...

Конкретная программа в музыке что это

Конкретная программа в музыке что это

Конкретная музыка (франц. musique concrиte) — звуковые композиции, создаваемые с помощью записи на магнитофонную ленту разл. природных или искусственных звучаний, их преобразования, смешения и монтажа. Совр. техника магнитной записи звука позволяет легко преобразовывать звучания (например, с помощью ускорения и замедления движения ленты, а также движения её в обратном направлении), смешивать их (с помощью одновременной переписи на ленту нескольких различных записей) и монтировать в любой последовательности. В К. м. в известной мере используются звучания человеч. голосов и муз. инструментов, однако осн. материалом для построения произв. К. м. являются всевозможные шумы, возникающие в процессе жизни. К. м. — одно из модернистских течений совр. заруб. музыки. Сторонники К. м. оправдывают свой метод сочинения музыки тем, что применение только т.н. муз. звуков якобы ограничивает композитора, что композитор вправе пользоваться для создания своего произв. любыми звучаниями. Они рассматривают К. м. как великое нововведение в области муз. иск-ва, способное заменить и вытеснить прежние виды музыки. В действительности произв. К. м., порывающие с системой звуковысотной организации, не расширяют, а предельно суживают возможности выражения определённого художеств. содержания. Хорошо разработанная методика создания К. м. (включая применение спец. аппаратов для «монтажа» и смешения звучаний — т.н. «фоногена» с клавиатурой, магнитофона с 3 дисками и др.) представляет известную ценность лишь для использования в качестве «шумового оформления» спектаклей, отдельных эпизодов кинокартин и т.д.

«Изобретателем» К. м., виднейшим представителем и пропагандистом её является франц. инженер-акустик П. Шеффер, давший этому направлению и его название. Первые «конкретные» сочинения его относятся к 1948: этюд «Турникет» («Йtude aux tourniquets»), «Железнодорожный этюд» («Йtude aux chemins de fer») и др. пьесы, к-рые в 1948 были переданы по Франц. радио под общим назв. «Шумовой концерт». В 1949 к Шефферу примкнул П. Анри; вместе они создали «Симфонию для одного человека» («Symphonie pour un homme seul»). В 1951 при Франц. радио была организована экспериментальная «Группа исследований в области конкретной музыки», в к-рую вошли и композиторы — П. Булез, П. Анри, О. Мессиан, А. Жоливе, Ф. Артюис и др. (нек-рые из них создали отд. произведения К. м.). Хотя новое течение обретало не только сторонников, но и противников, вскоре оно перешагнуло нац. рамки. В Париж стали приезжать не только французские, но и заруб. композиторы, перенимавшие опыт создания К. м. В 1958 под председательством Шеффера была проведена «Первая международная декада экспериментальной музыки». Тогда же Шеффер заново подробно определил задачи своей группы, к-рая с этого времени стала называться «Группой музыкальных исследований при Франц. радио и телевидении». Группа пользуется поддержкой Международного музыкального совета ЮНЕСКО. Франц. журнал «La revue musicale» посвятил проблемам К. м. три спец. номера (1957, 1959, 1960).

Литература: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, 1955, М., 1956, с. 476-477; Шнеерсон Г., О музыке живой и мёртвой, М., 1964, с. 311-318; его же, Французская музыка XX века, М., 1970, с. 366; Sсhaeffеr P., A la recherche dune musique concrиte, P., 1952; Scriabine Marina, Pierre Boulez et la musique concrиte, «RM», 1952, No 215; Baruch G. W., Was ist Musique concrиte?, «Melos», Jahrg. XX, 1953; Keller W., Elektronische Musik und Musique concrиte, «Merkur», Jahrg. IX, H. 9, 1955; Rоullin J., Musique concrиte. в кн.: Klangstruktur der Musik, hrsg. von Fr. Winckel, В., 1955, S. 109-132; Expйriences musicales. Musiques concrиte electronique extoque, «La Revue musicale», P., 1959, No 244; Vers une musique expйrimentale, там же, Р., 1957, No 236 (Numйro spйcial); Сasini C, Limpiego nella colonna sonora dйlia musica elettronica e della concreta,в кн.: Musica e film, Roma, 1959, p. 179-93; Schaeffer P., Musique concrиte et connaissance de lobjet musical, «Revue Belge de Musicologie», XIII, 1959; Expйriences. Paris. Juni. 1959. Par le groupe de recherches musicales de la Radiodiffusion-Tйlйvision franзaise. «La Revue musicale», P., 1960, No 247; Judd Fr. C, Electronic music and musique concrиte, L., 1961; Schaeffer P., Traitй des objets musicaux, P., 1966.

