«Саперион»: что умеет современная ЕСМ
Сегодня благодаря обилию предложений задача выбора ECM-системы отнюдь не является тривиальной. Надежность, безопасность и богатая функциональность при разумной стоимости — таковы ожидания заказчиков. Как это сочетается в ПО? Рассмотрим пример.
Системы управления информационными ресурсами предприятия (ECM – Enterprise Content Management) прочно заняли свое место среди других корпоративных приложений, сейчас уже не нужно доказывать важность для бизнеса неструктурированной информации, т. е., документов, сканированных изображений, файлов чертежей, фотографий и других данных, представленных в цифровой форме. Электронные документы из экзотики давно уже стали привычным атрибутом деловой жизни и активно используются во многих бизнес-процессах, а также и в межкорпоративном взаимодействии. Обычно консервативный государственный сектор тоже оценил преимущества работы в электронном виде — проводимый правительством в течение ряда лет курс на электронные госуслуги четко это демонстрирует.
Таким образом, ECM-системы оказались сегодня в центре внимания. При том, что сама технология управления контентом является достаточно зрелой, в новых условиях ей приходится отвечать другим вызовам. В их числе можно назвать рост объемов хранимой информации и разнообразие ее видов, увеличение числа пользователей корпоративных ECM и рост интенсивности их обращений к системе, географическая распределенность и обязательность интеграции с другими бизнес-приложениями.
При этом заказчики хотят получить все преимущества ECM за разумные деньги — кризис научил более прагматическому подходу к оценке различных ИТ-инициатив. И темп жизни ускорился, никто сегодня не собирается растягивать внедрение ИТ-решений на 3-5 лет, как это бывало ранее. Заказчики ожидают быстрой отдачи инвестиций — или лучше вообще не начинать проект.
Формулируем требования к ECM-системе
Сразу стоит оговориться, что единого рецепта для всех нет. При многообразии требований заказчиков и широте ассортимента предлагаемых на рынке ECM-систем, разработать рекомендации, которые позволяли бы сделать однозначный выбор, невозможно. Логичнее будет говорить о некоторых общих критериях, которые отражают существующие рыночные тенденции и обобщают практический опыт.
ECM-система должна обладать следующими основными функциями: обеспечивать надежное хранение документов и работу с ними, автоматизировать выполнение бизнес-процессов, гарантировать требуемый уровень защиты информации, предоставлять удобный пользовательский интерфейс и позволять легко интегрироваться с внешними системами.
Каждый ЕСМ-вендор поставляет на рынок свой продукт, похожий, но в то же время отличный от всех других
о мнению аналитиков Gartner, ECM на 15% состоит из управления документами (Document Management), на 18% — из имиджинга (Image-processing), еще 22% — это деловые процессы (workflow/BPM), 13% – управление записями (Records Management), 15% — социальные функции (Social Content Management) и оставшиеся 10% – прочие полезные расширения.
Конечно, точные пропорции вендоры не соблюдают — как шеф-повар тоже не взвешивает ингредиенты с точность до грамма, а скорее доверяет своей интуиции, поэтому когда настоящий мастер готовит даже простое блюдо, получается великолепно. И у каждого — по-своему. Также и с ECM: каждый вендор поставляет на рынок свой продукт, похожий, но в то же время отличный от всех других.
Конкретный пример: «Саперион»
Чтобы не остаться на уровне общих слов, стоит рассмотреть, как реализуются эти требования на конкретном примере. В качестве объекта исследования возьмем ECM-платформу «Саперион».
Денис Афанасьев, CorpSoft24: Ужесточение санкций увеличило спрос на развертывание ИТ-сервисов на локальных ресурсах
К своей «зоне ответственности» система «Саперион» относит все задачи по работе с документами в организации, которые можно поделить на два крупных блока: единое хранилище документов и автоматизация бизнес-процессов. Одно с другим в большинстве случаев тесно связано: если система позволяет лишь накапливать документы, не вовлекая их в процессы, то в скором времени такое хранилище становится кладбищем документов; с другой стороны, акцент только лишь на сиюминутных потребностях поддержки бизнес-процессов без электронного архива лишает систему памяти и создает риск нарушения требований регуляторов по документированию деятельности организации.
Даже если мы возьмем задачу организации электронного архива, то увидим, что и там нужны инструменты управления деловыми процессами. Эта задача только на первый взгляд выглядит статичной — мы складываем в архив документы, никакого документооборота при этом вроде не подразумевается. Однако архив тоже живет своей жизнью — нужно выполнять процедуры приемки и списания документов, предоставлять доступ исследователям, рассекречивать документы и публиковать их – это все бизнес-процессы, которые лучше автоматизировать в рамках одной системы.
