...

Дифференциальная программа что это

Типы дифференцированных программ (доклад)
материал по математике

Теоретический материал к теме по самообразованию: «Применение уровней дифференциации при организации контроля ЗУН учащихся».

Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д.

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определённой части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – лёгкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Следовательно, перед каждым учителем стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

Решение этой проблемы определило цель исследования – проанализировать успех обучения при использовании методик внутриклассной дифференциации: как используются преимущества технологии внутренней дифференциации, которая обеспечивает каждому школьнику возможность достижения планируемых результатов в обучении с учётом его индивидуальных особенностей.

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы, более высокого уровня обобщений и абстрагирующей деятельности. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на одинаково высоком уровне. Даже ориентировка на «среднего» ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников (потеря интереса к математике, порождение безответственности, нежелание учиться и др.). Нынешнее отношение учащихся к математике характеризуется снижением ее популярности среди школьников.

Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость

осуществления дифференцированного подхода к учащимся — как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. Дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход

становится необходим не только для поднятия успеваемости слабых учеников, но и для развития сильных учеников, причем его понимание не

должно сводиться лишь к эпизодическому добавлении в процессе обучения слабо успевающим учащимся тренировочных задач, а более подготовленным – задач повышенной трудности. Более полное понимание дифференциации обучения предполагает использование ее на различных этапах изучения математического материала: подготовки учащихся к изучению нового, введения нового, применения к решению задач, этапа контроля за усвоением и др. Дифференцировано может быть содержание изучаемого материала (выделение обязательного и дополнительного); дифференцировать можно методы (приемы) обучения, варьируя ими с целью оказания различной степени индивидуальной или групповой помощи ученикам при организации самостоятельной работы по изучению нового, при решении задач и др.; дифференцировать можно средства и формы обучения. Опыт передовых учителей показывает, что дифференциация может затрагивать все элементы методической системы обучения и в этом случае она дает наибольший эффект в условиях обычного класса.

В концепции школьного математического образования дифференциация рассматривается как составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации образования, его перевода на новую культурообразующую базу.

Типы дифференцированных программ

По технологии Н.П.Гузика выделяются три типа дифференцированных программ («А», «В», «С») разной степени сложности. Между этими программами существует строгая преемственность, по каждой теме представлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт – минимальный, или репродуктивный. Здесь особенностью обучения является многократность повторения, умение выделять смысловые группы. Вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый, прежде чем приступить к заданиям «В», «А».

Программа «В» — аналитико-синтетический уровень, обеспечивает приёмами умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Здесь кроме конкретных знаний вводятся дополнительные сведения, расширяющие материал уровня «С».

Программа «А» — творческий или продуктивный уровень, поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование. Этот уровень позволяет учащимся проявлять себя в дополнительной самостоятельной работе. В связи с этим домашние задания тоже дозируются:

— программа «С» — точно соответствует обязательным результатам обучения (учебник)

— программа «В» — предполагает включение дополнительных заданий из учебника (учебник +вопрос из учебника)

— программа «А» — задания из вспомогательной учебно-методической или научной литературы (вопрос из учебника+дополнительный вопрос)

Технология дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение – это обучение, учитывающее индивидуальные особенности, возможности и способности детей. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика.

Особенности дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение предполагает разделение обучающихся на группы по одному из критериев:

• по уровню интеллектуального развития;

• по типу мышления;

• по интересам и склонностям.

В результате проведенной диагностики формируются группы. Например, при дифференциации по уровню умственного развития учащиеся группируются следующим образом:

1. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности. Для них характерно творческое нестандартное мышление, устойчивое внимание, хорошая работоспособность. Эти ученики владеют навыками самостоятельного анализа и обобщения информации.

2. Учащиеся со средними учебными способностями. Из-за низкого уровня аналитического мышления не способны к творческому обобщению, для них важно многократное повторение. Осваивают материал с помощью учителя по опорным схемам.

3. Учащиеся с низким уровнем учебной активности. Их отличает медлительность, быстрая утомляемость, отсутствие мотивации. Требуют индивидуального подхода учителя. Для этих учеников необходимы дополнительные задания, алгоритм выполнения заданий, подробные инструкции.

