Презентация «Интегрированные программы в практике работы учреждений дополнительного образования»
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.445 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
Курс повышения квалификации
Особенности организации учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей технической направленности
от 2200 руб. от 1100 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 20 сентября )
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.445 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
Курс повышения квалификации
Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО
от 1700 руб. от 850 руб.
Базовая скидка для всех: 40%
Дополнительная скидка: 10% ( только до 20 сентября )
К данной скидке мы можем добавить скидку Вашего образовательного учреждения (она зависит от того, сколько Ваших коллег прошло курсы «Инфоурок»)
В настоящий момент дополнительные накопительные скидки (от 2% до 25%) предоставляются 59.445 образовательным учреждениям . Чтобы узнать, какая скидка действует для всех сотрудников Вашего образовательного учреждения, войдите в свой личный кабинет «Инфоурок».
- Сейчас обучается 274 человека из 55 регионов
Игра разведотряд
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ
в практике работы учреждений
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 слайд Программа —
нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели
3 слайд По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности программы различаются:
комплексные — программы, определенным образом соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности, процессов в единое целое;
интегрированные — объединяющие, восстанавливающие целостность на основе того или иного единства;
модульные — это программы, по способу организации своего содержания составленные из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков;
сквозные программы базируются и соизмеряют материал по направлениям, входящим в них, с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, физического состояния и т.п.
4 слайд Интегрированные программы
включают в себя отдельные образовательные области на основе некоторого единства отдельных компонентов
5 слайд Интеграция —
взаимосвязь и взаимообусловленность двух или нескольких ведущих идей разных предметов
6 слайд Задачи интегрированного курса:
— обеспечить интеграцию содержания из разных предметных областей;
— сформировать умения практической реализации основных теоретических положений в аспекте практического применения основ теории;
— облегчить необходимую преемственность в плане взаимодействия в процессе обучения, проходящего по следующей схеме: обучаемый — педагог;
— показать основное содержание и методику курсов посредством организации взаимодействия предметных областей.
7 слайд Построение интегрированных курсов происходит с опорой на следующие принципы:
— дидактический (направлен на изменение особенностей учебно-воспитательного процесса);
— управленческий (отражает особенности руководства учебно-воспитательным процессом при изучении межпредметных дисциплин всех циклов);
— методический (уточняет методику проведения занятий);
— технологический (рассматривает деятельность как средство развития способностей и потребностей).
8 слайд Этапы создания интегрированной дополнительной образовательной программы (по Е.Б. Евладовой ):
подготовительный этап;
аналитический этап;
концептуальный этап (этап стратегического проектирования);
разработческий этап;
внедренческий этап;
контрольно-коррекционный этап;
аналитико-рефлексивный этап.
9 слайд Варианты предметной интеграции
Краткое описание документа:
Данная презентация подготовлена для наглядности предлагаемого вербального сообщения при проведении методистами, педагогами дополнительного образования тематических семинаров, педагогических советов. Тема презентации непосредственно связана со спецификой интегрированных программ и их составления.
Идёт приём заявок
XII Международный дистанционный конкурс «Старт»
Доступно для всех учеников 1-11 классов и дошкольников
- Дипломы и сертификаты всем
- Конкурс по 16 предметам
Низкий оргвзнос: 29 руб.
Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей
Более 20 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения
Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.
Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план. Аналогичное требование содержится в проекте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (п.19.4).
Просмотр содержимого документа
«Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВЫЙ УРЕНГОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ИСТОКИ»
(МБОУ ДОД ЦВР «Истоки»)
Интеграционные процессы в системе дополнительного образования.
Выступление для ГМО.
Подготовила педагог МБОУ ДОД ЦВР «Истоки», руководитель объединения «Визаж – студия» Шнуренко С.В.
г. Новый Уренгой
Основной смысл функционирования и развития дополнительного образования детей в современной России определяется его предназначением: стать неотъемлемой частью системы общего образования детей, обусловленного требованиями модернизации образования и переходом на ФГОС общего образования. Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, позволяющий реализовать каждому ребенку личностное право на свободный выбор способов достижения цели образования, ее жизненного определения. Кроме того, уникальный потенциал дополнительного образования расширяет возможности всей системы общего образования, играет определенную роль в ее модернизации, а именно в обеспечении преемственности образовательных программ, усилении личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает (при условии их успешной реализации) достижение таких личностных и метапредметных результатов образования, которые позволят сформировать в выпускниках школы способность к активному целенаправленному развитию, инновационной деятельности, непрерывному образованию и творческому применению знаний на практике, способности к осознанному выбору профессии, владению научными методами познания мира и т.д., что невозможно без интеграции общего и дополнительного образования детей, и поэтому предъявляет новые требования к развитию системы дополнительного образования. Кроме того, дополнительное образование должно взять на себя задачи не только обеспечения дополнительности общего образования, но и его преемственности и непрерывности. Обеспечение непрерывности развития ребенка в системе общего образования должно осуществляться как по вертикали (соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах развития), так и по горизонтали (интеграция разных типов образования, обеспечивающая повышенный уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка), что также невозможно без дополнительного образования детей.
Интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Специалисты выделяют внешние и внутренние (проявляющиеся внутри системы педагогического образования) факторы интеграции и классифицируют их по группам: политические, социальные, экономические, ресурсные, юридические, педагогические, кадровые, территориальные. Среди внешних факторов интеграции выделяют: социальный заказ; государственную политику в области образования (ориентация российского образования на инновационное развитие); влияние общероссийских и международных процессов интеграции в образовании. Среди внутренних факторов интеграции: общность цели образовательных учреждений; стремление образовательных учреждений к оптимизации своих ресурсов, накоплению интегративного потенциала, координации деятельности для совместного использования ресурсов, создание единого информационно-образовательного пространства территориальной образовательной системы.
Модернизация образования предполагает интеграцию образовательных учреждений в единое образовательное пространство, где каждое учреждение, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другие, вносит свой вклад в развитие личности ребенка.
Современное дополнительное образование детей реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей (УДО), но и в образовательных учреждениях других типов – детских садах, общеобразовательных школах, профессиональных училищах и других образовательных учреждениях. Обогащению образовательной среды новыми возможностями созидательно-творческой деятельности отвечает органическая связь общего, профильного, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга детей.
Педагогические идеи, на которых строится дополнительное образование:
— идеи личностно-ориентированного подхода – развития целостной личности ребенка, признания приоритета развивающейся личности перед всеми другими задачами;
— идеи личностно-детерминированного подхода – свободы выбора ребенка, основанной на личностной мотивированности, потребности в образовательных услугах;
— идеи деятельностного подхода – построение образовательного процесса от действия к знанию;
— идеи непрерывного образования – построение образовательного процесса, предполагающего возможность образования ребенка в двух направлениях: по вертикали, как совокупность последовательных образовательных воздействий на личность в течение ее жизни, и по горизонтали, как совокупность одновременных воздействий на личность со стороны различных образовательных каналов на любом отрезке человеческой жизни;
— идеи вариативно-интегративного подхода – построение образовательного процесса на основе взаимодействия и взаимопроникновения направлений, целей, функций, результатов образования детей.
Содержание дополнительного образования детей может отражать интеграцию в различных вариантах следующих составляющих образовательного процесса:
— направленностей деятельности (например, художественно-эстетического, социально-педагогического и эколого-биологического и другие);
— функций деятельности (образовательных и социально-педагогических);
— дополнительных образовательных программ учреждения;
— учебных предметов (например, между однопредметными или многопредметными программами, внутри многопредметной программы и другие);
Функции дополнительного образования:
— образовательные функции – функции обучения, воспитания и развития детей;
— социально-педагогические функции — функции социальной защиты, оздоровления, реабилитации, социальной адаптации, культурно-досуговая и другие функции.
Организация дополнительного образования может отражать интеграцию в следующих вариантах:
— уровней реализации образовательного процесса (например, ознакомительного, репродуктивного, творческого и другие);
— продолжительности, темпа освоения программы (от нескольких месяцев до 3 и более лет, в зависимости от желания ребенка);
— разных субъектов образовательного процесса (детей разного возраста, детей и родителей и других);
— форм организации образовательного процесса (кружок, школа, студия, мастерская, лаборатория, клуб и другие);
— педагогических технологий (теоретическое и практическое учебное занятие, индивидуальная и коллективная творческая деятельность, игра и мероприятие и другие).
Современное дополнительное образование становится элементом системы общего образования, оно выступает тем фактором (условием), которое дополняет образовательное пространство до его целостности.
Механизмы развития дополнительного образования:
- Индивидуализация образования.
- Профилизация образования.
- Развитие социально-педагогических функций образования.
- Технологизация образования.
- Интеграция образованиясистемы общего образования за счет возможностей дополнительного образования детей.
- Индивидуализация образования — создание условий для выстраивания ребенком индивидуальных образовательных маршрутов в рамках муниципальной системы образования; создание условий для развития детей с особыми образовательными возможностями (одаренных детей) и детей с ограниченными возможностями здоровья
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/prezentaciya-integrirovannye-programmy-v-praktike-raboty-uchrezhdenij-dopolnitelnogo-obrazovaniya-5478477.html
https://multiurok.ru/files/intieghratsionnyie-protsiessy-v-sistiemie-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia.html