я начинающий педагог. Объясните, что такое рабочая программа и как ее составлять.
Рабочая программа составляется по каждому учебному предмету. Основание: п. 2 ст. 32 Закона РФ » Об образовании». Примерная структура рабочей программы:
1. Титульный лист (название программы) .
2. Аннотация
3. Пояснительная записка.
4. Учебно-тематический план.
5. Содержание курса.
6.Календарно – тематическое планирование
7. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе.
8. Перечень учебно-методического обеспечения.
9. Список литературы.
Рабочая программа составляется учителем по определенному учебному плану (по которому работает Ваша школа и, соответственно, Вы) и рассчитана, как правило, на учебный год. Например, «Рабочая программа курса биологии в 6 классе» .
Рабочие программы представляются на утверждение директору школы после согласования с руководителем МО.
Чтобы посмотреть примеры готовых программ по интересующему Вас предмету, задайте соответствующий поиск через Яндекс. Удачи!! !
Остальные ответы
программа по которой вы будите работать. в нее входит очень пмногое, план сета, расписание и порядок уроков, тем и т. д. Обратитесь к методистам, посмотрите в инете такие понятия как школа 2100 и ФГОС
http://www.iset.edusite.ru/p40aa1.html
хороший материал там полностью дан
Рабочая учебная программа составляется на основании положения разработанного в ОУ, где вы работаете. В каждом ОУ есть свои требования к оформлению и разработке рабочих программ. Обратитесь к администрации ОУ за нормативной базой по разработке рабочей программы.
рабочая програма это то что вы будете проходить. по учебнику самостоятельные работы и так далеее.
Календарно-тематическое планирование, основываясь на программы утвержденные министерством образования, план самообразования. А составлять должны были научить в вузе. или как иначе вы будете преподавать, если не имеете понятия о рабочей программе?
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Слово «программа» сейчас звучит везде, ему дают разные определения… А какие вообще могут быть программы?
Программа – это ёмкое, многоаспектное русское слово. В системе образования, в Законе «Об образовании» слово программа также употребляется для характеристики различных документов.
В системе образования существуют две программы, определяющие уровни образования: общеобразовательная и профессиональная.
К общеобразовательным относятся программы: дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
При этом, в соответствии с Законом, каждый уровень имеет Основную образовательную программу: ООП начального, ООП основного и ООП среднего (полного) общего образования.
Что из себя представляет ООП? Именно стандарт определяет структуру основной образовательной программы.
Например, ФГОС начального образования определяет структуру ООП так: пояснительная записка, планируемые результаты освоения обучающимися ООП, учебный план начального образования, программа формирования УУД, программы отдельных учебных предметов, программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программа коррекционной работы, система оценки достижения планируемых результатов.
Иначе говоря, основная образовательная программа образовательного учреждения – это все направления деятельности школы.
Мы же будем говорить о программах по учебным предметам.
Законом предусматривается, что образовательное учреждение имеет рабочие программы по учебным предметам. Часто в этом случае эксплуатируется красивое название – авторская программа.
Закон не предусматривает и не имеет толкования авторских программ. В Законе есть рабочая программа, значит, учитель в школе должен иметь свою рабочую программу. Любую? Нет! С утверждением ФГОСа начального образования стандарт жёстко определил структуру программ по учебным предметам.
Что такое рабочая программа и зачем она нужна?
Зачем она нужна? Учитель всегда работал и работает по программе.
Раньше программы по учебным предметам утверждались Министерством, последние годы не утверждаются и не рассматриваются. И учителя сегодня работают по этим самым авторским программам, которые имеют разную структуру и, как правило, больше похожи на концепции, а не на программы.
Теперь же Стандарт, как уже говорилось, определил структуру рабочих программ по учебным предметам, курсам.
Программа должна содержать пояснительную записку с целями обучения предмету; общую характеристику учебного предмета; личностные, метапредметные и предметные результаты, достижение которых обеспечивает программа, содержание учебного предмета, курса, а также тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности и описание материально-технического обеспечения.
Фактически государство привело в порядок весьма важный для образования документ – программу по учебному предмету.
То, что на рынке учебной литературы появилось много рабочих программ, придуманных и составленных произвольно – это уже известно. Однако пользы для учителя от них мало.
Школа имеет право самостоятельно выбирать себе учебники. Но в соответствии с ФГОС надо составить рабочую программу, её нужно включить в основную образовательную программу школы, и программа по учебному предмету должна иметь жёстко установленную структуру.
