Цифровое портфолио ученика вместо ЕГЭ: как это будет работать
ЕГЭ – всё? Мы бы не спешили с такими заявлениями, однако сегодня предстоит разобраться, что такое цифровое портфолио и как оно будет работать. Поехали!
Что такое портфолио и зачем оно нужно?
Портфолио – это специальная папка, где выпускник собирает все свои награды, заслуги и достижения. Важно помнить, что учитываются победы связанные не только с учебой, но и с общественной жизнью, творчеством, спортом. За индивидуальные достижения в различных сферах вузы на свое усмотрение начисляют до 10 баллов.
“Забивать” на портфолио, имея много “регалий” точно не стоит, ведь очень часто последнее бюджетное место отхватывает тот абитуриент, который озаботился и вовремя занялся своим портфолио.
Портфолио – цифровое?
С обыкновенной папкой достижений мы разобрались, а что же такое цифровое портфолио?
Говоря простым языком, это тот же “сборник” заслуг, но размещенный не в папочке с файлами, а на специальном электронном сервисе.
Все ваши успехи будут размещены по нескольким категориям:
- учебной;
- творческой;
- спортивной;
- общественной;
Эти группы довольно классические и совсем не должны вас удивить.
Как будет работать цифровое портфолио?
На сегодняшний момент разговоры о создании платформы уже обрели характер выполненной задачи. Рособрнадзор представляет – “Мои успехи”, именно здесь и будут записаны все ваши успехи.
Свой “аккаунт” вы обретете уже в детском саду, представляете?
На самом деле, вести свое портфолио в цифровом формате можно и самостоятельно (на всякий случай). Например:
- использовать облачное хранилище, чтобы загрузить туда сканы своих дипломов;
- вести личный блог или страничку в социальных сетях;
- создать собственный сайт, например, на Tilda.
Что же там хранить?
Итак, какая же информация будет загружена в ваше цифровое портфолио?
- дипломы победителя и призера Всероссийских олимпиад и олимпиад, включенных в перечень Министерства просвещения;
- победы в конкурсах регионального и федерального уровней;
- участие в чемпионатах WorldSkills;
- участие в научных конференциях, публикации в периодических изданиях;
- спортивные достижения;
- участие в официальных волонтерских движениях;
- участие в разных мероприятиях и другие внеурочные успехи;
- рекомендательные письма педагогов и руководителей проектов, отзывы научных руководителей.
Преимущества цифрового портфолио
Почему же вести портфолио в цифровом формате важно и круто:
- вы сможете постоянно отслеживать, насколько многого вы добились и что еще нужно сделать, чтобы получить за портфолио все 10 баллов при поступлении;
- печатные версии дипломов потерять в разы проще;
- легко найти нужный документ в нужный момент;
- не придется сканировать груду бумаг, чтобы сдать портфолио в вуз, а после ЕГЭ, поверьте, забот и без этого достаточно;
- льготы на поездки во Всероссийские лагеря – “Артек” и “Орленок”.
Заменит ли цифровое портфолио ЕГЭ
Спойлер: нет. Да, разговоры об этом, действительно, ходили, однако они так и остались на уровне слухов. Минобр информацию опроверг. Почему:
- Разные условия для ребят из Москвы и Санкт-Петербурга и школьников из других регионов России;
- Олимпиады и конкурсы – все-таки вещь “по желанию”. Тем более, что некоторые из них стоят немало денег (конечно, мы про участие, а не про покупку 1 места), и далеко не у всех есть такие возможности. На ЕГЭ равны все – в этом огромный плюс.
Итак, сегодня мы разобрались, что же такое цифровое портфолио и узнали, что оно все же не заменит ЕГЭ. Собирайте достижения, покоряйте вершины и готовьтесь к экзаменам с удовольствием. Желаем удачи, ваш Умскул!
