Что такое CRM-система и как она помогает бизнесу зарабатывать больше
Когда у компании много клиентов, менеджеры по продажам могут терять актуальные переписки и не успевать отвечать на новые заявки в почте и соцсетях. Клиенты долго ждут ответ, а потом уходят к конкурентам. Чтобы не терять лиды и эффективно работать с действующими клиентами, компании используют CRM-системы.
CRM — программа, которая помогает систематизировать продажи. В ней можно вести базу контактов, настроить воронку продаж, ставить задачи менеджерам, контролировать их работу, отвечать на входящие запросы из любого источника, звонить клиентам, отправлять им письма и сообщения в социальных сетях и мессенджерах.
Для чего нужна CRM-система и как она помогает бизнесу увеличивать продажи и прибыль, нам помогли разобраться директор по развитию amoCRM Матвей Кардаш и основатель OkoCRM Александр Завьялов.
Что такое CRM-система и какие задачи бизнеса решает
CRM — Customer Relationship Management — переводится как «управление отношениями с клиентами». Это программа, которая помогает бизнесу не терять заявки, хранить историю работы с клиентами и упрощает процесс продаж.
В этой программе собираются заявки, отражается процесс взаимодействия менеджеров и клиентов и вся информация по сделкам.
CRM-система нужна бизнесу, чтобы решать такие задачи:
- собирать клиентскую базу;
- выстраивать коммуникации с клиентами;
- управлять процессами в продажах.
Сбор клиентской базы. Данные по клиентам и сделкам хранятся в CRM и не пропадут, если менеджер уволится или удалит письма в почте.
Базу клиентов можно посмотреть списком, где сразу будут видны имя клиента и контактные данные, например номер телефона и e-mail. Еще можно использовать фильтры, чтобы выгрузить контакты клиентов, которые подходят под нужные критерии, — например, тех, с кем давно не общались или кто покупал определенный продукт.
Коммуникация с клиентами. CRM собирает заявки от клиентов из всех источников: с телефона, почты, мессенджеров, соцсетей, сайта, чатов. Это удобно: менеджерам не нужно открывать много приложений и сайтов, искать пароли и мониторить новые заявки, они принимают все сообщения и звонки клиентов в одной программе, поэтому отвечают быстро и не пропускают новые заявки. А если подключить к разбору входящих заявок чат-бота, то менеджеру и вовсе не придется отвечать на каждый запрос вручную. Это снизит роль человеческого фактора, ответ на любой чат сделает моментальным.
По имени, номеру телефона, электронной почте или источнику заявки, например, мы знаем, что клиент писал нам в Телеграм. В CRM можно быстро найти историю по клиенту, если он уже обращался. Это помогает не задавать вопросы повторно и экономить время на консультации.
Если клиент звонил, а потом написал в чате, вся история переписки будет в одной карточке. Все комментарии, которые коллеги оставляли по заявке, тоже будут здесь.
Управление процессами в продажах. CRM-системы помогают менеджерам планировать задачи, общаться с коллегами и оптимизировать свою работу. С помощью CRM менеджеры могут назначать встречи, устанавливать напоминания и отправлять документы клиентам. Типовые процессы можно автоматизировать: СRM напомнит менеджеру, когда пора перезвонить, а клиенту отправит СМС, что его заказ поступил.
Если отдел продаж большой, CRM-система поможет упростить общение внутри команды — в ней есть внутренние чаты для совместной работы. Прямо из карточки сделки можно попросить бухгалтера сформировать счет. При этом указывать дополнительную информацию не потребуется. Другой сотрудник сам увидит все нужные сведения о клиенте в карточке. CRM помогает избежать конфликтов и не забирать чужие сделки — в карточках фиксируют, кто из менеджеров уже ведет клиента.
Еще можно настроить сценарии воронки продаж и определить, какие действия менеджеры производят сами, а где система автоматически создает переход на следующий шаг воронки или выполняет какое-то действие. Например, система отправит счет клиенту, когда менеджер поставит статус сделки «На оплату». Или начнет показывать таргетированную рекламу в социальных сетях после заполнения анкеты. Отследит возвращение клиента на сайт — и в этот момент поставит менеджеру задачу позвонить.
Как первыми запустить онлайн-продажу лекарств
Когда CRM-система нужна компании
Разберем, в каких ситуациях CRM-система поможет, а когда стоит подумать, будет ли она полезна вашему бизнесу.
CRM‑система для продаж: что это такое и как работает
Customer relationship management (CRM) переводится с английского как управление взаимоотношениями с клиентами. Это программа, которая помогает регулировать бизнес-процессы, выстраивать долгосрочные отношения с клиентами и способствует повышению эффективности продаж.
Анастасия Васильева
В интернете встречается написание этого инструмента как СRМ-система. Но оно ошибочно.
