...

Досуговая программа что это

10.2. Разработка программы досугового мероприятия: основные этапы и выразительные средства.

Культурно-досуговая программа — это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое.

Виды таких программ:

1.Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)

2. Историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)

3.Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)

4.Фольклорная программа (обрядовые праздники

Основные этапы разработкии проведения программы досугового мероприятия

Iii.Определение ИДЕИ, учитывая ЦА

Iv.Проработка схемы будущего мероприятия, которое включает основные блоки, эпизоды и сюжетную линию, связывающую их.

V.Подбор и исследование материала (художественного или документального)

Vi.Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и ДР)

Vii.Написание сценария. Развитие сюжета в сценарии невозможно без точного определения конфликта и дальнейшей разработки в замысле.

Viii.Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации)

B.Составление сметы расходов

C.Распределение обязанностей среди членов постановочной группы

D.подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов

E.Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)

Выразительные средства.

1) Художественно выразительные средства:

К ним относяться все виды искусства: проза, драма, цирк, музыка, хореография….

2) Технические выразительные средства – Свет, звук, Лазерное шоу, пиротехника

Выбор художественных и технических средствисходит от замысла.

1.Художественный образ – это особый способ передачи каких-то понятий, эмоций и идей, путем прямого воздействия на эмоциональную сферу человека средствами художественной выразительности, которые имеют иносказательный характер.

2.Основные средства создания ХО (Х. Выразительности): Метафора , Аллегория , Гипербола , Персонификация, Символ , Гротеск

11.1. Сущность педагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Определение педагогической культурологии– это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в СКД, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни.

Предметпедагогической культурологии и ее роль в научном осмыслении процесса включения человека в мир культуры.

Предметом является общекультурное развитие личности.

Роль: пед.культ-я изучает методы, средства, формы развития культуры личности в различных сферах и на различных этапах

Сферы формирования культуры личности (по Аниарскому):

A.Хоминизация(овладение индивидом основами человеческого поведения)

B.Социализация– включение человека в общество посредством формирования у него культуры: социального общения, познания, профессионально-трудовой деятельности, выполнение гражданских, нравственных, общественных и семейных обязанностей

C.Инкультурация– формирование у человека эстетического отношения к действительности и искусству, способности восприятия ценностей культуры

D.Индивидуализация– самореализация своего творческого потенциала.

Досуговая программа: структура, особенности и типы

Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей состоят в следующем: • содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел); • овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с взрослыми и детьми в досуговое время; • источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители; • в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых программ. За основу классификации взяты два фактора: степень соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени.

04 декабря 2022 Семакин Сергей Александрович

Содержимое публикации

Досуговая программа: структура, особенности и типы

1. Титульный лист.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть

коротким и привлекательным.

2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу

планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она

планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,

количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

3. Целевое назначение программы, ее задачи.

4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.

5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое).

10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).

11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

Особенности и типы досуговых программ

Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы

дополнительного образования детей состоят в следующем:

• содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в

процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с

взрослыми и детьми в досуговое время;

• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;

• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый

спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор,

исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный

оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и

степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых

программ. За основу классификации взяты два фактора: степень

соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:

• разовая игровая программа;

• конкурсно — игровая программа по заданной тематике;

• театрализованная сюжетная игра;

• длительная досуговая программа.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

2. Конкурсно — игровая программа по заданной тематике с предварительной

подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие

программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.

3. Игра — спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.

Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры — спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий — это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

• четко изложенные педагогические задачи;

• план подготовки игры;

• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу

• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения

школьников в ту или иную ситуацию;

• список литературы для подготовки обучающихся к игре.

5. Зрелище (концерт, литературно — музыкальная композиция, спортивное

состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для

исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

6. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип

досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,

выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно — досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;

• приветствия, презентации, церемонии;

• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

• тематические недели, тематические дни и др.

7. Длительная досуговая программа представляет собой систему

воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она

обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с

поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на

целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая

программа во многом схожа с образовательной программой и должна

• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,

форм и методов реализации программы;

• описание содержания программы;

• характеристику ее материального обеспечения;

Досуговая программа: структура, типы, особенности

1. Титульный лист. Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть коротким и привлекательным. 2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат, количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы. 3. Целевое назначение программы, ее задачи. 4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности. 5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности. 6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей. 7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы. 8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы). 9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое). 10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников). 11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

06 декабря 2022 Семакин Сергей Александрович

Содержимое публикации

Досуговая программа: структура, типы, особенности

1. Титульный лист.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть

коротким и привлекательным.

2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность, рекламу

планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она

планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,

количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

3. Целевое назначение программы, ее задачи.

4. Примерное тематическое планирование, которое включает предполагаемые формы деятельности.

5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

6. Характеристика деятельности, которая включает в себя информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа (возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии, стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей, содержательного общения детей.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое обеспечение и материально — техническое).

10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и для участников).

11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты, фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

Особенности и типы досуговых программ

Отличия культурно — досуговой программы от образовательной программы

дополнительного образования детей состоят в следующем:

• содержание культурно — досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых мероприятий (дел);

• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в

процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии с

взрослыми и детьми в досуговое время;

• источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети, и их родители;

• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый

спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся — организатор,

исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный

оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и

степени соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых

программ. За основу классификации взяты два фактора: степень

соучастия обучающихся в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с этим выделяются 7 типов досуговых программ:

• разовая игровая программа;

• конкурсно — игровая программа по заданной тематике;

• театрализованная сюжетная игра;

• длительная досуговая программа.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников, когда ведущий включает обучающихся в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от возраста обучающихся и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

2. Конкурсно — игровая программа по заданной тематике с предварительной

подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.). Готовить такие

программы могут как педагоги, так и обучающиеся старшего школьного возраста под их руководством.

3. Игра — спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.

Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры — спектакля обучающиеся неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто как сценарий — это лишит школьников возможности самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

• четко изложенные педагогические задачи;

• план подготовки игры;

• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу

• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения

школьников в ту или иную ситуацию;

• список литературы для подготовки обучающихся к игре.

5. Зрелище (концерт, литературно — музыкальная композиция, спортивное

состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для

исполнителя — юного певца, танцора, гимнаста выступление — всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно воспитать у обучающихся зрительскую культуру — умение спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь — организовать дело так, чтобы обучающиеся периодически выступали то в роли артистов, то в роли зрителей.

6. Праздник — особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип

досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,

выставок, публичных выступлений с активным участием обучающихся. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным событием в жизни коллектива, например, день рождения клуба, объединения, юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы ожидания праздника. Праздничные формы культурно — досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:

• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества;

• приветствия, презентации, церемонии;

• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

• тематические недели, тематические дни и др.

7. Длительная досуговая программа представляет собой систему

воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она

обязательно состоит из четко спланированных этапов в соответствии с

поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на

целый учебный год или даже на несколько лет. Длительная досуговая

программа во многом схожа с образовательной программой и должна

• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов,

форм и методов реализации программы;

• описание содержания программы;

• характеристику ее материального обеспечения;

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/3192417/page:10/
https://www.art-talant.org/publikacii/72777-dosugovaya-programma-struktura-osobennosti-i-tipy
https://www.art-talant.org/publikacii/72955-dosugovaya-programma-struktura-tipy-osobennosti

Оцените статью