В отличие от обычных файлов на диске, электронный документ в ECM-системе представляет собой более сложную конструкцию. Если подойти к этому очень упрощенно, то можно сказать, что документ состоит из карточки с реквизитами и содержания в виде прикрепленного файла. Однако реальная жизнь гораздо сложнее – нужно еще подумать о версионности документа, управлении доступом, протоколировании действий с документом и многом другом. В итоге можно сказать, что электронный документ в ECM-системе это информационный объект, обладающий сложной внутренней структурой и поведением.
Незабытое старое: восстановление бывшей в эксплуатации оргтехники набирает популярность
В системе «Саперион» функциям хранения документов уделяется особенное внимание. К карточке документа можно прикрепить неограниченное число файлов любого размера, при этом обеспечивается еще и управление версиями. Можно настроить систему так, что удаление версий будет невозможно — каждый раз при редактировании будет создаваться новая версия, что позволяет контролировать изменения в документе.
Чтобы оптимизировать размер всего хранилища, в систему встроены прогрессивные алгоритмы сжатия файлов. Например, в СУЭК накопилось более 30 млн документов, их объем при хранении в файловой структуре был 14 ТБ, а после того, как этот массив документов загрузили в «Саперион», архив стал занимать на дисках только 4 ТБ.
Для хранения контента используется собственный формат (мета-файл), который не может быть прочитан или изменен извне, что повышает безопасность системы. Это отличает «Саперион» от большинства известных ECM-платформ, где применяется классическая гибридная организация хранилища документов – карточки хранятся в реляционной СУБД, а сами файлы документов — на диске в специально отведенной директории, что потенциально создает риск доступа к ним в обход системы.
Эти качества «Саперион» позволяют строить при его помощи огромные хранилища и работать с файлами очень большого размера. Например, ОТП Банк (Венгрия) хранит в «Саперион» более 1 млрд документов, и при этом система не испытывает проблем с производительностью. В ВАС РФ гигабайтные файлы аудио и видеозаписей судебных заседаний обрабатываются с вполне приемлемой скоростью, пользователи отнюдь не жалуются на медленную работу системы.
ЭЛАР Саперион
ЭЛАР Саперион — единая платформа для создания систем сбора, обработки, хранения и управления документами организации.
Ключевым преимуществом является большой набор модулей в базовой версии, с помощью которых решается весь спектр функциональных задач: от автоматизации сбора документов, их обработки, хранения и систематизации документных потоков до автоматизации деятельности подразделений и создания специализированных рабочих мест сотрудников.
Саперион обеспечивает хранение неограниченного объема контента любого вида: скан-образов бумажных документов, файлов офисных приложений, медиа и файлов специализированных приложений. Архитектура ядра поддерживает территориально распределенную конфигурацию хранилища и включает в себя сервисы репликации данных и балансировки аппаратной нагрузки.
Поиск документов в системах, содержащих более миллиарда документов, осуществляется за секунды. Пользователи могут использовать сквозной поиск по всем разделам (с учетом прав доступа), индексным полям, контекстный и полнотекстовый поиск, справочники и рубрикаторы.
Подсистема ввода позволяет напрямую подключить сканирующие устройства, в том числе скоростные потоковые сканеры, индексировать документы, распознавать штрихкоды, баркоды и полные тексты документов. Кроме того, платформа обладает функциями пакетной обработки изображений: автоматический доворот по тексту, обрезка полей, исключение пустых листов и листов разделителей.
Сервис интеграции дает возможность обеспечить легкую и быструю миграцию документов из информационных систем организации.
Для работы с системой предусмотрено три вида рабочих мест: «толстый», «тонкий» и мобильный клиенты. В мобильном клиенте допускается выгрузка части документов для работы с ними в режиме оффлайн, с последующей синхронизацией после подключения к серверу.
Гибкая модульная платформа Саперион позволяет создавать системы по методологии «Быстрый старт» и осуществлять внедрение этапами. Электронный депозитарий для одного подразделения впоследствии масштабируется до уровня корпоративного стандарта управления контентом.
Клиент ввода
Внедрение ECM-решений всегда связано с задачей автоматизации ввода документов. Для этого могут использоваться OCR-программы, шаблоны и интеллектуальное извлечение данных. Но часто нашим заказчикам необходимо просто организовать быструю и качественную загрузку электронных копий в Саперион с минимальными затратами. Для этих целей и создан Клиент ввода.
