Что такое индивидуальное обучение?
В школе нам предлагают перейти на индивидуальное обучение. Подскажите пожалуйста, кто знает, в чем его преимущества и недостатки. Если возможно, со всеми подробностями: как происходит переход, как ведется обучение, количество часов отличается ли от очной формы обучения, можно ли перевестись потом снова на очное отделение и т.д.
Заранее благодарен.
Лучший ответ
Я в этом году оформила индивидуальное обучение дочери (12 лет, 6 класс) . В обиходе его называют домашним обучением в отличие от экстерната и семейного обучения. Переход осуществляется по решению комиссии при детской поликлинике по медицинским показаниям. Лично у нас проблемы с позвоночником. И, скажу Вам по секрету, они есть практически у всех современных детей. Или у ребенка ослаблен иммунитет и он часто болеет. В соответствии со своим выбором идете к участковому педиатру или неврологу и объясняете ситуацию. Врач говорит, какие анализы надо сделать и справки собрать. После этого он рекомендует индивидуальное обучение на дому. С этой записью в мед. карте идете к заведующей школьно (каким-то) отделом — не помню, как это называется. И через 2 дня получаете на руки решение комиссии, с которым идете к завучу школы. Дается такое разрешение на 1 учебный год, перевестись обратно Вы можете в любой момент. Естественно, от очной формы такое обучение отличается — нет музыки, рисования, физкультуры и т. п. В каждом классе свое количество часов обучения. А насчет + и -, пишите мне в личку, я Вам подробно отвечу.
Остальные ответы
это когда к тебе домой ходят учителя. нагрузка чуть меньше (3-4 часов в день) , но программа такая же. за счет того что обучение ведется один на один — учитель успевает больше рассказать и пояснить — это и преимущество.
обычно оно назначается в связи с болезнью, потом можно вернуться к обычной форме
Индивидуальная программа обучения в школе что это такое
Не все знают, что любой школьник может учиться не по общему, а собственному плану, делая акцент на любимых предметах. Рассказываем про ещё один аспект семейного и заочного обучения.
Время чтения:
Что такое индивидуальный учебный план
Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.
Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план. Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.
Согласно второй статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Внешне УП и ИУП почти идентичны.
Особенности плана индивидуаьного обучения
Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС. Вот как это может быть реализовано:
- Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Но существуют дисциплины, которые обязательны для изучения в соответствии с ФГОС, полное исключение их из учебного плана не допускается. Например, если в школе проходят информатику с 7-го класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
- Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа — физика, два — история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
- Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок — гуманитарий, он вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.
Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе
На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти в случаях, указанных в законодательстве, а также локальных актах школы. Например:
- Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
- Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
- Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
- Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.
- Другое.
Индивидуальный учебный план для детей с ОВЗ
Обучение по индивидуальному учебному плану следует отличать от обучения по адаптированной образовательной программе (АОП). Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на неё осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия законных представителей.
На законодательном уровне не предусмотрена обязательная сдача итоговой аттестации для лиц, обучающихся по АОП, но образовательные учреждения вправе самостоятельно принять решение о формах проведения такой аттестации. Обучающиеся по адаптированным образовательным программам получают не аттестат, а свидетельство об обучении.
По ИУП же осваиваются обычные образовательные программы, просто в своём темпе. Дети с ИУП сдают государственные итоговые аттестации на общих основаниях и могут в любой момент вернуться к обычному процессу обучения.
Как составить индивидуальный учебный план
Универсального подхода не существует. Однако при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП — не равно рабочая программа.
Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации у ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и у всех остальных ребят его параллели.
В индивидуальный учебный план обязательно должны войти:
- инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
- вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
- региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
- компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).
Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана:
- Выявление особенностей и потребностей учащегося.
- Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
- Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
- Изучение образовательной программы школы.
- Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.
Кто составляет индивидуальный учебный план
На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.
Обучение в экстернате и домашней школе «Фоксфорда» избавляет от хлопот по составлению ИУП. Наши индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка. Воспользуйтесь пробным периодом и протестируйте нашу школу бесплатно.
Как оформить переход на индивидуальное обучение
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего, придётся поискать другую. Исключение — обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.
Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.
Если вы получаете образование в организации (очное, очно-заочное и заочное обучение в школе):
- Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план.
- Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
- Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.
Если вы учитесь вне образовательной организации (семейное образование, самообразование):
- Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
- Родители выбирают школу для прикрепления.
- Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Обучение по индивидуальному учебному плану в школе
Порядок обучения по индивидуальному учебному плану — это подбор учителей, разработка учебной программы и расписания занятий, контроль посещения, успеваемости. Все это устанавливается школой самостоятельно и прописывается в приказе, с которым знакомят ученика и его родителей.
Что такое индивидуальный учебный план
Учебный план — это документ, в котором подробно расписано, какие предметы изучают школьники, сколько часов уделяется изучению каждого предмета, в какой последовательности идет обучение и как оно контролируется. Отличие индивидуального плана от обычного закрепляет закон об образовании: индивидуальный учебный план (ИУП) учитывает особенности конкретного ученика, его потребности в обучении. Разрабатывая ИУП, базовую программу корректируют под возможности школьника, чтобы он мог успешно справиться с обучением.
В чем особенности ИУП
Главная задача — дать ребенку образование с учетом его особенностей, выбрав оптимальный для него уровень учебных программ, темп и сроки обучения. При ИУП разрешается менять перечень предметов, глубину их изучения, последовательность изучения предметов в течение учебного года. Но есть важное ограничение: порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану не должен выходить за рамки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС).
