...

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

Программное обеспечение компьютера. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

программа
программное обеспечение (ПО)
системное ПО
прикладное ПО
система программирования
операционная система
архиватор
антивирусная программа
приложение общего назначения
приложение специального назначения

3. Программное обеспечение

Программа — это описание на формальном языке,
«понятном» компьютеру, последовательности действий,
которые необходимо выполнить над данными для
решения поставленной задачи.
Совокупность всех программ, предназначенных для
выполнения на компьютере, называют программным
обеспечением (ПО) компьютера.
Компьютерные программы
Системное
программное
обеспечение
Системы
программирования
Прикладное
программное
обеспечение

4.

Системное программное
обеспечение
Системное программное обеспечение включает в себя
операционную систему и сервисные программы.
Операционная система – это комплекс программ,
обеспечивающих совместное функционирование всех
устройств компьютера и предоставляющих пользователю
доступ к ресурсам компьютера.
Компьютер
Аппаратные
объекты
Устройства
ввода и вывода
Устройства
обработки и хранения
Программные
объекты
Программы
и данные

5.

Системное программное
обеспечение
Компьютер является частью системы
«человек — компьютер».
Средства, обеспечивающие взаимосвязь между
объектами этой системы, называют интерфейсом.
Интерфейс
Аппаратный
интерфейс
Средства
взаимодействия
между
устройствами
компьютера
Аппаратно-программный
интерфейс
Средства
взаимодействия
аппаратного
и программного
обеспечения
Пользовательский
интерфейс
Средства
взаимодействия
человека
и компьютера

6.

Системное программное
обеспечение
В операционную систему входят программы,
поддерживающие диалог пользователя с компьютером:
желая произвести некоторое действие, человек даёт ОС
соответствующую команду.
Наиболее распространённые ОС для персональных
компьютеров:
Windows
Linux

7.

Загрузка компьютера
Загрузка компьютера – это последовательная загрузка
программ операционной системы из долговременной
памяти (жёсткого или оптического диска) в оперативную
память компьютера.
Компьютер
ПЗУ
BIOS
Программы
тестирования
Тестирование и
настройка
аппаратных
средств
ОЗУ
Поиск
начального
загрузчика
Диск с
программойзагрузчиком

8.

Сервисные программы
Обслуживание
дисков
Сервисные
программы
Архиваторы
Winrar
Winzip
Антивирусные
программы
DrWeb
Avast
Коммуникационные
программы

9.

Системы программирования
Программирование – это процесс создания программ,
разработки всех типов программного обеспечения.
Комплекс программных средств, предназначенных для
разработки компьютерных программ на языке
программирования, называют системой программирования.
Назначение систем
программирования
Режим работы
систем программирования
Создание, отладка и выполнение
программ с целью:
• решения вычислительных задач
• обработки текстов и графики
• создания системного ПО
• создания прикладного ПО
• ввод текста программы
• редактирование
• отладка
• компиляция
• исполнение
• работа с файлами
• режим помощи

10.

Прикладное программное
обеспечение
Программы, с помощью которых пользователь может
работать с разными видами информации, принято называть
прикладными программами или приложениями.
Приложения
общего назначения
•текстовые редакторы
•электронные таблицы
•графические редакторы
•редакторы презентаций
•мультимедиа проигрыватели
•системы управления базами
данных
Приложения
специального назначения
•издательские системы
•бухгалтерские программы
•программы компьютерного
моделирования
•математические пакеты
•геоинформационные
системы
•медицинские экспертные
системы
•учебники, тренажёры,
словари

11.

Прикладное программное
обеспечение
Наибольшее распространение получили следующие
офисные пакеты:
•Microsoft Office для операционных систем Windows
и Mac OS;
•OpenOffice.org для операционных систем Windows
и Linux.

12.

Прикладное программное
обеспечение
Логотипы программ
Текстовые редакторы
Электронные таблицы
Графические редакторы
Редакторы презентаций
Мультимедийные
проигрыватели
Системы управления
базами данных

13.

Правовые нормы использования
программного обеспечения
Правовой статус программ
ПО – частная
собственность
Свободное
программное
обеспечение
Коммерческие
Условно
бесплатные
Свободно
распространяемые
Обеспечивает
доступ всем желающим
к исходным кодам
программ

14. Самое главное

Совокупность всех программ, предназначенных для
выполнения на компьютере, называют программным
обеспечением (ПО).
По функциональному назначению различают: системное ПО,
прикладное ПО, системы программирования.
Системное ПО включает в себя операционную систему и
сервисные программы.
Система программирования – это комплекс программных
средств, предназначенных для разработки компьютерных
программ на языке программирования.

