...

Инклюзивная программа что это

Здесь рады всем: что такое инклюзия и зачем она нужна в образовании и бизнесе

Фото Quim Llenas / Getty Images

Мы слышим про инклюзию отовсюду: о ней говорят в образовании, бизнесе, культуре и в обществе в целом. Что это такое, зачем она нужна и какие есть примеры реализации принципа инклюзивности в России — в материале Forbes Life

Услышав слово «инклюзия», мы сразу представляем себе пандусы, классы детей с ограниченными возможностями здоровья и кафе, где работают люди с синдромом Дауна. На деле в российском обществе и сознании люди с инвалидностью чаще всего отделены от большинства граждан: наши дома и улицы не приспособлены для того, чтобы по ним могли перемещаться люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), наши школы и университеты не инклюзивны и рассчитаны на нейротипичных детей, а рабочие места для инвалидов, кажется, бывают только в социальной рекламе. Изменить это и стремится инклюзия.

Инклюзия (от inclusion — включение) представляет собой процесс включения людей с физической и ментальной инвалидностью в полноценную общественную жизнь, а также разработку и принятие конкретных решений для этого. Когда мы называем среду, школу или пространство инклюзивными, мы имеем в виду, что все люди в одинаковой степени имеют доступ и могут принадлежать к ним.

Материал по теме

С точки зрения инклюзивного подхода инвалидность — это социальная проблема, а самое понятие «инвалид» возникает в тот момент, когда человек с ограниченными возможностями здоровья сталкивается с невозможностью совершать какие-то действия из-за ограничений окружающей среды. В инклюзивном обществе среда — то, что нам предстоит исправлять, а не человек. Так, инклюзия становится понятием, которое охватывает не только инфраструктуру: образование, рабочие места, общественные пространства тоже становятся инклюзивными.

На каких принципах строится инклюзивное общество

По данным ВОЗ, около 1 млрд (или 15% населения Земли) людей в мире имеет инвалидность, более 100 млн из них — дети. Права людей с инвалидностью защищает Конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году, Россия ратифицировала ее в 2008 году. Согласно этому документу, подписавшие его страны должны обеспечить людям с инвалидностью равенство, доступность среды, образование и возможность трудиться, участие в культурной жизни и индивидуальную мобильность.

Среди основных принципов Конвенции можно перечислить:

  • уважение достоинства человека и его свободы выбора;
  • недискриминацию;
  • эффективное вовлечение в общество;
  • уважение особенностей людей с инвалидностью;
  • равенство возможностей;
  • гендерное равенство.

В сентябре 2015 года ООН приняла новую программу в области устойчивого развития, состоящую из 17 целей, которые нужно достигнуть к 2030 году. Все они могут называться инклюзивными, потому что призваны обеспечить равенство возможностей. Семь из них имеют непосредственное отношение к людям с инвалидностью, например всеобщий доступ к медицине и образованию. Так что на бумаге и в планах общественных организаций создание инклюзивных среды и общества как будто бы не за горами.

Реальность пока далека от декларируемых принципов и инклюзии. На сегодня в России насчитывается более 11,7 млн людей с инвалидностью, среди них 700 000 детей. В 2020 году больше половины опрошенных инвалидов были готовы и хотели вести активный образ жизни. При этом только 9,6% многоквартирных домов, где проживают люди с инвалидностью, оборудованы лифтом или подъемником, пригодным для инвалидных колясок и могут хотя бы отчасти называться инклюзивными. А среди городских автобусов в России оборудованными для маломобильных пассажиров в 2020 году были 22,8%. Получается, даже имея желание и стремление выйти из дома, большинство людей с особенностями здоровья просто не могут это сделать (что напрямую противоречит статье 3.1 «Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности» Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

По словам исполнительного директора благотворительных фондов «Абсолют-Помощь» и «Свет» Анны Скоробогатовой, с точки зрения инклюзивного подхода есть препятствия, которые можно решить привлечением ресурсов: «Школам не хватает подготовленных кадров, в том числе тьюторов, и финансирования для создания специальных условий: могут понадобиться пандусы, адаптированные материалы, специальные устройства для обучения. Кроме того, не всегда ребенок может добраться до школы».

Однако не меньшее значение имеет готовность общества к инклюзии: «У нас по-прежнему очень много стереотипов в отношении людей с инвалидностью, которые мешают созданию нормальных партнерских отношений между родителями, учениками и учителями», — говорит Анна. Описывая собственный опыт общения с родителями в детском саду и в школе, она объясняет, что поведение и отношение родителей в первую очередь зависит от поведения воспитателей или педагогов. «У нас была ситуация, когда моего сына с РАС выжили из группы, потому что воспитателю хотелось послушного ребенка», — рассказывает Скоробогатова.

Как работает инклюзия на рабочем месте

На сегодня в России меньше одной трети людей трудоспособного возраста с ограниченными возможностями здоровья имеют работу (чуть больше 1 млн человек из 4,5 млн). «Права людей с инвалидностью в России поддерживаются в основном до того, как они становятся взрослыми, — говорит основательница инклюзивных мастерских «Простые вещи» Мария Грекова. — В системе дошкольного и школьного образования хотя бы существуют специалисты, которые могут их как-то направить, но как только человек с инвалидностью вырастает, он перестает быть кому-то нужен. Специальной профориентационной помощи как таковой нет, существуют профессиональные колледжи, куда попасть может далеко не каждый, но и после них содействие в трудоустройстве минимальное. Те, кто не попадает в колледж, просто остается дома, и никто не отслеживает их социальный статус и состояние в целом».

