Конкурсно игровая программа что это такое
Методика подготовкии проведения
игровых конкурныхпрограмм в школе
Игровая конкурсная программа строится на подборе не только конкурсов, но и игровых моментов. Здесь учитывается совокупность и определенная последовательность игр, заимствованных из каких-либо источников, либо придуманных самими организаторами.
Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, являются творческими, и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду, поэтому творческие конкурсы принято называть «Игровые конкурсные программы», и суть их состоит в современном лозунге «Новому названию— новое содержание».
Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:
— выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;
— выявление и поддержка творчески одаренных детей;
— стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;
— поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;
— организационная и моральная поддержка данного вида творчества.
Для провидения Игровых конкурсных программ
важно организовать самих участников, аудиторию, компетентное и уважаемое жюри, активных болельщиков.
Следует заметить, что в игровых конкурсных программах участники общаются между собой и зрителями, ведущим и жюри. Здесь происходит игровое общение, которое несет свои функции:
1) приобретение чувства раскованности, свободы, непосредственного общения;
2) воспитательную функцию;
3) познавательную функцию;
4) гедонистическую функцию (ощущения, переживания).
Формы конкурсных мероприятий:
В игровую конкурсную программу могут входить викторины, состязания, эстрадные выступления, театрализация. Данная форма досуговой деятельности имеет свои особенности и отличия, что, естественно, отражается на ее режиссуре.
Уровни организации и проведения игровых конкурсных программ бывает различный- международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, мы рассматриваем мероприятие в рамках одного учреждения.
Игровые конкурсные программы могут переходить из фойе на сцену и наоборот, могут принимать самые различные формы.
Все игровые конкурсные программы имеют:
■ требования предварительной подготовки;
■ наличие призов (награждаются победители и участники);
а четко сформулированные правила;
Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:
1 этап — создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;
2 этап — разработка положения о конкурсном мероприятии (см. да лее);
3 этап — рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;
4 этап — организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т. д.) для педагогов — будущих участников конкурсного мероприятия;
5 этап — сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;
6 этап — составление плана про ведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т. д.), формирование состава жюри;
7 этап — организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;
8 этап — организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);
9 этап — подведение итогов конкурса, определение победите лей конкурсного мероприятия;
10 этап — организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т. д.), награждение победителей;
11 этап — организация и проведение методических мероприятий для педагогов — участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).
Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:
• на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника кон курса в номинации «Приз зрительских симпатий»;
• для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные биле ты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);
• место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;
• подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;
• в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а так же фамилию и инициалы педагога.
Для написания сценария к игровому конкурсу необходимо знать
■ конкурс должен вызывать у игроков творческий подход;
■ выполнение конкурса должно носить действенный характер, процесс развития;
■ конкурс должен строиться таким образом, чтобы его можно было оценить жюри; критерии его должны быть следующими: количественный «кто больше?», качественный «кто точнее?», временной «кто быстрее?» и смешанный;
■ после подбора конкурсов составляется положение к игровой конкурсной программе;
Структура положения о конкурсном мероприятии
Название конкурса (профиль, тематика). Инициаторы проведения конкурса. Организаторы конкурса. Цели конкурса. Задачи конкурса. Сроки проведения конкурса. Сроки подачи заявок на участие в конкур се. Участники конкурса. Программа конкурса. Требования конкурса.
Подведение итогов конкурса и награждение. Состав жюри кон курса. Контактный телефон:
Приложения к положению о конкурсном мероприятии:
1. Форма заявки на участие в конкурсе:
— детское объединение (класс, группа);
— педагог (фамилия, имя, отчество полностью);
— контактные телефоны педагога (рабочий и домашний);
— исполнитель (фамилия и имя ребенка (название коллектива), возраст, школа, класс, год обучения);
— конкурсная программа (название работ, исполняемых произведений и т. д.);
— дополнительные данные (при необходимости).
2. Образец этикетки (для работ изобразительного, декоративно-прикладного и технического творчества):
— исполнитель (фамилия и имя ребенка, его возраст);
— педагог (фамилия, инициалы).