15. Самое главное

Программы, с помощью которых пользователь может решать
информационные задачи, не прибегая к программированию,
принято называть прикладными программами или
приложениями.
По правовому статусу ПО можно разделить на две группы:
1) ПО, являющееся частной собственностью авторов или
правообладателей;
2) свободное ПО.

16.

Вопросы и задания
1. Что такое программное обеспечение компьютера? Какова
его роль?
2. Какие основные группы программного обеспечения
принято выделять по функциональному назначению?
3. Какие основные функции выполняет операционная
система?
4. Чем отличается установка ОС от загрузки ОС?
5. В процессе загрузки компьютера возникло сообщение
«Non system disk». С чем это связано?
6. Что такое компьютерный вирус? Как уберечь свой
компьютер от поражения компьютерными вирусами?
7. Для чего предназначены системы программирования?
8. Назовите разновидности программ прикладного
назначения. Кто использует прикладные программы общего
назначения?
9. Какие виды программ можно выделить по их правовому
статусу?

17.

Вопросы и задания
Системы автоматизированного
проектирования
Антивирусные программы
Архиваторы
Операционные системы
Мультимедиа проигрыватели
Программы обслуживания
дисков
Системы управления базами
данных
Бухгалтерские программы
Электронный учебник
Офисные пакеты
Прикладное программное обеспечение
Системное программное обеспечение
10 (№104). Определите, разновидностью системного или
прикладного ПО является вид программного обеспечения

18.

Вопросы и задания
11 (№105). Для каждой пары объектов укажите
связывающее их отношение
Операционная система и программное
обеспечение компьютера
Редактор презентаций и прикладное
программное обеспечение
Входит в состав
Растровый графический редактор
и графический редактор
Векторный графический редактор
и графический редактор
Является
элементом
множества
Paint и растровый графический редактор
Windows XP и операционная система
Doctor Web и антивирусная программа
Skype и коммуникационная программа
Microsoft Word и Microsoft Office
Является
разновидностью

19.

Опорный конспект
Программное обеспечение (ПО) – совокупность всех
программ, предназначенных для выполнения на
компьютере
Структура программного обеспечения компьютера
Системное ПО
Прикладное ПО
Операционная
система (ОС)
Приложения
общего
назначения
Сервисные
программы
Приложения
специального
назначения
Архиваторы
Антивирусы
Коммуникационные
программы
Системы программирования
Языки
программирования
•Ассемблеры
• ФОРТРАН
• Паскаль
• С (Си)
• ЛОГО
• ЛИСП
• Пролог
• Делфи
• Бейсик
•.

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных.
Устройство компьютера: процессор
и системная плата

2. Компьютер

Современный компьютер — универсальное
электронное программно управляемое устройство
для работы с информацией.
Универсальным устройством компьютер называют
потому, что может применяться для многих целей –
обрабатывать, хранить и передавать информацию,
использоваться человеком в разных видах
деятельности.

3.

Компьютеры могут обрабатывать разные виды информации:
числа, текст, изображения, звуки.
Информация любого вида представляется в компьютере в виде
двоичного кода.
Информация
Натуральные числа
5
Слова
bit
Чёрно-белое
изображение
Принцип кодирования
Остатки от деления на 2
5 : 2 = 2 ост. 1
2 : 2 = 1 ост. 0
1 : 2 = 0 ост. 1
Кодировочная таблица
a 11100001
b 11100010
… …
i 11101001

t 11110100
Двоичный код
101
11100001 11101001 11110100
Разбиение изображения на
отдельные точки
00000000 1111111 00000000
00000001 1111111 10000000
00000011 1111111 11000000

4.

Программа и данные
Данные – это информация, представленная
в компьютере в виде двоичного кода.
Программа – это алгоритм, который записан
на языке программирования и выполняется
компьютером.

5. Функциональная схема компьютера

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА
Процессор
Оперативная память
Магистраль
Долговременная
память
Устройства
вывода
Устройства
ввода
Сетевые
устройства

6. Программный принцип работы компьютера

Обработку данных компьютер проводит в
соответствии с программой – последовательностью
команд, которые необходимо выполнить над
данными для решения поставленной задачи.
Программно управляемым устройством
компьютер называется потому, что его работа
осуществляется под управлением установленных на
нём программ.

7. Устройство компьютера: процессор и системная плата

Любой компьютер состоит из процессора, памяти,
устройств ввода и вывода информации.

