...

Конкурсная программа это что

Конкурсная программа это что

Методика подготовкии проведения

игровых конкурныхпрограмм в школе

Игровая конкурсная программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.

Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».

Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

— выявление и поддержка творчески одаренных детей;

— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

— поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Для провидения Игровых конкурсных программ

важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.

Следует заметить, что в игровых конкурсных программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:

1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;

2) воспитательную функцию;

3) познавательную функцию;

4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).

Формы конкурсных мероприятий:

В игровую конкурсную программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.

Уровни организации и проведения игровых конкурсных программ бывает различный- международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, мы рассматриваем мероприятие в рамках одного учреждения.

Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.

Все игровые конкурсные программы имеют:

■ требования предварительной подготовки;

■ наличие призов (награждаются победители и участники);

а четко сформулированные правила;

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап — разработка положения о конкурсном мероприятии (см. да лее);

3 этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;

4 этап — организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;

5 этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6 этап — составление плана про ведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;

7 этап — организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап — организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9 этап — подведение итогов конкурса, определение победите лей конкурсного мероприятия;

10 этап — организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;

11 этап — организация и проведение методических мероприятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

• на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника кон курса в номинации «Приз зрительских симпатий»;

• для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные биле ты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);

• место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

• подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

• в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а так же фамилию и инициалы педагога.

Для написания сценария к игровому конкурсу необходимо знать

■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход;

■ выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития;

■ конкурс должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;

■ после подбора конкурсов составляется положение к игровой конкурсной программе;

Структура положения о конкурсном мероприятии

Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкур се. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.

Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри кон курса. Контактный телефон:

Приложения к положению о конкурсном мероприятии:

1. Форма заявки на участие в конкурсе:

— детское объединение (класс, группа);

— педагог (фамилия, имя, отчество полностью);

— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);

— исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения);

— конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т. д.);

— дополнительные данные (при необходимости).

2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):

— исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);

— педагог (фамилия, инициалы).

В заключение данного раздела методического пособия необходимо отметить, что чем более разно образной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования, тем более интересными и результативными будут занятия для ребят.

Правильно спланированная, организованная и проведенная досуговая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.

2. Конкурсные программы в культурно-досуговых учреждениях.

Культурно-досуговая деятельность — процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных реше­ний в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей.

Конкурс — одна из самых популярных видов КДП. Конкурс — это состязание, турнир, борьба за победу. Но это еще и игра — одна из форм непродуктивной деятель­ности, в результате которой определяется победитель.

Виды конкурсных программ

1) зависит от содержания: сюжетно-ролевые (к ним относятся все «Мисс», мистеры, киски; к ним же относятся «Лучший по профессии». Все «А, ну-ка, девушки!».) к ним так же можно отнести «Устами младенца».

2) интеллектуально — познавательные: к таким можно отнести «Умники и умники, Перепутовы острова, За семью печатями, Сто к одному и т.д. Структура таких программ характеризуется множеством таймов, рингов, геймов. Сценарный ход идет через ведущего, на кону большой приз и поступенчатый ход до приза. Как правило, вид задания предусматривает ответ — вопрос. Таким конкурсам присуще зрелищность.

3) азартно- коммерческие и развлекательные конкурсы, игры, аукционы. Бывают двух видов:

  • торг товаров (публичный торг с молотка), ведущий — спикер определяет условия для покупателя. 3) заочный торг. Существуют остановки и ход аукциона. Используется черный ящик.
  • забавные, шуточные, познавательного характера.

Торг бывает 1) согласный (звуковой) торг. 2) немой торг (жест, карточка)

Технология организации и проведения конкурсов как система состоит из нескольких подсистем, они связаны между собой и представляют единство компонентов:

— организационная подсистема — управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.;

— подсистема методическая — сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта;

— режиссерская подсистема — режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ;

-психологическая подсистема — мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, сово­купность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.

В Положении о конкурсах указывают

1) название конкурса,

2) определяются учредители и организаторы,

3)программа фестиваля, его этапы,

4) общие положения, сроки проведения.

5) возрастные ограничения,

7) критерии оценок,

10) заявки и справочная информация. К такой информа­ции может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.

Методика подготовки:

  1. Создание постановочной группы: сценарист-режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель
  2. Создание сценария:1 вариант — социальный заказ.2 вариант — плановое мероприятие. Определение темы (О чем?). Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального). Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)
  1. Написание сценария Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов
  2. Постановка мероприятия: Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
  3. Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров).
  4. Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку).
  5. Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.

2. Игровая программа и принципы ее построения

Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.

Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть

Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально — ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.

Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.

Что нужно для того, чтобы составить конкурсно — игровую программу?

1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.

2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:

– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;

– путешествие с приключениями;

– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной

группы, экипажа для полета в космос и т.д.);

– ведение следствия или раскрытие тайны;

– спасение попавших в беду и др.

3. Решите, кто будет участником вашей игры:

– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.

Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.

Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может

4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.

5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:

– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий

– победителя определит случай

6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.

Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.

Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.

Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.

7. Определите, кто и как будет вести игру.

Существуют следующие способы ведения игровой программы:

– «от себя» – «Я – ведущий»;

– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.

Например, в качестве ведущего может выступить:

попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;

Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.

8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»

При подготовке и проведении конкурсно — игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.

Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.

После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.

Задание должно быть безопасным.

9. Составьте список необходимого реквизита.

10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.

11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.

Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.

Итак сделаем следующие выводы:

1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.

2. Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.

3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.

4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.

5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.

6. Сюжетная композиция — это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.

7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае — сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором — сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.

8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.

При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/user/vinokurova-olga-nikolaevna1/page/metodika-podgotovki-i-provedeniya-igrovih-konkurnih-programm-v-shkole
https://studfile.net/preview/9150988/page:2/
https://studfile.net/preview/7101959/page:2/

Оцените статью