МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО РАЙОНА»
Дополнительное образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения и развития посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ
Внеурочная деятельность — образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и
направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) ФГОС
Предназначение
Предполагает реализацию цели и задач, заложенных программой
Предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Направления и направленности
Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы определённой направленности (основных – 6):
· художественная
· социально-педагогическая
· техническая,
· естественнонаучная,
· физкультурно-спортивная,
· туристско-краеведческая
Внеурочная деятельность
согласно требованиям ФГОС осуществляется
по направлениям развития личности (всего 5):
Виды и типы программ
По целевой направленности дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы могут быть:
· досуговыми;
· учебно-познавательными (дополняющими основные общеобразовательные программы);
· прикладными и предпрофильными
(формирующими практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);
· специальными (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
По характеру вносимых изменений дополнительные общеобразовательные программы могут быть:
— типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений);
— модифицированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);
— адаптированными (разработанными для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц);
— экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе)
— авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции);
Виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены.
Авторы – разработчики методического конструктора по организации ВД – П.В.Степанов и Д.В.Григорьев выделяют следующие типы программ ВД:
1. комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
2. тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);
3. программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1-го, 2-го или 3-го уровня);
4. программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностному общению, досугово – развлекательной, художественному творчеству, социальному творчеству, трудовой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и пр.);
5. индивидуальные программы внеурочной деятельности.
Описание результатов
Исходя из решаемых задач дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как:
— результаты обучения воспитанника (в предметной области);
— результаты развития воспитанника;
— результаты воспитания личности ребёнка.
Планируемые результаты программы ВД могут быть представлены в трех уровнях:
первый — приобретение школьником социальных знаний, представлений;
второй — формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;
третий — получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Структура программ
Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы нормативно закреплена
(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»):
— Учебно – тематический план
Структура программы внеурочной деятельности нормативно не закреплена (не имеет «жестких» требований). Ниже приводится структура, представленная в методических сборниках издательства «Просвещение»:
· Перечень основных разделов с указанием часов
· Описание содержания занятий
· Характеристика результатов (3-х уровней)
Иногда структура программы ВД заимствуется из учебной (урочной) программы (ООП)
· Особенности форм работы
· УУД (личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)
· Планируемые результаты (3-х уровней)
Формы реализации
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются, прежде всего, в ОО ДОД, где они являются основными и в иных образовательных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
Программы Внеурочной деятельности реализуются в образовательных учреждениях общего и среднего образования, внедряющих ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность осуществляется, прежде всего: через часть учебного плана ОУ (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.); через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей; через дополнительное образование детей (в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта); через инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.
Экспертиза программ
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается директором образовательного учреждения (что фиксируется на титульном листе ДОП).
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Программа ВД может приниматься педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаться директором образовательного учреждения (требование к наличию титульного листа в программе внеурочной деятельности в существующих нормативно-методических материалах пока не фиксировано).
Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.
Педагог дополнительного образования работает по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
Материал предоставлен Небахаревой Э.В., Булановой Е.В. ОЦДЮ
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы что это
Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых
1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и дополнительные образовательные программы спортивной подготовки. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются для детей. Дополнительные образовательные программы спортивной подготовки реализуются для детей и для взрослых.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
4. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Содержание дополнительных образовательных программ спортивной подготовки определяется соответствующей образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, реализующей дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, с учетом примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств определяются в соответствии с частями 3 — 7 статьи 83 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта определяются статьей 84 настоящего Федерального закона.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 127-ФЗ)
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам
Тамбов 2017 г
Составитель: О.В. Кобозева
старший методист по дополнительному образованию
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам (методические рекомендации) / сост.: О. В. Кобозева; МАОУ«Центр образования № 13 имени Героя Советского Союза Н. А. Кузнецова». — Тамбов, 2017. — 23 с.
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью обеспечения единообразия подходов к разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательной организации.
При разработке настоящих методических рекомендаций учитывались методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года № 09-3242); методические рекомендации «Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам и программам летних оздоровительных лагерей» ТОГБОУ ДО « Центр развития творчества детей и юношества» 2016 г.
Методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования — разработчиков программ.
Введение
Программа дополнительного образования — это документ эффективного экономического управления образовательным процессом, основанный на персонификации финансирования, «обеспечивающий поддержку мотивации, свободу выбора и построения образовательной траектории участников дополнительного образования» (Федеральная к онцепция развития дополнительного образования детей) (далее Концепция).
Основаниями для проектирования и реализации дополнительных общеразвивающих программ являются:
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ определяется в рамках следующих направленностей:
техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ должно быть ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей учащихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом и нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания учащихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию учащихся;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда учащихся;
- подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
- социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры учащихся;
- удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
От качества наполнения содержания каждой образовательной программы в соответствии с требованиями законодательства во многом будет зависеть и качество предоставляемых образовательных услуг в образовательной организации.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ ежегодно обновляется с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы с учетом запроса социума, следовательно, дополнительные общеразвивающие программы утверждаются директором образовательной организации на каждый учебный год.
Требования к организации образовательного процесса по дополнительным общеразвивающим программам нормируются СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Уровневая дифференциация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Согласно Концепции, одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость.
Такие программы предоставляют всем детям возможность занятий независимо от способностей и уровня общего развития. Под разноуровневостью понимается соблюдение при разработке и реализации программ дополнительного образования таких принципов, которые позволяют учитывать разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми. Такие программы предполагают реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и разной степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого участника рассматриваемой программы.
Содержание и материал дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности (Методические рекомендации):
- «Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.
- «Базовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.
- «Продвинутый уровень». Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.
Каждый участник программы должен иметь право на стартовый доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Каждый из трех уровней должен предполагать универсальную доступность для детей с любым видом и типом психофизиологических особенностей. В свою очередь, материал программы должен учитывать особенности здоровья тех детей, которые могут испытывать сложности при чтении, прослушивании или совершении каких-либо манипуляций с предлагаемым им материалом.
Дополнительная общеобразовательная программа должна иметь собственную матрицу, описывающую систему уровней сложности содержания программы и соответствующие им достижения участников.
Организационная модель проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
Уровень/показатели
Специфика реализации
п/п
массовые программы
групповые программы
микрогрупповые программы
индивидуальные программы
1.
«Стартовый»
(ознакомительный)
При подготовке материала использовались источники:
https://kp-muk1.edu.yar.ru/metodicheskie_rekomendatsii/spetsifika_dopolnitelnih_obshcheobra_114.html
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/
https://pedsovet.org/article/trebovaniya-k-dopolnitelnym-obscheobrazovatelnym-obscherazvivayuschim-programmam