Что за программа шулешко

Представление опыта работы «Технология Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине» на городском методическом объединении воспитателей групп комбинированной направленности по теме «Построение развивающей предметно-пространственной среды с учётом образовательных
презентация к уроку по развитию речи (подготовительная группа)

Социо-игровая технология Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине» представляет собой работу по сюжетной картине на любую лексическую тему и тему недели. В основе данного метода лежит общение детей между собой, со взрослым.

Скачать:

Вложение Размер
ФайлПрезентация «Технологии «Блуждание по картине» 408.35 КБ
Файлprilozhenie_k_prezentatsii_bluzhdanie_po_kartine.docx 27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Блуждание по картине Социо -игровая технология Направленная на развитие речи, коммуникативности , активности, самостоятельности.

Применение социо -игровой технологии способствует : – реализации потребности детей в движении; – сохранению их психологического здоровья; – формированию коммуникативных и речевых навыков у дошкольников.

В основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым. 3 этапа Общение детей друг с другом. Деление на команды. Практика. Выполнение поставленной задачи. Формирование представлений, умений и навыков через общение с педагогом.

Блуждание по картине. Шаг 1. Блуждание начинайте с самого легкого, знакомого: – Что легкое, твердое, мягкое, шершавое, тяжелое, холодное, горячее, гладкое; – Что находится над, в, за, под, перед, позади? – Что большое, что маленькое, что тонкое , что толстое ? – Что на земле, что в воздухе ? – Чего по 2, 3. – Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д. – Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине ? – Сколько живых объектов на картине? – Назовите слова, в которых есть буква а, б. или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву . И т.п

Блуждание по картине. Шаг 2. Поиск странностей. 1. Задание для команд: – Найти на картине странность, нелепость, то есть то, что вызывает удивление. Опрос: – Кто нашел больше 7 странностей ? – Кто меньше 7, но больше 4? – Кто больше 1, но меньше 4? – Назовите. 2 . Обсуждение странностей.

Блуждание по картине. Шаг 3. Выражение замысла. Составление рассказа в разных жанрах: Юмореска Фэнтэзи Сказка Рассказ Стихотворение

Донна Грин. «Мальчик играет »

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

по технологии Шулешко Е. Е. «Блуждание по картине»

на городском методическом объединении

воспитателей групп комбинированной направленности

по теме «Построение РППС с учётом образовательных потребностей воспитанников с нарушением речи»

Приложение к презентации

Здравствуйте. Сегодня я хочу поделиться опытом и представить вам социо-игровою технологию Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине».

Для начала я напомню вам ещё одну его технологию – «Самостоятельное деление на группы для выполнения заданий». Деление будем осуществлять в игре на закрепление знаний геометрических фигур «Найди свой домик».

Социо-игровая технология Евгения Евгеньевича Шулешко – «Блуждание по картине» представляет собой работу по сюжетной картине на любую лексическую тему и тему недели. В основе данного метода лежит общение детей между собой, со взрослым.

Деятельность детей «Блуждание по картине» организуем в три этапа:

  • на самом первом этапе учим детей культуре общения (дети делятся на команды, учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается диалогическая речь);
  • на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу; в процессе решения задачи формируется навык рассуждения.
  • на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я формирую навыки творческого рассказывания.

Первый этап «блуждания» по картине начинается с наиболее простого и знакомого детям:

Что на картине лёгкое, твёрдое, мягкое, шершавое, тяжёлое, холодное, горячее, гладкое?
Что находится над, в, за, под, перед, позади?
Что большое, что маленькое, что тонкое, что толстое?
Что на земле, что в воздухе?
Чего по 2,по 3.
Найдите предметы из стекла, железа, шерсти, дерева и т.д.
Назовите предметы, имеющие форму геометрических фигур, встречающихся на картине?

Сколько живых объектов на картине?
Назовите слова, в которых есть буква «а», «б». или которые начинаются, или оканчиваются на какую-либо букву.

На этом этапе игра охватывает все познавательные области. Дошкольники тренируют навыки классификации предметов по форме, размеру, качеству, способам применения, материалу, цвету, закрепляют представления о живой и не живой природе.

Выполняя задания, дети активно используют и расширяют словарный запас, работают над словоизменением, использованием предлогов, формируют навыки дифференциации звуков.

Второй этап работы – поиск странностей.

Хочу отметить, что с нахождения странностей начинается освоение ребенком зоны своего ближайшего развития. Нам следует направить его усилия в это русло.

Принципиально важно, чтобы дети не только находили всевозможные странности, но и предавали их огласке, обсуждали их друг с другом. На этом этапе формируется навык рассуждения, умения убеждать, обосновывать свою точку зрения.

Третий этап работы — выражение замысла.