В заключение данного раздела методического пособия необходимо отметить, что чем более разно образной по содержанию и форме будет образовательная деятельность детского объединения дополнительного образования, тем более интересными и результативными будут занятия для ребят.
Правильно спланированная, организованная и проведенная досуговая программа является не только интересным и содержательным «времяпровождением», но и эффективным средством формирования личности детей.
2. Игровая программа и принципы ее построения
Конкурсно игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши.
Главное отличие конкурса от игры заключается в том, что конкурс предполагает обязательное наличие победителя, в игре же могут быть
Забава – массовая форма игрового действия, связанная с музыкально — ритмическими или пластическими играми. Например, в песне «В лесу родилась елочка» вместо буквы «р», надо г.
Розыгрыш – игровое действие, эстетический смысл которого – неожиданность результата. Например, «Двойные фамилии»: ведущий называет первую часть фамилии, а зрители – вторую: Соловьев… (Седой), Мамин… (Сибиряк), Гарин… (Михайловский)…, а последним называется Минин … – обычно весь зал говорит «Пожарский», но это не двойная фамилия! Рифмы предполагают ответ «да» или «нет». Например: Что на елочке висит? Сладкие конфеты? (Да.) Старые штиблеты? (Нет.) И т.д.
Что нужно для того, чтобы составить конкурсно — игровую программу?
1. Определите тему программы (главное событие). Именно тема мотивирует количество эпизодов и конкурсов в программе.
2. Тема определяет сюжетную линию, на которую будут «нанизаны» отдельные конкурсы:
– зарабатывание максимального количества очков, например условных денег в экономической игре;
– путешествие с приключениями;
– формирование коллектива на основе конкурсного отбора (съемочной
группы, экипажа для полета в космос и т.д.);
– ведение следствия или раскрытие тайны;
– спасение попавших в беду и др.
3. Решите, кто будет участником вашей игры:
– команды, но на каждом этапе действует не полный ее состав, а только один- два игрока.
Принципы отбора игроков (участников конкурса) могут быть различными, главное здесь – мотивировка и логика. Например, отбор из двух игроков можно провести с помощью «манка», психологической ловушки, выполняющей функцию справедливого отбора.
Пара получает задание: «Назовите родственников кепки». Игроки называют, ведущий повторяет. После того как все варианты головных уборов будут исчерпаны, ведущий считает результаты по принципу аукциона и объявляет победителем того, кто назвал слово последним. Проигравший уходит, а к победителю присоединяется другой соперник (один игрок может
4. Определите, каков будет принцип проведения вашей конкурсной программы: – игра в зале;– игра с передвижением по «станциям»;– длительная ролевая игра, моделирующая действительность.
5. Определите, кто будет выявлять победителей в конкурсах:
– победители выявляются автоматически по времени, их победу фиксирует ведущий
– победителя определит случай
6. Определите последовательность конкурсов в зависимости от развития сюжета.
Например: набираются артисты в театр имени Курочки Рябы. Объявляется конкурс «Лучший лапописец» («Пишет как курица лапой»). К ноге игрока привязывается кисточка. Игрок пишет справа налево – по стеклу, чтобы зрители могли прочитать написанное. Конкурс можно усложнить и растянуть во времени. При этом следует помнить, что время выполнения конкурса (логически обоснованное) должно быть примерно 40 секунд – 1 минута. Если отводится меньше этого времени, то конкурс смотрится «куцым», а если больше – то затянутым.
Пример усложнения конкурса: участники программы «Солдаты», посвященной Дню 23 февраля, идут по кругу и пришивают пуговицы друг у друга на спине.
Виды конкурсов:– речевые,– музыкальные,– сочинительские,– актерского мастерства,– пантомимические,– изобразительного искусства,– танцевальные,– подвижно-спортивные,– прикладные (с предметом),– на смекалку,– на внимание.
7. Определите, кто и как будет вести игру.
Существуют следующие способы ведения игровой программы:
– «от себя» – «Я – ведущий»;
– «от кого-либо» – ролевая персонификация ведущего.
Например, в качестве ведущего может выступить:
попугай Кеша с табличкой «Ищу хозяина»;
Существуют основные требования к ведущему:1) эстетика внешнего вида;2) культура речи и эмоциональность;3) доброжелательное отношение к аудитории;4) добросовестная подготовка, профессионализм.
