Computer Science или что должен знать программист?
Программисты бывают разные. Мобильные разработчики на Kotlin и Swift, веб-программисты, использующие PHP, Python, Ruby, хардкорные электронщики на Си и Assembler. Главным их отличием является сфера, в которой они работают и используемый язык. Однако не редки случаи, когда, например, веб-разработчики уходят в mobile, электронщики в gamedev и т.д. А конкретно язык программирования вообще можно переучить за пару месяцев. Пропорции условны, а границы размыты. Языки и технологии меняются, и если всё так подвижно и непостоянно, что же объединяет всех этих людей? А объединяет их умение программировать в целом, не зависимо от языка, платформы и технологии. и знание английского языка, пока не поздно учи английский (вставка из «Криминальное чтиво»)
Умение же программировать складывает из практического навыка написания программ и теоретической базы из различных областей Computer Science. Какие алгоритмы нужно знать программисту, нужно ли ему разбираться в компьютерах, системах счисления, делить в уме столбиком и что вообще должен знать программист в широком смысле этого слова. На эти вопросы вам сегодня постарается ответить Макс — один из автора YouTube-канала PyLounge. Поехали!
Скажем так, Computer Science — это наука, объединяющая в себе различные области знаний, которые будут полезны специалисту, работающему с компьютерами и вычислениями. В общем-то это знания, которые пригодятся программисту. Самые необходимые из них, те, которые встречаются на практике постоянно я сейчас максимально кратко и перечислю.
Алгоритмизация (в целом). Суть в том, что не нужно заучивать реализацию чужих алгоритмов, а стараться развивать своё алгоритмическое мышление, чтобы ты сам мог составлять алгоритмы. Декомпозировать задачу и выявлять нужную последовательность действий. Развить эти навыки можно решая задачи и разбирая готовые алгоритмы, а не заучивая их. Кстати у нас на канале есть ролик «Как решать задачи по программированию». Ознакомьтесь, если интересно.
Оценка сложности алгоритмов. Да, да. Это то самое большое О. Кроме него есть ещё Тета и Омега, но в принципе можно обойтись и просто О-большим. Действительно важно хотя бы примерно прикидывать временную сложность алгоритма. Нужно понимать какой участок кода тормозит всё твою программу, почему O(n^2) хуже, чем O(n*log(n)), как следует переделать код чтобы добиться этого O(n*log(n)) и почему вот так лучше вообще не делать.
Это поможет вам писать нормально работящий код, который не будет решать 5 секундную задачу 15 минут на разогнанном I9. Сейчас уже недостаточно просто уметь решать задачу. Нужно уметь её решать максимально эффективным образом.
Кодировки — UTF-8, Windows-1251, ASCII и т.д. Очень многие программисты мучаются с различными проблемами, связанными с кодировками. Поэтому ориентируясь в этом хотя бы на минимальном базовом уровне, вы знатно облегчите себе жизнь.
Парадигмы программирования. Что такое объектно-ориентированное, функциональное, логическое программирование. Чем они отличаются, их преимущества и недостатки. Это поможет тебе выбрать наиболее подходящий инструмент и подход для максимально эффективного решения твоей задачи. Потому что язык и технология это в первую очередь просто инструменты, которые надо уметь грамотно выбирать под советующую работу.
Техники и приемы программирование. Стоит ознакомиться с понятием рекурсии, мемоизации, динамического, линейного программирования и тому подобного. А также понимать, что, где и когда (вставка Что, Где, Когда) лучше применять. Это поможет сделать твой код гораздо эффективнее и качественнее.
Архитектура компьютера. Хотя бы примерно понимать, что такое память в компьютере, зачем нужна, какая быстрее и т.д. Почему копировать объект 1000 раз не самая лучшая идея, зачем нужно кешировать информацию и т.д. Также неплохо бы разобраться в особенности вычислений процессором, видеокартой. Как грамотно распоряжаться программными ресурсами. Да и вообще полезно знать, как и что там работает в этой коробке под столом.
Ориентироваться в структурах данных. Списки, деревья, очереди и т.д. Просто зачем нужна каждая структура, какие, когда эффективнее использовать. Вот необходимо на проекте решить какую-то задачу, а ты такой «О, чем-то это задача похоже на историю с графами». Есть зацепка, начинаешь гуглить графы, алгоритмы решения задач на графах, библиотеки для этого. Поверь, твоя жизнь станет сильно легче, если конфиг настроек для бота ты будешь хранить в словаре, а не в массиве. Опять-таки, тебе не нужно уметь с нуля собственными руками реализовывать этот словарь, хеш-таблицу (хотя можно, ничего неподъёмного там нет). Просто надо знать, что она существует и когда обычно её применяют.