Цифровое портфолио ученика: что нового будет в школах с сентября
Мы живем в период интенсивной информатизации: скорость обмена данными в 21 веке возросла в разы, объемы информации увеличились. Особенно сильно изменения коснулись системы образования: учителя и ученики сегодня зачастую вынуждены перебираться из классов и аудиторий в интернет-пространство и исследовать новые образовательные платформы.
Цифровое портфолио: что это?
Одна из крупнейших инноваций последних лет – введение цифрового портфолио ученика. Минпросвещения разработал целую стратегию цифровой трансформации образования, которую изложил в одноименном документе. В том же документе был озвучен план по внедрению данной технологии в образовательное пространство.
Согласно задумке, цифровое портфолио ученика будет представлять собой индивидуальный сборник успехов учащегося: хорошие оценки, завершенные проекты, грамоты, результаты волонтерской работы – все это будет храниться на соответствующем сервере и предоставляться, по желанию школьника, в вузы при поступлении. В документе конечным сроком внедрения проекта обозначен 2024 год, но на самом деле технология уже несколько лет тестируется в различных школах страны, а некоторые университеты уже принимают портфолио вместе с результатами ЕГЭ. Заполнять цифровую папку можно будет начиная с 4 класса.
С 1 сентября 2022 года начнут действовать новые образовательные стандарты – третьего поколения – согласно которым довольно большой процент навыков должен будет развиваться через проектный метод. В целом, концептуально, метод не нов для учеников старшей школы, однако раньше он не был обязательным к применению в младшей и средней школе. Теперь же даже младшие школьники будут привлечены к проектной деятельности – со временем это позволит сформировать привычку к исследованию, анализу и синтезу информации. Для подтверждения наличия проектов будет использоваться цифровое портфолио, которое можно будет заполнять в период с 4 по 11 класс.
Суть цифрового портфолио заключается в том, чтобы помочь высшим учебным заведениям составить портрет абитуриента, а самому абитуриенту дать больший шанс попасть на интересующую специальность: в зависимости от содержания портфолио, вчерашний школьник получает дополнительные баллы при поступлении.
Впрочем, вместе с возрастающим количеством платформ множатся и вопросы. Разберем те из них, что касаются заполнения портфолио.
Чем заполнить портфолио?
Уже сегодня существует множество способов заполнить цифровую папку. Условно их можно разделить на шесть крупных групп.
Первый способ – это высокая успеваемость, хороший средний балл и хорошие оценки по итоговым работам. Тем, кто не может похвастаться успехами в учебе, переживать не стоит: плохие оценки в портфолио отображаться не будут.
Второй – олимпиады. Учитываться в портфолио будет только призовое место, но зато с любого этапа. Не обязательно быть победителем Всероссийской олимпиады, для портфолио хватит и школьной.
Третий – грамоты. За участие во внеурочной деятельности, организацию школьной постановки и пр. Обычно в школе их выдают в бумажном виде, в этом случае их нужно отсканировать и прикрепить оцифрованное изображение на сайт.
Четвертый – спортивные и музыкальные достижения. Грамоты, медали, активное участие в школьных спортивных и творческих мероприятиях, результаты соревнований и конкурсов – все это может быть включено в список достижений.
Пятый – волонтерская деятельность. Учитываться будет и участие в школьных волонтерских проектах, и самостоятельная активность в этом направлении.
Шестой – результаты проектной деятельности. Разработанное исследования может сильно помочь поступающему в вуз, особенно если изучаемая тема имеет отношение к выбранной специальности. Отметим, что исследовательский проект сегодня считается одним из самых продуктивных образовательных средств.
Зачем заполнять портфолио проектами?
На сегодняшний день именно проектная деятельность является наиболее перспективным направлением для тех, кто заботится о содержании своего портфолио и равномерном развитии предметных навыков и умений. При этом в реалиях нового времени именно с ней у школьников и учителей возникло множество проблем: многие педагоги отмечают, что проект сложно вписать в школьную программу, а при переходе на удаленку часто неясно, как с ним работать.