8. «Про безопасность не забудь: тактичен и осторожен будь!»
При подготовке и проведении конкурсно — игровой программы необходимо учитывать ряд психолого-педагогических аспектов.
Ведущий должен прийти на выручку, если участник затрудняется в ответе на вопрос. Нельзя ставить участников в не ловкое положение.
После завершения конкурса ведущий обязан похвалить участника за успех или поддержать, если он не выполнил задание. Нельзя отчитывать участника, делать ему резкие замечания или вступать с ним в спор.
Задание должно быть безопасным.
9. Составьте список необходимого реквизита.
10. Определите, как и чем будут награждены победители игры и поощрены ее участники.
11. Определите, нужны ли в вашей игре передышки, например «музыкальные паузы», и подберите необходимый для них аудиоматериал.
Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения культурно-досуговых программ свидетельствуют о том. ч го их успех в значительной мере зависит от включения в их структуру игровых блоков, стимулирующих у аудитории стремление к состязательности, импровизации и творчеству.
Итак сделаем следующие выводы:
1. Сценарий игровой программы представляет собой подробную литературно-драматургическую разработку темы, конфликта. В нем четко определяются игровые эпизоды, их последовательность, форма и время судейства, включение зрелищных заставок.
2. Сценарно-режиссерский ход — это образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели художественно-педагогического воздействия.
3. Составление игровой программы заключается в умелом создании игровой конфликтной ситуации.
4. Театрализованная сюжетно оформленная игра представляет собой своеобразный рассказ, ведущийся на языке викторин, аукционов, эстафет, интеллектуальных и художественных конкурсов, шуток, танцев и песен.
5. Замысел сценария это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой временной и пространственно-пластической разрешенности.
6. Сюжетная композиция — это построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства». Сюжет — это идейно-художественная концепция автора, в которой он отражает жизненные закономерности и связи.
7. Традиционны два способа взаимодействия сценариста и материала. В первом случае — сценарист исследует факты, связанные с определенным событием (или рядом событий), формирует свою концепцию происшедшего или происходящего и пишет сценарий, создавая на основе изученного свой собственный текст. Во втором — сценарист подбирает документы (тексты, аудио-видеоматериалы), художественные произведения или фрагменты из них (стихи, отрывки из прозы, вокальные, инструментальные и хореографические концертные номера) и в соответствии со своим замыслом стыкует их, используя, так называемый, эффект монтажа. Возникает сценарий, который называют компилятивным.
8. В оформление игровой программы входят: декорации, театральный костюм, грим, бутафория, световое и шумовое оформление, а также музыкальное оформление.
Конкурсно -игровая программа «Разноцветная игра»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: организация полезного досуга детей средствами игровой деятельности.
— сформировать интерес к игровой деятельности и желание добиться мастерства и успеха;
— развивать фантазию и творческие способности;
— воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре своего народа, народов России.
Организация праздника требует продуманных слов и поступков. На протяжении всего мероприятия мы решаем поставленные задачи и тем самым добиваемся главной цели. Для того, чтобы праздник получился ярким, интересным и познавательным, нужно учитывать следующие особенности:
Создание праздничного настроения. Оно всегда связано с ожиданием чего – то приятного, доброго, сказочного. Предвкушение праздника – это лишь начало, нужно поддерживать этот праздничный дух.
Организация праздничного общения. Дети любят то, что помогает им общаться друг с другом энергично, увлечённо, весело.
Добровольность участия в празднике. Праздник – это радость! А радость не бывает по принуждению. Общность пережитых чувств обогащает эмоциональный опыт детей, а сам массовый праздник, вызвавший совместные переживания и радостные чувства, становится эффективным средством в системе воспитательной работе педагога.
Использование игр – это полноправное слагаемое праздника.
Элемент соревнования – важный компонент любого праздника. Небольшое по времени соревнование укрепляет чувство принадлежности к своему коллективу, формирует навыки сотрудничества. Дружная совместная работа приведёт к тому, что соперничество станет содружеством.
