Конвергенция образования
статья на тему
В современной практике встречается много новых слов и выражений. Например, слово конвергенция (от лат. convergo — «сближаю») означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного, непохожего в чём-то одном. Данное слово стало популярным и в образовании.
Конвергентное обучение — это проект, направленный на формирование такой междисциплинарной образовательной среды, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин.
В настоящее время многие школы страны переходят на работу по ФГОС в старшей школе. В 10–11 классах обучающиеся становятся участниками проектов развития профильного образования. В школах открываются профильные классы, создаются естественно-научные лаборатории, внедряются новые системы оценки результатов освоения профильного обучения. Напомним, что Стандарт (ФГОС) — это система трёх требований: к результатам обучения, к структуре образовательных программ и к условиям их реализации.
Обязательным компонентом современного обучения становится проектная и исследовательская деятельность. Для их реализации в школе должны быть созданы такие условия, при которых каждый старшеклассник в ходе выполнения индивидуального проекта в качестве его результата узнает, что такое конкурентоспособность, междисциплинарность, умение мыслить, умение применять школьные знания в реальной жизни и в реальных ситуациях. Мы говорим о том, что в современной школе необходимо формировать новые компетенции. Именно поэтому, когда мы работаем над созданием основной образовательной программы образовательной организации, очень много внимания уделяем результатам образования и обращаем внимание на требования к условиям обучения.
Но есть и ещё один очень интересный раздел нашего нового Стандарта — это портрет выпускника, где перечислены те его качества, достижение которых должна обеспечить современная школа. Эти результаты, конечно, достигаются не в отдельных предметах, а прежде всего за счет конвергенции школьных дисциплин и формирования такого учебного процесса, который позволяет школьникам развивать эти качества.
Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, а самое главное — подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. Мы видим, что в портрете выпускника нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узконаправленные задачи в той или иной предметной области. Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому слово «конвергентный» (конвергенция) получило сегодня такую популярность.
Проще всего привести примеры из области естественно-научного знания. Михаил Валентинович Ковальчук, доктор физико-математических наук, академик, президент Курчатовского института, отмечал, что в реальной жизни не существует отдельно физики, математики, биологии или русского языка. Основой сближения, или конвергенции, наук и технологий должны стать информационные и нанотехнологии . Он выделяет следующие основные черты развития естественных наук:
* переход к наноразмерам;
* изменение парадигмы развития от анализа к синтезу;
* сближение и взаимопроникновение неорганики и органического мира живой природы;
* междисциплинарный подход вместо узких специализаций.
И сегодня современный Стандарт образования даёт возможность нам организовать именно такой учебный процесс. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями в области химии, физики, биологии, географии, информатики и многих других наук. Главным результатом конвергентного обучения в школе является как освоение базовых понятий, таких как «время», «вещество», «объём» и прочих, так и способность применять их в решении практических задач. А самое главное — в умении получать новые знания.
В требованиях к личностным и предметным результатам в образовании заложены основы конвергентного образования, которое практически может быть уже сейчас реализовано, прежде всего, в старшей школе. После окончания школы обучающиеся должны освоить новые виды деятельности, у них должно сформироваться научное мышление, и они должны уметь владеть ключевыми понятиями разнообразных наук. В требовании к метапредметным результатам также содержатся указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл и определения которых расширяются только при изучении нескольких наук. Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые возможности как в достижении предметных результатов, так и в освоении универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных межпредметных понятий. Это деятельностное освоение обучающимися предмета через проектную деятельность и возможность реализации индивидуальных проектов и исследований, которые необходимы в нашем учебном плане, и является неотъемлемой составной частью основной образовательной программы.
