Индивидуальная образовательная программа – основа для развития исследовательской деятельности школьников
Современная система образования ориентирует педагогов на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, которая выходит за рамки учебной программы.
Способность мыслить творчески, видеть проблемы окружающего мира для человека, важна всегда, поэтому раскрытие творческих возможностей учеников является ведущим направлением обучения и воспитания. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. Исследовательская работа подразумевает самостоятельность учащихся, как при выборе методики исследования, так и при обработке собранного материала, постановке опыта, его анализа, обобщения и выводов.
Одна из основных задач обучения одаренных школьников – это создание такого образовательного пространства, которое бы им позволяло, во-первых, овладеть методами исследовательской работы, необходимыми им в будущем, а, во-вторых, дало бы им возможность научиться учиться самостоятельно (искать литературу по нужной теме, ставить проблему, планировать свою работу по этапам и т.д.). Данную проблему, по организации и обучению исследовательской деятельности, мне помогает решать разработанная индивидуальная образовательная программа.
Индивидуальная образовательная программа – это средство индивидуализации и дифференциации обучения, когда за счёт изменений в структуре и содержании образовательного процесса более полно учитываются интересы и способности учащихся, создаются условия для образования учеников в соответствии с их предпочтениями. Проще сказать — это программа совместных действий учителя и ученика(ов) по достижению целей обучения и учения.
ИОП могут быть различной направленности:
- Углубление и расширение знаний по предмету или теме.
- Исследовательская деятельность школьников.
- Проектная деятельность школьников.
Использование индивидуальных образовательных программ при работе с одаренными и способными детьми позволяет решить несколько важнейших задач:
- удовлетворить повышенные образовательные запросы;
- сформировать научное мышление “на стыке наук”;
- повысить мотивацию к исследовательской деятельности;
- поднять интерес к дополнительному образованию;
- создаёт возможность успешного выступления на внешних мероприятиях, что является важнейшим стимулом к учебе.
Мной разработана программа для занятий исследовательской деятельностью Цель программы – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.
Задачи:
- показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
- развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;
- развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
В методике преподавания по данной программе используются различные формы работы. Основная форма – учебное занятия, где применяются такие методы обучения как – рассказ, беседа, постановка опытов, экспериментов, консультации специалистов, обсуждение, оформление результатов работы и ее анализ и обязательно предусматривается самостоятельная деятельность учащегося.
Организация работы по индивидуальной программе.
Формирование группы учащихся для занятий исследовательской работой осуществляется по запросу и желанию детей. На организационном занятии школьникам предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.
Методическое обеспечение образовательного процесса
Для обеспечения наилучшего образовательного результата подбираю
- методические пособия по технологии выполнения исследовательской работы и научно-исследовательскую литературу по выбранной теме;
- использую средства компьютерной поддержки;
- учебные пособия;
- оборудование для проведения опытов и эксперимента
Программа, план составляется учителем и учеником. В программе педагога основой является содержание – это отдельные темы, этапы, модули, включающие методы и формы обучения, количество часов, планируемые результаты, оценка, перспективы.
План ученика опирается:
- самооценку и самоконтроль;
- рефлексию;
- цели ученика;
- план деятельности;
- темы;
- планируемые результаты и их сроки;
- планирование самостоятельной деятельности;
- чётко расписанный график консультаций и занятий с учителем;
- планирование участия в конкурсах и конференциях различного уровня.
Индивидуальная образовательная программа «Организация научно-исследовательской работы учащихся»
Календарно-тематическое планирование.
Всего занятий 34 часа. В неделю – 1 час. 8 класс
Цель – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе исследовательской работы.
- показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
- развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, систематизировать изучаемый материал;
- развить умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
Учащиеся должны знать:
- основы организации работы с научной литературой;
- научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;
- требования к оформлению результатов работы;
- способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;
- критерии оценки исследовательских работ.
- выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;
- формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;
- подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;
- применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;
- выступать с защитой исследовательской работы.
Методы исследования
- Сравнение; Анкетирование
- Измерение; Статистический метод
- Анализ;
- Синтез;
- Обобщение;
Планируемые результаты
- Создание исследовательской работы.
- Выступление на школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».
- Участие в работе межрегиональной конференции в г.Иркутске
- «Я – исследователь».
- Участие в конференциях районного и областного уровня.
Список литературы по теме исследования.
- Алексеев С.В. , «Экологический практикум школьника». Смоленск, изд.«Учебная литература», 2005г.
