Интерактивная обучающая программа что это
Расскажем, что такое интерактивное обучение, почему школы к нему стремятся и как оно реализовано в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда».
Время чтения:
В образовании используют три метода обучения: пассивный, активный и интерактивный. Пассивный метод предполагает одно действующее лицо — учителя, который управляет ходом занятий, а ученики выступают в роли слушателей. Часто такую форму практикуют на лекциях в университете.
При активном методе учитель и ученики взаимодействуют друг с другом на протяжении занятия. Есть и третий вариант — интерактивный, о котором мы расскажем ниже.
Что такое интерактивное обучение
Интерактивное обучение — это изначально разновидность активного обучения, которая переросла в отдельный метод. Взаимодействие происходит не только между учителем и учениками, но и между группами или отдельными обучающимися. По-другому его называют «диалоговым обучением».
Интерактивные формы помогают педагогу увлечь учеников уроком, замотивировать их на активное участие, достижение результатов и коллективную работу.
Принципы
Интерактивное обучение подразумевает:
- активности и взаимосвязи, благодаря которым и педагог, и ученики вовлечены в процесс и ищут решения;
- равенство в общении, которое помогает открыто обсуждать возможные исходы;
- эксперименты, творческий подход.
Средства
Средства обучения — это объекты, которые учитель использует для учебного процесса и презентации материалов.
Основа интерактивного обучения — это наглядность, так как 80% информации воспринимается ребёнком именно с помощью зрения.
Среди них часто выделяют:
- интерактивные доски;
- интерактивные приставки, проекторы, дисплеи;
- робототехнику и конструкторы LEGO;
- интерактивный стол;
- беспроводной планшет;
- документ-камеру — прибор, под который кладётся учебник и его изображение проецируется на компьютер и интерактивную доску;
- интерактивную песочницу, в которой, кроме песка, есть проектор и программное обеспечение, создающее дополнительную реальность;
- мобильный планетарий — купол с проектором внутри;
- компьютеры и оргтехнику.
Отдельно стоит отметить электронное обучение, где проводятся интерактивные вебинары и онлайн-конференции.
Формы интерактивного обучения
Формы обучения — это виды занятий. Здесь от учителя нужно больше активности и творчества, чем при других вариантах проведения уроков. При этом при подготовке к каждой конкретной теме или предмету можно использовать разные формы или их комбинацию:
- Мастер-классы — передача практического опыта от учителя к ученикам.
- Интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов.
- Кейсы — решение конкретной ситуации.
- Голосование, опросы — обсуждение, в ходе которого ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения.
- Мозговой штурм — совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений.
- Проекты — самостоятельная работа над поставленной задачей.
- Тренинги — совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением.
- «Микрофон» — высказывание одного ученика по поставленной проблеме, остальные не комментируют.
- «Броуновское движение» — хаотичное передвижение по классу в поиске решения.
- Дебаты — обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон.
- Деловые игры — обыгрывание ситуаций.
- «Аквариум» — разновидность деловых игр, где участники, которых не задействовали в процессе, комментируют происходящее.
- Ротационные тройки — работа в группе из трёх человек, в которой состав меняется при каждом следующем задании.
- Пары и малые группы — работа вдвоём и более.
- «Дерево решений» — работа с ватманами: группы записывают решение ситуации, а затем меняются ватманами, добавляя свои идеи на ватман соседей.
Преимущества и недостатки
Преимущества для ребёнка:
- самостоятельность, так как нужно искать информацию в разных источниках;
- развитые навыки общения для обмена опытом;
- критическое мышление;
- творческие навыки;
- психическое здоровье, так как метод помогает снять повышенную умственную и учебную нагрузку;
- лёгкое усвоение материала;
- расширенные познавательные возможности.
Сложности для педагога:
- сохранение баланса между игрой и обучением;
- адаптация метода под особенности характера и поведения детей;
- высокий уровень организаторских способностей;
- временнЫе затраты на обучение новому методу;
- борьба с тревожностью и дискомфортом детей при введении нового формата;
- одна тема затратнее по времени изучения по сравнению с пассивным и активным методами;
- энергозатратность.
Недостатки метода:
- малое количество методических разработок,
- недостаточная квалификация педагогов,
- высокие финансовые затраты на оборудование.
Интерактивное занятие в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда»
Для занятий мы используем специальную платформу, на которой проходят вебинары, хранятся записи уроков и контролируются знания. Ребёнку нужен только компьютер, ноутбук или планшет. Выполняя домашние задания на платформе, ученик получает очки опыта.
Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и моментально получать ответы.
