10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.
Культурно-досуговая программа — это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.
Виды таких программ:
1.Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
2. Историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
3.Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
4.Фольклорная программа (обрядовые праздники
Основные этапы разработкии проведения программы досугового мероприятия
Iii.Определение ИДЕИ, учитывая ЦА
Iv.Проработка схемы будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их.
V.Подбор и исследование материала (художественного или документального)
Vi.Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и ДР)
Vii.Написание сценария. Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей разработки в замысле.
Viii.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)
B.Составление сметы расходов
C.Распределение обязанностей среди членов постановочной группы
D.подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов
E.Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
Выразительные средства.
1) Художественно выразительные средства:
К ним относяться все виды искусства: проза, драма, цирк, музыка, хореография….
2) Технические выразительные средства – Свет, звук, Лазерное шоу, пиротехника
Выбор художественных и технических средствисходит от замысла.
1.Художественный образ – это особый способ передачи каких-то понятий, эмоций и идей, путем прямого воздействия на эмоциональную сферу человека средствами художественной выразительности, которые имеют иносказательный характер.
2.Основные средства создания ХО (Х. Выразительности): Метафора , Аллегория , Гипербола , Персонификация, Символ , Гротеск
11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
Определение педагогической культурологии– это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.
Предметпедагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.
Предметом является общекультурное развитие личности.
Роль: пед.культ-я изучает методы, средства, формы развития культуры личности в различных сферах и на различных этапах
Сферы формирования культуры личности (по Аниарскому):
A.Хоминизация(овладение индивидом основами человеческого поведения)
B.Социализация– включение человека в общество посредством формирования у него культуры: социального общения, познания, профессионально-трудовой деятельности, выполнение гражданских, нравственных, общественных и семейных обязанностей
C.Инкультурация– формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры
D.Индивидуализация– самореализация своего творческого потенциала.
Досуговая программа: структура, особенности и типы
Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем: • содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел); • овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время; • источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители; • в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых программ. За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени.
04 декабря 2022 Семакин Сергей Александрович
Содержимое публикации
Досуговая программа: структура, особенности и типы
1. Титульный лист.
Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть
коротким и привлекательным.
2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу
планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она
планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,
количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
3. Целевое назначение программы, ее задачи.
4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое).
10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Особенности и типы досуговых программ
Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы
дополнительного образования детей состоят в следующем:
• содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);
• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в
процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с
взрослыми и детьми в досуговое время;
• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;
• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый
спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор,
исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный
оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
В зависимости от целей, планируемой длительности программы и
степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых
программ. За основу классификации взяты два фактора: степень
соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:
• разовая игровая программа;
• конкурсно — игровая программа по заданной тематике;
• театрализованная сюжетная игра;
• длительная досуговая программа.
1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.
2. Конкурсно — игровая программа по заданной тематике с предварительной
подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие
программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.
3. Игра — спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.
Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры — спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий — это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
• четко изложенные педагогические задачи;
• план подготовки игры;
• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу
• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения
школьников в ту или иную ситуацию;
• список литературы для подготовки обучающихся к игре.
5. Зрелище (концерт, литературно — музыкальная композиция, спортивное
состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для
исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.
6. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип
досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,
выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно — досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;
• приветствия, презентации, церемонии;
• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
• тематические недели, тематические дни и др.
7. Длительная досуговая программа представляет собой систему
воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она
обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с
поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на
целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая
программа во многом схожа с образовательной программой и должна
• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,
форм и методов реализации программы;
• описание содержания программы;
• характеристику ее материального обеспечения;
Досуговая программа: структура, типы, особенности
1. Титульный лист. Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным. 2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы. 3. Целевое назначение программы, ее задачи. 4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности. 5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности. 6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей. 7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы. 8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы). 9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое). 10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников). 11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).
06 декабря 2022 Семакин Сергей Александрович
Содержимое публикации
Досуговая программа: структура, типы, особенности
1. Титульный лист.
Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть
коротким и привлекательным.
2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу
планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она
планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,
количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.
3. Целевое назначение программы, ее задачи.
4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.
5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.
6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.
7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.
8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).
9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое).
10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).
11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).
Особенности и типы досуговых программ
Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы
дополнительного образования детей состоят в следующем:
• содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);
• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в
процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с
взрослыми и детьми в досуговое время;
• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;
• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый
спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор,
исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный
оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
В зависимости от целей, планируемой длительности программы и
степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых
программ. За основу классификации взяты два фактора: степень
соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:
• разовая игровая программа;
• конкурсно — игровая программа по заданной тематике;
• театрализованная сюжетная игра;
• длительная досуговая программа.
1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.
2. Конкурсно — игровая программа по заданной тематике с предварительной
подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие
программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.
3. Игра — спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.
Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры — спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.
4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий — это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
• четко изложенные педагогические задачи;
• план подготовки игры;
• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу
• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения
школьников в ту или иную ситуацию;
• список литературы для подготовки обучающихся к игре.
5. Зрелище (концерт, литературно — музыкальная композиция, спортивное
состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для
исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.
6. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип
досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,
выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно — досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;
• приветствия, презентации, церемонии;
• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
• тематические недели, тематические дни и др.
7. Длительная досуговая программа представляет собой систему
воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она
обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с
поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на
целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая
программа во многом схожа с образовательной программой и должна
• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,
форм и методов реализации программы;
• описание содержания программы;
• характеристику ее материального обеспечения;
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/3192417/page:10/
https://www.art-talant.org/publikacii/72777-dosugovaya-programma-struktura-osobennosti-i-tipy
https://www.art-talant.org/publikacii/72955-dosugovaya-programma-struktura-tipy-osobennosti