Открытый урок по музыкальной литературе на тему: «Программная музыка» (первый год обучения)
план-конспект урока по музыке

Цель урока: формирование у учащихся представления о программной музыке.

  • познакомить с особенностями программной музыки на примерах произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова;
  • познакомить с новой терминологией (сюита, скерцо).
  • развивать умение давать характеристику музыкальному образу;
  • развивать творческое воображение, фантазию;
  • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • развивать музыкально-эстетический вкус;
  • способствовать расширению культурного кругозора учащихся.
  • нравственное воспитание гармонично развитой личности;
  • воспитание инициативы и самостоятельности учащихся;
  • воспитание культуры слушателя;
  • воспитание любви и интереса к классической музыке, уважения к русской музыкальной культуре.

Методы обучения: словесный, наглядный.

Средства наглядности: презентация по теме, аудиозаписи произведений М.П. Мусоргского и А.К. Лядова.

  1. Организационный момент: приветствие, постановка целей урока – 2 мин;
  2. Актуализация знаний – 5 мин;
  3. Изучение новой темы – 25 мин;
  4. Обобщение и закрепление пройденного материала – 5 мин;
  5. Домашнее задание – 3 мин.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с музыкальными произведениями, которые относятся к программной музыке .

В каком случае музыкальное произведение называют «программным»? Давайте разберемся вместе.

Я думаю, вы постоянно встречаете слово «программа» в жизни. Подумайте и скажите, что означает это слово. Приведите примеры.

Вы абсолютно правы. Слово «программа» пришло к нам из греческого языка и означает оно «объявление», «распоряжение». То есть мы заранее получаем информацию о том, что будет происходить или (если это музыка) звучать.

А теперь посмотрите, пожалуйста, на этот слайд. Как вы считаете, какой вариант верный?

Я с вами соглашусь. Правильный вариант — под буквой «Б»: программное музыкальное произведение имеет название, точно отражающее его содержание. Благодаря конкретному названию, содержание музыки более доступно и понятно слушателям.

К программным относятся музыкальные произведения, которые имеют определенный заголовок или литературное предисловие, созданное или избранное самим композитором ( слайд ).

А как вы думаете: вокальные произведения относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?

В вокальных произведениях — песнях, романсах, вокальных циклах, а также в музыкально-театральных жанрах — всегда есть текст, из которого мы узнаем, о чем это произведение.

Итак, делаем вывод: к «программным» относятся только инструментальные произведения.

Посмотрите на этот список произведений и найдите ошибки ( слайд ).

Программа в инструментальном произведении может быть обобщенной или подробной (более конкретной) ( слайд ).

Чаще всего встречается обобщенная программа. Сюда относятся инструментальные произведения с названиями, заголовками и эпиграфами. Встречаются музыкальные произведения, к которым сами композиторы создают развернутые литературные комментарии.

Литературный комментарий – это подробная программа (более конкретная)

Помимо фантазии автора, источниками сюжетов для программных музыкальных произведений могут быть мифы, легенды, сказки, сказания, исторические события, а также впечатления от литературных и живописных произведений, архитектурных сооружений, скульптурных работ.