Если говорить о требованиях к предметным результатам, то в Стандарте мы с вами увидим, что, например, математика нужна, чтобы описывать и изучать разные процессы и явления реального мира, в том числе в экономике, транспорте и пр. Физика и химия нужны для того, чтобы понимать их роль в решении практических задач, как в быту, так и в производстве. Точные и естественные науки, изучаемые вместе, помогут ребенку научиться прогнозировать и анализировать, оценивать с позиции экологической безопасности свою деятельность и деятельность предприятий своего города и района. Если говорить о механизмах реализации конвергентного образования, то здесь важное место должны занять межпредметные методические школьные объединения учителей, большее внимание нужно уделить углублённому изучению предметов, элективным и факультативным курсам, курсам внеурочной деятельности, которые позволят поддерживать достижения предметных результатов, будут способствовать выполнению проектов. Это дополнительные общеобразовательные программы в конвергентных лабораториях и Центрах молодёжного инновационного творчества.
** Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.** Из Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
Конвергентное образование даёт больше возможностей обучающимся определиться с выбором будущей профессии, хотя сегодня мы не можем точно сказать, какие профессии будут востребованы обществом в ближайшие пять, а тем более десять лет. Уже сейчас появились такие профессии, о которых ребята, поступившие в школу 10 лет назад, не имели никакого представления и не догадывались. Очень важными для общества сейчас являются нанотехнологии, которые приобретают всё большую популярность в строительстве, в энергетике, в полимерной промышленности и других различных областях; важны информационные технологии, которые укоренились в нашей жизни и развиваются семимильными шагами.
Подводя итог сказанному, можно остановиться на том, что конвергентная составляющая наших образовательных программ очень важна для современных школьников, без неё трудно определиться старшеклассникам в построении своего будущего. На её основе происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, компетентностный, системно-деятельностный, метапредметный, личностно ориентированный подходы.
Понятие и определение конвергентного образования
статья на тему
2) это новый научнотехнологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где Н – это нано, Б – био, И – информационные технологии, К – когнитивные технологии, С-социальные технологии.
Конвергентные технологии « большая четверка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационнокоммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.
Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий
Методология конвергентного образования:
• взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;
• реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;
• взаимопроникновение наук и технологий.
Ключевые принципы конвергентного образования:
• междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;
• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;
• модель познания – конструирование;
• обучение не предметам, а различным видам деятельности;
• надпредметные знания через НБИК-технологии
• ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.
Конвергентное обучение это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.
Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» проект интеграции общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметно-интегративной основе. В рамках проекта каждый учащийся к моменту окончания школы имеет возможность к окончанию школы получить востребованную квалификацию (профессию) специалиста среднего звена или углубленные профильные профессиональные знания по будущей специальности высшего образования.
Мегапроект «Готов к учебе, жизни и труду» включает:
• Медицинский класс в московской школе
• Инженерный класс в московской школе
• Кадетский класс в московской школе
• Курчатовский проект – научнотехнологические классы
• World Skills – классы, Junior Skills — классы
• Дополнительное образование (технологическая и ественнонаучная направленность)
• Предмет «Технология» — новые подходы
• «Школьные знания для реальной жизни»
Проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших инженерные классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов. Цель проекта — обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения инженерной направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору инженерных специальностей Курчатовский проект
Проект «Курчатовский центр непрерывного междисциплинарного образования» объединяет усилия более 500 учителей из 37 образовательных организаций г. Москвы, представляющих все административные округа г. Москвы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, специалистов НИЦ «Курчатовский институт». Проект реализуется в соответствии с принципами: * Образование на основе фундаментальных понятий. * Конвергентное образование в лабораторных комплексах. * Сотрудничество с НИЦ «Курчатовский институт». * Развитие межрайонных ресурсных центров конвергентного образования. * Оценка эффективности реализации проекта на основе высоких достижений обучающихся.
Медицинский класс в московской школе Проект «Медицинский класс в московской школе» объединяет усилия учителей московских школ, открывших медицинские классы, ресурсы всех сетевых учреждений Департамента образования города Москвы и лучших специалистов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова. Цель проекта – обеспечения условий для развития естественнонаучного профильного обучения медицинской направленности, формирования у обучающихся мотивации к выбору медицинских специальностей.