Вебинары включают в себя голосования и опросы, которые помогают взаимодействовать ученикам и преподавателю.
Кроме того, в «Экстернате Фоксфорда» для учеников есть онлайн-клубы по интересам, где они получают новые знания и обмениваются мнениями и новостями: клуб иностранных языков, дискуссионный клуб, театральная студия онлайн, клуб спидкубинга и другие.
Интерактивное обучение помогает сделать уроки интересными, даёт ребёнку возможность стать активным участником процесса обучения, поделиться своим мнением и опытом, научиться взаимодействовать с коллективом и принимать самостоятельные решения.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Интерактивные формы и методы обучения в школе
Интерактивные формы и методы обучения в школе — это практический подход к образованию, основанный на вовлечении учащихся в учебный процесс через социальное взаимодействие.
Интерактивное обучение — это практический подход к образованию, основанный на вовлечении учащихся в учебный процесс через социальное взаимодействие.
Что такое интерактивное обучение
Одной из основных форм классического преподавания в обычной российской школе считается лекция, где учитель транслирует информацию, а ученик её получает. Независимые школьные учреждения и прогрессивные преподаватели задействуют интерактивные методы обучения, которые развивают у школьника критическое мышление.
Основа подхода — тщательно продуманная и структурированная деятельность в группах, в процессе которой создаётся увлекательная среда для учеников, где они разбирают новый материал и тренируют практические навыки. Типичные «домашние задания» — решение задач или упражнений — выполняются вместе в классе. Классические «аудиторные» занятия, например прослушивание объяснения новой темы, ведутся дома.
Школьники, предварительно ознакомившись с темами, приходят на занятия, заинтересованные предметом изучения. Затем они получают задание создать проект, смоделировать дискуссию в форме ролевой игры или другое активное упражнение, которое вовлекает в интерактивную учебную среду вместе с одноклассниками и преподавателем.
Интерактивное обучение — это целостная методология, включающая в себя как онлайн, так и офлайн-компоненты, которые вместе создают полноценный образовательный опыт.
Задачи интерактивного обучения
Интерактивное обучение увлекает учеников, выросших в гиперстимулированной среде. Оно развивает навыки критического мышления, которые являются основополагающими для развития аналитического мышления. Задачи интерактивной методики обучения — с младших классов научить ребёнка:
- исследовать вопрос, используя воображение и логику;
- принимать решения, основываясь на объективных данных, а не заучивать информацию, чтобы получить пятёрку.
Интерактивное обучение в увлекательной форме учит детей сотрудничать и успешно взаимодействовать в группах. Это незаменимый навык, поскольку, судя по тенденциям, которые прослеживаются в значимых компаниях, работать будущим выпускникам придётся в команде.
Главная задача интерактивного обучения — помочь учащимся понять и раскрыть свои способности, а также в определённой степени контролировать процесс получения знаний. Школьники могут сами решать, каким способом они хотят разрабатывать и представлять свои проекты. Это помогает развивать сильные исследовательские навыки.
Первая неделя занятий бесплатно!
Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!
Начать заниматься
Методы и приёмы интерактивного обучения
Интерактивное обучение помогает школьникам максимально вовлечься в работу по получению знаний. Ученик — это не только пассивный слушатель, но и активный участник процесса.
Преподаватели, его практикующие, применяют разные методы вовлечения школьников в процесс обучения:
- взаимодействие между преподавателем и учеником;
- работа с аудио-, видеоматериалами;
- взаимодействие между одноклассниками;
- практические занятия, исследовательская и проектная работа.
Поначалу ученики могут сопротивляться интерактивным методам обучения. Классические общеобразовательные учреждения имеют мало опыта применения таких методик. Ученики привыкли к традиционным урокам, а с новыми формами взаимодействия им приходится прикладывать больше усилий, что может вызвать противоречия и нежелание участвовать в процессах. Ученику кажется, что преподаватель отказывается от роли учителя. Эти точки соприкосновения с новыми методиками обучения могут стать причиной сопротивления в классе. Поэтому педагогам лучше разъяснить, почему применяется тот или иной метод интерактивного образования и чем он будет полезен.
Цели интерактивных методов обучения:
- эффективное усвоение учебных материалов;
- формирование модели поведения;
- обеспечение высокой мотивации, свободы самовыражения, тяги к знаниям и командного духа.
Интерактивные формы обучения
Вот несколько приёмов интерактивного обучения, которые широко используются в учебных аудиториях.