А в чём тогда разница между рабочей, авторской и примерной программами?
Разница между авторской и рабочей уже понятна. Авторская не узаконена, пишется произвольно автором, может быть никак не связана со Стандартом.
Рабочая программа имеет установленную структуру и жёстко связана с разделами Стандарта, особенно с требованиями к результатам освоения ООП.
Примерные программы по учебным предметам готовятся по заказу Министерства образования и являются составной частью примерной основной образовательной программы и публикуются на сайте Министерства. Именно они могут быть положены в основу рабочих программ.
То есть директор школы или учитель свои разделы добавлять не может?
Программа по учебному предмету, курсу должна содержать определённые разделы, но это не значит, что нельзя добавлять что-то своё. У меня может быть рабочая программа по предмету, в которую наряду с остальным я ещё включу контрольные работы или планируемые результаты, которых надо достигнуть. Нужно показать (и самому учителю знать!), каких личностных, метапредметных и предметных результатов нужно добиваться, какое содержание вкладывается сюда и какие виды учебной деятельности будут применяться. Вот поэтому сейчас издательство в меру своего понимания начинает делать в помощь учителю рабочие программы, структура которых точно соответствует ФГОСу.
Если он представляет эту программу, нужна ли внешняя рецензия?
Закон этого не предусматривает. Учитель должен быть осторожен, когда покупает подготовленную издательством рабочую программу. Он должен помнить, что приказом министра определено, что должно быть в этой рабочей программе. И если он купил какую-то рабочую программу, в которой есть только три колонки тематического планирования, то это нельзя выдать за рабочую программу. То есть нужно обязательно посмотреть, соответствует ли структура и содержание программы ФГОСу, или нет. И если нет, ему придётся создавать свою программу и добавлять в неё всё, что требует стандарт. Поэтому издательство «Просвещение» с большим трудом, но делает рабочие программы, которые чётко отвечают федеральному стандарту. Надо сказать, что авторы сопротивляются, потому что они уже привыкли, что «я в своей программе расскажу о том, какой у меня новый, интересный курс, как я поступал, как я думал, когда создавал эту программу…» А ведь это учителю не надо! Фактически от пояснительной записки до тематического планирования – это государственный документ, а дальше уже начинаются особенности курса, которые и раскрываются в тематическом планировании.
Если учитель пишет рабочую программу, то она является частью основной образовательной программы учреждения, и соответствующую рецензию получает программа учреждения, а не отдельная рабочая программа?
Как правило, основная образовательная программа школы согласовывается с учредителем, а предметные программы смотрят предметники-методисты.
Что может рецензироваться в программе по учебному предмету? Структура определена ФГОСом, личностные, метапредметные и предметные результаты – в этой программе должны быть те, которые диктует стандарт. А если рецензируется содержание, то это странно, так как содержание — это отражение фундаментального ядра и фактически должно быть взято из примерных программ по учебным предметам. Структуру курса, который я выбрала, в общем-то, мне никто не может диктовать. Я в своей рабочей программе должна описать эту структуру, то есть рецензировать надо не программу, а учебник. А его уже отрецензировало Министерство, ведь учебник выбирается из федерального перечня, который утверждается Министерством. Рецензировать тематическое планирование вообще никто не должен, потому что это моё дело, как я его создаю. Вообще методы, приёмы обучения, распределение материала, скорость изучения – это всё моя методика, и её никто не рецензирует.
Всегда надо смотреть первоисточник. Сначала учителя должны прочитать ФГОС, выяснить, что в нём есть конкретно к учителю.
Если я как учитель несу ответственность за учебник, то выбор может быть только из федерального перечня.
Так определено Законом.
Раньше были результаты на конец классов, а сейчас есть этапы обучения!
Стандарт говорит, что есть планируемые результаты по всем предметам. В примерной основной образовательной программе, которая будет легализована Министерством, по всем предметам есть планируемые результаты, и на них учитель должен ориентироваться.
Правомерно ли руководство школы требует ссылаться на программы в печатном виде?
Не ваше дело, дорогая администрация! Вы можете только проверять пункты программы и стандарта. А где я её беру – создаю сам или покупаю -это ничем не ограничивается.
Должны ли быть в программе по предмету формы контроля?
Стандарт этого не предусматривает. Однако сама школа, в соответствии со ФГОС, как мы уже говорили, должна сделать школьную программу по системе оценивания. Методические объединения должны обсудить, какая система оценивания и контроля должна быть в школе.