- Воронина Г.А., «Экология человека». М., издательский центр «Вентана-Граф», 2006г.
- Зверев И.Д. «Человек: Организм и здоровье». М., изд. центр «Вентана-Граф», 2000г.
- Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека». М., изд. «Просвещение», 1983г.
- Колесов Д.В., «Основы гигиены и санитарии». М., изд.«Просвещение», 1989г.
- Хрипкова А.Г., «Физиология человека». М., изд. «Просвещение», 1982г.
Глава 1. Основные этапы творческой проектной деятельности
§ 1.1 Введение в творческий проект
Проект — это детальный, обоснованный и тщательно разработанный документ.
Проект представляет собой подробный план обоснования будущего продукта труда, технологии его производства, средств и методов реализации изготовленного продукта труда.
• что входит в пакет проектной документации.
• грамотно оформлять проектную документацию на задуманное изделие или услугу.
Введение в творческий проект
Вспомните, с чего надо начинать и чем заканчивать проект.
Творческий проект является самостоятельной творческой итоговой работой по учебному предмету, например по технологии.
Проект — это замысел, идея, образ, воплощённые в описании, расчётах, чертежах, раскрывающих замысел и возможность его практической реализации.
Проектная деятельность включает в себя разработку проекта и материальное воплощение заложенной в нём идеи. Выполняя проект, вы можете показать свои знания и умения, полученные на занятиях по технологии и другим предметам.
При выполнении творческого проекта надо составить индивидуальную программу исследовательской работы с учётом своих знаний, способностей и возможностей. Необходимо определить цель самостоятельной исследовательской деятельности, обосновать важность выбранной темы проекта, наметить этапы проектной деятельности (план), методы и средства работы.
Работу над творческим проектом желательно проводить по плану, состоящему из нескольких этапов:
1. Подготовительный этап: выявление и обоснование выбора создаваемого изделия; формулирование технической задачи; сбор и анализ информации по объекту проектирования; составление исторической справки по предмету исследования; составление технической справки.
2. Конструкторский этап: художественно-конструкторский поиск (анализ конструкции изделия; дизайн-анализ изделия; разработка эскизного проекта) и составление конструкторской документации. При проектировании какой-либо услуги составляют её описание и последовательность осуществления.
3. Технологический этап: выбор технологических операций, инструментов и приспособлений; разработка технологических карт; составление технологической документации; подбор или изготовление технологической оснастки (шаблоны, специальные инструменты и приспособления).
4. Этап изготовления изделия: организация рабочего места; выполнение технологических операций; уборка рабочего места.
5. Заключительный этап: выполнение экономического обоснования; выполнение экологического обоснования; создание рекламного проспекта; выводы по итогам работы; составление списка используемой литературы.
6. Защита проекта: представление презентации и образца.
Профессии и производство
На рынке труда существует множество профессий и специальностей, связанных с рекламным бизнесом. Вот некоторые из них:
• верстальщик — это специалист, работающий в рекламных или издательских фирмах, занимающийся формированием страниц (полос), компьютерной вёрсткой (внешним оформлением) рекламных или издательских материалов. Ему необходимо знание компьютерных графических программ, художественные способности;
• клилмейкер — это специалист по работе с видеоизображением и звуком; трансформирует рекламные идеи в короткие видеосообщения. Он создаёт и осуществляет монтаж (формирование, соединение) видеоклипов и заставок, участвует в планировании рекламной компании;
• копирайтер занимается преобразованием рекламных идей, разработкой основной рекламной идеи компании, созданием эффективных рекламных текстов, слоганов. Ему требуется лингвистическое образование;
• пейджмейкер — это специалист-художник, работающий в издательстве или рекламном бизнесе; преобразует рекламные идеи в привлекательные сообщения, разрабатывает художественное представление рекламной программы; иллюстрирует художественные и рекламные тексты. Ему необходимы художественные способности, знание компьютерных арт-программ (программ по художественному оформлению творческого проекта), гибкое мышление, хорошее цветоразличение;
• менеджер по связям с общественностью (PR-менеджер) — специалист, который занимается созданием положительного имиджа компании: информирует общественность о деятельности организации, распространяет публикации и отзывы о ней, размещает новости и т. д. Такие профессионалы требуются в различных сферах, в том числе в рекламных и издательских фирмах;
• SMM-специалист занимается рекламой в социальных сетях: разрабатывает стратегию продвижения бренда, выявляет потенциальную целевую аудиторию и её интересы, наполняет социальные страницы информационными и рекламными материалами.