Мозговой штурм
Интерактивный мозговой штурм обычно проводится на групповых занятиях. Он полезен тем, что участники обсуждают тему и генерируют творческие мысли и идеи. Этот метод обучения помогает учащимся научиться работать сообща. Функции мозгового штурма:
- развитие образного мышления;
- передача идей в группе.
Подходит для занятий онлайн в формате видеоконференции. На основе результатов, полученных после генерирования идей, можно создать карту — mind map, которая может стать основой для дальнейшей работы над темой.
Работа в паре
Учитель озвучивает проблему или задаёт вопрос аудитории, затем делит учащихся на пары. На размышление даётся достаточно времени, чтобы сформулировать ответ. Потом каждый участник во всеуслышание озвучивает решение или заключение, к которому он пришёл. Этот метод учит развивать дискуссии и конструктивно обсуждать заданную тему. Ученики сами не заметят, как запомнят больше материала, чем если бы просто прослушали лекцию.
Проект
Участники объединяются в группы, у каждой из которых — своя тема проекта, которую они должны раскрыть. Внутри групп-коллективов каждый ученик вносит идеи и делится мыслями. Так участники учатся этому на опыте друг друга, обмениваются информацией и выстраивают коммуникации.
Дебаты
Во время дебатов два ученика или группа высказывают свои мысли друг другу и критикуют идеи оппонента. Дебаты особенно продуктивны, когда преподаватель хочет, чтобы учащиеся поняли и оценили точки зрения одноклассников. Нужно учесть состязательную природу этого приёма и при назначении оппонентов регулировать их темперамент, эмоциональное состояние.
Инцидент
Этот метод обучения предполагает рассмотрение конкретной задачи или случая. Он готовит школьников к жизни за пределами учебного учреждения. Суть приёма: предоставить небольшим группам учеников детали реальных событий или задач, с которыми они столкнутся после школы, а затем попросить их разработать действенное решение. Ученики сами определяют, какие знания по теме у них есть и чего не хватает для решения задачи. Они обсуждают в группе способы получения недостающей информации, формулируют гипотезы, проводят эксперименты, в конце находят решение и сообщают о результате. Этот подход основан на теории о том, что открытое исследование повышает мотивацию учащихся.
Интерактивные методы обучения помогают достичь лучших результатов в усвоении новых тем и организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся в равной степени были вовлечены в изучение материала. Каждый вносит свой вклад в занятие, ученики обмениваются информацией и идеями. Таким образом, они не только приобретают новые знания, но и развивают коммуникативные навыки:
- умение слушать других;
- оценивать различные точки зрения;
- участвовать в дискуссиях;
- принимать совместные решения;
- развивать толерантность и т. д.
Интерактивное обучение помогает учащемуся не только легко усваивать новый материал, но и запоминать его.
4 способа применения интерактивов в электронном обучении
E-learning
На чтение 5 мин. Просмотров 1.1k. Опубликовано 08/02/2021
Как правильно включать интерактивы в свое электронное обучение, чтобы ваши онлайн-курсы были увлекательным и интересными?
В этой статье рассмотрим ключевые компоненты эффективных учебных интерактивов и то, как можно активно стимулировать ваших учеников, чтобы они получили отличные результаты в обучении.
Разработка эффективной среды электронного обучения в первую очередь опирается на управление когнитивной нагрузкой и повышение эффективности обучения. В последнем случае интерактивность играет большую роль, поскольку включение интерактивов в обучение стимулирует учеников, реагируя на их действия и помогая им усваивать и демонстрировать знания, которые вы им предлагаете.
Интерактивность обучения не следует путать с интерактивностью электронного обучения. Учебная интерактивность касается взаимодействия между учащимися и приложениями или системами электронного обучения, в то время как интерактивность электронного обучения связана с взаимодействием между учащимися и содержанием курса электронного обучения.
Другими словами, включение интерактивов в ваше электронное обучение связано не с множеством механических действий, которые учащиеся должны сделать для выполнения задач, например, навигация по электронному обучению, а с мыслительной, преднамеренной деятельностью, чтобы ученики могли достичь учебных целей.
Интерактивность обучения, если она сделана правильно, побуждает учащихся думать, анализировать, размышлять и учиться эффективно, поэтому крайне важно, чтобы она была тщательно продумана.
Существует 4 компонента учебной интерактивности – это контекст, вызов, активность и обратная связь. Давайте рассмотрим каждый компонент подробно и то, как применять их в вашем онлайн-курсе, чтобы обучение было эффективным и интерактивным.
