Программа по развитию речи и обучению грамоте Е.В. Колесниковой для детей 5-7 лет. ФГОС.
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника востребован навык чтения, особенно при поступлении в учебные заведения. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также планируемых результатов начального общего образования
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми 5 –6 лет и обеспечивает целостность педагогического процесса.
Цель курса – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.
· Развитие умений говорения и слушания, формирование опыта чтения слогов;
· Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
· Обогащение активного и пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
· Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей;
· Обучение звуко – слоговому анализу слов;
· Развитие мелкой моторики руки;
Специфика программы:
Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоге, что обеспечивает основу для дальнейшего успешного обучения чтению в начальной школе.
Развитие связной речи:
— обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
— обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;
-обучение составлению рассказа – описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;
— «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Лексическая работа:
-обогащение словарного запаса детей;
-создание условий для употребления новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).
Развитие звуковой культуры речи:
— знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;
— знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твердые и мягкие , звонкие и глухие согласные.
Развитие фонематического слуха:
— выделение звука в начале, в конце и середине слова, определение положения звука в слове;
— выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных.
Обучение звуко – слоговому анализу:
— звуковой анализ состава слогов и слов;
— дифференциация понятий «звук» и «буква»;
— соотнесение букв и звуков.
Работа по развитию мелкой моторики руки.
Требования к результатам
Личностными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является формирование следующих умений:
— определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
— в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
1.Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
2. Определять цель выполнения заданий на занятии, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством педагога;
3. Осуществлять контроль своей деятельности по результату;
4. Работая по плану, уметь видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого;
5. Адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в пособии: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы педагога, находить нужную информацию в пособии.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге на занятии и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы взрослого, сверстника;
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
Предметные результаты:
-определять последовательность действий при выполнении работы;
-объединять изображенные предметы, соблюдая пропорции предметов и соотнося их между собой;
— изготавливать объемные формы, передавая движения, расположение частей работы в композиции;
-дополнять и украшать свою работу новыми деталями;
Предметными результатами изучения курса «Развитие речи и подготовка к обучению грамоты» является сформированность следующих умений:
— выявлять артикуляционные и акустические характеристики звука;
— выделять звук в звуковом ряду, в слогах и словах, устанавливать количество повторяющихся звуков;
— определять положение звука в слове;
— подбирать слова на заданный звук или к готовой схеме;
— сопоставлять звук с другими, фонетически схожими с ним звуками;
— сравнивать слоги, а затем слова по звуковому (и слоговому) составу;
— изменять слова путем замены одних звуков (и слогов) другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение;
— образовывать новые слова посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов;
— усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их;
— развивать умение слого-звукового анализа и слогового чтения.
К концу года дети научатся:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Формы организации учебного процесса
совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, самостоятельная учебная деятельность.
Виды занятий : игровое занятие
. Объем и сроки изучения
На изучение курса отводится 1 занятие в неделю, всего 32 занятия.
Методика математического обучения Колесниковой для самых маленьких
Педагог Елена Владимировна Колесникова разработала уникальную методику раннего детского развития. С помощью данной методики дети приобретают математические знания, которые потом очень пригодятся в процессе школьного обучения. Особенности методики Колесниковой заключаются в индивидуальном подходе к каждому малышу и учете его возрастных особенностей. В своей практике она применяла обучающие материалы по нарастающей: от наиболее легкого до максимально сложного. С заданиями по математике для детей поступала аналогично, их нужно было выполнить по приведенным примерам и т.д.
Математика для детей.
Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой
Огромной популярностью в педагогической среде раннего развития дошкольников пользуются следующие программы, разработанные Е. В. Колесниковой:
Данные методики специализируются на обучении детей начальной грамоте, развивают способности к математике и преодолевают речевой барьер. Каждая методика включает в себя несколько этапов, а самый первый – это математика для детей 3-4 лет.
Начальная методика
В методике Колесниковой по математике для детей продумано все:
- Первый этап рассчитан на детей от 3-х до 4-х лет и считается базовым для развития ориентации и восприятия.
- В возрасте от 4-х до 5-ти лет важно развивать устную речь и анализировать ее.
- Дети 5-6 лет приступают к чтению.