Данная технология позволяет дифференцировать содержание образования для учащихся разного уровня развития. Один учебный материал в рамках одной программы усваивается на разных уровнях. Отбираются методы и формы работы, наиболее эффективные для деятельности разных групп.

Ведущие формы работы на уроке – групповая и индивидуальная.

Отнесение ученика к группе определенного уровня условно. Учащийся по своему выбору может покинуть одну группу и присоединиться к другой.

Виды дифференцированного обучения

• Внутренняя дифференциация. Деление обучающихся одного классного коллектива по уровню интеллектуального развития. Эффективно разноуровневое обучение в основной школе (с 5 по 9 класс).

• Внешняя дифференциация, связанная с профильным обучением. Основание для разделения на профили – самоопределение учащегося, рекомендация учителей, психологическая диагностика. Профильное обучение (разделение по области интересов) организуется в старшей школе.

Цели использования дифференцированного обучения в средней школе

• Создание оптимальных условий для развития ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и интересами.

• Повышение качества учебного процесса.

• Устранение перегрузки учащихся во время занятий.

• Выявление одаренных учеников.

• Ситуация успеха для учащихся разных уровней.

Принципы

• Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

• Вариативность учебного материала для групп с разным уровнем умственного развития.

• Вариативность учебно-познавательной деятельности (от репродуктивной до творческой).

• Ориентирование на адаптацию и развитие учеников.

Роль преподавателя

• Преподаватель диагностирует уровень развития мышления, памяти, внимания каждого учащегося.

• Определяет критерии для объединения учащихся в группы разного уровня.

• Разрабатывает разные виды заданий для каждой группы.

• Систематически анализирует работу учащихся и организует обратную связь.

Преимущество для учащихся

• Обучение каждого ребенка осуществляется в индивидуальном темпе.

• Повышается мотивация сильных учащихся, которые осваивают материал на более глубоком уровне, увеличивая темп работы.

• Создается ситуация успеха для слабых детей.

Преимущество для учителя

• Индивидуальная работа с сильными и слабыми учащимися.

Основные трудности для учащихся

• Снижение уровня самооценки у слабых учеников, работающих совместно в группе. Отсутствие соревнования тормозит развитие этих учащихся.

• Нет заданий для совершенствования коммуникативных компетенций, устная речь не тренируется.

• Дифференциация по уровню интеллектуального развития не учитывает другие свойства личности учащегося.

Основные трудности для учителя

• Отсутствие дидактических материалов.

• Много времени требуется на разработку разноуровневых заданий.

Структура урока дифференцированного обучения

1. Совместная постановка целей для всего класса. Мотивирующий этап.

2. Актуализация изученного материала. Организация разноуровневого повторения для каждой группы.

3. Открытие нового знания. Осуществляется как для всего класса, так и дифференцированно по группам. В зависимости от уровня развития учащихся используются разные способы предъявления информации:

• составление алгоритма действий,

• анализ опорной схемы,

• изучение нового материала с дополнительной консультационной помощью преподавателя или самостоятельно.

4. Закрепление с использованием дидактических материалов разных уровней. Индивидуальная консультация учителя для учащихся с низким уровнем умственного развития.

5. Итоговый контроль по теме. Тест или самостоятельная работа.

6. Рефлексия. Организация проверки выполнения задания (проверка учителем, самопроверка или взаимопроверка).

7. Дифференцированное домашнее задание.

Уровни дидактического материала

В технологии дифференцированного обучения большое внимание уделяют содержанию и форме предъявления заданий для тренировочной и контрольной работы. Учебный материал отбирается в соответствии с уровнем интеллектуального развития учеников. Здания даются с учетом принципа возрастания трудности и сложности.

Уровень А. Запоминание и воспроизведение. Работа по образцу. Использование карточек-информаторов, включающих теоретический блок и подробную инструкцию по выполнению задания.

Уровень Б. Работа по готовой схеме, алгоритму. Частично-поисковые задания, включающие сравнение, подбор самостоятельных примеров.

Уровень В. Творческое применение знаний в незнакомой ситуации, ответ на проблемный вопрос. Самостоятельный поиск и анализ информации.

