Accelerate developer productivity
From mobile apps to microservices, from small startups to big enterprises, Gradle helps teams build, automate and deliver better software, faster.
Build Anything
Write in Java, Kotlin, C++, or any language of your choice. Package for deployment on any platform. Go monorepo or multi-repo. And rely on Gradle’s unparalleled versatility to build it all.
Automate Everything
Use Gradle’s rich API and mature ecosystem of plugins and integrations to get ambitious about automation. Model, integrate and systematize the delivery of your software from end to end.
Deliver Faster
Scale out development with elegant, blazing-fast builds. From compile avoidance to advanced caching and beyond, we pursue performance relentlessly so your team can deliver continuously.
Крибле Крабле Gradle: магия автоматической сборки
Разработчики облегчают жизнь людям, а Gradle — разработчикам. Если вы пишете на Android, эта статья для вас. Читайте о том, что за зверь этот Gradle (спойлер: он слон), а также — как с ним работать.
Gradle — система автоматической сборки, которую используют для упрощения работы с Java. С помощью (условно) стандартизированных средств она помогает разработчикам собрать нужный продукт без потери его уникальности. Ведь процесс работы с Gradle — не просто выбор шаблона. Но обо всём по порядку.
Где скачать Gradle
Скачать Gradle можно на официальном сайте. Рекомендуем качать и устанавливать всё вручную (чтобы жизнь малиной не казалась). Инструкция, а также все необходимые ссылки даны в разделе Installing Gradle > Installing Manually. Кстати, рекомендуем прочитать всё. Вообще всё. Серьёзно.
На этой странице нужно выбрать версию системы и кликнуть по «binary-only». Затем — распаковать zip-архив и настроить переменную среды окружения PATH так, как сказано в инструкции. Если всё сделано правильно, после установки команда gradle -v должна отображать версию выбранной системы.
Иногда выходит так, что во время определения система находит Gradle в неожиданном месте. На Windows это решается следующим образом:
for %i in (gradle.bat) do echo. %~$PATH:i
Как работать с Gradle
Gradle не привязан к конкретной платформе. К тому же, в системе используют разные языки программирования. Наиболее популярные — Groovy DSL и Kotlin (но можно писать и на других). В статье будет использован первый вариант, так как это стандартный язык описания задач в Gradle.
Прежде чем начинать работу, обратите внимание на термины: «задача» и «плагин», ещё раз. Ведь именно на них строится вся работа с системой. Плагины предоставляют и создают задачи. Задачи — те действия, которые надо сделать. Всё очень просто.
Подробнее об этом вы можете прочитать в инструкции к плагинам: JavaCompile (добавить новые задачи), SourceSet (добавить новые объекты домена). Также плагины работают с соглашениями и расширяют объекты. Например, с помощью плагина можно добавить новые элементы DSL и (или) настроить их.
Набор «Core Plugins» автоматически создаётся при установке Gradle. На первых этапах рекомендуют использовать категорию «Utility», а именно — плагин «Build Init Plugin». Он предоставляет задачи для инициализации проекта в системе. Выбрать тип проекта можно из списка на сайте.
Пусть это будет java-application.
Задача: gradle init —type java-application
После этого в папке появятся новые файлы. В их числе:
- папка gradle (внимание, не .gradle) и файл gradlew.bat — это враппер, обёртка;
- файл build.gradle — скрипт, где указаны библиотеки, фреймворки, плагины и задачи конкретного проекта.
В последнем файле будет отображена секция плагина. Этот плагин уже имеет прикреплённые к нему задачи. Их список можно посмотреть с помощью команды gradle tasks.
Задачи
Показаны блоками, по своим функциям. К каждой даётся краткое описание. Для понимания требуется знание английского на базовом уровне. Если вы не входите в эту группу — подойдёт любой переводчик. Сложных языковых конструкций в build.gradle нет.
После выбора задачи и её успешного завершения вы увидите внизу зелёную надпись «BUILD SUCCESSFUL». Это значит, что (вам повезло) всё прошло без проблем. Также внизу система выдаст краткий отчёт.
Если статус «executed» — задача действительно выполнена. Если «up-to-date» — нет. Это не значит, что произошёл какой-то сбой. В случае такого статуса задача не требует решения в принципе, т. е. её объект уже в актуальном состоянии.
Это произошло потому, что в Gradle автоматически формируется «Up-to-date checks» — инкрементальный билд, цель которого — оптимизация работы системы. Поэтому задачи, которые уже завершены или не требуют действий, не прорабатываются.
Отключить этот build можно. Вручную. Для этого необходимо выполнить задачу с указанием флага —rerun-tasks. Если всё сделано правильно, статус у всех задач изменится на «executed».
Также Gradle позволяет просматривать логи разного уровня. Например, команда gradle run -i позволит читать информационные сообщения о работе системы, команда run -q — включить режим тишины, run -d — показывать все сообщения журнала и т. д. Полный список логов и дополнительная информация о системе логирования тут.