Книги и вспомогательные тетради для раннего развития детей наполнены развивающими заданиями в игровых формах, а также упражнениями с иллюстрациями, стихами, рисунками, которые тренируют память и помогают сконцентрироваться в дальнейшем. Купить их вы можете в Интернет-магазине «Маленькая страна». В ассортименте пособия для детей от 3х до 6 лет. Занятия способствуют развитию правильной дикции и структурно-логического мышления. К примеру, малыш тренируется определять созвучные слова, идентифицировать звуки, а также верно их произносить.
Познакомить малышей с математикой совсем не трудно. Методика Е. В. Колесниковой предлагает делать это при помощи интересных заданий. Математика для детей может быть игрой, что особо важно на этапе ознакомления с цифрами, количеством предметов, и т.д.
Колесникова математика для детей.
Чему учится ребенок?
- Методика Колесниковой по математике для детей от 3х лет позволяет четко проработать восприятие времени суток, а также времен года.
- Ребенок проявляет интерес к сравнению предметов относительно их веса, формы, цвета и размеров.
- Он уже готов к восприятию предметного местоположения даже по отношению нескольких фигур друг к другу.
Приобретенные знания лучше закрепить тематическими играми или последующими физическими упражнениями.
В процессе обучения рекомендуется делать коротенькие паузы, когда ребенок может просто встать и размяться. Например, побегать на месте, сделать зарядку для рук и пальцев, погудеть или пожужжать. В возрасте постарше во время паузы из рассыпанных букв дети складывают слова или разгадывают ребусы, кроссворды.
Как обучать детей по методике Колесниковой
В дошкольной подготовке по математике по методике Колесниковой всегда в приоритете мягкая форма ненавязчивого обучения с целью учета возрастных особенностей детской аудитории. Это касается и математики для детей 5-6 лет. Не стоит игнорировать создание естественной среды для работы ребенка, поскольку именно в таких условиях ему будет легче сконцентрироваться, а также выполнять разные задания, приобретая новые навыки. Между ребенком и преподавателем, в роли которого выступает воспитатель или родители, должны быть доверительные отношения. Педагог, в свою очередь, должен быть снисходительным к пожеланиям ребенка.
Е. В. Колесникова уверена в важности приобретения следующих качеств помимо накопления базовых знаний:
- Любознательности.
- Активности.
- Способности сотрудничать.
- Дружелюбности.
- Умения поверить в свои силы, чтобы закончить начатое.
В методике предусмотрены специальные занятия для отдыха от обучающего процесса. Они заключаются в активных пятиминутках, когда дети покидают парты, чтобы слегка размяться, попрыгать или даже побегать.
Обучение и его результаты
По окончанию курса изучения букв у детей 3-4 лет появляется понятие о звуках и буквах, слогах и даже словах. У возрастной категории 4-5 лет обнаружится фонематический слух, который укрепляется в работе над произношением. Это касается не только слов, но и целых предложений, правильных фраз, и т.д.
Изучение математики невозможно без игровой подачи материала. После годового периода занятий ребенок сможет не просто идентифицировать геометрические фигуры, отличать левую и правую стороны, но и решать задачи, связанные с логическим ходом мышления. Ребенок дошкольного возраста нуждается в развитии и непосредственной подготовке к школьным занятиям. Главное правило методики Колесниковой состоит в игровом обучении.
Более подробно ознакомиться с ассортиментом вы можете в каталоге нашего интернет-магазина
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» Е.В. Колесниковой для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
рабочая программа
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам освоения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 44.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная образовательная программа
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Образовательная деятельность: «Формирование элементарных математических представлений»
Реализуется через: часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений
Пояснительная записка
Парциальная образовательная программа «Математические ступеньки» и учебно – методический комплект дополнены и переработаны в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре Программы, её объёму, условиям реализации и результатам освоения.
Содержание Программы ориентировано на развитие математических способностей детей 3-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:
- систематизация и учёт математических знаний, полученных из разных источников (игра, общение и т.д.);
- организация работы с детьми по освоению содержания Программы.
В ходе реализации Программы предусматривается совместная деятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно- исследовательской деятельности), игры, общения, самостоятельной деятельности, которые организуют взрослые, сопровождает и поддерживает.
Содержание Программы отражает одно из направлений образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» и включает не только работу по формированию первичных представлений о количестве, числе, форме, размере, пространстве и времени, но и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Методика реализации Программы с помощью учебно – методического комплекта способствует формированию у детей основных математических понятий, зависимостей, отношений и действий, овладению математической терминологией.
