Программа аудиторской проверки
Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей. Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.
Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур.
В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).
Важно! Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента. Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения существенных ошибок. При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.
При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита. Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.
Как составить программу аудиторской проверки?
При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:
- деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);
- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);
- планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.
- риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));
- характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);
- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;
- обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;
- форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.
Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.
Образец программы на проведение аудиторской проверки
Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.
Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:
№ п/п
Наименование раздела или статьи отчетности
Код статей формы отчетности
Тематика раскрываемой информации
Процедуры получения аудиторских доказательств
Номер рабочего документа
Аудит учредительных документов компании
Статья 1310 бухгалтерского баланса
-основные положения Устава компании и сведения об учредителе;
-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;
-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;
-вывод о соответствии Устава действующему законодательству.
-свидетельство о государственной регистрации;
-протоколы собраний учредителей;
-проспекты эмиссии ценных бумаг;
-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;
По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.
Важно!
На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента. Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).
Статья актуальна на 04.07.2016
Этапы аудиторской проверки
Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit Для достижения основной цели аудита – проверки достоверности формирования финансовой (бухгалтерской) отчетности, необходимо грамотно спланировать проведение аудиторской проверки. В процессе проведения проверки аудиторы определяют формы и методы аудита в соответствии с федеральными и внутрифирменными стандартами аудита. Аудиторская проверка включает в себя следующие основные этапы.
1 этап. Подготовительный (предварительный) этап.
На данном этапе происходит знакомство аудитора с клиентом. Аудитор должен получить максимально полную и правдивую информацию о деятельности потенциального заказчика. Это необходимо, в первую очередь, для оценки возможности исполнения заказа (наличие квалифицированных кадров в компании либо привлечение со стороны), расчета временных и материальных затрат на проведение аудита.
Предварительный сбор информации осуществляется в рабочих таблицах, куда заносятся следующие сведения:
- региональные и отраслевые особенности деятельности клиента (географические, экономические, налоговые условия региона);
- финансовое положение клиента (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
- организационные и технологические особенности деятельности клиента (для понимания формирования себестоимости выпускаемой продукции);
- информация об уровне квалификации сотрудников, отвечающих за формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- уровень автоматизации учетных процессов (какая бухгалтерская либо управленческая компьютерная система используется для управленческого и бухгалтерского учета);
- деятельность клиента на рынке ценных бумаг (операции с финансовыми векселями, акциями);
- организация системы внутреннего контроля;
- информация о финансовых обязательствах клиента;
- материалы судебных разбирательств, в которых участвует клиент.
Данная информация необходима для определения объема аудита, возможных рисков и, соответственно, стоимости аудиторской проверки.
Далее аудитор направляет в адрес предполагаемой аудируемой компании письмо о проведении аудита (п.2 стандарта №12 «Согласование условий проведения аудита»).
Форма и содержание письма определяются особенностями предстоящей аудиторской проверки.
В конечном итоге аудитор и руководство аудируемой компании должны достичь определенных договоренностей в части условий проведения аудита. Согласованные условия отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.
2 этап. Планирование.
Для того чтобы в установленные сроки качественно провести аудиторскую проверку клиента, необходимо составить продуманный план предстоящих работ.
Планирование аудита – трудоемкий процесс, который может занимать до 20% общего времени, затраченного на проверку.
Важно!
Данный этап включает в себя:
— предварительное планирование аудита;
— подготовку и составление общего плана аудита;
— подготовку и составление программы аудиторской проверки.
При разработке общего плана аудита необходимо принимать во внимание особенности деятельности аудируемого лица, систему бухгалтерского учета, наличие сложных областей бухгалтерского учета (например, подготовка оценочных показателей) и систему внутреннего контроля, риск и существенность, временные затраты в зависимости от объема операций и уровня автоматизации бухгалтерского учета, необходимость в привлечении экспертов (п.9 стандарта №3 «Планирование аудита»).
На этапе планирования составляется график проведения проверки (по согласованию с аудируемой компанией), формируется состав специалистов, входящих в аудиторскую группу.
Затем формируется программа аудита, в которой учитывается характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур. В программу аудита включаются проверяемые задачи финансовой (бухгалтерской) отчетности и время, запланированное на выполнение процедуры аудита.
Общий план аудита и, соответствующая ему программа аудита, могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться.
3 этап. Проведение аудита.