8. Процессор – устройство, обеспечивающее преобразование информации и управление другими устройствами компьютера («МОЗГ»

компьютера)
1 процессор Intel 1971 год

9. В современных компьютерах весьма распространенными являются микропроцессоры фирм INTEL, Pentium, Athlon

10. Технические характеристики микропроцессора

Производительность МП
Тактовая частота
Разрядность

11. Производительность –

количество элементарных
операций, выполняемых за одну
секунду.
Производительность определяет
быстродействие компьютера в целом
(т.е. характеризует скорость выполнения
программ).

12. Тактовая частота –

количество тактов в секунду (Такт –
чрезвычайно малый промежуток времени,
измеряемый микросекундами, в течении
которого может быть выполнена
элементарная операция).
Единица измерения тактовой частоты –
Гц (герц)
Для современных компьютеров тактовая частота
измеряется в нескольких гигагерцах ( от 2,5ГГц
до 10 ГГц)

13. Разрядность –

размер минимальной порции информации,
обрабатываемой процессором за один
такт.
Эта порция информации, часто
называемая машинным словом,
представлена последовательностью
двоичных разрядов (бит).
Процессор в зависимости от его типа может иметь
одновременный доступ к 8, 16, 32, 64 битам.

14. Системная плата

15.  Домашнее задание

Домашнее задание
§2.1, 2.2.1. стр.33-37 – прочитать, выучить
определения и схему.
Устно ответить на вопросы 1,2 стр.35 и 1,2
стр.37.

Конспект урока на тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и универсальных учебных действий.

Образовательная технология: технология смешанного обучения.

Цель: систематизировать представления учащихся о компьютере как универсальном устройстве для работы с информацией.

Задачи:

образовательные:

  • систематизировать знания учащихся об устройстве компьютера, программном обеспечении, устройствах ввода и вывода информации;
  • организовать учебную деятельность на основе самоконтроля и самооценки учащихся.

развивающие:

  • развивать навык работы с информацией;
  • развивать навыки работы на образовательных платформах Classtime, Learnis.

воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде.

Планируемые результаты:

  • предметные: понимать универсальность компьютера как устройства обработки информации, описывать устройство компьютера, классифицировать устройства ввода и вывода информации; применять навыки работы на компьютере, в частности на платформах Classtime, Learnis;
  • метапредметные: работать самостоятельно или в группе, искать и находить способы решения поставленной задачи; анализировать модельно-схематические средства;
  • личностные: формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, интересоваться информатикой как наукой, осознавать ценность полученной информации в реальной жизни.

Основные понятия: компьютер, персональный компьютер, программа, программное обеспечение, файл, каталог, пользовательский интерфейс, индивидуальное информационное пространство.

Список литературы

  1. Учебник: Информатика 7 класс /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. — 2-е изд. Стереотип. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. — 288 с.
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: демонстрация к лекции «Логическая схема понятий по теме: Первое знакомство с компьютером».
  3. Дополнительные интернет-ресурсы: Classtime (https://www.classtime.com), Learnis (https://www.learnis.ru/), LearningApps.org (https://learningapps.org/1742222).

Ход урока

1. Этап мотивации к учебной деятельности

— Здравствуйте, ребята! Проверьте готовность к уроку: на парте должен быть учебник, тетрадь, ручка, мобильное устройство.

С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Чат мгновенно подключит.
Он рисует и поёт,
В Интернет с собой ведёт.
Ничего он не забудет
Персональный наш…
(Компьютер).

— Тема нашего урока связана именно с этим устройством, без которого сегодня не обходится практически ни один человек (тема — на слайде).

2. Этап целеполагания

На прошлом уроке мы изучили понятие персональный компьютер, устройства компьютера, их функции, компьютерные сети. Дома вы дополнительно работали с текстом параграфа учебника, выполняли упражнения в рабочей тетради. Сегодня мы приведём все полученные знания в систему, и вы сможете проверить, насколько вы усвоили тему.

«Сегодня на уроке можно…

  • повторить …».
  • рассказать о …».
  • назвать …».
  • проверить …».

3. Этап обобщения и систематизации знаний универсальных учебных действий

— Одним из важнейших объектов, изучаемых на уроках информатики, является компьютер.

— Что мы понимаем под термином «компьютер»? (универсальное электронное программно управляемое устройство для работы с информацией).

— А почему компьютер называется «персональным»? (работает один человек, пользователь, одна персона).