- Просто устанавливается на любые компьютеры в подразделениях вашей компании (инсталляционный пакет)
- Напрямую подключается к сканеру или забирает файлы из папки
- Распознает штрих-коды и формирует многостраничные PDF со скоростью сканирования
- Загружает файлы с ID штрих-кодов в локальный, корпоративный или облачный Саперион с помощью безопасного WCF-сервиса
Приложение настраивается на определенные типы штрих-кодов, контролирует их целостность, ведет журнал операций.
В случае ошибки считывания или наличия нескольких подходящих меток на одном листе, оповещает сотрудника и дает возможность указать правильный штрих-код перед загрузкой документа.
Почему штрихкодирование?
- Это наиболее простой и точный способ идентификации документов. Штрих-код распознается безошибочно, практически не требуется ручная верификация.
- В отличие от методов шаблонного распознавания, технология не привязана к типам документов, а использует универсальный идентификатор — штрих-код.
- Технология быстрая и недорогая во внедрении, не требует изменения сложившихся бизнес-процессов.
Для чего нужен Клиент ввода?
Кейс 1. Когда надо разгрузить прикладную систему от электронных копий, в т.ч. облачную.
ЭЛАР КонВерт — действительно простое решение, не требующее дорогостоящих доработок и интеграций. Сотрудников не надо обучать новой системе — уже через секунду после сканирования они получают доступ к документам в привычной СЭД, ERP, CRM. А на самом деле «тяжелые копии» сразу сохраняются в электронном архиве — в прикладные системы отдается лишь ссылка с ограниченным временем жизни.
Кейс 2. Когда необходимо доставлять электронные копии из удаленных подразделений.
У вас есть филиалы и офисы, которые лишь принимают документы, а решения принимаются в централизованных подразделениях (например, ОЦО)? Клиент ввода станет удобным решением для такой бизнес-модели. Комплект документов помечается штрих-кодом и просто кладется на сканер. Уже через секунду полный PDF загружен в центральный Саперион и доступен ответственным за обработку специалистам, которые уже заполняют карточки, запускают согласование, создают проводки и т.д. Появился новый офис? Сотруднику нужно просто открыть инсталляционный файл.
Кейс 3. Когда нужно повысить скорость и качество обработки документов сотрудником.
- полностью исключает ошибки при подготовке электронных копий
- автоматизирует весь дальнейший процесс загрузки (сотрудник лишь кладет документы на сканер)
Кейс 4. Когда надо автоматизировать ввод документов для оперативного запуска бизнес-процессов. Но есть лишь небольшой бюджет и пара недель.
У нас есть готовые, преднастроенные модификации Саперион + Клиент ввода для типовых документов (первичная документация, договоры, ОРД). Сканер штрих-кодов стоит не более 3 000 рублей и подключается как клавиатура, а наклейки штрих-коды могут печататься на любом лазерном принтере. Поэтому внедрение может быть очень быстрым и не потребует значительных затрат. В дальнейшем вы можете развивать решение — добавлять компоненты распознавания и автоматического извлечения данных, расширять номенклатуру документов и пр.
Преимущества
Легкость внедрения
Только настройка инсталляционного пакета и добавление типового WCF-сервиса к вашему Саперион.
Распределенный ввод
Вы можете автоматизировать загрузку во всей филиальной сети, менять количество точек ввода без доработки компонентов решения.
Развитие
Мы поможем реализовать уведомление сотрудников о новых документах, подключить OCR распознавание, организовать облачную обработку документов и т.д.
Стоимость
Клиент ввода подключается к любой локальной или облачной конфигурации Саперион.
Тарификация помесячная.
Минимальный срок подписки — 6 месяцев.
* Установка и сопровождение WCF-компоненты осуществляется в рамках стандартной технической поддержки Саперион.
Лицензии Саперион и техническая поддержка оплачиваются согласно действующего прайс-листа.
- О системе
- Назначение и функции
- Архитектура
- Облачный архив +
- Технические требования
- Клиент ввода
- Сертификаты
- Лицензирование
- Задать вопрос
- Как ознакомиться с системой
- Техническая поддержка
Подробные описания типовых решений
Подробные описания реализованных проектов
График ближайших мероприятий на тему электронного документооборота и ECM
© Правообладателем всех текстовых и графических материалов, размещенных на данном сайте, является ООО «ЭЛАР».
При подготовке материала использовались источники:
https://www.cnews.ru/articles/saperion_chto_umeet_sovremennaya_esm
https://www.saperion.ru/o-sisteme/
https://www.saperion.ru/o-sisteme/klient_vvoda/