Зависимости
Управление зависимостями — указание библиотек или фреймворков, которые нужны проекту. Gradle должна включить эти зависимости в определённый момент, чтобы в конце собрать приложение корректно (или вообще). Команда gradle init для java-application в build-скрипте автоматически вызывает информацию о 2 конфигурациях.
Implementation отвечает за транзитивность: её зависимости будут невидимыми для пользователей. TestImplementation расширяет предыдущую конфигурацию. Таким образом, они работают в связке.
Чтобы лучше понять зависимости и принцип работы с ними, прочтите главу «Managing Dependency Configurations» в официальной инструкции. Кстати, в «API and implementation separation» подробно объясняется про API и implementation, а также разницу между ними.
Если необходимо включить зависимость в итоговый артефакт, требуется указать всю необходимую для манифеста jar-файла информацию в настройках задачи jar. Как это сделать правильно, можете посмотреть, например, здесь.
Далее нужно включить в jar зависимости. Это необходимо для компиляции.
Слишком сложно? Используйте «Gradle Shadow Plugin».
Команда gradle —console plain dependencies вызывает список всех конфигураций и привязанных к ним зависимостей в виде перечня. Также система предлагает разработчикам фильтр, который исключает из перечня зависимости (gradle —console plain dependencies | find » — «) — некоторым так удобнее.
Наиболее частые виды зависимостей:
- внешние — загружаются из внешних хранилищ;
- проектные — зависят от модуля в конкретном проекте;
- файловые — подключаются как jar- или aar-архивы.
Что из этого списка использовать, решает разработчик.
Для Java всё хорошо расписано в «Dependency management».
Лайфхаки
Несмотря на то, что Gradle — популярная и актуальная система автоматической сборки, проблемы в работе с ней возникают у многих. Вот несколько рекомендаций, которые могут значительно облегчить жизнь android-разработчику:
-
Используйте консоль. Найти команды иногда бывает проблематично, а при изменении build.gradle система может заглючить или, вообще, перезагрузить проект. Поэтому специалисты рекомендуют вызывать Gradle прямо из консоли.
// build.gradle configurations.all
Одна из основных проблем Gradle — «Gradle build failed». Обойдёмся без лишних слов, если вам это уже знакомо. Если же нет — удачи.
Впрочем, главная проблема Gradle другая. Время, которое требуется системе на сборку, уже давно стало (очень печальной) легендой в кругах специалистов. Ускорить работу нельзя, по крайней мере — значительно.
Так что придётся ждать в любом случае.
Можете, например, слетать куда-нибудь в космос, как в «Интерстеллар».
Вывод
Gradle — это хорошее решение, несмотря на все минусы. Автоматическая сборка позволит вам сэкономить силы и время (как иронично это бы ни звучало после предыдущего абзаца). А также — сделать своё приложение чище. Система заметит любую ошибку и не позволит закончить работу, пока та не будет исправлена (любой ценой).
- android
- gradle
- android-development
- mobile development
- Разработка мобильных приложений
- Разработка под Android
- Gradle
Gradle User Manual
Gradle Build Tool is a fast, dependable, and adaptable open-source build automation tool with an elegant and extensible declarative build language.
In this User Manual, Gradle Build Tool is abbreviated Gradle.
Why Gradle?
Gradle is a widely used and mature tool with an active community and a strong developer ecosystem.
- Gradle is the most popular build system for the JVM and is the default system for Android and Kotlin Multi-Platform projects. It has a rich community plugin ecosystem.
- Gradle can automate a wide range of software build scenarios using either its built-in functionality, third-party plugins, or custom build logic.
- Gradle provides a high-level, declarative, and expressive build language that makes it easy to read and write build logic.
- Gradle is fast, scalable, and can build projects of any size and complexity.
- Gradle produces dependable results while benefiting from optimizations such as incremental builds, build caching, and parallel execution.
Gradle, Inc. provides a free service called Build Scan® that provides extensive information and insights about your builds. You can view scans to identify problems or share them for debugging help.
Supported Languages and Frameworks
Gradle supports Android, Java, Kotlin Multiplatform, Groovy, Scala, Javascript, and C/C++.
Compatible IDEs
All major IDEs support Gradle, including Android Studio, IntelliJ IDEA, Visual Studio Code, Eclipse, and NetBeans.
You can also invoke Gradle via its command-line interface (CLI) in your terminal or through your continuous integration (CI) server.
Education
The Gradle User Manual is the official documentation for the Gradle Build Tool.
- Getting Started Tutorial — Learn Gradle basics and the benefits of building your App with Gradle.
- Training Courses — Head over to the courses page to sign up for free Gradle training.
Support
- Forum — The fastest way to get help is through the Gradle Forum.
- Slack — Community members and core contributors answer questions directly on our Slack Channel.
Licenses
Gradle Build Tool source code is open and licensed under the Apache License 2.0. Gradle user manual and DSL reference manual are licensed under Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.
При подготовке материала использовались источники:
https://gradle.org/
https://habr.com/ru/articles/473642/
https://docs.gradle.org/