Пример конвергентной образовательной технологии STEAM-технология
(S – science, T – technology, E – engineering, A – arts, M – mathematics)
• сочетает междисциплинарный и прикладной подход,
• является инструментом развития критического мышления,
• навыков работы в группе. Данная технология нацелена на будущие профессии, основанные на высокотехнологичном производстве на стыке естественных наук (био- и нанотехнологии), гуманитарных наук, искусства.
Статьи
Конвергентное образование: как применять новый подход на обычных уроках
Конвергентный подход вызывает большое количество вопросов. Что это? Почему междисциплинарность стала важна сейчас? Как привнести конвергенцию в обычный урок?
Чтобы лучше понять важность междисциплинарного подхода, нужно начать от развития научного знания. В мере развития науки и техники постоянно сменяются два противоположных процесса: интеграция и дифференциация. Дифференциация возникает, когда появляются новые области знания, которые нужно исследовать, а интеграция – когда возникает необходимость обобщить и надежно обосновать знания, добытые в узких областях.
Это нормальный процесс для научного знания. Так, например, интеграция наук проходилась в эпоху Возрождения, а за ней в XVII – XX веках последовала масштабная научная дифференциация. Сейчас снова начался процесс интеграции научных теорий и подходов в самых разных областях, ученые хотят разработать единую теорию поля – теорию, которая смогла бы объединить все фундаментальные взаимодействия на физико-математическом уровне.
Процесс интеграции и дифференциации научного знания
Таким образом, конвергентность или междисциплинарность – это отражение процесса объединения научных знаний и интегративного характера современного научного знания. И школа должна обучать именно этому новому научному знанию, однако важной составляющей конвергентного подхода является неразрывность предмета и способов его подачи: описывать природный мир «как он есть сам по себе», вне учета его восприятий людьми, почти невозможно. Научные знания обретают смысл, преломляясь в сознании личности конкретного человека.
Однако применить междисциплинарный подход в школе сложно в том числе и из-за дифференцированного подхода к освоению учебных предметов: выигрывая в узких знаниях одной науки, мы можем проигрывать в создании целостной картины мира у обучающихся.
Валентина Смелова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогических технологий непрерывного образования, основываясь на собственных научных разработках и многолетнем педагогическом опыте предложила схему междисциплинарного подхода, которая может помочь учителю сделать уроки более конвергентными, не изменяя при этом фундаментальных основ преподавания и методики:
Система конвергентного подхода в образовании
Междсциплинарный подход включает в себя самостоятельные, но взаимосвязанные модули:
Междпредметные связи – наиболее разработанная в педагогической теории и практике методическая область. Например, это рассмотрение одного явления с точек зрения разных наук: функционирование гормонов в теле человека с точки зрения и биологии, и химии.
Межпредметная интеграция – это создание целостных учебных дисциплин, в которых будет отражены системы фундаментальных закономерностей развития науки. Так, во время занятий с детьми в Центре проектного творчества «Старт-Про» были проведены уроки, сочетающие в себе и взгляд на предметы искусства, и биологию: «Сытый голодному не товарищ. Изобразительное искусство на уроках биологии», «Свет бел, да люди черны: Птицы в картинах В. Васнецова», «Все боятся пауков больше всех на свете! Коррекция эмоционального фона на уроках биологии».
Конвергенция в образовании – это построение целостных учебных дисциплин, в которых интегрируются научные знания и технологические достижения на основе фундаментальных закономерностей развития естественных наук и NBIC-технологий (нанотехнологий, биотехнологии, информационных и когнитивных технологий) и в которых будут отображаться взаимопроникновения наук и технологий в ходе прогрессивного развития человечества.
Теперь сделать собственные уроки более междисциплинарными стало проще. А если хотите стать настоящим профи в конвергентном образовании, то у нас есть курсы, которые будут полезны:
При подготовке материала использовались источники:
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/07/19/konvergentsiya-obrazovaniya
https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/07/19/ponyatie-i-opredelenie-konvergentnogo
Конвергентное образование: как применять новый подход на обычных уроках