Контекст учебных интерактивов – это структура, указывающая на ситуации, в которых ваши ученики должны будут применить свои навыки, полученные в ходе обучения. Тем самым позволяет повысить мотивацию учащихся, добавить смысл в онлайн-курс и улучшить обучение. Следовательно, вы должны быть уверены, что это актуально для ваших учащихся, и вы можете помочь им соотнести контекст с их реальными жизненными ситуациями и визуализировать различные доступные альтернативы, а также ценность и результаты их действий. Наиболее эффективные способы это сделать – использовать в обучении реальные сценарии, истории и графику.
Истории и сценарии – отличные стратегии, которые позволяют вашим ученикам управлять несколькими ситуациями, развивая при этом свои когнитивные навыки посредством размышлений, ведь те требуют от них ответа или выполнения задач. В то же время графика предлагает визуальные элементы, необходимые для определения контекста, и при этом обеспечивает необходимый внешний вид, чтобы вовлечь ваших учащихся в курс электронного обучения.
Вызов или задача как компонент интерактивного обучения развивает у учеников когнитивное и физическое поведение. Проще говоря, нужно бросить вызов своей аудитории, чтобы вы могли подготовить ее к реальным ситуациям, с которыми она столкнется в своей личной или профессиональной жизни. Ваша цель – пробудить интерес и любопытство учеников, научить их думать, прежде чем эффективно действовать, и, конечно же, создать подходящие условия, в которых они столкнутся с трудной ситуацией и решат проблему.
Вы не заставляете своих учеников участвовать в механических действиях, таких как, например, перетаскивание соответствий, а создаете стратегии, которые приводят к решению проблем. Для этого вам необходимо поставить четкие цели электронного обучения. Имея представление о том, что от них ожидается, например, чтобы научиться разрешать конфликты на работе, ваши ученики будут более эффективно реагировать.
Придумывайте правильные вопросы и упражнения для оценки, которые побуждают ваших учеников принимать решения, идти разными путями и сталкиваться с последствиями своего неправильного выбора. Не забывайте постепенно увеличивать сложность заданий по мере продвижения по курсу электронного обучения, а также подумайте о том, чтобы вознаградить вашу аудиторию, когда она добьется успеха.
Учебные интерактивы – это все средства, используемые для моделирования реального мира, чтобы ваши учащиеся могли реагировать на вышеупомянутые задачи, развивать свои навыки и сообщать о выборе, который они делают во время выполнения заданий онлайн-курса.
Рассмотрите возможность интеграции учебного подхода, основанного на ошибках, в занятия, чтобы мотивировать учащихся действовать в безопасной среде, учиться на своих ошибках, а также пытаться снова, столько раз, сколько необходимо, чтобы полностью понять идею эффективного реагирования на вызовы реальной жизни.
Убедитесь, что вы предоставляете своей аудитории как можно больше вариантов и альтернатив, всегда учитывая цели электронного обучения. Занятия помогают ученикам пробовать разные пути и фактически сталкиваться с последствиями своего выбора, а также дают им возможность вернуться назад и исправить свои ошибки; шанс, который у них редко бывает в реальной жизни. Стимулируйте аудиторию тщательно взвешивать все «за» и «против» каждого принятого ими решения и, конечно же, применять знания, полученные в предыдущих разделах онлайн-курса.
Обратная связь – это мощный инструмент электронного обучения, которым никогда не следует пренебрегать, и он может существенно повлиять на интерактивность обучения. Помимо оценки успеваемости ваших учащихся, он работает как подкрепление преподаваемых концепций электронного обучения, что увеличивает их удержание. Чем более конструктивна обратная связь, тем выше ее влияние на поведение ваших учеников.
Рассмотрите возможность интеграции социального обучения в вашу стратегию электронного обучения, например, путем поощрения онлайн-обсуждений в социальных сетях, и предложите своей аудитории задавать вопросы, делиться своим опытом и в целом взаимодействовать со своими коллегами.
Вашим ученикам нужны причины, почему они сделали правильный или неправильный выбор, а также анализ последствий своих действий, и наиболее эффективный способ сделать это – интерактивный курс электронного обучения, где они могут поделиться своими проблемами и найти пути их решения, чтобы лучше работать. Наконец, никогда не забывайте, что чем больше ваша обратная связь связана с реальным миром, тем полезнее она будет для вашей аудитории.
Теперь вы точно знаете, что нужно для создания эффективного интерактивного обучения и как правильно включать интерактивы в свое электронное обучение, чтобы ваши онлайн-курсы были увлекательными и интересными.
При подготовке материала использовались источники:
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya
https://interneturok.ru/blog/uchebnye_voprosy/interaktivnye-formy-i-metody-obucheniya-v-shkole