Проведение аудита включает в себя сбор, оценку и анализ аудиторских доказательств, касающихся деятельности аудируемой компании. Аудит проводится на основе федеральных и разработанных внутрифирменных стандартов аудита, в которых содержатся процедуры, приемы аудиторской проверки.
Порядок проведения аудита (I часть)
Порядок проведения аудита (II часть)
Важно!
В процессе аудита используются следующие процедуры сбора информации: -пересчет; -осмотр (как правило, осмотр осуществляется в процессе проведения инвентаризации); -подтверждения (для получения информации об остатках на банковских счетах, о состоянии расчетов с контрагентами и пр.); -устный опрос; -инспектирование — проверка документов; -аналитические процедуры (т.е. методы оценки финансовой отчетности путем сопоставления отдельных ее показателей).
Целью применения аналитических процедур является выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов, требующих особого внимания аудитора.
4 этап. Заключительный этап. Составление аудиторского заключения.
Для установления достоверности отчетности во всех существенных отношениях аудиторами проводится расчет количественного значения уровня существенности по данным бухгалтерской отчетности аудируемой компании.
Завершающим этапом аудита является составление отчета и выдача заключения с выражением мнения о достоверности бухгалтерской отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение бывает немодифицированным и модифицированным.
Для получения немодифицированного заключения необходимо, чтобы все отчетные регистры достоверно отражали финансовое положение и результаты деятельности аудируемой компании.
Заключение второго типа выдается клиенту в случае появления существенных факторов, которые способны оказать влияние на суждение проверяющего либо когда у аудитора отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская (финансовая) отчетность клиента не содержит существенных искажений.
Статья актуальна на 06.07.2016
Как провести внутренний аудит на предприятии
Внутренний аудит — это возникающая непосредственно на предприятии система контроля за происходящими на нем процессами. О том, зачем такая система создается, на чем базируется и как функционирует, читайте в нашей статье.
Вам помогут документы и бланки:
- Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
- Функции и принципы внутреннего аудита
- Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
- Примеры вариантов службы внутреннего аудита
- Итоги
Внутренний аудит на предприятии: цели, задачи и виды
Внутренний аудит представляет собой деятельность по контролю за фактами хозяйственной жизни, возникающими в процессе работы предприятия. Организовать такую деятельность обязывает п. 1 ст. 19 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Однако собственники или руководителей предприятия также заинтересованы в аудите, поскольку полученная в результате контрольных мероприятий информация позволяет предпринимать своевременные шаги для роста эффективности бизнеса.
Цель внедрения внутреннего аудита — эффективное систематическое наблюдение за всеми обстоятельствами, значимыми для деятельности организации, чтобы оперативно влиять на эти обстоятельства. При этом детализировать их перечень вправе само предприятие в зависимости от масштабов. Юрлицам, подлежащим обязательному аудиту, особое место в этом перечне придется отвести контролю за ведением бухучета и формированием бухотчетности (п. 2 ст. 19 закона № 402-ФЗ).
Задачи внутреннего аудита:
- отслеживание моментов, влияющих на результаты работы предприятия;
- выявление ошибок, недочетов, злоупотреблений;
- предупреждение возможных рисков.
Организуемый внутренний контроль дает возможность оперативно выявлять факторы, отрицательно сказывающиеся на деятельности предприятия, качестве его продукции и финансово-экономических показателях, и быстро выбирать оптимальные меры для исправления ситуации.
Среди видов внутреннего аудита выделяются связанные с контролем:
- организационных моментов (работа администрации, подразделений или даже конкретных сотрудников, обеспеченности подразделений имуществом);
- соблюдения в основной деятельности требований действующего законодательства или определенных предписаний;
- ведения бухучета и составления отчетности.
Последний из видов обязателен для каждого предприятия, поскольку именно он обеспечивает выполнение предъявляемого к бухотчетности требования о достоверности (п. 1 ст. 13 закона № 402-ФЗ). Прочие виды контроля устанавливаются на усмотрение собственника/руководителя предприятия.
Функции и принципы внутреннего аудита
Функции внутреннего аудита сводятся не только к контролю. Также это:
- информирование и консультирование работников предприятия;
- анализ полученных данных;
- разработка предложений по устранению имеющихся недостатков.
Деятельность службы внутреннего аудита базируется на положениях:
- законодательных актов, предназначенных для лиц, осуществляющих деятельность в сфере аудита (прежде всего закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ);
- разработанных Минфином России (информация № ПЗ-11/2013) рекомендаций по организации контроля, предусмотренного ст. 19 закона № 402-ФЗ;
- созданных на самом предприятии нормативных документов, посвященных вопросам внутреннего контроля.