Перспективы развития

Активное внедрение в обучение технологии дифференцированного обучения возможно при соблюдении двух условий:

1. Методическая помощь учителю в разработке разноуровневых заданий для каждого этапа урока. Банк готовых дифференцированных заданий, входящих в учебно-методический комплект по каждому предмету, станет для преподавателя стимулом для работы в данной технологи.

2. Деление учащихся на уровни будет осуществляться не только по инициативе учителя, но и по желанию обучающихся и родителей.

Технология дифференцированного обучения. Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Теоретическое описание технологии дифференцированного обучения.

Скачать:

Вложение Размер
Файлtehnologiya_differentsiatsii_avtor_n.p._guzik.docx 20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного обучения

«Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация», автор Н. П. Гузик

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение — это:

1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств гомогенная группа);

2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения — это:

1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения — положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

— по возрастному составу;

— по области интересов ;

— по уровню умственного развития ;

— по личностно-психологическим типам ;

— по уровню здоровья .

В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией.

Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения».

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: приспосабливающаяся.

По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера .

По концепции усвоения: приспосабливающаяся.

По ориентации на личностные структуры: информационная.

По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп — «репетитор».

По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования.

По категории обучаемых: массовая.

• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.

• Приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

Особенности дифференциации по уровню:

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

— региональную — по типу школ;

— внутри классную, или внутри предметную . Внутри классную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от

всех других видов «внешней» дифференциации.

Внутри классная дифференциация

Гузик Николай Петрович — заслуженный учитель РФ, директор школы и учитель химии .

Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения», имеющей две отличительные стороны: внутри классную дифференциацию обучения по уровню и развивающий цикл уроков по теме.

Уроки по каждой учебной теме составляют пять типов, которые следуют друг за другом: первый — уроки общего разбора темы ; второй -комбинированные семинарские занятия с углубляющейся проработкой учебного материала в процессе самостоятельной работы учащихся ; третий — уроки обобщения и систематизации знаний ; четвертый — уроки меж предметного обобщения материала ; пятый — уроки-практикумы.

В силу неравномерности развития, различия личностных качеств и других причин в классе появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы этих учащихся на уроке, ни всех его этапах: при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Выделяется три типа дифференцированных программ: «А», «В», «С», разной степени сложности.

Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определенного уровня овладения знаниями, умениями и навыками;

б) обеспечение определенной степени самостоятельности детей в учении.

Между программами «А», «В», «С» существует строгая преемственность, каждой теме предоставлен обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений.

Задания программы «С» зафиксированы как базовый стандарт. Выполняя их. ученик овладевает конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Работа по первичному усвоению материала на этом уровне имеет свои особенности. Она требует многократного его повторения, умения выделять смысловые группы, вычленять главное, знания приемов запоминания и т.д. Поэтому в содержание программы «С» вводится инструктаж о том, как учить, на что обратить внимание, какой из этого следует вывод и т.д.

Задания программы «С» должен уметь выполнить каждый ученик, прежде чем приступить к работе по более сложной программе .

Программа «В» обеспечивает овладение учащимися теми общими и специфическими приемами учебной и умственной деятельности, которые необходимы для решения задач на применение. Поэтому помимо конкретных знаний в эту программу вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, доказывают, иллюстрируют и конкретизируют основное знание, показывают функционирование и применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.

Выполнение программы «А» поднимает учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Эта программа предусматривает свободное владение фактическим материалом, приемами учебной работы и умственных действий. Она вводит ученика в суть проблем, которые можно решить на основе полученных в школе знаний, дает развивающие сведения, углубляющие материал, его логическое обоснование, открывающие перспективы творческого применения. Этот уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разно уровневых заданий. Выделяются три варианта-уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач, лабораторных и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника, третий — заданий из вспомогательной учебно-методической литературы.

Выбор программы изучения каждого из предметов предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию . По принципам и содержанию внутри предметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание обще классной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне Уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы занятий: работа по группам , работа в режиме диалога , семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на Уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».

При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/shkola/matematika/library/2021/11/12/tipy-differentsirovannyh-programm-doklad
https://aujc.ru/texnologiya-differencirovannogo-obucheniya/
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2019/01/05/tehnologiya-differentsirovannogo-obucheniya-model-vnutriklassnaya

Оцените статью