Сегодня я хочу познакомить вас с интересным и самобытным программным произведением. Это фортепианная сюита великого русского композитора XIX века Модеста Петровича Мусоргского «Картинки с выставки» ( слайд )

О чем вам говорит название сюиты? Оно вам что-то подсказывает?

Фортепианная сюита «Картинки с выставки» написана Мусоргским под впечатлением от выставки рисунков художника Виктора Гартмана, состоявшейся в 1874 году ( слайд ).

Ребята, сейчас прозвучало новое слово – «сюита». Давайте разберем и запишем, что оно обозначает. Сюита (в переводе с французского — «последовательность», «ряд») — музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединенных общим замыслом ( слайд ).

Итак, Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга — художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали несколько сюжетов ( слайд ). К сожалению, не все рисунки сохранились до наших дней.

Эти сюжеты Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание сюиты из десяти пьес ( слайд ). Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.

Разберем более подробно две пьесы.

Послушайте их названия и постарайтесь представить, что бы композитор мог «показать», «изобразить» в этих пьесах. «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок».

Ребята, а название «Балет невылупившихся птенцов» не вызывает у вас улыбку? Посмотрите на рисунок, который вдохновил композитора. Немного необычный, правда? Виктор Гартман изобразил на нем эскизы к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал критик Владимир Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряженных канареечками и живо бегавших по сцене. Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Всего Гартман создал для балета 17 эскизов костюмов, из которых 4 сохранились до наших дней. Это веселая пьеса, в которой изображается комичный и чуть беспорядочный танец маленьких птенчиков. Они щебечут, неуклюже подпрыгивают и машут крылышками. Композитор написал ее в жанре «скерцо». Давайте запишем. Скерцо (в переводе с итальянского «шутка») — произведение шутливого характера.

Слушаем пьесу М.П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».

Пьеса «Лимож. Рынок» также написана в жанре скерцо ( слайд ).

Посмотрите какие забавные пометки сделал Мусоргский в начале работы над этой пьесой. Чего только не услышишь на рынке! Рисунок Гартмана, если он был, не сохранился. Известно, что Гартман жил в Лиможе и изучал архитектуру местного собора, но в каталоге выставки картина с похожим сюжетом не значится. В пьесе рисуется пестрая рыночная толпа. В музыке хорошо переданы разноголосый говор, выкрики, толкотня и шумная суета южного приморского базара.

Слушаем пьесу М. П. Мусоргского «Лимож Рынок».

Ребята, вы прослушали две фортепианные программные пьесы — «Балет невылупившихся птенцов» и «Лимож. Рынок». А теперь – задание. Посмотрите на слайд. Выберите к каждой пьесе такие музыкальные характеристики, которые, по вашему мнению, помогают композитору воплотить задуманное содержание.

И еще одно очень интересное программное произведение. Его сочинил Анатолий Константинович Лядов, русский композитор XIX века ( слайд ). Анатолий Константинович очень трепетно и с большой любовью относился к русским сказкам. Русские сказки всегда его восхищали своей загадочностью, причудливой фантастикой. Лядов написал на сказочные сюжеты три программных произведения для симфонического оркестра: «Баба — Яга», «Волшебное озеро» и «Кикимора».

Сюжет сказочной оркестровой пьесы «Баба-Яга» был заимствован из сказки «Василиса Прекрасная». Для своего сочинения Лядов выбрал только олин эпизод. Но какой! Оркестровыми красками он изобразил полет Бабы –Яги в ступе. Вот какой отрывок из сказки поместил Лядов перед началом произведения: «…Баба-Яга вышла во двор, свистнула, — перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает… Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели…» ( слайд ).

Какие же приемы изобразительности использовал композитор в этом произведении? Давайте послушаем. Обратите внимание на оркестровые тембры, ваши чувства и ощущения вокруг, и попытайтесь представить образ исходя из названия и эпиграфа, который мы только что прослушали.