Сценарий детской конкурсно-игровой программы «Разноцветная игра» разработана в соответствии с законами игровой деятельности .
Идейно – художественный замысел игровой программы включает в себя тему, идею, сверхзадачу. Определяя тему, мы определяем объект изображения, тот круг жизненных явлений действительности, которое нашел свое художественное воспроизведение в данной сценарной разработке.
Оборудование и реквизит: фонограммы веселых детских песен, 2 мольберта, 2 набора цветных мелков, 2 маркера, 2 ватмана, разноцветные крышки от пластиковых бутылок (7 цветов по 30 штук), 2 набора разноцветных крышек по 30-40 шт., 2 кольца с тремя цветными шелковыми лентами, 2 набора цветных карточек, 2 пластиковых маленьких ведерка, цветные карандаши четырех цветов (красный, желтый, зеленый, синий), 8 пластиковых стакана с определенной меткой по цвету.
Действующие лица: Ведущий.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать Вас на нашем празднике! Сегодня мы с вами постараемся получить большую порцию хорошего настроения. А начнём мы наш праздник с весёлой песни.
Давайте встанем. Обратите внимание на постановку корпуса. Встанем пошире, движения выполняем аккуратно, чтобы не толкать соседа. Стоим ровно на обеих ногах, руки опущены вниз, плечи расправлены. Но помните, что наш полет на воздушном шаре должен быть эмоциональным, с красивыми движениями.
Звучит песня «На большом воздушном шаре» (дети выполняют танцевальные импровизации).
Педагог: Молодцы! У вас отлично получилось!
Ведущий: Сегодня мы на нашем празднике будем играть, веселиться и конечно же ДРУЖИТЬ! Хотите? (Да).
Ведущий: Вначале мы с вами немного поиграем и покричим. И сделаем мы это так: у кого в одежде есть зеленый цвет, дружно похлопайте и покричите…А теперь те ребята, у кого есть красный цвет в одежде…. А кто носит синенькие вещи. Отлично!
Ведущий: Ну что ж, проверим какие вы внимательные. Я прочитаю строчки из цветных стихов. Как только вы услышите свой цвет, хлопайте и кричите по громче.
-Небо дождливое, серое
Быстро я синим сделаю.
-Горит на небе солнце ясное, Такое жаркое, такое красное!
— Хороши в саду цветы необычной красоты! Нас порадует листва и зеленая трава.
-Зимой все покрыто инеем
И щеки становятся . красными.
-Я пойду гулять на луг,
Надену платье классное.
В косу я себе вплету
Ленту ярко-. зеленую.
— Несу букет сестре Алене
А в нем цветок есть. Он . синий.
Ведущий: Молодцы, ребята! Трудно было вас перехитрить. Вы все очень дружные и внимательные.
Теперь нам нужно разделиться на две команды, которые я предлагаю назвать «Карандаши» и «Краски». За победу в каждом конкурсе команды будут зарабатывать по одному баллу, а, значит, вам нужно хорошо постараться, чтобы победить.
Ведущий: Предлагаю вам для начала небольшую эстафету.
Команды выстраиваются в колонны по одному.
Конкурс «Быстрый художник»
Первым игрокам дается по кусочку мела. По сигналу ведущего они должны добежать до финишной точки и нарисовать возле нее на асфальте треугольник. Затем, игрок должен оббежать финишную точку и бегом вернуться в команду. Предать мел следующему игроку и встать позади колонны.
Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
На асфальте перед каждой командой необходимо заранее мелом нарисовать 8-10 цветков.
Первый игрок по сигналу ведущего должен перепрыгивать с цветка на цветок не размыкая ног. Оббежать финишную точку и бегом вернуться обратно. Хлопком руки передать эстафету следующему игроку и встать позади колонны.
Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее
Перед каждой командой на определенном расстоянии стоит ведерко с цветными крышками.
Первый игрок по сигналу ведущего должен добежать до финишной точки, выложить из крышек цветочек и бегом вернуться обратно. Хлопком руки передать эстафету следующему игроку и встать позади колонны.
Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.
Конкурс «Кто быстрее»
Каждому игроку в обеих командах выдается по одной цветной карточке из комплекта. Один комплект карточек остается в руках у ведущего.