Для выражения замысла дошкольникам даётся задание составить рассказ с использованием различных литературных жанров.

Что сказал или хотел сказать в своей картине автор, мы не знаем. Эти слова должны быть запрещены. Дети будут составлять рассказ на своём личном чувствовании картины, развивать монологическую речь, фантазию, творческие способности.

А сейчас, давайте попробуем на практике ознакомиться с методом социо-игровой технологии «Блуждание по картине». Будем блуждать по картине Донны Грин «Мальчик играет».

1 команда — найдите на картине мягкие предметы и такие же предметы в группе.

После выполнения задания . Вопрос: как можно ласково назвать эти предметы?

2 команда — найдите в группе похожие игрушки, как на картине и принесите их .

После выполнения задания . Вопрос: как можно назвать этот предмет если его будет 2, а если 5?

3 команда — найдите на картине предметы, похожие на квадрат и прямоугольник. Найдите в группе такие фигуры и принесите.

После выполнения задания . Вопрос: как называются эти фигуры одним словом?

Кто больше найдёт на картине предметов со звуком К.

На этом I этап заканчивается. Мы поблуждали по картине. Она стала ближе, понятнее, роднее.

Кто больше найдёт странностей. Найдите на картине странное, необычное, то что вызывает у вас удивление. И объясните — почему это кажется вам странным?

И последний этап работы – выражение замысла.

Для выражения замысла составим рассказ с использованием различных литературных жанров. У каждой команды на столе лежит большая снежинка. На обратной стороне прикреплена карточка с заданием.

Задание для команд:

На карточках предложены следующие литературные жанры: ФЭНТЭЗИ, КОМЕДИЯ, ДЕТЕКТИВ.

(на подготовку 5 минут).

На карточках с заданием написаны цифры – это порядок выступления. Начнем с наибольшего числа.

Начинаем презентацию картины Донны Грин “Мальчик играет” В роли экскурсовода команда…

Итак, в ходе работы с картиной мы постарались охватить несколько направлений речевого развития детей.

Метод «Блуждание по картине» способствует активизации познавательной деятельности и развитию речи ребенка, учит постигать мир средствами искусства.

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии:

– Зачем я предлагала детям это задание? Зачем дети его выполняли?
Большое спасибо за Ваше внимание.

Развитие дошкольников в игровом общении со сверстниками по технологии Е.Е. Шулешко

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: В этой статье автор пишет о том, что развитие дошкольников должно проходить в игровом общении со сверстниками. Организовать такое общение поможет социоигровая технология педагога – исследователя Евгения Евгеньевича Шулешко. В данной статье отражены понятие, сущность, принципы реализации, 6 основных правил и условий социоигровой технологии, а так же даны примеры игр, помогающих настроить детей на совместную деятельность, установить контакт детей друг с другом в коллективе.

Ключевые слова: Е.Е. Шулешко, социоигровая технология, социоигры.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

Данную технологию разработал педагог-исследователь Евгений Евгеньевич Шулешко.

Она представляет собой способ развития ребенка в игровом общении со сверстниками. Целью её является формирование у детей коммуникативных навыков. Главный принцип социоигровой технологии — снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребёнка в отдельности. Достигается это путём организации детской деятельности как игры — жизни между микрогруппами детей (малыми социумами — отсюда и термин «социоигровая»).

Эта технология основывается на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора (внутри отдельных микрогрупп и микрогрупп друг с другом), оказывать помощь друг другу и принимать её, когда это необходимо, выполнять различные совместные задания.

Социоигровая технология: понятие, сущность, принципы реализации.

Человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. В развитии данных качеств личности у детей дошкольного возраста может помочь социоигровая технология.

«Только общение делает ребёнка воспитуемым». Л.С. Выготский.

Социоигровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости (они, прежде всего, воспитывают ребёнка, а потом развивают). Социоигровая педагогика – группо-игровая педагогика. Любую детскую игру следует осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «правах» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих.

Основа социоигровой технологии — равноправие детей и взрослых. По мнению авторов технологии, равноправные отношения между участниками педагогического процесса — это такая общность, в которой каждый ребёнок чувствует себя умелым, знающим, способным (вместе с другими сверстниками), может справиться с любой адекватной его возрасту задачей.

Данная технология предполагает, что игра присутствует в жизни ребёнка постоянно, дети имеют возможность не только играть в процессе познания нового материала или закрепления уже пройденного, но и ходить, а в случае необходимости петь, смеяться, танцевать и т.д.

— Помогает детям научиться эффективно общаться;

— Делает образовательный процесс более увлекательным для детей;

— Способствует развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

— Воспитывает в дошкольниках желание узнавать новое.

