ТОС — территориальное общественное самоуправление. Плюсы и минусы.
В последнее время всё чаще и чаще по всей России говорят о ТОСах, территориальном общественном самоуправлении.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — одна из форм осуществления народом Российской Федерации своей власти путем непосредственного самоуправления для решения вопросов местного значения на части территории муниципального образования и участия в местном самоуправлении, посредством взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления на основании договоров и принимаемых решениями ТОС.
ТОСы чаще всего организовываются в частном секторе, в садовых товариществах, сельских поселениях и понемногу возникают на базе жилых многоквартирных домов.
ТОС может быть, как без образования юридического лица, так и образовано юридическим лицом.
Я, наверное, не буду рассказывать обо всех путях возникновения ТОСа, подготовка документов, общее учредительное собрание, как правильно подать документы в муниципалитет, это все есть в интернете с лихвой. Я просто расскажу доступным языком тем, кто терзается сомнением, нужен ли ему ТОС и стоит ли его бояться.
Но если кому-то будет интересно, то можно поговорить о подготовке к организации ТОСа, сборе Общего собрания, оповещениях граждан, границах ТОСа и т.д.
Однако главным образом это общественная организация и на данном этапе создана для взаимодействия с государственными структурами власти для помощи гражданам, являющимся членами ТОС и проживающими на территории образования ТОС.
Многие люди не совсем понимают суть ТОСа, думая, что это новая форма какой-то некой организации, которая будет с них взимать деньги или наоборот, организация, которая в один миг решит все проблемы и всем станет хорошо.
К сожалению, это не так, давайте понемногу вместе разбираться.
Какая польза для жителя поселка, садового товарищества или жилого многоквартирного дома от существования ТОСа?
В первую очередь это организация с направленностью на обустройство комфорта жителей, обустройство территорий, сплочение людей, проживающих на одной территории, которые и становятся полноправными членами ТОСа.
Ведь по сути сказать, многие жители, даже будучи соседями, либо вообще не общаются, либо только в режиме «здрасте-здрасте».
ТОС может выступать от имени своих членов, жителей поселка, садового товарищества или жилого дома в различных спорах, разногласиях.
Например, кому-то из членов ТОСа потребовалось участие в его проблеме государственных структур. Попасть на прием к депутату, мэру, губернатору и другим ответственным властным лицам простому гражданину крайне затруднительно. И тут ему огромную помощь может оказать ТОС, вернее его актив, СОВЕТ ТОСа.
Как обычно, любой СОВЕТ — это группа сплоченных активных людей с ярко выраженной гражданской позицией и намеченными целями.
Они не пройдут мимо безобразия, не остаят человека в его горе или беде.
На сегодняшний день, пока ТОСы в основном выполняют общественную работу, собирают людей на субботники, выступают на Общих собраниях, помогая решить тот или иной вопрос.
Главная задача любого ТОСа это получение гранта.
Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании.
Прежде всего для самих членов ТОСа, для расширения его возможностей, ведь по сути любое дело требует финансовых вложений.
В данном случае грант выдается строго целевой, например, на строительство детской площадки, строительство спортивной площадки, либо установки дополнительного оборудования для освещения, на обустройство сквера и т.д.
Все целиком зависит от правильной организации и оформления заявки, о деятельности ТОСа в период после его организации.
Грамотно составленная заявка на грант позволяет надеяться на получение денежных средств, для их последующего освоения.
Что за программа тос
Статья 27. Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) — представительным органом муниципального района.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 556-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
(в ред. Федеральных законов от 27.05.2014 N 136-ФЗ, от 18.07.2017 N 171-ФЗ, от 27.12.2018 N 556-ФЗ, от 01.05.2019 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
(п. 7 введен Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
(часть 8.1 введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Флагман объединения активистов, или Почему сегодня выгодно создавать ТОС?
А ведь территориальное общественное самоуправление – это не только благоустройство территорий, это и многочисленные праздники во дворах. И особое место в ряду этих праздников, конечно, занимает Новый год. ТОС Рязанской области
О том, зачем вообще нужны ТОСы, в чём их преимущества, кто и как может их открывать, чем они занимаются, рассказывает сопредседатель территориального общественного самоуправления Рязанской области Надежда Батрак.
