...

Эстетическая программа что это

эстетический

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ая, ое. esthétique adj . <гр. aisthetikos способный чувствовать. 1. Отн. к эстетике <науке>. Эстетические теории. Эстетическая программа. БАС-1. Надеждин, опираясь на эстетические начала, ищет, есть ли высшие художественные достоинства в разбираемых им поэмах. Черн. Оч. гогол. периода. Эстетический предмет. Уш. 1940. В парод. контексте. В эсфетическом своем Вестнике, г. Каченовский, с пафетическим ощущением курит фимиам знаменитым поэтам древности. СО 1829 10 253.

2. Связанный с восприятием прекрасного, красоты в жизни или в искусстве. БАС-1. Их этой анализы трудно составить себе естетическое понятие о творении, но во всяком случае хорошо, что он < Пушкин > развертывает свое дарование. 1825. П. Вяземский — А. Тургеневу. // АБТ 6 22. Эстетические функции слова. Уш. 1940. Вкус — это эстетическая совесть. Жан Поль. // Петросян 280. Эстетически , нареч. Попытка избежать в своей речи иноязычных заимствований может быть эстетически привлекательной как вид языковой игры, заставляющей вспомнить Язык Предельной Ясности инженера Сологдина из Романа Солженицына «В Круге первом». Сологдин старался не употреблять иностранных слов, которые он «называл «птичьими». Вместо математик он говорил «исчислитель», вместо слова скептицизм использовал выражение «усугубленное недоверие», а марксизм именовал «сатанинским дурманом». Капитализм он считал необходимым называть «толстосумством», вместо слова картон говорить «твердо-уплотненная бумага», вместо слова методика — общий взгляд на пути подхода к работе» Инженер на Языке Предельной Ясности назывался «зиждитель», слово шпионить заменялось глаголом «доглядать». ОЗ 2003 2 494. — Лекс. САН 1847: эстет и/ ческий; СИЗ: эстетический 1784.

29. «Мир искусства». Эстетическая программа. Представители.

Мир искусства (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа(делал иллюстрации к произведениям разным, в основном графика. Затем стал создавать эскизы костюмов театра и сами декорации для театра) и театральный деятель С. П. Дягилев.

Бакст – создавал эскизы к балетным костюмам,

Добужинский – связан с книгами и литографией, известная картина «Человек в очках»

Создает образ мертвой природы и такого же мертвого человека. Фигура в контражуре

К. сомов создавал портреты.

«Дама в голубом» ощущение болезненности

Так же написал портрет А.Блока и «маскарад»

Художники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. В основном это были графики и немного скульпторов .

Лансере Е. его не интересовала современная жизнь , он изображал фантазии воспоминания о 18 веке .обращался к след темам : Балы маскарады , воспоминания о временах людовика 16, архитектура того времени, хрупкость человеч жизни , аристократичность.

Художников не вдохновляла совр жизнь , она казалась обыденной скучной. Искали чего-то изысканного эстетизировали действительность. Чтобы быть художником нужно знать все, быть неким универсалом . Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства».

30. «Голубая роза». Эстетическая программа. Представители.

В принципе такого объединения не существовало. Оно было очень эфимерное. Существовал художник Борисов-Мусатов – идеолог . после его смерти группа художников вдохновилась его идеями и создала выставку где были полотна Борисова-Мусатова (посмертная выставка).

Борисов- Мусатов, родился в Саратове, в детстве заболел , очень плохо двигался и был горбуном, но тем не менее получил худож. образование в Париже. Использовал холст с переплетенными нитями, жидко втирал грунтовку, писал матово , получался эффект гобелена , как будто картина сплетена , а не написана. В основном изображал сестру, ее друзей и гостей, приезжающих в дом, все в стиле 17-18в, старинные платья атрибутика. Его картины были мечтой о прошлом, как будто только в прошлом была жизнь. Цвета бледные пастельные, очень мягкие картины, будто обвалакивающие. Фон часто декоративно написан.

Узор деревьев перекликается с узором накидок, картина будто кадрирована как в фотоаппарате. Атмосфера молчания, условность.

«Мальчик с собакой » гармония природы

Автопортрет с сестрой, очень смелая композиция, кадрирование формата

Дом борисова-мусатова, сестра его , атмосфера текущей влаги , будто картина через окно в каплях дождя.

Умел создавать атмосферу , уходил от реальности в придуманный мир.

«Голубая Роза» — выставка, состоявшаяся в 1907 году в Москве, в которой участвовали живописцы П. Кузнецов, Н. Сапунов,С. Судейкин, Н. Крымов, М. Сарьян, скульптор А. Матвеев и др. Больше выставок не было.