Освоение Программы поможет ребёнку достичь необходимого уровня в понимании и использовании математических представлений для успешного получения общего начального образования.
Содержание Программы реализуется в различных видах деятельности: игре, общении, занятиях – как основной механизм развития ребёнка (ФГОС ДО).
Программа может быть использована в части, формируемой сторонами образовательных отношений, с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей педагогического коллектива, сложившимися традициями Организации или Группы (ФГОС ДО).
Приобщение к математическим знаниям, накопленным человеком, с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в соответствии с требованием стандарта.
- раскрывать основные направления математического развития детей 3-7 лет;
- создавать благоприятные условия для формирования математических представлений, теоретического мышления, развития математических
- вводить ребёнка в мир математики через решение проблемно – поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, с помощью проектного метода;
- формировать основы математической культуры (систематический и целенаправленный процесс освоение ребёнком математической культуры, необходимой ему для успешной социальной адаптации);
- формировать предпосылки к учебной деятельности, которые позволят успешно освоить школьную программу;
- способствовать умственному развитию ребёнка, развивать психические процессы (внимание, память, мышление), потребность активно мыслить;
- развивать логические формы мышления, приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, моделирование);
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и др.);
- формировать графические и конструктивные умения и навыки ( плоскостное моделирование);
-воспитывать инициативность, самостоятельность;
- обеспечивать возможность непрерывного обучения в условиях образовательной организации; вариативность и разнообразие содержания Программы и форм её усвоения;
- повышать компетентность педагогов, родителей в вопросах математического развития ребёнка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию математических представлений, так и в процессе организации разных видов деятельности.
Планируемые результаты программы (целевые ориентиры)
Целевые ориентиры – социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, выступающие основателями преемственности дошкольного и начального общего школьного образования.
В соответствии с целевыми ориентирами после освоения Программы ребёнок:
- проявлять инициативу, самостоятельность в общении, игре, познавательно –
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- связно и громко выражает свои мысли;
- осуществляет волевые усилия для достижения поставленной цели;
- проявляет любознательность;
- интересуется причинно – следственными связями;
- обладает элементарными представлениями в области математики;
- принимает собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Планируемые результаты имеются в конце каждого возрастного этапа обучения и представляют собой достижения ребёнка, которые являются ориентирами в деятельности взрослых, направленной на достижение установленной образовательной цели.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа предназначена для детей дошкольного возраста 3 – 7 года
Сроки реализации парциальной программы рассчитан на один учебный год
Формы и режим занятий
Форма занятий групповая. Учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям для детей дошкольного возраста и составляет:
- младшая группа (3-4 года) – 10-15 мин;
- средняя группа (4-5 лет) – 15 мин;
- старшая группа (5-6 лет) – 20-25 мин;
- подготовительная к школе группа (6-7 лет) – 25-30 мин.
Отличительная особенность программы
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка. В рабочих тетрадях используются стихи, загадки, приметы, пословицы, игровые упражнения, которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести разнообразие в занятие, дети узнают много нового, учатся обобщать.
Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами, это помогает расширять кругозор, обогащать словарный запас детей, развивать речь. Во все разделы включены логические задачи, что способствует развитию логических форм мышления.
Программа позволяет педагогу использовать словесные, наглядные, проблемно-поисковые методы обучения.
Учебный материал организован по следующим разделам:
- Количество и счет.
- Величина.
- Ориентирование в пространстве.
- Ориентирование во времени.
- Геометрические фигуры.
- Логические задачи.
Основные формы и способы работы с детьми.
Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, физкультминутки, что будет способствовать развитию мелкой моторики, развитию речи, глазомера, основных движений.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Методическое обеспечение образовательной программы.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/programma-po-razvitiyu-rechi-i-obucheniyu-gramote-ev-kolesnikovoy-dlya-detey-let-fgos-3371055.html
https://www.mstrana.ru/stati/matematika-i-logika/metodika-matematicheskogo-obuchenija-kolesnikovoj-dlja
https://nsportal.ru/detskiy-sad/vospitatelnaya-rabota/2023/09/04/partsialnaya-obrazovatelnaya-programma-matematicheskie