Ведущий произвольно поднимает вверх цветную карточку и громко называет цвет. Игроки в командах, кому досталась карточка такого же цвета, должны подбежать к ведущему и забрать у него карточку, кто быстрее. Игрок, забравший карточку, зарабатывает для своей команды один балл.
Побеждает команда, набравшая большее количество карточек, а соответственно и баллов.
Конкурс «Заплети косу»
Перед каждой командой на определенном расстоянии стоит помощник, держа в руках кольцо с разноцветными лентами.
По сигналу ведущего первый игрок подбегает к помощнику и начинает заплетать из ленточек косу. По второму сигналу он возвращается назад в команду, хлопком руки передает эстафету следующему игроку, который бежит и продолжает плетение до очередного сигнала.
Побеждает та команда, чья коса окажется длиннее.
Конкурс «Веселый клоун»
Перед каждой командой на определенном расстоянии стоит мольберт с прикрепленным листом ватмана.
По сигналу ведущего игроки каждой команды должны по очереди подбегать к мольберту и рисовать части портрета веселого клоуна.
Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее и красивее.
Ведущий: Ребята, а кто из вас может правильно назвать все цвета радуги без специальной подсказки. А какие подсказки вы знаете.
— Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
— Как Однажды Жек-Звонарь Головой Свалил Фонарь
Конкурс «Нарисуй радугу»
Перед каждой командой на определенном расстоянии стоят ведерки с разноцветными крышками.
Задание: Каждой команде необходимо выложить радугу из крышек. Разрешается каждому игроку выкладывать за один заход по две крышки.
Оценивается скорость и правильность выкладывания радуги
Игра со зрителями «Картина»
Стихотворение с коллектив¬ным ответом:
Если видишь — на картине нарисована река, Или ель и белый иней, или сад и облака, Или снежная равнина, или поле и шалаш, Обязательно картина называется.
(Пейзаж)
Если видишь — на картине чашку кофе на столе, Или сок. в большом графине, или вазу в хрустале, Или бронзовую вазу, или грушу, или торт, Или все предметы сразу, знай, что это.
(Натюрморт)
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас: или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, летчик или балерина, или Колька — твой сосед, — Обязательно картина называется.
(Портрет)
Конкурс «Засади клумбу»
Перед каждой командой на асфальте нарисован круг диаметром примерно 1 метр. Всем игрокам команды выдаются цветные мелки. За 1 минуту команды должны «посадить» как можно больше цветов на «клумбу».
Побеждает команда, нарисовавшая большее количество цветов.
Конкурс «Волшебный кружок»
Перед каждой командой на асфальте заранее рисуются 15 кружочков диаметром примерно 50 см. Всем игрокам выдаются цветные мелки.
Команды должны превратить кружки в рисунки. Побеждает команда с наибольшим числом оригинальных рисунков (изображения предметов, которые не встречаются у других команд).
Конкурс « Разноцветные карандаши»
Чем больше различных карандашей, тем лучше. Также понадобятся разноцветные стаканчики, тех цветов, которые будем изучать
Ход игры: Все карандаши складываем в одну коробку или корзинку. Демонстрируем детям, указываем на то, что в нашей коробочке ужасный беспорядок, все карандаши перепутались. Выставляем на парту цветные стаканчики( по одному, цвета называем) Просим детей помочь навести порядок, разложить карандаши красиво по стаканчикам. Демонстрируем, проговариваем действия-например, в красный стаканчик я положу красный карандашик, в желтый-такого же цвета, и так далее. Каждая команда по очереди бежит , берет карандаш и ставит в стакан того цвета.
Подведение итогов конкурсов.
Награждение участников и победителей сладкими призами.
Ведущий: Наш праздник завершается. Но не кончается лето. И пусть оно будет таким же ярким, веселым и разноцветным, каким вы его нарисовали!
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/user/vinokurova-olga-nikolaevna1/page/metodika-podgotovki-i-provedeniya-igrovih-konkurnih-programm-v-shkole
https://studfile.net/preview/7101959/page:2/
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/11/17/konkursno-igrovaya-programma-raznotsvetnaya-igra