Базы данных. Для backend’деров это отче наш. SQL, запросы, таблицы, связи один ко многим, 1 к 1, многие ко многим, миграции. Что такое реляционные базы, не реляционные. Где лучше какие применять и почему. Это тот раздел, без которого точно не обойтись.
Архитектура программного обеспечения. Ранее я упоминал, что недостаточно чтобы программа просто работала. Она должна работать эффективно. Эффективно не только в плане производительности. Важно уметь писать код качественно, чтобы его было легко сопровождать, расширять. Серьёзное программирование это сложный итеративный процесс, зачастую комодный. Поэтому качественно спроектированная программа сделает вашу жизнь и жизнь других разработчиков лучше. Тут приходится понимание построение архитектуры ПО и грамотное использование паттернов (шаблонов) проектирование (GoF, GRASP, Enterprise). Кроме того, не мешало бы овладеть общепринятыми практиками (SOLID, KISS, DRY и т.д.)
Устройство Сети. Весь мир потихоньку переезжает в онлайн. Поэтому было бы неплохо разбираться в том, как работает Интернет. Опять-таки на базовом уровне. Что такое протоколы, сокеты, DNS, IP-адреса, зачем оно всё нужно и как между собой взаимодействует.
Важная заметка. Математика, в частности логика, комбинаторика, дискретка тоже входит в Computer Science. Поэтому коротко. Математика — круто. Математика точно нужна, но не всем и не всегда. Вообще математика для программиста эта тема довольно обширная и холиварная, заслуживающая отдельного обстоятельного разговора. Поэтому сюда я её включать не стал. Однако держу в курсе.
Best practice. Наверное, Не совсем про Computer Science. Но мне кажется, необходимо ознакомиться как принято писать код именно на вашем языке/стеке. Программирование есть программирование. Но согласитесь, в каждом омуте водятся свои черти. Поэтому будьте добры играть по их правилам или не играть вовсе.
Под конец я очень хочу порекомендовать ознакомиться с книжкой Феррейра Фило «Теоретический минимум по Computer Science». Она коротенькая, но даёт отличное общее понимание всего того, что тебе пригодится (и не отправит начинающего в психушку, как, например, труды Кнута). В том числе в этой книге есть и совсем немного про тот самый матан. Настоятельно призываю ознакомиться. Опытных вряд ли заинтересует, а для новичков самое то.
Как ты понял не нужно идеально всё знать наизусть. Достаточно разбираться в базовых понятиях, принципах и понимать, что, когда применять. Если ты понимаешь, что тебе нужно, но недостаточно глубоко знаешь это, всегда можно заглянуть в Интернет или справочник, спросить у кого-то. Когда ты выберешь специализацию, то будешь уже разбираться отдельных веща непосредственно на деле, когда коснёшься этого, предметно. Например, если решишь программировать ядро Linux, будешь подтягивать знания ОС и т.д.
Базовое понимание — это твой скелет. На которой в последствии ты будешь наращивать мясо из тонкостей, деталей и специфики.
Если я упустил что-то важное из виду, то обязательно напиши об этом в комментариях.
В некотором смысле программирование похоже на рисование. Сначала у вас есть только чистый холст и материалы. Нужно использовать сочетание науки, искусства и ремесла, чтобы определить, что со всем этим делать. (с) Эндрю Хант (Andrew Hunt)
P.S. Есть также видеоверсия данной статьи. Кому интересно, welcome на YouTube.
Чем Software Engineering отличается от Computer Science
Привет!
Программа, по которой я сейчас обучаюсь, называется MSIT-SE (Master of Science in Information Technology – Software Engineering)*. Основная идея всей программы выражается в принципе “Learn by doing” (“Учись, делая”).
Хочу рассказать, в чем разница между SE и CS и чем программа, которую я прохожу, отличается от всего остального. Без всякого сомнения этот вопрос обсуждаем, но ниже представлено мое личное мнение
Знаете, это какая-то слабая программа для Computer Science
До того, как я приехал на программу SE, во всех комментариях читал именно такое утверждение.
Человек переходит по [вот этой] ссылке и читает:
• 17-651 Models of Software Systems
• 17-652 Methods: Deciding What to Design
• 17-653 Managing Software Development
• 17-602 Introduction to Personal Software Process
• 17-654 Analysis of Software Artifacts
• 17-655 Architectures for Software Systems
• 17-677 MSIT Project I
• 17-678 MSIT Project II
И начинаются разговоры: хм, простите, но где здесь хотя бы один классический курс по алгоритмам и структурам данных? Ну или хотя бы один годный курс по ООП, или по C++, или по основам распределенных систем или может быть базы данных, где всё это?