Слушаем симфоническую картину А. К. Лядова «Баба-Яга».

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Что такое программная музыка?

2. Какие два типа программности вы знаете?

3. Какие произведения мы сегодня слушали?

4. Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?

Домашнее задание: записать в тетради музыкальные характеристики из пред-ложенных на уроке, используя учебник (страницы 136-138).

Что такое конкретная инструментальная музыка?

musique concrète instrumentale (конкретная инструментальная музыка) .
Это музыка, в которой не только нет мелодии, но вместо привычных, опознаваемых ухом инструментальных звуков используются недифференцируемые шумы.

Термин ввел немецкий композитор, один из самых влиятельных творцов конца ХХ — начала ХХI века Хельмут Лахенман. Но история термина началась еще в конце сороковых, когда на волне расцвета звукозаписывающих технологий французский композитор, инженер-акустик Пьер Шеффер обозначил свои опыты со звуком термином musique concrète (конкретная музыка) — это электронная музыка, оперирующая записями звуков природы, бытовых, индустриальных и прочих конкретных шумов.

В конце шестидесятых Хельмут Лахенман стал активно использовать в своей музыке нетрадиционные техники игры на инструментах — шум воздуха, выдыхаемого в духовые инструменты, различные скрежетания смычков о струны или ведение смычка по корпусу инструмента, а не по струне, перкуссивные звучания на духовых, струнных, клавишных инструментах и многое другое. Все это в чем-то близко к шумоподражанию звукам природы и механизмов musique concrète. Но вовсе не эта видимая близость позволила Лахенману вывести термин «конкретная инструментальная музыка» .

Новая техника потребовала сменить саму парадигму слушания и исполнения музыки. Музыканты начали осваивать свои инструменты как будто с нуля — ведь всем этим новым техникам еще не обучали в консерваториях. Сегодня уже в европейских учебных заведениях подобные инструментальные техники перестали быть «нетрадиционными» . Конкретная инструментальная музыка оказала сильнейшее влияние на композиторскую школу и сильно обогатила инструментальные: музыканты сами раскрывают все новые возможности своих инструментов, пишут исследования, учебники, чем, в свою очередь, мотивируют композиторов к все более полноценному использованию природных возможностей инструментов.

Лахенману удалось сместить акцент слушательского внимания. Во многих своих интервью он приводит наглядный пример, чтобы объяснить специфику восприятия своей музыки: «Когда на улице сталкиваются две машины, вы слышите много звуков. Но вы не восклицаете “какие красивые звуки! ”, вы спрашиваете “что случилось? ”. Восприятие звука в перспективе “что случилось? ” и есть конкретная инструментальная музыка» . Таким образом, обнажается действенный аспект звука.

Остальные ответы
это чисто конкретная музыка без слов

Та где играют матёрые дядьки сложную музыку, в которой много импровизаций, на клавишных, духовых, гитарах. джаз короче которого много разновидностей, но эту музыку слушают в основном старые меломаны которые рок уже не могут слушать, им уже не нравится пение только сложная высококлассная игра.

Чаще это музыка написана для конкретного музыкального инструмента, по законам гармонии и композиции
Источник: Дополнительное Образование

Конкретная инструментальная музыка — это.. . конкретная инструментальная музыка 🙂
Выше тебе какую-то ерунду понаписали. Конкретная музыка (musique concrete) — это музыка (или что-то промежуточное между музыкой и звуковым коллажем) , в основе которой лежат случайные шумы (это могут быть звуки природы, «индустриальные» шумы и т. д.) . Конкретная инструментальная музыка — это когда эти же шумы извлекаются из музыкальных инструментов, грубо говоря.

При подготовке материала использовались источники:
https://www.belcanto.ru/konkret.html
https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2022/03/18/otkrytyy-urok-po-muzykalnoy-literature-na-temu-programmnaya-muzyka
https://otvet.mail.ru/question/77700142

Оцените статью