...

Государственная программа развития промышленности что это

Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

Целью государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» является создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задачгосударственной программы:

опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;

стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей;

фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса;

обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;

стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики;

повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники;

создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;

обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России.

Достижение указанной цели и решение задач характеризуется следующими основными целевыми индикаторами (таблица 4.30):

Индекс роста объемов производства, год к году (процент)

Динамика производства к 2011 году (процент)

Индекс роста производительности труда, год к году (процент)

Индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах, год к году (процент)

Экспорт российских высокотехнологичных товаров (процент)

Расходы федерального бюджета в 2013 – 2016 годах на государственную программу Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» представлены в таблице 4.31.

2013 год (Закон № 216-ФЗ)

Отклонение от Паспорта

Изменение к предыдущему году, %

Отклонение от Паспорта

Изменение к предыдущему году, %

Отклонение от Паспорта

Изменение к предыдущему году, %

в том числе:

Подпрограмма «Автомобильная промышленность»

Подпрограмма «Сельскохозяйственное машиностроение, пищевая и перерабатывающая промышленность»

Подпрограмма «Машиностроение специализированных производств»

Подпрограмма «Легкая промышленность и народные художественные промыслы»

Подпрограмма «Ускоренное развитие оборонно-промышленного комплекса»

Подпрограмма «Транспортное машиностроение»

Подпрограмма «Станкоинструментальная промышленность»

Подпрограмма «Тяжелое машиностроение»

Подпрограмма «Силовая электротехника и энергетическое машиностроение»

Подпрограмма «Лесопромышленный комплекс»

Подпрограмма «Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений»

Подпрограмма «Химический комплекс»

Подпрограмма «Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них»

Подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»

Подпрограмма «Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт»

Подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы»

Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»

В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»в 2014 году – 151 124,4 млн. рублей, в 2015 году – 154 405,8 млн. рублей и в 2016 году – 158 251,7 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы увеличены в 2014 году на 112 770,5 млн. рублей, в 2015 году – на 123 642,9 млн. рублей, в 2016 году – на 140 709,8 млн. рублей.

Наиболее существенное увеличение произошло в отношении расходов на реализацию:

подпрограммы «Автомобильная промышленность» в связи с началом реализации нового этапа программы автокредитования для физических лиц в 2014 году – 2 000,0 млн. рублей, в 2015 году – 2 000,0 млн. рублей, в 2016 году – 1 000,0 млн. рублей, предоставления субсидий на выпуск колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4 и Евро-5 в 2014 году 25 216,7 млн. рублей, в 2015 году 27 032,3 млн. рублей, в 2016 году – 28 978,6 млн. рублей, а также мероприятия «Реализация пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы» в 2014 году – 3 610,0 млн. рублей, в 2015 году — 3 610,0 млн. рублей, в 2016 году – 3 800,0 млн. рублей;

подпрограммы «Транспортное машиностроение», в том числе в части субсидирования технического перевооружения организаций транспортного машиностроения в 2014 году – 2 560,0 млн. рублей, в 2015 году – 1 170,0 млн. рублей, в 2016 году – 969,0 млн. рублей и мероприятий по возмещению потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении в лизинг инновационных вагонов с повышенной осевой нагрузкой со скидкой к авансовому платежу–в 2014 году – 2 613,6 млн. рублей, в 2015 году – 2 350,2 млн. рублей, в 2016 году – 2 221,6 млн. рублей;

подпрограммы «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» в связи с началом реализации мероприятий по поддержке развития льняного комплекса, увеличением объема предоставляемых субсидий предприятиям легкой и текстильной промышленности (в том числе предприятиям льняного комплекса), а также продолжением финансирования продвижения отечественной продукции легкой и текстильной промышленности – в 2014 году в размере 1 219,9 млн. рублей, в 2015 году – 1 232,1 млн. рублей, в 2016 году – 1 232,1 млн. рублей;

подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы», где основное увеличение связано с финансированием мероприятия «Имущественный взнос во Внешэкономбанк на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции» – в 2014 году – 2 050,0 млн. рублей, в 2015 году – 461,7 млн. рублей, в 2016 году – 3 738,3 млн. рублей, а также началом предоставления мер государственной поддержки в сфере реализации инвестиционных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна, детских товаров и промышленных биотехнологий– в 2014 году – 2 495,0 млн. рублей, в 2015 году – 2 600,0 млн. рублей, в 2016 году – 2 650,0 млн. рублей.

В составе государственной программы предусмотрены бюджетные ассигнования на цели реализации ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации». В целях безусловного выполнения Российской Федерацией Конвенции по запрещению разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, ратифицированной в соответствии с Федеральным законом от 5 ноября 1997 года №138-ФЗ, расходы на реализацию мероприятий ФЦП «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» на 2014-2016 годы были увеличены на 33 986,7 млн. рублей, в том числе на 2014 год – на 10 384,8 млн. рублей, на 2015 год – на 12 437,9 млн. рублей и на 2016 год – на 11 164,0 млн. рублей.

Рост расходов на реализацию государственной программы в 2014 году относительно уровня 2013 года составит 100 933,7 млн. рублей, в 2015 году относительно уровня 2014 года – 3 281,4 млн. рублей, в 2016 году относительно уровня 2015 года – 3 845,9 млн. рублей. Это обусловлено вышеуказанными факторами.