Впрочем, общая цифровизация образования создает условия для создания проектов через онлайн-платформы. Некоторые учителя уже оценили скачок, который совершили технологии в данном направлении: тьютор международного сетевого исследовательского образовательного проекта «Глобальная школьная лаборатория», педагог с 30-летним стажем Ирина Мещерякова рекомендует обращаться к цифровым образовательным средствам, например, к онлайн-сервису ГлобалЛаб, который посвящен тому, чтобы обучить школьников проводить различные исследования.
– На портале ГлобалЛаб есть множество проектов, развивающих несколько компетенций параллельно. Я давно обращаюсь к этой технологии: мои ученики являются авторами проектов «Музыка вокруг нас», «Зимние забавы», «Дети против войны», а также принимают участие в уже существующих на сервере проектах, таких как «Имя прилагательное», «Приметы весны: поет большая синица» и многих других», – сообщает педагог.
Некоторые кубанские школы не отстают от современных образовательных тенденций. Так, например, МАОУ Гимназия №23 в 2020 году разработала положение «Об индивидуальном образовательном проекте», положение «О проектной и исследовательской деятельности учащихся 5-9 классов», ряд авторских методичек и учебное пособие для 7-11 классов «Проектная деятельность в школе», а до того, с 2017 года до 2020, работала в статусе муниципальной сетевой информационной площадки.
Плюсы проектов в сети
В работе над проектами через цифровые средства кроется множество плюсов.
Во-первых, для создания любого проекта необходим личный интерес школьника, персональный запрос на поиск ответа на вопрос.
– На сайте ГлобалЛаб есть отдельный раздел для озвучивания идей, где участники портала предлагают новые темы исследований, находят соратников и кураторов. Кроме того, каждый пользователь платформы может обратиться к функции конструктора, позволяющей создавать и публиковать собственные проекты, в которых можно самостоятельно выбирать все: от темы и средств сбора информации до настройки виджетов и количества участников, – сообщает соосновательница и президент ГлобалЛаб, лауреат Премии Правительства РФ в области образования в 2012 году Татьяна Крупа. – Так обширная база уже существующих проектов регулярно пополняется новыми работами, базирующимися на интересах учащихся. Лично для школьника это значимо, потому что он не ограничен в своем любопытстве: он может выбрать как любую понравившуюся тему из уже существующих в базе, так и создать новую в случае отсутствия подходящей.
Для ВУЗа подобная работа будет представлять ценность, потому что будет говорить об уровне заинтересованности абитуриента в конкретной проблеме и в поступлении в целом.
Во-вторых, привычка к исследовательской деятельности формирует исследовательский подход к жизни, что в дальнейшем помогает вчерашнему школьнику лучше ориентироваться как в бытовой сфере, так и в механизме создания экзаменационных, курсовых и дипломных работ.
Рассмотрим на примере. Проект «Проектируем идеальную комнату», размещенный на сайте ГлобалЛаб, помогает школьникам развить математические навыки и навыки проектирования. В ходе работы они осваивают как и базовые школьные предметы, так и практически применимые умения. При этом все эти процессы изложены в формате исследования, структура которого предполагает четкую последовательность действий, которая не изменится в том числе и при создании курсовой работы в университете.
В-третьих, проектная деятельность позволяет развивать умение анализировать и синтезировать информацию, работать с данными, которые впоследствии доводятся до автоматизма, что облегчает процесс изучения предметов в целом.
Отдельно отметим, что работа с цифровыми образовательными платформами, такими, как ГлобалЛаб, не обязывает использовать какую-то специальную технику – достаточно иметь периодический доступ в интернет.
– Многие проекты можно выполнить без помощи приложений, требующих большого объема виртуальной памяти. Например, результатом проекта «Проектируем идеальную комнату» должен быть макет комнаты, созданный из подручных материалов. Следовательно, школьнику нужно иметь возможность поделиться его фотографией. Но если и это невозможно, то существуют проекты, которые в принципе не требуют фото-сопровождения, например, «Определяем КПД электрического чайника» – участнику нужно иметь возможность только разместить текст работы, – сообщает Татьяна Крупа.