Общение детей в рамках данной технологии целесообразно организовывать в три этапа.

На первом этапе необходимо учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнёра, развивается собственная речь).

На втором этапе ребёнок на практике осознаёт, как ему надо организовать своё общение в микрогруппе, чтобы выполнить поставленную задачу.

На третьем этапе обучение — это педагогическое средство, т.е. через общение педагог обучает дошкольников.

В социоигровой технологии упор делается на формирование ровеснических отношений (ровесничество — категория, которая требует признать условие, что у детей есть своя жизнь, свои тайны, свои интересы, привычки, предпочтения). Суть социоигровой технологии её авторы раскрывают в шести самых основных правилах и условиях.

Первое правило: используется работа малыми группами, или, как их ещё называют, группами «ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития является объединение детей младшего дошкольного возраста в малые группы по 2-3 человека, в старшем дошкольном возрасте — по 5 — 6 человек. Деятельность дошкольников в малых группах — самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Второе правило: смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек-оркестр, которого дети выбирают сами, и он должен постоянно меняться.

Третье правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке и т.д.

Четвертое правило: смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени, например с помощью песочных и обычных часов. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.

Пятое правило: социоигровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, используются различные игры, которые развивают у детей внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Шестое правило: ориентация на принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься – глядишь — и наловишь с десяток». Ребёнку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети получают новые знания, только кто-то больше, кто-то поменьше.

Авторы социоигровой технологии предполагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

— игры-жизни для рабочего настроя.

— игры для социоигрового приобщения к делам, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми и детей друг с другом.

— игровые разминки объединяют своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

— задания для творческого самоутверждения — это задания, выполнение которых подразумевает художественно- исполнительский результат.

При использовании игровых заданий педагогическое мастерство педагога в первую очередь включает в себя мастерство создания игр для конкретных детей, с которыми он работает в настоящий момент. Одно из главных условий — в итоге должно быть интересно не только ребёнку, но и взрослому.

Социоигровая технология используется как при организации совместной деятельности детей и педагога, так и при организации самостоятельной деятельности детей. Это даёт возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением её в коллективную.

Для того чтобы настроить детей на совместную деятельность, целесообразно играть с ними в социоигры: «Дружба», «Разведки», «Стою, на кого-то смотрю», предложенные авторами технологии и т.п. Цель данных игр: положительный эмоциональный настрой, развитие внимания, ориентирование детей друг на друга и на воспитателя.

Дети стоят в кругу, все вместе произносят слова и делают движения по тексту: » Повернись к соседу — улыбнись соседу, Повернись к соседу — пожми руку соседу, повернись к соседу — обними соседа. Я, ты, он, она — вместе дружная семья!»

Играющие дети садятся полукругом, так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий (для первого раза это может быть воспитатель), он выбирает для описания одного из сидящих, поворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик) … (даёт описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдёт к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идёт речь. Затем роль диктора исполняет ребёнок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Более подробно ознакомиться с играми по данной технологии и их применением в ходе занятий можно в методической литературе.

Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию у них коммуникативных навыков. У детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами природы, развиваются воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Используя правила социоигровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать своё мнение, договариваться, приходить к согласию.

Творческих успехов! Играйте и получайте удовольствие!

Список литературы:

1. Ершова А.П., Букатов В.М. «Возвращение к таланту: педагогам о социоигровой стиле работы». Красноярск, АКМЭ: 1999.

2. Хабарова Т.В. «Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками. Издательство Детство-Пресс: ФГОС», 2017.

Обучение грамоте по программе Е Е Шулешко

Обучение грамоте по программе Е. Е. Шулешко

Шулешко Евгений Евгеньевич -философ, психолог, педагог-исследователь; создатель педагогической системы дошкольного и начального образования, решающей проблемы успешности в обучения для всех детей.

Реализация программы обучения грамоте рассчитана на два года - с детьми пяти - семи

Реализация программы обучения грамоте рассчитана на два года — с детьми пяти — семи лет. Усвоение грамоты, по мнению Е. Шулешко, есть итог всей разнообразной жизни ребёнка до семи лет. Обучая грамоте, взрослые помогают детям сделать новый шаг в их речемыслительном, речеобразном развитии; осознать себя членом новой общности — в обществе грамотных людей, что он говорит на родном языке (например, пишет по-русски). Обучение письму и чтению как средствам общения отвечает требованию естественного обучения, позволяет воздействовать именно на окружающую ребёнка обстановку, отличается от традиционного подхода прежде всего тем, что направлено на общую подготовку всех детей и каждого ребёнка к последующему школьному обучению.