Важным для рекламы является её позиционирование.
Словарь
проект; план: подготовительный этап, конструкторский этап, технологический этап, этап изготовления изделия, заключительный этап, защита проекта.
Проверьте себя:
1. Что понимается под проектной деятельностью?
2. Что такое индивидуальная программа выполнения творческого проекта?
3. Назовите этапы плана выполнения творческого проекта.
Подумайте: в русской народной сказке говорится: «Пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что». Можно ли так начинать что-то делать в надежде, что что-нибудь получится?
Индивидуальная программа работы над исследовательским проектом как условие её успешной реализации.
Многообразные типы проектов позволяют решать учителю самые разные задачи обучения и воспитания. Однако образовательные потребности высокомотивированных обучающихся имеют свои особенности. Таким подросткам интересна деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. В своей педагогической деятельности я активно предлагаю обучающимся попробовать свои силы в индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальная программа становится необходимым условием дополнительной мотивации и успешной реализации исследовательского проекта.
Оценить
960 0
Содержимое разработки
Самохвалова Т.Г.
МОУ «Гимназия №1 г. Нерюнгри»
Индивидуальная программа работы над исследовательским проектом как условие её успешной реализации.
ФГОС ставит задачу формирования у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, которая воплощается в учебном проекте.
Внеурочная проектная деятельность в гимназии осуществляется в рамках модульно-проектной технологии. На занятиях элективных курсов обучающиеся работают над проектами по предложенному алгоритму действий. Многообразные типы проектов позволяют решать учителю самые разные задачи обучения и воспитания. Однако образовательные потребности высокомотивированных обучающихся имеют свои особенности. Таким подросткам интересна деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями. В своей педагогической деятельности я активно предлагаю обучающимся попробовать свои силы в индивидуальной проектной деятельности. Индивидуальная программа становится необходимым условием дополнительной мотивации и успешной реализации исследовательского проекта.
Индивидуальная программа реализации проекта.
Характеристика проекта:
Тема проекта: « Алкалоиды в составе комнатных растений».
Автор: Слепченко Н. -10 класс.
Руководитель: Самохвалова Т.Г. — учитель химии.
Цель:1. Развитие интеллектуальных, творческих, личностных особенностей обучающегося.
Обретение навыков самостоятельной работы с научной литературой, отбором в соответствии с темой исследования.
Развитие умений и практических навыков в выполнении сложного химического эксперимента.
Формирование умения правильного выбора темы научного исследования с учётом её актуальности и прикладного значения.
Формирование навыков и умений правильного оформления исследовательского проекта для его защиты.
При выполнении проекта обучающийся должен овладеть следующими универсальными умениями и действиями:
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. ё. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности:
— навыки самоанализа.
4. Менеджерские умения и навыки:
умение проектировать процесс;
умение планировать деятельность, время, ресурсы;
умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
5. Коммуникативные умения:
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Ожидаемые результаты:
Овладение навыками и умениями самостоятельной исследовательской работы.
Овладение приемами практической деятельности, навыками контроля, самоконтроля, организационными умениями.
Овладение методами проектной деятельности.
Время работы:
а) по индивидуальному графику.
Проведение химического эксперимента:
а) индивидуальный график;
б) каникулярное время.
Этапы реализации проекта
Содержание этапов
деятельности
Виды совместной деятельности
I. Мотивация.
Выявление и постановка проблемы исследования.
Консультация учителя. Беседа (Случай из жизни).
Создание комфортной атмосферы для совместной работы.
Привлечение к работе родителей.
II. Целеполагание.
Определение цели исследования.
Возможные методы и способы исследования.
Оценка ресурсов (реактивы, приборы, оборудование).
III. Планирование.
Разработка «шагов» и сроков выполнения проекта.
Разработка графика работы.
IV. Реализация.
Работа с информационными носителями.
Накопление материала. Создание проектной папки.
Ведение лабораторного журнала.
Аналитическая работа с материалами пректа.
Обсуждение по запросу.
Привлечение к совместной работе психолога, преподавателей гимназии.
V. Контроль.
Оформление проектной папки (НИР, аннотация, тезисы, презентация).
При подготовке материала использовались источники:
https://urok.1sept.ru/articles/577640
https://xn—-7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/technology_kaz_06/technology_kaz_06_01_01.html
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/36013-individualnaja-programma-raboty-nad-issledova