Родители и проверяющие должны знать, что в школе есть самооценка, тестирование раз в две недели или что-то иное.
Поступают вопросы от учителей: нужно ли грифовать программы?
Я бы успокоила людей в том, что, к сожалению, они не одиноки! По всей видимости ни завуч, ни директор не знают о том, что уже более пяти лет Министерство образования не грифует программы, Министерство образования экспертирует только учебники. И Закон «Об образовании» предусматривает только экспертизу учебников. Поэтому программу с грифом можно найти только до 1995 года выпуска.
Рабочая программа учителя. Из опыта работы по ФГОС
консультация по теме
Представляю размышления о рабочей программе учителя, о ее содержании, структуре и об ответственности за реализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа учителя как инструмент проектирования учебно-воспитательного процесса
- Должны ли учителя писать Рабочую программу?
Вслед за появлением Федеральных государственных образовательных стандартов НОО в 2010 году появились типовые должностные инструкции учителя, которые поставили, наконец, точку в споре – должны ли учителя писать рабочую программу.
В соответствии с должностной инструкцией, учитель
- Разрабатывает рабочую программу по предмету и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов и способностей;
- Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
(источник: Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», http://edu.resobr.ru ).
В соответствии с законом РФ «Об образовании», требованиями ФГОС НОО, Типовым положением об общеобразовательном учреждении в школе разработано Положение о рабочей программе учителя. В этом Положении закрепляется статус Рабочей программы по учебному предмету как нормативно-правового документа, обязательного для выполнения в полном объеме. Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом. Рабочая программа должна обеспечить достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Рабочая программа учителя конкретизирует реализацию Основной образовательной программы гимназии по каждому учебному предмету.
- Кому нужна Рабочая программа?
Пришло время переосмыслить не только содержание Рабочей программы учителя, но и ее ценность и необходимость.
Четыре года назад у нас не было ничего, кроме текста ФГОС, Примерных образовательных программ и Примерной основной образовательной программы ОУ. В тексте ФГОС были Требования к результатам освоения ООП НОО. Чтобы достичь результатов, нужно было спроектировать образовательный процесс. Таким проектом и стала тогда первая Рабочая программа учителя. Но как только для учителей появились готовые программы, и даже краткие методические рекомендации для написания рабочей программы (разработанные НМЦ Л.Занкова), появился соблазн воспользоваться готовыми материалами. И сегодня остается открытым вопрос: При каких условиях Рабочая программа будет востребована учителем и станет реальным инструментом в проектировании УВП, а не формальным документом? Чтобы ответить на него, попытаемся разобраться в том, что и в каком виде должно быть в учительской Рабочей программе.
2.1. Содержание Рабочей программы
Структура Рабочей программы учителя в «общем виде» задана Стандартом. Однако, опыт, сложившийся в результате четырехлетней работы учителей гимназии, показывает, что некоторые структурные компоненты могут быть уточнены и конкретизированы.
Рабочая программа по любому предмету учителей гимназии №23 начинается с краткой пояснительной записки. Цель ее – обосновать собственную индивидуальную стратегию достижения образовательных результатов. В пояснительной записке зафиксированы сведения о том, кому адресована программа (вид ОУ, контингент обучающихся и особенности, влияющие на освоение ими ООП НОО). Отмечается, на основе программы какого автора разработана рабочая программа. Конкретизируются общие цели и задачи начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, дается общая характеристика учебного курса, описание ценностных ориентиров учебного предмета, содержание учебного курса (дается ссылка на полный текст авторской программы по предмету). Указывается, в какую образовательную область входит учебный предмет, сроки реализации программы. Количество учебных часов в соответствии с учебным планом. Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
Обязательным структурным элементом Рабочей программы учителя являются требования к результатам освоения ООП НОО. Опыт показывает, что для детального анализа личностных, метапредметных и предметных результатов, выбора методов их формирования на уроке учителя обращаются к первоисточнику – ФГОС и Программе УМК. Подробное описание всех результатов в Рабочей программе учителя может излишне перегрузить этот документ. Указываем в пояснительной записке, что требования к подготовке учащихся (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения) по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и авторской программой по предмету и даем ссылку на авторскую программу. Здесь же кратко излагается система контроля и оценки достижений учащихся, указывается основной инструментарий для оценки результатов (дается ссылка на Положение о контроле образовательных достижений учащихся). Объем этой части Рабочей программы 1-2 страницы.