Принципы реализации программы обучения грамоте Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам;

Принципы реализации программы обучения грамоте Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам; признать значение строки и значения слога как меры самосохранения речи; Овладение рукописными движениями по сути дела есть освоение образной основы этих движений; Предполагает развитие пространственно-временной организации движений пишущего в « поле» строки; Предполагает формирование у ребенка способности наблюдать за образами действующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося; Деловые взаимоотношения между детьми становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании.

 Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам; признать значение строки и

Необходимо отказаться от обучения чтению и письму по буквам; признать значение строки и значения слога как меры самосохранения речи; Овладение рукописными движениями по сути дела есть освоение образной основы этих движений; Предполагает развитие пространственно-временной организации движений пишущего в « поле» строки; Предполагает формирование у ребенка способности наблюдать за образами действующих лиц: выговаривающего, всматривающегося, вслушивающегося; Деловые взаимоотношения между детьми становятся главным условием воспитания самостоятельности в чтении, письме и рассказывании.

Задачи: развивать единый темп и ритм в тех видах общегрупповой работы, в которой необходимо

Задачи: развивать единый темп и ритм в тех видах общегрупповой работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи; познакомить детей со всеми буквами русского алфавита; учить проводить звуковой анализ; поддерживать интерес к письму, формировать координацию мелкой моторики при написании ритмизированных росчерков.

Эффективности процесса обучения способствует организационная модель системы педагогического процесса. Она выстраивается на основе комплексного

Эффективности процесса обучения способствует организационная модель системы педагогического процесса. Она выстраивается на основе комплексного подхода к организации условий воспитания и обучения детей основанного на следующих компонентах: ориентиром служит “Матрица событий” (краткосрочная программа для детей 5 -7 лет), предложенная Е. Е. Шулешко, в соответствии с этим в свою образовательную практику включаю предлагаемые роды занятий и виды занятий: организация активной познавательной деятельности детей на каждом занятии; социо — игровой подход к воспитательно-образовательному процессу; организация сотрудничества с родителями, коллегами.

 В основу образовательного процесса поставлены занятия, представляющие собой игровую интегрированную деятельность. Игровой характер

В основу образовательного процесса поставлены занятия, представляющие собой игровую интегрированную деятельность. Игровой характер занятий заключается в том, чтобы стремиться их превратить в игру свободную для ребёнка и воспитателя.

Методы Частично-поискового; Проблемного изложения; Исследовательского.

Методы Частично-поискового; Проблемного изложения; Исследовательского.

Этапы обучения письму: Начальный период - с сентября по декабрь – включает формирование правильной

Этапы обучения письму: Начальный период — с сентября по декабрь – включает формирование правильной постановки тела, головы, рук, пальцев и создание обобщенного образа рукописной записи. В это время формируется умение согласованного действия руки и голоса. С января по февраль. Это период освоения структуры слов. Период освоения буквенной записи в тетради. Обучение происходит с с марта по май.

Умения к концу обучения грамоте: Выбирать удобные для себя параметры буквенной записи – высоту

Умения к концу обучения грамоте: Выбирать удобные для себя параметры буквенной записи – высоту строки, степень наклона букв в строке – и сохранять четкость записи и общепринятую графику; Самостоятельно составлять фразу из знакомых слов; Самостоятельно определять объем безошибочно списываемого текста; Читать рукописный текст с той же скоростью, что и печатный.

Наглядные пособия

 «Аквариум» размещены печатные буквы русского алфавита; на 4 малых алфавитных таблицах показаны и

«Аквариум» размещены печатные буквы русского алфавита; на 4 малых алфавитных таблицах показаны и строчные, и заглавные, и печатные буквы в перевернутом виде. « Аквариум» не должен быть перегружен множеством деталей. Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер – цифра от1 до 33. Цифры выделены в специальную горизонтальную полосу. Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами — согласные и знаки – мягкий и твердый.

 «Аквариум»

Малые таблицы четыре « малые таблицы» , в которых наряду с печатными буквами представлены

Малые таблицы четыре « малые таблицы» , в которых наряду с печатными буквами представлены письменные – строчные и заглавные. Каждая из таблиц представляет собой 2 расположенных рядом квадрата, каждый размером 32 на 32 см. между квадратами — 10 см. Каждый квадрат в малых таблицах разлинован на 16 малых квадратов клеток. В клетках на строчках стоят буквы. В нижних и верхних рядах печатные, а в двух средних – письменные. В малых таблицах печатные буквы даны в зеркальном изображении.

При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2021/02/01/predstavlenie-opyta-sotsio-igrovaya-tehnologiya-bluzhdanie-po
https://multiurok.ru/files/razvitie-doshkolnikov-v-igrovom-obshchenii-so-sver.html
https://present5.com/obuchenie-gramote-po-programme-e-e-shuleshko/

Оцените статью