Конкурсная программа это что
Методика подготовкии проведения
игровых конкурныхпрограмм в школе
Игровая конкурсная программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.
Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».
Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:
— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;
— выявление и поддержка творчески одаренных детей;
— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;
— поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.
Для провидения Игровых конкурсных программ
важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.
Следует заметить, что в игровых конкурсных программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:
1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;
2) воспитательную функцию;
3) познавательную функцию;
4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).
Формы конкурсных мероприятий:
В игровую конкурсную программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.
Уровни организации и проведения игровых конкурсных программ бывает различный- международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, мы рассматриваем мероприятие в рамках одного учреждения.
Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.
Все игровые конкурсные программы имеют:
■ требования предварительной подготовки;
■ наличие призов (награждаются победители и участники);
а четко сформулированные правила;
Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:
1 этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;
2 этап — разработка положения о конкурсном мероприятии (см. да лее);
3 этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;
4 этап — организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;
5 этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;
6 этап — составление плана про ведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;
7 этап — организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;
8 этап — организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);
9 этап — подведение итогов конкурса, определение победите лей конкурсного мероприятия;
10 этап — организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;
11 этап — организация и проведение методических мероприятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:
• на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника кон курса в номинации «Приз зрительских симпатий»;
• для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные биле ты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);
• место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;
• подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;
• в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а так же фамилию и инициалы педагога.
Для написания сценария к игровому конкурсу необходимо знать
■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход;
■ выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития;
■ конкурс должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;
■ после подбора конкурсов составляется положение к игровой конкурсной программе;
Структура положения о конкурсном мероприятии
Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкур се. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри кон курса. Контактный телефон:
Приложения к положению о конкурсном мероприятии:
1. Форма заявки на участие в конкурсе:
— детское объединение (класс, группа);
— педагог (фамилия, имя, отчество полностью);
— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);
— исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения);
— конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т. д.);
— дополнительные данные (при необходимости).
2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):
— исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);
— педагог (фамилия, инициалы).
В заключение данного раздела методического пособия необходимо отметить, что чем более разно образной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования, тем более интересными и результативными будут занятия для ребят.
Правильно спланированная, организованная и проведенная досуговая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.
2. Конкурсные программы в культурно-досуговых учреждениях.
Культурно-досуговая деятельность — процесс сложный, многоплановый, противоречивый, поскольку решает основные задачи: создание КД программ и поиск оригинальных решений в традиционных формах предметной деятельности, выдвижение форм на основе совместного творчества специалистов и участников, посетителей, зрителей.
Конкурс — одна из самых популярных видов КДП. Конкурс — это состязание, турнир, борьба за победу. Но это еще и игра — одна из форм непродуктивной деятельности, в результате которой определяется победитель.
Виды конкурсных программ
1) зависит от содержания: сюжетно-ролевые (к ним относятся все «Мисс», мистеры, киски; к ним же относятся «Лучший по профессии». Все «А, ну-ка, девушки!».) к ним так же можно отнести «Устами младенца».
2) интеллектуально — познавательные: к таким можно отнести «Умники и умники, Перепутовы острова, За семью печатями, Сто к одному и т.д. Структура таких программ характеризуется множеством таймов, рингов, геймов. Сценарный ход идет через ведущего, на кону большой приз и поступенчатый ход до приза. Как правило, вид задания предусматривает ответ — вопрос. Таким конкурсам присуще зрелищность.
3) азартно- коммерческие и развлекательные конкурсы, игры, аукционы. Бывают двух видов:
- торг товаров (публичный торг с молотка), ведущий — спикер определяет условия для покупателя. 3) заочный торг. Существуют остановки и ход аукциона. Используется черный ящик.
- забавные, шуточные, познавательного характера.
Торг бывает 1) согласный (звуковой) торг. 2) немой торг (жест, карточка)
Технология организации и проведения конкурсов как система состоит из нескольких подсистем, они связаны между собой и представляют единство компонентов:
— организационная подсистема — управление, финансирование, штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т.д.;
— подсистема методическая — сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта;
— режиссерская подсистема — режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ;
-психологическая подсистема — мотивационная сфера, структура личности посетителя учреждения досуга и участника досуга, совокупность отношений между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалиста и т.д.
В Положении о конкурсах указывают
1) название конкурса,
2) определяются учредители и организаторы,
3)программа фестиваля, его этапы,
4) общие положения, сроки проведения.
5) возрастные ограничения,
7) критерии оценок,
10) заявки и справочная информация. К такой информации может относится: мастер-классы, досуг и развлечения.
Методика подготовки:
- Создание постановочной группы: сценарист-режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель
- Создание сценария:1 вариант — социальный заказ.2 вариант — плановое мероприятие. Определение темы (О чем?). Определение сверхзадачи (Ради чего?). Подбор и исследование материала (художественного или документального). Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.)
- Написание сценария Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации). Составление сметы расходов
- Постановка мероприятия: Распределение обязанностей среди членов постановочной группы. Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов. Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
- Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров).
- Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку).
- Анализ мероприятия с использованием отзывов и видеоматериала.
2. Игровая программа и принципы ее построения
Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально — ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.
Что нужно для того, чтобы составить конкурсно — игровую программу?
1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.
2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;
– путешествие с приключениями;
– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной
группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
– ведение следствия или раскрытие тайны;
– спасение попавших в беду и др.
3. Решите, кто будет участником вашей игры:
– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.
Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.
Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может
4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий
– победителя определит случай
6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.
Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.
Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.
Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.
7. Определите, кто и как будет вести игру.
Существуют следующие способы ведения игровой программы:
– «от себя» – «Я – ведущий»;
– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.
Например, в качестве ведущего может выступить:
попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;
Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.
8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»
При подготовке и проведении конкурсно — игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.
Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.
После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задание должно быть безопасным.
9. Составьте список необходимого реквизита.
10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.
11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
Итак сделаем следующие выводы:
1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
2. Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.
4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.
5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.
6. Сюжетная композиция — это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.
7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае — сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором — сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.
8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/user/vinokurova-olga-nikolaevna1/page/metodika-podgotovki-i-provedeniya-igrovih-konkurnih-programm-v-shkole
https://studfile.net/preview/9150988/page:2/
https://studfile.net/preview/7101959/page:2/