Не разово, а на перспективу
Александр Мысовских, rzn.aif.ru: — Надежда Родомировна, сегодня всё больше появляется групп активистов, которые по своей инициативе начинают заниматься благоустройством территорий у своих домов. Почему им выгодно оформить территориальное общественное самоуправление? Чем ТОС будет им полезен?
Надежда Батрак: — Начнём с того, что это не просто группы активистов, это уже сплочённый коллектив, который знает, чего хочет, который собирается не для того, чтобы разово посадить цветочки, а потом разойтись. Нет, этот коллектив уже планирует свою работу на перспективу. Поэтому и нужен ТОС, который работает по целенаправленной программе, чётко планируя работу и на полгода, и на год. Это, во-первых, а, во-вторых, ТОСы могут участвовать в самых разных конкурсах и грантах. Полученные деньги идут на благоустройство. Да, не все их получают. Чтобы победить в конкурсе или получить грант, нужно оформить качественную заявку.
— Это конкурсы и гранты – есть ли там софинансирование?
— В основном — трудовое участие, за исключением программы местных инициатив. Но, хочу подчеркнуть, за каждую копейку, что нам выделили на благоустройство, мы должны отчитаться, предоставить все чеки.
Палочка-выручалочка
— Раз уж упомянули программу местных инициатив. Знаю о её масштабах. Уверен, появление этой программы здорово оживило ТОСы?
— В 2017 году появилась эта программа. И да, она для нас рассвет, палочка-выручалочка. В 2017 году, помню, семь ТОСов написали проекты, но потом, посовещавшись, решили, что отказываемся от них в пользу одного проекта – «Вишнёвый сад». И мы не ошиблись: этот проект стал нашим флагманом, получил потом дальнейшее развитие. За счёт новых выигранных заявок в дальнейшие годы наглядно показал, что такое программа местных инициатив, как она способна преобразить территорию, в каком бы запущенном состоянии они ни была. Сейчас эта территория и для детей, и для взрослых, и для спорта, и для проведения праздников.
В регионе стартовал приём заявок на реализацию проектов местных инициатив. Подать их можно до 6 февраля в органы местного самоуправления. За весь период действия программы реализовано уже более 900 проектов, предложенных жителями Рязанской области. В 2022 году реализовано 256 инициативных проектов в 171 муниципальном образовании региона.
В 2022 году, к слову, организации территориального общественного самоуправления уже подали 30 проектов, а на 2023 год запланировали подать аж 50 проектов. И суммы уже совсем другие: на каждую выигранную заявку дадут – от 2 до 3 млн рублей. А в прошлом году для нас впервые появились губернаторские гранты.
— А первые ТОСы у нас когда появились?
— 25 лет назад. Их было, конечно, не так много. Возрождение территориального общественного самоуправления началось, повторюсь, в последние годы с появлением программы местных инициатив, а с прошлого года – и грантов от губернатора. Кроме того, есть грантовая поддержка и от Ассоциации ТОС России. Мы также участвуем в этих конкурсах. Подаём заявки на гранты, которые даёт Фонд Тимченко. Есть и другие варианты. Надо просто быть активными. В этом, может, и наша проблема – медлительность. Кроме того, не все ТОСы верят, что могут победить в каком-то конкурсе. А зря. Надо быть поувереннее.
Постепенно это начинают понимать. В прошлом году, к примеру, на губернаторские гранты заявились аж 30 ТОСов. И все получили. Недавно на встрече с главой региона Павлом Малковым мы сказали, что в 2023 году ещё больше ТОСов захочет поучаствовать в борьбе за гранты. Попросили рассмотреть возможность увеличить финансирование, тем более, что в этом году будет уже настоящий конкурс. В прошлом – всем дали, в следующий раз поддержку получат те ТОСы, которые подготовят лучшие заявки.
