Алгоритм разработки индивидуальной образовательной программы учащегося
Индивидуальная образовательная траектория учащегося – персональный путь реализации его личностного потенциала. При этом речь идет не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.
Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:
- наличие субъекта деятельности – учитель – ученик.
Причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
- ученик – учитель-предметник;
- ученик – классный руководитель;
- ученик – психолог и т. д.;
- критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);
- владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.
Учащиеся создают модель, которая удовлетворяет их познавательные и творческие интересы. Ученик становится субъектом обучения, т. к. он планирует свою учебную деятельность, определяет пути и средства достижения успеха, учится умению выстраивать свои отношения со сверстниками, учителями, руководителями кружков, факультативов и т. д.
Учащиеся разрабатывают индивидуальную образовательную программу на основе базисного учебного плана по заданному образцу ( приложение 1 ).
Перед тем как ученики приступят к проектированию индивидуальной образовательной программы, классный руководитель проводит с ними беседу о необходимости планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках профессионального самоопределения; знакомит со структурой индивидуальной образовательной программы и алгоритмом ее построения ( приложение 2 ).
Особое место в процессе разработки индивидуальной образовательной программы отводится родителям! Они не только ознакомляются с ней, но и вносят коррективы после предварительного обсуждения, консультаций с классным руководителем, учителями-предметниками, психологом и администрацией школы.
С момента подписания учащимся, его родителями и администрацией школы индивидуальная образовательная программа является официальным документом, регламентирующим отношения между учеником, родителями и образовательного учреждения.
Реализация индивидуальной образовательной программы
Индивидуальная образовательная программа реализуется самим учеником и должна пониматься им как практическое руководство по самообразованию и самореализации жизненных планов.
Помимо предметов, предусмотренных учебным планом школы, индивидуальная образовательная программа включает в себя ресурсы дополнительного образования, формы участия обучающихся во внеклассной учебно-познавательной деятельности.
ПРИМЕР
Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, например:
- детский экологический центр (экономика, обществознание, химия, биология);
- Технологический институт Национального исследовательского ядерного университета МИФИ (математика, физика);
- филиал Государственного университета (физика, математика, русский язык);
- политехнический техникум (подготовительные курсы);
- городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
- дистанционные проекты,
Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Для проведения индивидуально-групповых занятий, элективных и профильных курсов, курсов по выбору, внеклассных учебно-познавательных мероприятий формируются группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.
Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.
Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником.
Анализ индивидуальной образовательной программы
Учащийся самостоятельно или с помощью классного руководителя, учителей и родителей анализирует ход выполнения индивидуальной образовательной программы и вносит необходимые коррективы и изменения.
Классный руководитель анализирует индивидуальные образовательные программы сразу после их заполнения. Результат анализа может быть представлен в виде следующей таблицы.
Профессиональные предпочтения учащихся
Предложения учащихся по внесению изменений в процесс обучения
Словарь по теме «Индивидуальная учебная программа»
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ «Об образовании в РФ»)
Учебный план
— документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном
заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения (А.И.Богомолов)
— нормативный документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимого на каждый учебный предмет, и в связи с этим структуру учебного года.
Индивидуальная образовательная программа
— это учет видов образовательной деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п.
— представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на определенный временной период, составленную на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом ОУ, а также с учетом видов деятельности обучающихся, методов и форм диагностики образовательных результатов, технологий освоения учебного содержания и т.п. (А.П.Тряпицына).
Индивидуальный учебный план
– совокупность учебных предметов (базовых, профильных) и элективных курсов, выбранных для освоения учащимися на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив;
— индивидуальным считается план обучения каждого конкретного ученика, включающий совокупность учебных предметов (курсов), выбранных им для освоения из сетевого рабочего учебного плана или плана общеобразовательного учреждения (Е.В. Посохина).
Индивидуальная образовательная траектория
– это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании;
— это результат реализации личностного потенциала ребенка в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности (А.В.Хуторской).
Индивидуальный образовательный маршрут
– это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации;
— программа конкретных действий обучающихся по реализации ИОП, изменяющаяся в зависимости от динамики возникающих образовательных задач;
— является последовательностью этапов реализации индивидуальной образовательной программы с учѐтом конкретных условий образовательного процесса (Е.В. Посохина).
Тьютор — создает систему, обеспечивающую создание необходимых условий для построения и успешной реализации учащимся его образовательной траектории.
Индивидуальная образовательная программа это что
Не все знают, что любой школьник может учиться не по общему, а собственному плану, делая акцент на любимых предметах. Рассказываем про ещё один аспект семейного и заочного обучения.
Время чтения:
Что такое индивидуальный учебный план
Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.
Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план. Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.
Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Внешне УП и ИУП почти идентичны.
Особенности плана индивидуаьного обучения
Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС. Вот как это может быть реализовано:
- Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Но существуют дисциплины, которые обязательны для изучения в соответствии с ФГОС, полное исключение их из учебного плана не допускается. Например, если в школе проходят информатику с 7-го класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
- Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа — физика, два — история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
- Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок — гуманитарий, он вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.
Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе
На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти в случаях, указанных в законодательстве, а также локальных актах школы. Например:
- Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
- Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
- Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
- Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.
- Другое.
Индивидуальный учебный план для детей с ОВЗ
Обучение по индивидуальному учебному плану следует отличать от обучения по адаптированной образовательной программе (АОП). Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на неё осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия законных представителей.
На законодательном уровне не предусмотрена обязательная сдача итоговой аттестации для лиц, обучающихся по АОП, но образовательные учреждения вправе самостоятельно принять решение о формах проведения такой аттестации. Обучающиеся по адаптированным образовательным программам получают не аттестат, а свидетельство об обучении.
По ИУП же осваиваются обычные образовательные программы, просто в своём темпе. Дети с ИУП сдают государственные итоговые аттестации на общих основаниях и могут в любой момент вернуться к обычному процессу обучения.
Как составить индивидуальный учебный план
Универсального подхода не существует. Однако при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП — не равно рабочая программа.
Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации у ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели.
В индивидуальный учебный план обязательно должны войти:
- инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
- вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
- региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
- компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).
Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана:
- Выявление особенностей и потребностей учащегося.
- Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
- Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
- Изучение образовательной программы школы.
- Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.
Кто составляет индивидуальный учебный план
На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.
Обучение в экстернате и домашней школе «Фоксфорда» избавляет от хлопот по составлению ИУП. Наши индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка. Воспользуйтесь пробным периодом и протестируйте нашу школу бесплатно.
Как оформить переход на индивидуальное обучение
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего, придётся поискать другую. Исключение — обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.
Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.
Если вы получаете образование в организации (очное, очно-заочное и заочное обучение в школе):
- Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план.
- Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
- Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.
Если вы учитесь вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):
- Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
- Родители выбирают школу для прикрепления.
- Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
При подготовке материала использовались источники:
https://multiurok.ru/blog/alghoritm-razrabotki-individual-noi-obrazovatiel-noi-proghrammy-uchashchieghosia.html
https://infourok.ru/slovar-po-teme-individualnaya-uchebnaya-programma-3781347.html
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-individualnyy