Паспорт Государственной программы Российской Федерации Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности

Развитие производства композиционных материалов (композитов) и изделий из них.

Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов

Современные средства индивидуальной защиты и системы жизнеобеспечения подземного персонала угольных шахт

Обеспечение реализации государственной программы

Программно-целевые инструменты государственной программы

Федеральная целевая программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»

Цель государственной программы

Создание в России конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду и разработке передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения обороноспособности страны

Задачи государственной программы

Для создания новых отраслей и рынков в рамках реализации программных мероприятий ключевыми являются две задачи:

опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей;

снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции.

Для развития отраслей промышленности, ориентированных на внутреннее потребление, необходимо решить следующие задачи:

стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования;

поэтапное сокращение объемов прямого государственного финансирования отраслей;

фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса.

Поддержка отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос, требует решения двух ключевых задач:

обновление технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

стимулирование научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов;

обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынке;

стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию в потребляющих отраслях энергетического и сырьевого сектора экономики.

Ключевой задачей развития ОПК является повышение эффективности использования производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса для обеспечения разработки и производства новых видов вооружения и военной техники.

В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется:

а) создание в Российской Федерации эффективной системы технического регулирования;

б) совершенствование национальной системы стандартизации, гармонизация национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;

в) обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики;

г) недопущение научного и технологического отставания России от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета России

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

индекс роста объемов производства;

динамика производства к 2011 году;

индекс роста производительности труда;

индекс роста инвестиций в сопоставимых ценах;

интенсивность затрат на технологические инновации организаций промышленного производства;

совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства;

экспорт российских высокотехнологичных товаров; внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования (бюджетные и внебюджетные средства);

уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами (ответственный Росстандарт)

Этапы и сроки реализации государственной программы

Реализация программы будет осуществляться в два этапа:

первый этап — 2012 — 2015 гг.

второй этап — 2016 — 2020 гг.

Объем бюджетных ассигнований государственной программы

Объемы финансирования программы составляют расходы, связанные с реализацией мероприятий программы, финансируемых за счет федерального бюджета, в том числе:

2012 — 2020 годы — 240 774 521,4 тыс. рублей:

2012 год — 55 543 703,4 тыс. рублей;

2013 год — 52 482 030,8 тыс. рублей;

2014 год — 38 353 852,8 тыс. рублей;

2015 год — 30 762 931,1 тыс. рублей;

2016 год — 17 541 870,1 тыс. рублей;

2017 год — 11 487 917,9 тыс. рублей;

2018 год — 11 511 986,3 тыс. рублей;

2019 год — 11 534 314,4 тыс. рублей;

2020 год — 11 555 914,6 тыс. рублей

2014 — 2020 г. — финансирование представлено в качестве дополнительной потребности в общем объеме 316 345 224,20 тыс. рублей, в том числе:

2014 год — 9 729 000,00 тыс. рублей;

2015 год — 13 525 575,20 тыс. рублей;

2016 год — 24 137 855,20 тыс. рублей;

2017 год — 29 502 719,20 тыс. рублей;

2018 год — 55 299 890,20 тыс. рублей;

2019 год — 85 509 830,60 тыс. рублей;

2020 год — 98 640 353,80 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции (композиты, редкие и редкоземельные материалы) будет создана полноценная инфраструктура, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий; обеспечена локализация в России инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформирована эффективная система поддержки спроса на продукцию новых отраслей; созданы новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров.

Результатом развития отраслей, ориентированных на потребительский рынок (прежде всего автомобилестроение) будет повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, расширение ассортимента и значительный рост объемов выпускаемой продукции, значительный рост инвестиций в расширение производственных мощностей, совершенствование системы регулирования рынков и формирование спроса на квалифицированную рабочую силу в производственном секторе и непроизводственной экосистеме.

Отрасли, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и др.) проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования.

Положительное системное воздействие на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности окажет разработка технических регламентов и национальных стандартов, будет способствовать устранению неоправданных технических барьеров в торговле путем гармонизации национальных стандартов и классификаторов с международными стандартами, а также увеличение количества разработанных, внедренных и запатентованных технологий.

Уровень гармонизации национальных стандартов с международными в 2015 году составит 48%, в 2020 году 56,5%.

Обеспечение ежегодного обновления фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10 — 12%).

Применение современных национальных стандартов и средств измерений позволит российским товаропроизводителям повысить экспорт их продукции на 5 — 7%.

Будут созданы необходимые условия для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки, обеспечено наиболее полное развитие потенциала современной российской метрологической инфраструктуры, создание эталонов нового поколения.

В совокупности использования национальных стандартов и обеспечения единства измерений в экономике России даст прирост ВВП на 2% ежегодно.

Результатом реализации программных мероприятий в ОПК станет рост эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса и развитие научной и технической базы для производства новых видов вооружения и военной техники.

Важным результатом будет выполнение международных обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении по срокам, показателям и объемам в соответствии с федеральной целевой программой «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации».

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/3841622/page:27/
https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-29082013-n-1535-r/gosudarstvennaia-programma-rossiiskoi-federatsii-razvitie/pasport-gosudarstvennoi-programmy-rossiiskoi-federatsii/

Оцените статью