Ну, что я могу сказать, всего этого нет. Точнее, этого нет среди указанных выше основных курсов, зато каждый семестр можно брать 1-2 электива, я вот, например, брал Distributed systems и Data structures for application programmers. Подробнее про элективы [читать тут] и [здесь]. Причина подобного отношения – изначально неверная реклама этой программы в России, а также невнятное определение того, что такое software engineering (оно у всех очень разное).
Выше короткая вырезка с официального сайта. Можно увидеть, что пересечения есть, но фокус принципиально другой. Есть некоторые вещи, которым не учат на Computer Science программах. Я не знаю как иначе объяснить разницу между SE и CS, кроме как сравнить создание IT системы с чем-нибудь из реальной жизни. Например, с постройкой моста. Вот список вещей, которым не учат на CS:
• как выбрать форму моста
• как решить, где именно этот мост должен стоять
• как скоординировать это с финансовыми или правовыми вопросами
• как именно должен выглядеть мост с точки зрения заказчика
• как скоординировать 100500 рабочих, которые будут строить этот мост
• как ответить руководству (спонсорам, инвесторам, etc), на каком этапе строительства сейчас мост и когда он будет завершен
• как ДО того, как мост построен, оценить его качества: грузоподъемность, производительность
• как задокументировать построенный мост так, чтобы в будущем его можно было починить
• какие действия должны быть выполнены, кем и когда, чтобы мост не упал через 2 года
… ну, в общем, идея понятна, продолжать можно долго. С одной стороны, это менеджмент (17-653 Managing Software Development). От него никуда не денешься, потому что с людьми надо общаться, и это почти самое сложное, а еще является причиной провала большинства проектов. После чего – умение собирать требования (17-652 Methods: Deciding What to Design). Как только требования собраны, мост нужно нарисовать на бумаге (17-655 Architectures for Software Systems), по возможности используя формальные методы расчета моста (17-651 Models of Software Systems). На протяжении всего процесса желательно проверять качество собранных требований, процесса постройки, итогового результата и т.д. (17-654 Analysis of Software Artifacts)
Я считаю, что все вышеописанные курсы должны предваряться мощным бакалавриатом по Computer Science, а затем 3-5 годами работы в индустрии. Лишь после этого имеет смысл говорить о менеджменте или архитектуре.
И вот мы плавно переходим к вишенке на торте. Практикум, он же MSIT Project, это то, что склеивает всю программу воедино. Я уже писал краткий обзор нашего проекта [тут]. Следующим постом расскажу о практикуме более подробно.
По материалам студента магистратуры первого потока (2013/2014) совместной программы Университета Иннополис
*«Магистр информационных технологий – управление разработкой программного обеспечения» – программа магистратуры Университета Иннополис, разрабатываемая на базе программы MSIT-SE (Master of Science in Information Technology) одного из лучших ИТ-вузов мира Carnegie Mellon University (МФТИ, ИТМО, National University of Singapore и других партнеров в области образования. Университет Иннополис планирует осуществить набор группы магистров на своей базе для обучения в 2014/15 годах.
Computer science что это за программа
МЕРОПРИЯТИЯ
Встречаемся на USETECH Offer Weekend!
23 сентября Онлайн Бесплатно
VTB API hackathon 2023
25 сентября Москва Онлайн Бесплатно
Приглашаем аналитиков присоединиться к проекту IT_ONE CAREER и испытать себя на онлайн-хакатоне!
29 сентября Онлайн Бесплатно
Комментарии
Популярные По порядку
Не удалось загрузить комментарии.
ВАКАНСИИ
Data Scientist (стажер)
Москва, по итогам собеседования
Контент-менеджер
по итогам собеседования
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Помнить все: делимся лучшей шпаргалкой по Python
Мы подготовили очень занимательную коллекцию, которая по праву может называться лучшей шпаргалкой по Python благодаря ее простоте использования.
Английский язык для IT-специалистов
Всем людям, так или иначе связанным с IT сферой, прекрасно известно, что рано или поздно вопрос о владении английским языком становится ребром.
Изучаем алгоритмы: полезные книги, веб-сайты, онлайн-курсы и видеоматериалы
В этой подборке представлен список книг, веб-сайтов и онлайн-курсов, дающих понимание как простых, так и продвинутых алгоритмов.
При подготовке материала использовались источники:
https://habr.com/ru/articles/673754/
https://habr.com/ru/companies/innopolis_university/articles/229085/
https://proglib.io/p/cs-learning