Подведем итоги
В грядущем учебном году школьников и педагогов ожидает введение нового образовательного стандарта, который расширит возможности учителей в вопросе ведения проектной деятельности и задействует в ней учеников всех возрастов.
Также участников образовательного процесса ожидает постепенное внедрение технологии цифрового портфолио, которое со временем станет способом абитуриента заявить о себе с помощью предоставления доступа вузу к цифровой папке, содержащей в себе данные обо всех личных и академических достижениях вчерашнего школьника. Результатом упорной работы над проектами и цифровым портфолио станет получение дополнительных баллов к результатам ЕГЭ.
Цифровое портфолио школьника — суть инициативы, какие сведения войдут и в чем состоят риски?
Семейное право
Автор Екатерина Новицкая На чтение 5 мин Просмотров 1.5к. Опубликовано 12.06.2021
В скором времени в России заработает система цифрового профиля школьника, целесообразность формирования которого вызывает немало вопросов.
Попробуем разобраться, что такое цифровой профиль школьника, какие сведения в него войдут, в чем состоят его преимущества и недостатки, а также что думают родители и учителя об указанной инициативе.
Что такое цифровое портфолио
Цифровое портфолио – это электронная база данных, содержащая сведения обо всех достижениях и неудачах учащихся. Сведения в портфолио будут накапливаться постепенно, что поможет учителям проанализировать динамику развития ребенка.
Внедрение цифрового профиля в России первоначально пройдет в рамках эксперимента на базе 15 регионов. Сроки действия пилотного проекта обозначили до 2022 года. После обработки и анализа результатов проект распространят на всю Россию.
Для формирования цифрового портрета школьника Рособрнадзор собирается создать онлайн-ресурс «Мои успехи».
Для справки. При разработке системы цифрового профиля скорее всего использовали опыт Швеции, где уже несколько лет действует аналогичная систему учета детских достижений.
Цели создания
Главной целью ключевого портфолио является интеграция и систематизация в одной базе всех достижений учащихся, а также сведений, которые нужны для идентификации в рамках образовательного процесса.
Также задачей портфолио в электронном виде является корректировка полученных знаний. К примеру, школа по результатам анализа может предоставить материалы для восполнения пробела в знаниях или углубленного изучения.
В перспективе электронное портфолио может стать альтернативой ЕГЭ.
Профиль школьника можно будет использовать в следующих ситуациях:
- чтобы оценить успеваемость и поведение ребенка на любом этапе при переводе в другую школу;
- для учета оценок и посещаемости вузом при конкурсном отборе лучших студентов;
- при отборе кандидатов работодателем при устройстве на работу;
- при покупке путевки в детский лагерь. В частности, «Артек» и «Орленок» предоставляют скидки победителям олимпиад.
Цифровое портфолио будет обязательным или добровольным?
Первоначально газета «Коммерсант» писала, что портфолио планируют сделать обязательным для всех. Но в дальнейшем в Минпросвещения опровергли указанной сообщение и подчеркнуло, что цифровой профиль не будут делать обязательным для всех.
Родители могут продолжить формирование портфолио в бумажном виде, собирая бумажные дипломы и грамоты, и отказаться от использования оцифрованного аналога. Перечень сведений, которые планируется включить в документ, определит семья по своему усмотрению.
Заменит ли цифровое досье — бумажное
Бумажное портфолио продолжит действовать после внедрения электронного аналога. В перспективе, когда родители оценят преимущества электронного портфолио, цифровая биография заменит – бумажную.
Преимущества электронного портфолио перед стандартным состоят в следующем:
- Процесс сбора документов для получения преимуществ по ЕГЭ будет упрощен.
- Цифровой формат открывает больше возможностей для анализа результатов обучения и корректировки образовательного процесса.
- Электронное портфолио нельзя потерять или украсть.
Какая информация войдет в цифровое портфолио
Регистрировать портфолио ребенка будут при зачислении ребенка в школу или детский сад.