Функции CRM-системы
СRМ-система — важный инструмент для отдела продаж. Она фиксирует каждый этап взаимодействия менеджера с клиентом, напоминает о том, когда нужно перезвонить, сохраняет записи разговоров, отражает договоренности, показывает процент выполнения личного плана.
Руководители часто задаются вопросом, почему менеджеры работают, а продажи не растут. СRМ как раз помогает найти ответы на него.
СRМ полезна и для руководителей: с ее помощью они отслеживают эффективность подчиненных и корректируют нагрузку специалистов, находят проблемные места в переговорах и контролируют выполнение плана отдела.
Допустим, есть предприниматель Иван. У него небольшой интернет-магазин с кроссовками. На первых порах, когда клиентов немного, Иван справляется и без отдела продаж. Он записывает имена, адреса и телефоны заказчиков в табличку Excel.
Но бизнес растет, число клиентов увеличивается, приходится нанимать других специалистов. Как проконтролировать их работу? Как узнать, почему продажи вдруг упали? Как не пропустить новые заявки? На эти вопросы как раз отвечает CRM-система.
Клиент заполнил форму обратной связи — его заявка поступила в сервис. Иван определил ответственного менеджера. Система напомнила менеджеру о том, что нужно связаться с человеком. Специалист перезвонил, но продажа не случилась — Иван прослушивает запись разговора и определяет суть проблемы. Понимает, что работа с возражениями слабая, и проводит обучение. Оно оказывается успешным, о чем Иван узнает из регулярного отчета системы, согласно которому продажи выросли на 20 %.
Вот какие задачи выполняет CRM-система:
- Напоминает менеджерам о звонке или встрече. Специалист не забудет провести первую консультацию, перезвонить в обещанные сроки и вовремя выставить счет.
- Хранит историю взаимодействия с клиентом. Это важно, чтобы избежать неловких ситуаций. Например, человек неоднократно просил удалить его номер из базы, потому что передумал что-либо покупать. Но каждый раз ему звонят менеджеры-новички просто потому, что в карточке клиента нет нужного статуса. Это негативно сказывается на лояльности к компании. Есть и более положительный сценарий использования: допустим, вы хотите связаться с покупателем спустя пару месяцев после покупки, чтобы получить обратную связь.
- Фиксирует договоренности между клиентом и менеджером. Например, человек до последнего сомневается в покупке. Тогда представитель компании предлагает ему хорошую скидку. Покупатель берет тайм-аут, а через неделю перезванивает и соглашается купить товар со скидкой. Менеджер вводит имя и фамилию клиента, открывает его карточку и убеждается, что договоренность действительно была.
- Собирает заявки с нескольких ресурсов. Например, вы можете настроить CRM-систему так, чтобы заявки с сайта, Instagram и ВКонтакте приходили в единое окно. Стандартно сервис интегрируется с почтой, сайтом и IP-телефонией.
- Отражает статистику. Менеджер видит процент выполнения своего плана и рассчитывает силы, чтобы успеть закрыть его к концу месяца. Руководитель отдела продаж смотрит на результаты сотрудников, определяет отстающих и проводит с ними дополнительное обучение. А самых активных награждает премией.
- Сообщает о проблемах. Если менеджер забывает связаться с клиентом в срок, система отправляет руководителю уведомление. Заявку вовремя подхватывают, и клиент остается в компании.
Какие проблемы продаж и бизнеса решает CRM-система
Таких проблем несколько. Они касаются и лояльности клиентов, и работы менеджеров, и клиентской базы, и факторов, замедляющих продажи.
Повышение лояльности клиентов
Лояльные покупатели — подарок для бизнеса. Они покупают снова и снова, пробуют новую продукцию, советуют компанию друзьям и становятся своеобразными амбассадорами бренда.
Завоевать клиентскую любовь не так уж и сложно — достаточно позаботиться о качестве сервиса. Человек захочет иметь дело с компанией, которая моментально реагирует на его запрос, быстро отправляет заказ и возвращается за обратной связью. В этом поможет CRM-система.
Когда клиент заполняет форму обратного звонка, менеджер получает соответствующую задачу. Заказ отправляют — человеку приходит сообщение на телефон. После отправки товара система ставит специалисту задачу взять отзыв через пару недель.
Повышение эффективности работы сотрудников
Система отражает процент выполнения личного и общего плана, количество заявок и звонков у каждого менеджера, сроки выполнения задач. Специалисты знают, что руководитель отслеживает их эффективность, поэтому меньше отвлекаются и больше стараются.
Выявление «узких мест»
CRM-система помогает найти этапы, на которых конверсия падает. Если вы видите, что после первого звонка отваливается большинство клиентов, значит, нужно переслушать звонки и понять, что их смущает.