В сравнении с внешним аудитом, проводимым, как правило, при уже составленной за период отчетности и оценивающим деятельность предприятия в целом, внутренний аудит позволяет более детально и оперативно отслеживать отдельные процессы.
Принципы внутреннего аудита схожи с действующими для аудиторов, приглашаемых со стороны:
- Аудит проводится по графику или по мере возникновения необходимости.
- Он должен быть единообразным, объективным и открытым, с соблюдением норм профессиональной этики.
- Проверяющие не должны зависеть от проверяемых.
- Все действия, результаты и выводы документируются.
- По выявленным недостаткам в процессе контроля даются рекомендации по устранению.
Согласно Международному стандарту аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов», введенному в действие на территории РФ приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н, результаты работы службы внутреннего аудита могут быть использованы внешними аудиторами.
Как создается и функционирует служба внутреннего аудита в организации
Служба внутреннего аудита в организации создается на основании приказа руководителя. Для нее разрабатываются необходимые методологические документы. К работе могут привлекаться сторонние специалисты (п. 18.2 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Образец приказа о проведении внутреннего аудита вы можете скачать в КонсультантПлюс. Это можно сделать бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Методологические документы должны содержать описание:
- целей, задач и объектов контроля;
- функций, закрепляемых за службой внутреннего аудита;
- структуры службы и распределения обязанностей в ней;
- применяемых процедур;
- видов оформляемых документов;
- критериев оценки результативности работы службы.
Каждая внутренняя проверка (вне зависимости от того, плановая она или внеплановая) обязательно будет состоять из трех этапов:
- Подготовительного, на котором определяются круг проверяемых вопросов, сроки проведения и методы проверки. Образец плана внутреннего аудита организации скачайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
- Основного — во время него и осуществляется контроль.
- Заключительного, предназначенного для обработки данных и составления отчета.
Составить заключение по результатам проведения внутреннего аудита вам поможет образец, который можно скачать в КонсультантПлюс, бесплатно, оформив пробный доступ к системе.
Подлежащие проверке вопросы вносятся в чек-лист, отражающий:
- предмет и метод проверки;
- вопросы, детализирующие ситуацию по предмету проверки;
- результаты ответов на эти вопросы;
- комментарии проверяющих.
Чек-лист позволяет логически правильно организовать процесс контроля, поэтому это основной рабочий документ при проведении проверки.
Образец разработанного порядка хранения документов по внутреннему аудиту смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный доступ. Это бесплатно.
Примеры вариантов службы внутреннего аудита
Объем формируемой на предприятии службы внутреннего аудита определяют стоящие перед ней задачи. Круг этих задач зависит:
- от масштаба предприятия;
- видов выполняемого на нем аудита;
- требований к детальности освещения подлежащих контролю вопросов.
Качество же проверки напрямую определяет компетентность проводящих ее специалистов.
Поэтому вариантов такой службы множество. Минфин России в информации № ПЗ-11/2013 (п. 18.1) в качестве примеров службы внутреннего аудита на предприятии называет:
- управляющие предприятием органы;
- ревизора или ревизионную комиссию;
- главбуха или иное лицо, которому поручено ведение бухучета;
- внутреннего аудитора или службу внутреннего контроля;
- специальное лицо или подразделение, предусмотренное иными (не законом № 402-ФЗ) законодательными актами;
- иное лицо или подразделение, имеющееся на предприятии.
То есть служба внутреннего аудита может быть представлена как самостоятельной разветвленной структурой со своими органами управления, так и отдельным специалистом. На предприятиях с филиалами возможно создание таких служб в каждом из филиалов. На малом предприятии все функции по контролю может взять на себя руководитель (п. 20 информации Минфина России № ПЗ-11/2013).
Итоги
Организация внутреннего аудита на предприятии предусмотрена законом № 402-ФЗ, т. е. предполагает контроль за процессами, отраженными в бухучете и бухотчетности. Однако круг задач такого аудита может быть шире. Определяет сферу применения внутреннего контроля само предприятие. Оно же разрабатывает структуру службы, осуществляющей контрольные мероприятия, перечень функций и методологию проведения проверок.
При подготовке материала использовались источники:
https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882865.html
https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882868.html
https://nalog-nalog.ru/audit/kak-provesti-vnutrennij-audit-na-predpriyatii-23/