В первую очередь в портфолио будут включать сведения о достижениях в области образования, культуры и спорта. Вот приблизительный перечень сведений для электронного портфолио:
- победы в олимпиадах;
- победы и призовые места в конкурсах;
- участие в чемпионате WorldSkills;
- пройденные курсы и полученные отметки;
- глубина и сложность изучения отдельных тем;
- результаты ГАИ;
- прочие мероприятия и внеучебные достижения.
В досье будут включены сведения, что изучал школьник, где он дополнительно занимался в процессе обучения. Также портфолио может содержать информацию о неудачах и сложностях в обучении.
У кого будет доступ
Цифровое портфолио регистрируют сами ученики. Доступ к личному кабинету, в котором есть информация о достижениях, будет только у школьников.
Сведения в портфолио открываются только тем организациям, которые одобрит школьник или родители. Например, определенному вузу или колледжу, в который планирует поступить выпускник или школе при смене образовательной организации.
Преимущества
Главные плюсы формирования цифрового портфолио школьника состоят в следующем:
- Оно легче в использовании по сравнению с бумажным портфолио: родителям не нужно будет самостоятельно вносить реквизиты дипломов.
- Портфолио объединит в одном разделе разрозненные сведения о победах на олимпиадах и конкурсах. Ученику станет проще подтвердить свои достижения при необходимости.
- Вся информация в базе данных будет деперсонифицирована, что увеличит безопасность сервиса.
- Хранение сведений в электронном виде избавит от подтасовок.
- Внедрение портфолио сделает образовательную систему более индивидуальной: из документа станет ясно, в каких дисциплинах ученик преуспел, а какие ему следует подтянуть.
- Ученики будут более замотивированы в получении новых достижений для пополнения портфолио.
Риски и недостатки
Можно выделить следующие риски и недостатки создания цифрового портфолио:
- Сведения о ребенке будут собирать, начиная с детского сада, — в этом возрасте дети еще не осознают ответственности за поступающую в портфолио информацию и не осознают, как портфолио сможет повлиять на их дальнейшую жизнь.
- Есть риски утечки данных и злоупотреблений при включении информации в портфолио. Так как в портфолио будет включен широкий спектр данных об оценках и посещаемости, при утечке ими могут воспользоваться мошенники.
- Стоимость реализации проекта оценивают в сумму до 1 млрд.р.
Что думают родители и учителя о цифровом портфолио?
Пока не совсем понятно, как это будет реализовано на практике. Если портфолио поможет детям из регионов поступить в вуз, то идея – хорошая.
Елизавета, мама восьмиклассника
Я однозначно против. Во-первых, не понимаю цели всеобщего сбора и хранения данных об образовании. Во-вторых, не хочу чтобы в портфолио вошли какие-то неблагоприятные сведения из биографии школьника.
Людмила, мама первоклассника
В целом, мне нравится предложение. Сегодня мне приходится самостоятельно сканировать и копировать дипломы сына. Но в таком виде они не принимаются как подтверждающие документы. С электронным портфолио станет проще.
Ольга, мама ученика 10 класса
Надеюсь, что вносить сведения в электронное портфолио не заставят самих учителей. Сегодня мы только и делаем, что заполняем какие-то бумаги и вносим сведения в непонятные программы.
Елена Викторовна, учитель литературы
Начинание может и хорошее, но главное, чтобы детей не начинали ранжировать по оценкам и прогулам в начальной школе или детском саду. Потенциал ребенка может раскрыться позже и нужно давать детям возможность исправить совершенные ошибки.
Галина Григорьевна, учитель математики
При подготовке материала использовались источники:
Цифровое портфолио ученика вместо ЕГЭ: как это будет работать
https://kubnews.ru/obshchestvo/2022/02/15/tsifrovoe-portfolio-uchenika-chto-novogo-budet-v-shkolakh-s-sentyabrya-2/
https://ivprave.ru/prava/semeinoe/portfolio-shkolnika