Пояснительная записка
Пояснительная записка в основной образовательной программе — это очень важный структурный компонент, выполняющий мотивационно-целевую функцию. В соответствии с требованиями Стандарта он должен отражать:
— цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования;
— принципы и подходы к формированию основной образовательной программы, реализуемые в конкретном образовательном учреждении.
Также пояснительная записка дает общую характеристику основной образовательной программы, отражает индивидуальную составляющую, определяемую спецификой образовательного учреждения (особенностями контингента, приоритетами, традициями) и социальным заказом.
Пояснительная записка программы не должна быть очень объемной, она должна нацеливать «читателя» (в хорошем смысле этого слова) и определять рамки его деятельности. Она будет представлять определенную ценность для социальных партнеров и получателей образовательных услуг (родителей и обучающихся) и поэтому не должна быть написана тяжелым наукообразным языком и, конечно же, должна содержать информацию о качестве образовательных услуг, реализуемых учреждением. Для родителей важно из пояснительной записки получить представление об общих целях и результатах, достижение которых учреждение гарантирует, о том, каким образом учитываются и реализуются потребности и интересы обучающихся, их родителей или законных представителей.
Одним из существенных элементов пояснительной записки являются цели ее реализации. При этом важно не переписать общую цель, зафиксированную в примерной основной образовательной программе, а конкретизировать ее с учетом специфики учреждения (ценностей, приоритетных направлений и т.п.). Прорабатывая цели реализации основной образовательной программы, разработчики не должны забывать общие правила целеполагания:
— конкретность, диагностичность (то есть проверяемость), реальность и достижимость целей и задач;
— целей и задач не должно быть слишком много, они должны быть понятными для всех;
- — цель должна формулироваться с глагола неопределенной формы (например, сформировать, разработать, создать и т.п.).
Рабочие материалы к составлению пояснительной записки для основной образовательной программы начального общего образования
- — регламентирующий содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса на определенной ступени общего образования;
- — развивающий и конкретизирующий положения Федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом типа и вида общеобразовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.
- ФЗ «Об образовании» ст. 9, 14. 15
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.20120 №1897)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 №373»
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа.
- Социальный заказ (образовательные потребности и запросы обучающихся, их законных представителей).
- на основе примерной основной образовательной программы (начальная школа) ;
- с учетом индивидуальных возможностей и психо-физиологических особенностей обучающихся; их образовательных потребностей и заказа, а также приоритетных направлений деятельности учреждения;
- с ориентацией на соблюдение принципов вариативности, индивидуального подхода, преемственности и успешности обучающихся; на обеспечение равных возможностей получения качественного образования и индивидуального развития всех обучающихся.
- программой формирования универсальных учебных действий,
- программами отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности,
- программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся,
- программой формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
- программой коррекционной работы.
Пояснительная записка. Пояснительная записка в основной образовательной программе — это очень важный структурный компонент
Пояснительная записка в основной образовательной программе — это очень важный структурный компонент, выполняющий мотивационно-целевую функцию. В соответствии с требованиями Стандарта он должен отражать:
— цели и задачи реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени общего образования;
— принципы и подходы к формированию основной образовательной программы, реализуемые в конкретном образовательном учреждении.
Также пояснительная записка дает общую характеристику основной образовательной программы, отражает индивидуальную составляющую, определяемую спецификой образовательного учреждения (особенностями контингента, приоритетами, традициями) и социальным заказом.
Пояснительная записка программы не должна быть очень объемной, она должна нацеливать «читателя» (в хорошем смысле этого слова) и определять рамки его деятельности. Она будет представлять определенную ценность для социальных партнеров и получателей образовательных услуг (родителей и обучающихся) и поэтому не должна быть написана тяжелым наукообразным языком и, конечно же, должна содержать информацию о качестве образовательных услуг, реализуемых учреждением. Для родителей важно из пояснительной записки получить представление об общих целях и результатах, достижение которых учреждение гарантирует, о том, каким образом учитываются и реализуются потребности и интересы обучающихся, их родителей или законных представителей.
Одним из существенных элементов пояснительной записки являются цели ее реализации. При этом важно не переписать общую цель, зафиксированную в примерной основной образовательной программе, а конкретизировать ее с учетом специфики учреждения (ценностей, приоритетных направлений и т.п.). Прорабатывая цели реализации основной образовательной программы, разработчики не должны забывать общие правила целеполагания:
— конкретность, диагностичность (то есть проверяемость), реальность и достижимость целей и задач;
— целей и задач не должно быть слишком много, они должны быть понятными для всех;
— цель должна формулироваться с глагола неопределенной формы (например, сформировать, разработать, создать и т.п.).
По сути, пояснительная записка — это та часть документа, со знакомства с которой может быть начат диалог между школой и семьей, школой и социальными партнерами, между учителем и администрацией. Определенную роль в этом может играть наличие общей характеристики программы, которую можно рассматривать как своего рода маршрутизатор по документу, раскрывающий его содержание и характеризующий разделы основной образовательной программы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Пояснительная записка. Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:
Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:
· кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начальной ступени обучения;
· дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
В пояснительной записке необходимо отразить:
· цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;
· общую характеристику учебного предмета;
· ценностные ориентиры содержания учебного предмета;
· место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
· результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной ступени общего образования;
сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;
• внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование;
• особенности организации учебного процесса по предмету в ОУ (указать количество годовых и недельных часов, а также уровень обучения – базовый, углубленный);
· сведения об УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (список учебников и учебных пособий утверждается приказом директора ОУ в соответствии с утвержденными МОН РФ федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ);
· предпочтительные формы контроля;
· педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.
Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным элементом пояснительной записки. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС НОО, а также социальный заказ на образовательные услуги со стороны родительской общественности.
Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).
В этих требованиях, как правило, отражаются:
· основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
· конечная система или комплекс знаний;
· перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;
· перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/1619935/page:46/
https://studopedia.ru/7_43819_poyasnitelnaya-zapiska.html
https://studopedia.ru/6_122373_poyasnitelnaya-zapiska.html