Самый большой по объему и самый востребованный учителями раздел Рабочей программы – это Календарно-тематическое планирование на учебный год. Он открывается описанием планируемых результатов — личностных, предметных и метапредметных; тематическим планом предметного курса с указанием количества часов, выделенных на изучение каждого раздела и темы (дается фрагмент программы автора УМК). Запись в классном журнале и количество часов должны соответствовать этому разделу Рабочей программы учителя. По итогам каждого полугодия учителя гимназии фиксируют выполнение программы, а в случае несоответствия, обосновывают причины возможного расхождения.
Пояснительная записка к рабочей программе в нашей гимназии пишется перед 1 классом на все четыре года обучения, а раздел «Календарно-тематическое планирование» пополняется ежегодно. Именно этот раздел и является показателем методической грамотности и степени осознания учителем ответственности за образовательные результаты. Формальное отношение к Рабочей программе в этом разделе прослеживается очень ярко. Календарно-тематическое планирование на год представлено в формате таблицы. За основу берется авторское планирование, представленное в программе или на сайте УМК. В различных УМК, и даже в одной образовательной системе у разных авторов, эти таблицы отличаются друг от друга степенью детализации. Но все они содержат Характеристику деятельности учащихся и Планируемые результаты. Учителя вносят необходимые изменения и коррективы. Эти изменения зависят от уровня квалификации, индивидуальных предпочтений учителя и особенностей учащихся класса. Планирование уроков математики и русского языка включает также текущий и промежуточный контроль, сроки его проведения. Опыт показывает, что дополнение календарно-тематического планирования колонками ухудшает восприятие и загромождает таблицу. График контроля, описание моделей инструментария контроля лучше представить в приложениях к Рабочей программе. Там же могут быть представлены и тексты итоговых контрольных работ по предмету (или ссылка на электронный Методический портфель учителя с материалами).
Завершает Рабочую программу учителя раздел «Оснащение образовательного процесса». Здесь представлен полный УМК для учащихся и учителя на четыре года обучения, дается краткий список демонстрационного, учебно-практического и лабораторного оборудования, доступного для учителя и учащихся (ссылка на полный каталог информационной образовательной среды в Паспорте кабинета начальных классов). Объем этой части Рабочей программы не более 1 страницы.
2.2. В каком формате может быть представлена
Рабочая программа учителя?
Как видим, Рабочая программа учителя достаточно объемный документ. А учителю нужны 7 предметных программ, плюс 2 программы внеурочной деятельности. Как сберечь время учителя и его силы? Выход, вероятно, в кооперации учителей в параллели, когда, анализируют и обсуждают программу вместе, а затем каждый выполняет техническую часть общего дела.
Бумажный вариант Рабочей программы по русскому языку за 4 года составил 170 страниц. Как сделать их удобными для ежедневного использования? Выходом может быть электронная версия Рабочей программы, сконструированная как цифровой образовательный ресурс или учительский Портфолио в сети Интернет, размещенный на сайте гимназии.
- Когда придет осознание
личной ответственности учителя за результаты?
С введением ФГОС заметно усилился контроль за выполнением государственных программ и качеством образования. Четкие критерии контроля приводят к осознанию личной ответственности за результаты образования учащихся. Хотелось бы разделить ответственность и с авторами учебно-методических комплектов, разработавших учебники и программы. Именно авторы, в первую очередь, гарантируют достижение планируемых результатов средствами УМК. Груз ответственности лежит и на учителе. Авторы УМК надеются на то, что учитель самым внимательным образом изучит не только программу курса, но и пояснительную записку к программе, воспользуется авторскими рекомендациями для построения образовательного процесса. Ведь разрабатывая собственную Рабочую программу, учитель берет на себя ответственность за каждое слово этой программы. И прежде чем что-либо написать в ней, приходится задуматься – а смогут ли учащиеся достичь результатов, заявленных в ФГОС? Какими средствами это будет достигаться? Ведь Рабочая программа учителя – это инструмент и стратегия учителя для достижения педагогических целей .
При подготовке материала использовались источники:
https://otvet.mail.ru/question/43912848
https://nsportal.ru/blog/shkola/inostrannye-yazyki/all/2015/10/21/chto-takoe-rabochaya-programma-i-zachem-ona-nuzhna
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/03/25/rabochaya-programma-uchitelya-iz-opyta-raboty-po-fgos