...

Комплексные программы доу что это такое

Презентация «Комплексные и парциальные программы в ДО»

1 От рождения до школы. Авторский коллектив: Редакторы программы : Н. Е. Веракса, Т. С Комарова, М. А. Васильева, Авторский коллектив программы :А. В. Антонова, Н. А. Арапова- Пискарева, М. М. Борисова, Н. Ф. Губанова, Н. С. Денисенко, Э. М. Дорофеева, О. В. Дыбина, Е. С. Евдокимова, М. Б. Зацепина, Г. М. Лямина, В. И. Петрова, С. Н. Пидручная, О. А. Соломенникова, Т. Д. Стульник, Э. Я. Степаненкова, С. Н. Теплюк.

Ведущая деятельность — общение

Публикация «Презентация „Комплексные и парциальные программы в ДО“» размещена в разделах

Общие показатели развития

Ведущая деятельность — предметная

Речь и речевое общение

Ориентировка в свойствах предметов

Первоначальная культура мышления

Познание окружающего мира

Базисные характеристики личности

Учебно-методическое обеспечение программы «Истоки»

Программа обеспечена методическими и учебными пособиями: по воспитанию детей раннего возраста (Л. Н. Павлова, развитию речи и речевого общения (А. Г. Арушанова, обучению русскому языку нерусскоязычных детей (Е. Ю. Протасова, Н. М. Родина, творческому конструированию (Л. А. Парамонова, физическому развитию (М. А. Рунова, эстетическому развитию (К. В. Тарасова, В. А. Петрова, Л. В. Пантелеева, экологическому развитию (Н. А. Рыжова, взаимодействию с семьей (Е. П. Арнаутова) и др.

Принципы программы «Одаренный ребенок» :

непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение

одного ребенка с другим;

бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям,

особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

защита интересов ребенка;

индивидуальный путь развития ребенка;

учет специфики возрастного и индивидуального развития;

принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

принцип построения развивающей работы на основе диагностики

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ рабочей программы Рабочие программы в ДОУ разработаны: — на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до.

Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.

Конспект конкурсной программы по ПДД Звучит музыка из кинофильма «Берегись автомобиля» дети входят в зал их встречает Светофор:- Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Да, я светофор,.

Краткая презентация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для группы комбинированной направленности для детей с ограниченными возможностями.

Краткая презентация рабочей программы 1. Целевой раздел Программы. 1.1. Пояснительная записка. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре.

I раздел рабочей программы (продолжение) 1.3. Возрастные особенности детей 3 — 4 лет. В этот возрастной период наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения,.

Проект Парциальной образовательной программы СОДЕРЖАНИЕ № Раздел Стр. I. Целевой раздел Пояснительная записка 4 1.1. Актуальность парциальной образовательной программы 4 1.2. Цель.

Вариант составления рабочей программы (Продолжение рекомендации по составлению рабочей программы) ВАРИАНТ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время к организации образовательной деятельности детей в ДОУ.

Комплексные и специализированные программы обучения и воспитания в ду

Все современные программы обучения и воспитания дошкольников можно разделить на комплексные и специализированные.

В комплексной программе представлены все основные направления развития ребенка: «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду», «Развитие», «Радуга», «Детство», «Пралеска», «Истоки», «Золотой ключик» и др.

Специализированная программа охватывает одно или несколько направлений развития ребенка: «Наследие», «Старт», «Основы безопасности детей дошкольного возраста», «Программа экологического воспитания детей дошкольного возраста», программа «Театр – творчество — дети» и др.

Целостность педагогического процесса в ДУ обеспечивается путем применения комплексной программы или набора порциальных программ.

В РБ в 90-е годы 20 века началась активная работа по созданию национальных программ воспитания и обучения детей в детском саду. В 1995 году авторским коллективом под руководством Е.А.Панько и А.И.Васильевой была издана программа «Пралеска», которая успешно внедряется в практику многих ДУ Республики Беларусь.

В 1999 году коллектив авторов подготовил переработанное и дополненное издание программы «Пралеска» с методическими рекомендациями. В основу программы положено отношение к дошкольному детству как к периоду самоценному в развитии человека: она направлена на охрану детства, обогащение, амплификацию развития, предполагающую максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются прежде всего, в специфически детских видах деятельности.

Программа основывается на следующих принципах:

  • Гуманизации;
  • Гармонии трех начал : физического, духовного, интеллектуального;
  • Природосообразности и индивидуализации;
  • Оздоровительной направленности воспитания;
  • Тесной взаимосвязи национального и общечеловеческого в воспитании;
  • Развития психики в деятельности;
  • Тесного взаимодействия воспитания в семье и в ДУ.

Работая над «Пралеской» как базисной программой, авторы исходили из Конвенции «О правах ребенка» (1989), согласно которой «образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных, физических способностей ребенка в их самом полном объеме…» (статья 29).

Гуманизация воспитательно-образовательного процессе в ду

Необходимым условием реализации программы воспитания и обучения в детском саду является гуманизация всего воспитательного процесса.

Гуманистические идеи содержались в народной педагогике, которая проповедовала заботу и внимание к беременным женщинам, выступала за воспитание трудолюбивых, умных высоконравственных людей. Основным воспитателем ребенка считалась мать.

Гуманизм – культурное движение, возникшее в Италии, затем распространенное в Германии и Голландии был идеологией образованных людей, которые выступали против закрепощения и унижения личности (Франческо Петрарка (1304-1374), Джованни Бокаччо (1313-1375), Эразм Роттердамский (1469-1536), Томас Мор (1478-1535).

Идеей гуманизма проникнуты труды Я.А.Коменского (1592-1670), который говорил, что воспитание ребенка до 6 лет должно проходить в «материнской школе, которая ближе ребенку, чем любое общественное учреждение».

Большой вклад в развитие гуманной педагогики внесли выдающиеся ученые-практики 20 века А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.

Реализация гуманистического подхода в воспитании и обучении детей предполагает:

  • Оптимальное развитие личности ребенка;
  • Обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
  • Развитие умственных и художественных способностей;
  • Формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
  • Развитие самостоятельности мышления и восприятия целостной картины мира;
  • Формирование основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Применение методов физического и психического насилия по отношению к воспитанникам не допускается. Гуманизм предполагает самостоятельность воспитателя в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, общение с ребенком через признание и принятие его личности, уважение его достоинств.

Таким образом, гуманизм в детском саду – это:

  • Психологическое просвещение педагогов, детей и родителей;
  • Создание благоприятного психологического микроклимата в группе;
  • Организация и регулирование взаимоотношений взрослых с детьми;
  • Помощь детям в адаптации к детскому саду;
  • Налаживание взаимоотношений детей со сверстниками;
  • Проведение обследования детей и работа по коррекции отклонений в их развитии; обеспечение оптимального уровня подготовки детей к обучению в школе;
  • Обеспечение развивающих занятий с дошкольниками с учетом их индивидуальных возможностей;
  • Оказание консультативной помощи родителям в вопросах воспитания детей.

Исходя из идей гуманизма, ученые пришли к выводу, что обучение дошкольников необходимо проводить преимущественно в форме игр, непосредственных наблюдений, развивающих экспериментов, а не только в форме занятий.

Основные программы дошкольного образования. Краткий обзор

программы образования

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования, распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова.

При подготовке материала использовались источники:
https://www.maam.ru/detskijsad/kompleksnye-i-parcialnye-programy-v-do.html
https://studfile.net/preview/9454258/page:35/
https://deti-club.ru/osnovnye-programmy-doshkolnogo-obrazovaniya-kratkijj-obzor

Оцените статью