При этом российское законодательство вроде бы стремится к инклюзии и защищает право людей с ОВЗ на работу: в Трудовом кодексе и Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» сказано, что организации обязаны обеспечить людям с ограниченными возможностям специальные условия труда, профессиональный рост, а также квоты для приема инвалидов на работу и минимальное количество специальных рабочих мест. Если в компании более 100 человек, то на долю людей с инвалидностью должно приходиться от 2% до 4% мест от среднесписочной численности работников, если от 35 до 100, то доля может быть не выше 3%.

Материал по теме

На деле компании часто либо выплачивают небольшой штраф за не выделенные места в размере 5000–10 000 рублей, либо нанимают сотрудников только для галочки, не задумываясь об инклюзии или мероприятиях, которые призваны включить их в работу и коллектив. Но даже если организация хочет нанять сотрудника с инвалидностью, она сталкивается с большим количество трудностей: «Устройство такого человека на работу должно проходить через конкретные, довольно длинные этапы с сопровождением, подбором занятости и графика работы. Всем этим, конечно, не занимается обычный работодатель, и даже компании с большим желанием часто не понимаю, что нужно делать, как и кто им в этом может помочь», — объясняет Грекова.

При этом инклюзивный найм, помимо этических бонусов, приносит и реальную пользу компаниям: по данным исследования консалтинговой компании McKinsey, бизнес с инклюзивной политикой работает на 35% лучше. Директор по персоналу SAP в Италии и Греции Вера Соломатина, чья компания уже три года реализует программу инклюзивного найма, описала, что самым эффективным способом считает программу стажировок. Благодаря ей и при содействии специализированных фондов уже через полгода стажер с ОВЗ может перейти на постоянное место работы или к подготовленным коллегам или партнерам.

Основательница инклюзивных мастерских Маша Грекова говорит, что чувствует, как меняется отношение общества к людям с инвалидностью: «Это на самом деле куда значимее и сильнее может повлиять на стабилизацию ситуации с трудоустройством, чем государственные меры. Хотя, конечно, без них мы не можем полноценно разворачивать свою деятельность, потому что вопрос всегда упирается в сроки обучения, квотирование и обеспечение заработной платы людей с ОВЗ на регулярной основе».

Устройство с умом: как технологии помогают развивать инклюзивность в образовании

Фото Getty Images

Цель образования — всестороннее развитие человека, и образование — это право, а не привилегия. В справедливом и равноправном обществе, которое мы пытаемся создать в XXI веке, инклюзия — неоспоримое требование. Как в России развивается инклюзивное образование и как технологии могут его поддержать, рассказывает СЕО «ЯКласс» Екатерина Рыжова

В руководстве управления по стандартам в области образования Великобритании Ofsted указано, что определение инклюзивного образования включает в себя внимание к индивидуальным потребностям учащихся, а также социальное равенство. Инклюзивность предполагает не только возможность присутствовать, но и участвовать, и учиться.

Самая идея интегрированного образования содержит принцип единства образовательного процесса и предоставление равных стартовых возможностей для всех обучающихся. Такая система предполагает создание условий, которые помогут детям с особыми образовательными потребностями получить доступное и качественное образование, чтобы адаптироваться в мире и принимать полноценное участие в жизни общества, а детям без ОВЗ — сформировать социальные компетенции, то есть научиться принятию и поддержке.

В России первые инклюзивные школы появились в 1980-1990 годах. В 1991 году в Москве по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования «Ковчег».

Сегодня почти треть школ и пятая часть детских садов в России адаптированы для совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наравне с их сверстниками. На 2021/22 учебные годы, по данным Минпросвещения России, 8000 из 35 000 детских садов, более 10 000 из 40 000 школ, а также более 500 организаций допобразования создали инфраструктуру и материально-техническую базу для инклюзивного образования.

Согласно результатам исследования, проведенного ВЦИОМ вместе с фондом «Обнаженные сердца» и ассоциацией «Аутизм-Регионы», у 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются вместе с ребятами с особенностями развития, а 66% россиян в той или иной степени положительно относятся к инклюзивному обучению.

Образовательная платформа «Учи.ру» совместно с проектами «Дети mail.ru» и «Добро mail.ru» провела онлайн-опрос среди учителей и родителей из всех регионов России на тему инклюзивного образования. В ходе опроса выяснилось, что 25% респондентов из числа родителей поддерживают идею интегрированного обучения при создании специальных условий. 44% опрошенных относятся к инклюзивной модели образования нейтрально, 18% — отрицательно, а 16% участников опроса столкнулись с опытом инклюзии: у их детей есть одноклассник или одноклассники с особенностями в развитии (к слову, этот показатель на 3% выше, чем в прошлом году). 63% опрошенных учителей общеобразовательных школ имеют опыт работы с детьми с инвалидностью или ОВЗ, при этом средний стаж работы 79% педагогов составляет более 20 лет.

Как заметили преподаватели, из всех возможных форматов обучения детей с ОВЗ, которые предоставляет школа, на долю инклюзивного образования отводится 40%. Среди респондентов, не заметивших наличия особых барьеров для реализации принципов интеграции образования в своих школах (это 1640 человек), 60% считают, что детям с ОВЗ важно развиваться со всеми остальными. Инклюзия поможет сформировать в подрастающем поколении такие качества, как доброта и терпимость (так считают 57% опрошенных, а 56% выразили уверенность, что смогут объяснить детям, как общаться друг с другом).

Таким образом, в российских образовательных учреждениях создаются основы для развития совместного обучения, а в обществе постепенно формируется инклюзивное сознание.

При подготовке материала использовались источники:
https://www.forbes.ru/forbeslife/466967-zdes-rady-vsem-cto-takoe-inkluzia-i-zacem-ona-nuzna-v-obrazovanii-i-biznese
https://www.forbes.ru/forbeslife/481747-ustrojstvo-s-umom-kak-tehnologii-pomogaut-razvivat-inkluzivnost-v-obrazovanii

Оцените статью