11 января в Ресурсном центре «Дом ТОС» с председателями и активистами органов территориального общественного самоуправления Рязанской области встретился глава региона Павел Малков. Он поблагодарил активистов за масштабную работу, высоко оценил реализованные ими проекты и сказал, что принято решение в 2023 году увеличить с 2 до 3 млн рублей общий размер губернаторского гранта. Кроме того, на 50 млн выросло и финансирование программы поддержки местных инициатив, на проекты выделят 327,45 млн руб.
— В программе местных инициатив организации территориального общественного самоуправления в основном с какими проектами участвуют?
— С проектами благоустройства спортивных и детских площадок. Есть ТОСы, которые у нас делают дороги, мемориальные памятники. Некоторые наши активисты очищают и облагораживают пруды. Главное – желание самих людей что-то изменить к лучшему. Не председатели же ТОС решают, что надо благоустроить. Всё решается на общем собрании. Предложений всегда много, выбирают то, которое наберёт наибольшее число голосов.
Но не стоит думать, что ТОСы – это организации, которые занимаются только благоустройством территорий. Это заблуждение. Территориальные общественные самоуправления активно участвуют в общественной жизни города: вместе сажаем цветы, проводим субботники, принимаем дороги после ремонта. Вместе участвуем в праздниках: Новый год, 9 Мая, 1 Мая, 1 Сентября. Мы активно занимаемся молодёжью – некоторые ТОСы открывают у себя молодёжное крыло. Мы работаем с ветеранами, помогаем им. Много наших активистов и в рядах волонтёров.
С первым проектом помогут
— А кто может создать ТОС? Хватит ли для этого, к примеру, группы активистов одного многоквартирного дома?
— Хватит. Лучше, если это будет весь дом, а не отдельные подъезды. А если у двух-трёх домов есть общая территория, то ещё лучше будет создать совместный ТОС. Чем больше активных людей, тем лучше.
— А сложно создать организацию территориального общественного самоуправления?
— Вообще не сложно. Было бы желание. Надо будет провести конференцию, на которой люди подтвердят согласие не просто создать территориальное общественное самоуправление, но и работать в рамках ТОС. Обо всех деталях мы с удовольствием расскажем всем активистам в нашей ассоциации на ул. Каширина, д. 1. Там находится Ресурсный центр «Дом ТОС». Мы и поможем, где надо, и дадим нужные советы. Сейчас у нас в городе 71 ТОС, из которых семь открыли в прошлом году.
— Что касается советов и помощи. Помогает ли кто руководителям территорий органов самоуправления оформлять заявки на участие в программе поддержки местных инициатив, грантах губернатора?
— Первый проект и мы в ассоциации, и специалисты управления общественных отношений администрации Рязани помогают оформить. А дальше – ТОСы уже сами. Главное, чтобы люди сами определились, что им нужно.
— Кстати, а сами давно участвуете в работе территорий общественного самоуправления?
— С 2014 года. Прошла все ступени. Помню, всё началось с моего звонка в администрацию с просьбой решить вопрос с мусором. Мне предложили приехать. Мне и говорят, мол, видим, что вы на проблеме уборки мусора не остановитесь, давайте организуем ТОС. Я согласилась. И началась моя карьера в органах территориального общественного самоуправления. Ни о чём не жалею. Мы многого добились, немало самых разных праздников и акций провели, много проблем решили, и у нас куча планов на будущее.
ДОСЬЕ
Надежда БАТРАК. Сопредседатель Ассоциации территориального общественного самоуправления Рязанской области, председатель ТОС «Приокский-3». Образование – два высших (юридическое и техническое). В органах ТОС – с 2014 года. За работу в этой сфере имеет много наград, в числе которых медаль «За усердие».
При подготовке материала использовались источники:
https://xn--n1agb.xn--p1ai/%D1%82%D0%BE%D1%81-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5/
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/8dca12e4c57dcd9672a34eadf15e13b4455e1519/
https://rzn.aif.ru/society/flagman_obedineniya_aktivistov_ili_pochemu_segodnya_vygodno_sozdavat_tos