Сохранение клиентской базы
Случается, что менеджер уходит к конкурентам и забирает с собой всю клиентскую базу. Бизнес терпит убытки. CRM-система помогает защитить данные: можно настроить доступ так, чтобы продавцы видели контакты только своих клиентов.
Кому нужна система управления взаимоотношениями с клиентами
Есть несколько случаев-исключений, когда CRM-система не принесет особой пользы:
- Бизнес только открылся, клиентов немного, вести базу можно в Excel. На этом этапе CRM-система не принесет ожидаемого эффекта, но может быть хорошей покупкой на будущее.
- Компания не планирует наращивать клиентскую базу. Допустим, у вас есть небольшой салон красоты. Вы набрали нужное количество клиентов, запись плотная — на новичков не хватит времени. Открывать второй салон вы не хотите.
- Руководитель отдела продаж и так идеально контролирует качество работы сотрудников, а сами менеджеры не возражают против работы в табличках и общения с клиентами в десятке окон.
В других ситуациях СRМ-система скорее необходимость, чем роскошь. Благодаря ей получится автоматизировать и систематизировать работу с клиентами, увеличить вовлеченность сотрудников отдела продаж и нарастить прибыль компании.
Контур.Реклама
Привлекайте новых клиентов из онлайна просто и недорого
Битрикс24 помогает бизнесу работать
Мгновенно выходите на связь с любым сотрудником, согласовывайте документы и счета, общайтесь с коллегами.
Видеозвонки HD до 48 человек
Бесплатно общайтесь по видео с коллегами, клиентами, подрядчиками. Начать совещание можно прямо из чата или встречи в календаре!
Мессенджер
Создавайте сколько угодно групповых и личных чатов, чтобы обсуждать идеи и делиться файлами.
Учет рабочего времени и отчеты
Сотрудник может начать, приостановить и завершить рабочий день за один клик в Битрикс24. Устанавливайте график и фиксируйте отработанные часы.
Подключайте почту, телефонию, соцсети, рекламу, сквозную аналитику, склады за пару кликов.
Мобильная CRM
Работайте с лидами, общайтесь с клиентами во всех каналах, заполняйте документы, выставляйте счета и принимайте оплату — прямо со смартфона.
Клиентская база
Собирайте заявки со всех каналов: формы на сайте, онлайн-чаты, телефонные звонки и соцсети. Контакты, вся переписка и записи разговоров сохранятся в CRM.
Автоматизация продаж
Десятки роботов для автоматизации продаж и маркетинга сэкономят ваше время и деньги.
Оплата и доставка
Выбирайте удобный режим работы с проектами, назначайте ответственных, используйте чек-листы и шаблоны регулярных задач.
Управление проектами в разных режимах
Используйте списки, чек-листы, диаграмму Ганта, календарь для контроля сроков и исполнителей. Или организуйте работу по правилам Скрам, используя канбан и другие готовые инструменты.
Роли и права доступа
Распределите роли в задаче: ответственный, постановщик и наблюдатели. Вы можете настроить права на постановку задач, перенос крайнего срока и делегирование.
Шаблоны задач и роботы
Создавайте шаблоны для регулярных задач, настраивайте автоматическую отправку писем, смену ответственного и статуса задачи.
KPI и оценка эффективности
Создайте свой сайт, используя готовые блоки и шаблоны. Подключите онлайн-чат и собирайте заявки от клиентов!
Сайт внутри в CRM
Сайт не нужно специально интегрировать с CRM, он создается внутри CRM 🙂 Все контакты клиентов сохраняются и попадают в работу менеджерам.
Готовы к продвижению
Ваш сайт уже готов к SEO-продвижению: страницы загружаются быстро и соответствуют требованиям поисковиков.
Полная адаптивность
Блоки сайта сами адаптируются для мобильных устройств. Клиентам из соцсетей будет удобно пользоваться сайтом и оставлять заявки.
Адаптация под мобильные устройства
Получайте заказы из соцсетей и обрабатывайте их в CRM.
Быстрое создание
Нажмите кнопку «Создать», добавьте товары в каталог, разместите ссылку на магазин в соцсетях и принимайте заказы. Все контакты автоматически попадают в CRM.
Удобный каталог товаров
Добавить товар в каталог легко — введите описание, цену, загрузите фото и готово! Поддерживает SKU. А складской учет поможет контролировать остатки на складе.
Заказы из всех каналов
Опубликуйте ссылку на интернет-магазин в соцсетях, отправьте ссылку клиенту в WhatsApp или SMS! Для быстрого оформления заказа нужно всего лишь оставить имя и номер телефона.
При подготовке материала использовались источники:
https://secrets.tinkoff.ru/razvitie/prodazhi/crm/
https://kontur.ru/articles/6056
https://www.bitrix24.ru/features/