В группу этих вдохновленных художников входили :

Сапунов и судейкин — театральные худож из Петербурга

Выставка была открыта 18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице в доме фабриканта фарфора М. Кузнецова и была организована на средства Н. П. Рябушинского — мецената, издателя журнала «Золотое руно» и художника-любителя.,название «Голубая роза», как выражавшее поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном.

Основу выставки «Голубая роза» составляли работы участников более ранней экспозиции — «Алая роза», проведённой в 1904 году в Саратове. (тут так же были работы борисова – мусатова, так же врубеля, сарьяна, судейкина, работы из мастерской Абрамцево). Московская выставка ознаменовала собой начало поздней фазы русского символизма. В сравнении с графически-линейными произведениями мастеров из Санкт-Петербурга, объединённых в «Мир искусства» и доминировавших в художественной жизни Российской империи начала XX века, работы молодых авторов из Москвы поразили зрителей нежными, дымчатыми, будто тающими красками и зыбкими, ускользающими формами. Большинство представленных на выставке полотен было создано в стиле модерн в его московском варианте. Вместе с тем часть работ как бы предвосхищала появление авангардных направлений 1910-х годов — экспрессионизм, примитивизм.

Показ работ молодых московских новаторов вызвал усиленную полемику среди художественной интеллигенции.

Совершил поездку в Киргизию, Калмыкию Долго жил там и общался с кочевниками , совершал походы по степи. Изображал примитивные обыденные вещи ,элементы обрядов. Основная мысль: мир это не то, что человек видит, а то, что он чувствует во время восприятия мира.

«Египтянка», геометрич. Стиль , стилизованная фигура , с условным цветом и условным светом , на фоне пальмы .

«Натюрморт. бананы», композиция неправдоподобная, но мы верим в нее

Пейзаж франция. Расплывчатые работы кое как укладываются в силуэт.

«Эскиз декорации» к балету .

Эстетическая программа классицизма

Как говорилось, Эстетическая программа классицизма – наиболее нормативная и регламентированная среди всех эстетических систем, которые когда-либо знало человечество. Каковы же ее основные положения?
Прежде всего, эстетической основой классицизма была ориентация на античные образцы. Еще гуманисты Возрождения поставили себе цель создать художественные произведения, которые ничем не уступали бы античным образцам. Полностью выполнить свою Эстетическую программу они не смогли, а воплотить ее в жизнь именно классицисты.
Поэтому

не случайно Деятельность классицистов (трагика Расина, комедиографа Мольера, теоретика литературы Буало) воспринималось, тогда как своеобразная параллель к творчеству эллинов: трагика Эсхила, комедиографа Меандра, теоретика литературы Аристотеля.
Причем Античные образцы провозглашались непревзойденными творениями. Это уже впоследствии, в эпоху романтизма, чрезмерное зам восхищение литературоведов и подражания писателями-классицистами античных образцов сравнили с тщетными попытками человека догнать ростом пальму, потребляя только сок этого дерева. А в XVII ст. античные образцы считались неизменным

и вечным эталоном для всех следующих поколений.

Именно поэтому, кстати, в высших жанрах действовали преимущественно античные (то есть высшие) персонажи – Федра, Эдип, Цезарь и др.
Подчеркнутую нормативность классицизма было заметно уже и рассматривая иерархию литературных родов. Самой престижной считали драму. В свою очередь она поделилась на жанры: “высшую” трагедию и “низкую” комедию.

Поэтому комедию писали как в прозаической, так и стихотворной форме, тогда как трагедию писали только стихами!
В лирике и эпосе регламентация была менее суровой, но тоже достаточно четкой. Так, – “высоким” жанром эпоса считалась эпопея, а в лирике – ода, которую классицисты и возродили, наследуя античные образцы.
Согласно требованиям Предписания классицизма, смешивать жанры (например, комедию с трагедией делая трагикомедию) категорически запрещалось. К “низким” жанров почему-то попала литературная сказка, которая именно тогда зарождалась в Европе. Может, именно через это Шарль Перро и боялся провозглашать себя автором своих замечательных сказок, написав над текстами имя своего 18-летнего сына (юноше, в отличие от взрослого мужчины, не зазорно было и “поиграться” – “низким” жанром).

При подготовке материала использовались источники:
https://gallicismes.academic.ru/44048/%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
https://studfile.net/preview/2779985/page:17/
https://lit.ukrtvory.ru/esteticheskaya-programma-klassicizma/

Оцените статью