 14 апреля 2016 года на платформе больше не осталось каких-либо форм ежедневного вознаграждения для пользователей, которые не приобрели членство в Клубе Строителей (до его удаления) или Roblox Premium.
Одежда – единственная особенность в Roblox, которая в основном управляется сообществом. Обычные пользователи не могут продавать одежду бесплатно, хотя ранее была таковая возможность. Вся старая одежда, цена которой выставлена в 0 робаксов, всё ещё остаётся при этой цене.
4 декабря 2019 года givenothingback ответил пользователю на Библиотека
Подобно каталогу, библиотека используется пользователями и разработчиками для публикации моделей, скриптов, аудио, плагинов и прочего для использования другими пользователями.
Все имеющиеся в ней предметы можно приобрести бесплатно, за исключением плагинов, и любой пользователь может взять купленные предметы и поместить их в свой инвентарь для собственного использования.
Пользователи могут покупать неограниченное количество предметов в библиотеке. Более того, некоторые группы публикуют свои модели в библиотеку для более упрощённого их использования в нескольких плейсах.
Под конец 2018 года Roblox удалил возможность поиска снятых с продажи предметов в библиотеке, так как многие пользователи воровали их без указания авторства.
В декабре 2019 RedBloxyy объявил о планах сделать плагины платными [8] . В объявлении также было раскрыто то, что ещё некоторые из типов предметов станут платными в будущем. Плагины стали платными чуть позже в том же месяце.
Блог
Roblox ведёт свой блог с названием DevHub, где они публикуют информацию о выпущенных обновлениях и демонстрируют творения разработчиков и сотрудников.
Группы
В Roblox существует множество групп. Каждый пользователь может присоединиться к любой группе и каждый из них может создать свою собственную за 100 независимо от членства (ранее такое могли позволить себе лишь премиум-пользователи) [9] . Пользователи могут состоять лишь в 100 группах одновременно независимо от членства. До середины декабря 2019 обычные пользователи могли состоять лишь в 5 группах одновременно, в то время как премиум-пользователи в 100 группах независимо от уровня подписки.
VR (Oculus Rift)
В апреле 2016 года Roblox стал доступен для игры в очках виртуальной реальности Oculus Rift. По мере появления других гарнитур (HTC Vive, Index, Rift S. и т.д. ), позже, в 2022 году, было подтверждено, что Roblox будет поддерживать беспроводную связь с официальными гарнитурами Oculus Quest без наличия ПК.
Интересные факты
- Если ввести в адресной строке вашего браузера « gooblox.com » или « roadblocks.com », « Джон Шедлетски написал в блоге, что Roblox был продан компании Google за $380 миллионов.
- 27 сентября 2018 года фавикон Roblox сменил цвет с красного на серый. Официально логотип был изменён в феврале 2019 года.
- В конце 2019 года для пользователей ПК была добавлена новая модернизированная система меню, занимающая лишь около четверти экрана. Однако через несколько месяцев она была удалена по неизвестным причинам. Недавно некоторые пользователи снова получили это обновление.
- В мае 2020 года иконка меню была изменена с 3 горизонтальных линий на логотип Roblox.
- Если в аккаунте указан возраст менее 13 лет, то при заходе в Roblox пользователя перенаправит на сайт «web.roblox.com» вместо «www.roblox.com». Страница web.roblox.com – это вариант Roblox, в котором изменены некоторые функции и который доступен только для аккаунтов с возрастом менее 13 лет.
- Слоган Roblox – «Reimagining the way people come together», с 2015 по 2022 год их слоган был «Powering Imagination».
При подготовке материала использовались источники:
https://dtf.ru/gameindustry/840352-sereznyy-zarabotok-i-minimum-usiliy-kak-roblox-ekspluatiruet-yunyh-razrabotchikov
https://roblox.fandom.com/ru/wiki/Roblox