— Давайте смоделируем ситуацию: вы пришли в магазин компьютерной техники и собираетесь приобрести персональный компьютер. Какие комплектующие персонального компьютера вам необходимы прежде всего? (системный блок, клавиатура, мышь, монитор).

— Этого достаточно, чтобы купленный компьютер стал рабочим? (нет, необходимо установить программное обеспечение).

— Внимательно рассмотрите схему по теме «Первое знакомство с компьютером» (приложение 1), представьте свой домашний компьютер или посмотрите на компьютеры в классе и соотнесите схему с реальным устройством.

Учащиеся работают со схемой.

— Давайте вместе обсудим, что на ней изображено.

— Из каких компонентов состоит любой компьютер? (процессора, памяти, устройств ввода и вывода информации).

— В чем назначение процессора? (он организует прием данных, считывание из оперативной памяти очередной команды, ее анализ и выполнение, а также отправку результатов на требуемое устройство).

— Для чего предназначена память компьютера (память компьютера предназначена для записи (приема), хранения и выдачи данных).

— Без чего невозможна работа компьютера? (без программного обеспечения).

— Что такое программное обеспечение? (совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере).

— Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов. Из чего состоит имя файла? (собственно имени файла, которое даёт пользователь, и расширения, имя и расширение разделены точкой).

— Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяются в группы, как называются эти группы? (каталоги или папки).

— Я не случайно не спросила у вас про устройства ввода и вывода информации. Чтобы вспомнить, что к какому типу устройств относится, вам необходимо выполнить упражнение из LearningApps.org «Устройства ввода и вывода информации». Посмотрите внимательно на экран и переместите в нужную корзину следующие устройства (приложение 2).

— Итак, ещё раз посмотрите в корзины: устройства ввода информации — это мышь, клавиатура, сканер, микрофон, веб-камера, графический планшет, устройства вывода информации — это монитор, принтер, колонки и т.д.

4. Этап первичного закрепления знаний и универсальных учебных действий

— А теперь давайте при помощи ваших мобильных устройств или компьютеров в классе перейдём на сайт Classtime.com и проверим, как вы усвоили тему «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Вам нужно ответить на девять вопросов (приложение 3).

Учащиеся выполняют тест.

Результаты теста автоматически отражаются на рабочем столе компьютера учителя.

5. Этап применения знаний и универсальных учебных действий

— Настало время самостоятельно оценить, насколько хорошо вы усвоили учебный материал. Вам предстоит пройти квест на платформе Lernis.ru. Нужно будет выполнить пять заданий, которые спрятаны в комнате и правильно ввести ключ от комнаты. И здесь вам пригодятся не только знания, но и смекалка, скорость работы на компьютере, слаженность работы команды.

— На листе (приложение 4) заполните название команды, запишите фамилии участников и фамилию капитана.

— Внимательно знакомьтесь с инструкцией, помните, что иногда мелкая ошибка, совершённая из-за невнимательности, может снизить результат.

Учитель выступает в роли тьютора, в чьи обязанности входит оказание помощи при возможных технических неполадках, а также отмечает порядок прохождения командами квеста.

6. Этап контроля усвоения, обсуждение допущенных ошибок

— Итак, по итогам квеста рейтинг команд выглядит следующим образом (учитель показывает на доске рейтинг команд).

— Что помогло одним и помешало другим при выполнении заданий квеста?

а) нехватка теоретических знаний (анализ теста Classtime.com);

б) слабое владение навыками управления мышью, клавиатурой;

в) неумение договариваться, работать в команде.

7. Этап рефлексии

— Вернёмся к тем целям, которые вы ставили перед собой в начале уроке. Вновь продолжите предложения:

«Сегодня в конце урока я могу…

  • рассказать о …».
  • назвать …».

«Сегодня в конце урока я смог(ла)…

  • проверить …».
  • повторить …».
  • научиться …».

— Ребята, на доске изображена «Рефлексивная мишень» (приложение 6) с секторами: «активно участвовал», «было интересно», «настроение на уроке», «узнал новое». Вам нужно будет «выстрелить» в мишень, поставив в каждый сектор стикер, соответствующий тому или иному аспекту. Чем выше оценка, тем ближе к «яблочку» — центру мишени, — чем ниже, тем ближе к её краю.

8. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

— В качестве домашнего задания вам нужно будет разгадать кроссворд «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией», предложенный авторами учебника, а также запишите слова, которые вы узнали при изучении данной темы, но которые не были включены в кроссворд.

При подготовке материала использовались источники:
https://ppt-online.org/283339
https://ppt-online.org/629082
https://urok.1sept.ru/articles/687314

Оцените статью