Система дистанционного обучения: суть и задачи
О чем речь? Система дистанционного обучения – это набор методов, принципов и инструментов, который позволяет организовать передачу знаний в удаленном формате. Ее внедрение не ограничивается учебными заведениями, вполне может осуществляться и в бизнесе.
На что обратить внимание? Залог эффективности дистанционного обучения – в соблюдении принципов и использовании современных технологий. За последний пункт отвечают платформы, позволяющие создавать и проводить обучение. Однако сперва курсы нужно разработать.
В статье рассказывается:
- Суть дистанционного обучения
- Правовая основа дистанционного обучения в РФ
- Принципы дистанционного обучения
- Основные составляющие системы дистанционного обучения
- Плюсы и минусы дистанционного обучения
- Инструменты системы дистанционного обучения
- Внедрение системы дистанционного обучения
- 3 платформы для создания системы дистанционного обучения
Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит:
айти, дизайн или маркетинг.
Бесплатно от Geekbrains
Суть дистанционного обучения
Дистанционное обучение — это одна из форм получения образования, предполагающая интерактивное взаимодействие человека с компьютером. Ученики общаются с тьюторами (наставниками или преподавателями) посредством различных коммуникационных каналов. При этом взаимодействие происходит без непосредственного присутствия в образовательном учреждении.
Если человек по своей воле начал проходить обучение в дистанционной форме, то он наверняка отметит несколько ее положительных сторон. Перечислим некоторые из них:
- Вы можете обучаться в любой организации, даже если она расположена очень далеко от вашего места проживания.
- Студент получает только ту информацию, которая нужна ему в данный момент времени.
- Человек всегда может вернуться к пройденному учебному материалу, если у него возникли какие-либо вопросы.
Однако люди, которые проходят дистанционное обучение в связи с требованиями работодателя, могут совсем иначе относиться к этому вопросу. Например, если человек работает в компании, где ему необходимо проходить различные тренинги и выполнять кейсы именно в удаленном формате.
Исходя из этого, дистанционное обучение можно описать совсем по-другому:
- человеку необходимо получать новые знания и навыки, но отсутствие надзора со стороны руководства не дает достигать хороших результатов в обучении;
- некоторые люди некомфортно себя чувствуют во время обучения посредством компьютера;
- отсутствие самодисциплины нередко становится основной причиной, по которой обучающиеся прекращают дистанционное обучение.
Узнай, какие ИТ — профессии
входят в ТОП-30 с доходом
от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Получить подборку бесплатно
Уже скачали 22624
Однако нельзя не упомянуть, что все вышеперечисленные факторы могут быть устранены за счёт создания благоприятной корпоративной культуры или системы управления обучением.
Задачи дистанционного обучения с точки зрения работодателей:
- Снижение расходов на подготовку сотрудников. Однако стоит понимать, что организация и ведение системы дистанционного обучения — довольно затратные мероприятия.
- Распространение знаний среди большого количества работников.
- Формирование полезных компетенций (если, конечно, работодатель следит за качеством учебных материалов).
Правовая основа дистанционного обучения в РФ
На данный момент в качестве правовой базы дистанционного обучения выступает приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Согласно этому нормативному акту, образовательные программы разрешено реализовывать с помощью дистанционных технологий.
- основных дошкольных;
- начальных, основных и средних общих образовательных программ;
- основных и средних профессиональных, высших образовательных программ;
- основных программ проф- и переподготовки, повышения квалификации;
- программ для получения дополнительного образования.
Благодаря технологиям дистанционного онлайн-обучения и электронным ресурсам появилась возможность организовывать уроки, практические занятия и, конечно же, аттестации (промежуточные, итоговые, государственные). Различают две разновидности программ:
- дистанционные технологии и электроника используются лишь отчасти;
- весь процесс обучения реализовывается с их применением
На данный момент существуют специальные государственные требования, распространяющиеся на организации, которые ведут исключительно дистанционное обучение. В частности, это формирование благоприятных условий для восприятия материала обучающимися. Отметим также требование, согласно которому ученика необходимо идентифицировать при оценке результатов.
Принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, как и любое другое, должно основываться на современных дидактических принципах педагогики. Например: объективность, научность, связь теории с практикой, последовательность, систематичность, доступность при необходимом уровне сложности, наглядность и разнообразие методов, сознательность и активность учеников, прочность усвоения знаний, умений и навыков. Однако есть принципы, которые распространяются только на дистанционное обучение:
- Интерактивность. При прохождении дистанционного обучение все участники процесса должны интерактивно взаимодействовать друг с другом.
- Гибкость. Учебную методологию следует выстраивать исходя из индивидуальных особенностей ученика. Должна формироваться индивидуальная образовательная траектория, чтобы участники могли проходить обучение в удобное для них время.
- Адаптивность. С помощью современных информационных и телекоммуникационных технологий программу дистанционного обучения можно приспособить к специфическим особенностям ученика.
- Открытость. У любого человека должна быть возможность пройти дистанционное обучение.
Дистанционное обучение что это такое программа
Разбираемся, что это такое, в чём заключается онлайн-учёба и как она регламентируется российскими законами.
Время чтения:
Что такое дистанционное обучение в школе
Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни в Европе XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.
Дистанционная школа сегодня — та, где учиться можно из любой точки мира. Это хорошая возможность получать знания вне зависимости от места проживания. Формат дистанционного обучения популярен за границей, но развивается и в России — появляются онлайн-школы, где учатся с помощью современных технологий.
Суть дистанционного обучения школьников
Дистанционный урок в школе — это, прежде всего, способ взаимодействия преподавателя и учеников на расстоянии. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на сайте или платформе и отправляют работы по электронной почте.
Юридически дистанционное обучение — это не отдельная форма получения образования. Дети, обучающиеся удалённо, осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Дистанционное обучение редко используется в обычных школах — пока нет возможности внедрять технологии массово. Показательна ситуация в марте 2020 года, когда в период пандемии COVID-19 всем школам пришлось резко перейти в онлайн — и дистанционное образование явно вызывало трудности.
Чаще всего с ДОТ работают коммерческие организации. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» учатся ребята со всего мира, все уроки проходят в дистанционном формате в режиме онлайн, а задания выполняются на собственной образовательной платформе. «Фоксфорд» 12 лет на рынке, поэтому знает, как правильно организовать дистанционную учёбу. Только в 2020/21 учебном году здесь прошли обучение свыше 8 000 школьников.
С точки зрения закона ребята чаще всего находятся на заочной или семейной форме обучения. При этом дистанционное обучение подходит всем, кто не вписывается в рамки традиционной очной системы — например, интровертам, путешественникам, юным спортсменам и ребятам с ОВЗ.
Формы дистанционного образования
Есть технологии, которые делают удалённую учёбу доступной. Вот самые распространённые форматы:
- видеоконференции;
- аудиоконференции;
- онлайн-вебинары и записи вебинаров;
- занятия на интерактивной платформе;
- письма по электронной почте.
Чаще всего в дистанционном обучении используется несколько видов коммуникации. Это делает учёбу максимально эффективной. Например, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята выполняют домашку и пишут контрольные на интерактивной платформе, изучают новый материал на вебинарах, где можно в реальном времени задать вопрос преподавателю в текстовом чате и тут же получить ответ. Уроки можно пересматривать в записи.
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Преимущества:
- массовость: возможность вместе учиться детям из разных городов и с разными жизненными ситуациями;
- дистанционное школьное образование не отличается от очного по методам и формам;
- шанс учиться дома, а не ездить через весь город;
- получение знаний в удобное время для ребёнка;
- освоение новых технологий;
- мобильность и оперативность образовательного процесса;
- развитие самодисциплины и самообразования.
Недостатки:
- возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
- малое количество методических материалов;
- низкая компьютерная грамотность учителей;
- установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
- высокие требования к администрированию дистанционной школы;
- необходимый высокий уровень самоорганизации учеников;
- высокая стоимость построения дистанционной системы образования на начальных этапах;
- высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
При подготовке материала использовались источники:
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-distancionnoe-obuchenie