- Возможность менять трудоемкость обучения. Разрешается уменьшать или увеличивать почасовую нагрузку. Если в школе предмет изучается на базовом уровне, ученику на ИУП разрешено обучаться на углубленном уровне по этому предмету. Например, углубленно изучать математику в школе с гуманитарным уклоном. Если в школе предмет изучается на углубленном уровне, ученику на ИУП разрешено давать материал на уровне базы. Например, в школе с математическим уклоном изучать геометрию и алгебру на базовом уровне.
- Возможность менять последовательность изучения. Если в школе обучение дается сразу по всем предметам, обучающемуся по индивидуальному плану разрешено изучать предметы последовательно, в виде блоков или модулей. Например, сначала изучить весь курс химии, затем весь курс физики, потом — курс русского языка. Разрешено сочетать последовательное и параллельное изучение, когда один или несколько предметов в течение года идут еженедельно, а остальные изучаются блоками.
- Возможность менять перечень предметов. Разрешено добавлять или убирать предметы в учебный план, если это не противоречит ФГОС.
Кто может перейти
На индивидуальный учебный план переводят тех, кому необходимы особые условия обучения:
- школьников, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее сверстников;
- школьников, которым сложно посещать школу по общему для всех расписанию из-за занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельности, по семейным обстоятельствам;
- детей, которые не смогли адаптироваться к школе;
- детей с ограничениями по состоянию здоровья;
- школьников с академической задолженностью.
Перевести на индивидуальный план разрешено только с согласия родителей и по их письменному заявлению.
От причин перехода зависит то, с какой целью разрабатываются индивидуальные учебные планы:
- с целью дать более глубокое образование, чем в базовой программе;
- дать общее образование детям с устойчивой дезадаптацией к школе;
- дать общее образование детям с ограниченными возможностями здоровья;
- дать общее образование детям, неспособным усвоить образовательные программы в условиях большого детского коллектива.
Школы выпускают локальные акты о переводе на ИУП, где указывают и другие случаи перевода на индивидуальное обучение.
Как составить индивидуальный учебный план
Составляют его работники школы. Главный принцип при составлении: включить в него пункты, обязательные для общеобразовательной школьной программы. На аттестации ребенок, обучавшийся по ИУП, проходит те же испытания, что и его сверстники, без каких-либо поблажек и особых условий.
Обязательные пункты ИУП:
- в ИУП включают все обязательные предметы на базовом уровне;
- включают дополнительные предметы на базовом уровне;
- включают региональный компонент — те предметы, которые обязательны для изучения в конкретных регионах РФ (край, республика);
- учитывают требования к учащимся, принятые в школе, в которой ученика переводят на ИУП.
Общий алгоритм, как сделать учебный план:
- Поговорить с учеником и его родителями, выяснить все особенности, цель перевода, потребности ученика.
- Определить уровень знаний ребенка, чему он научился, что умеет.
- Изучить базисный учебный план. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы есть в приложении к Приказу Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Изучить образовательную программу школы.
- Составить ИУП на основе этих данных.
Образец индивидуального учебного плана учащегося
Особенности при ликвидации академической задолженности
Переход на ИУП — это возможность не оставлять ребенка на второй год, а перевести его условно в следующий класс. В таком случае индивидуальный учебный план при академической задолженности составляют так, чтобы школьник подтянулся по проблемным предметам, сдал задолженность и продолжил обучение.
Как оформляют переход на ИУП
Порядок обучения по ИУП определяется школой. Не у каждой школы есть возможности (свободные классы, укомплектованный педсостав) для его организации. Но даже в таком случае любая школа должна обеспечить возможность устранить академическую задолженность с помощью перехода на ИУП. Возможность учиться в школе по индивидуальному учебному плану прописывают в локальных актах школы. Положение об ИУП рассматривают и принимают на педагогическом совете школы, после чего утверждают приказом директора.
Предоставим пошагово процедуру перехода в школе.
Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой перевестись на обучение по ИУП. В старших классах заявление пишет сам ученик. В заявлении указывают срок, на который требуется ИУП.
Образец бланка заявления на перевод
Шаг 2. Завуч совместно с педсоставом готовит ИУП. План утверждают, указывают в нем срок действия. С родителями согласуют расписание занятий и консультаций.
Шаг 3. Родители заключают со школой договор об обучении по ИУП.
Шаг 4. Директор школы выпускает приказ о переводе ребенка на ИУП. Ребенок обучается по индивидуальному плану, числится в этой школе и подчиняется всем ее правилам.
Образец приказа
Шаг 5. Сведения об ученике заносят в журнал учета обучения по ИУП.
Заключение
Обучение по ИУП — это выход для детей, у которых нет возможности посещать школу в обычном режиме. Оно актуально для одаренных ребятишек, позволяет проходить учебную программу быстрее, с возможностью более глубокого изучения отдельных предметов. Деткам с проблемой адаптации в школе оно помогает наладить учебный процесс, продолжить обучение. Перевод на индивидуальный учебный план — это возможность не оставаться на второй год, перевестись заочно в следующий класс и подтянуть в течение года все «хвосты».
Перевод помогает учебе ребятишек с ограничениями по здоровью. В этом случае важно предоставить школе все рекомендации и заключения медицинских обследований, потому что в них отражаются данные того, что не позволяет сделать индивидуальный учебный план: определить форму психологического и педагогического сопровождения.
При подготовке материала использовались источники:
https://otvet.mail.ru/question/45426802
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-individualnyy
https://go2school.ru/faq/obuchenie-po-individualnomu-uchebnomu-planu-v-shkole