Какие бывают исполнители в среде программирования КуМир
Среда программирования, или среда разработки – это набор инструментов, необходимый для создания различных программ. Преимущество среды над отдельными инструментами состоит в том, что все элементы в ней взаимосвязаны. Это позволяет разработчику совершать меньше действий с большим результатом.
Обычно среды ориентированы на отдельные языки программирования, поэтому их существует достаточно много. Новичкам рекомендуют начинать изучение программирования через среду «КуМир».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
«КуМир» (Комплект Учебных МИРов, kumir) – это система программирования, разработанная специально для школьных курсов информатики. Она содержит в себе все необходимое, чтобы освоить азы построения линейных алгоритмов и разработки простейших программ.
История создания
Система выпущена по заказу Российской Академии Наук университетом ФНЦ НИИСИ РАН в 1990 году. Одноименный язык данной системы дорабатывался на протяжении пяти лет и был впервые представлен в учебнике «Основы информатики и вычислительной техники» под редакцией А. Г. Кушниренко, Г. В. Лебедева и Р. А. Свореня.
Создатели разработали простую и понятную систему, помогающую учителям обучать младшие курсы основам информационной науки.
Особенности языка
Универсальному языку kumir можно обучиться самостоятельно – система осуществляет автоматический контроль правильности и подмечает ошибки в программе.
Одной из фишек является наличие графических исполнителей. Они придуманы для того, чтобы наглядно показывать желаемые действия пользователя на «игровом поле». Это упрощает процесс запоминания и редактирования.
Преимущества и недостатки системы КуМир
Основное преимущество – свободное распространение системы. «КуМир» действует на условиях лицензии GNU 2.0. Это означает, что любая организация может использовать среду без оформления дополнительных документов.
Можно также выделить несколько других преимуществ:
- Кроссплатформенность.
- Русскоязычный интерфейс.
- Автоматическое выравнивание структуры программы.
- Управление исполнителями из программы.
- Возможность подключения новых исполнителей в любой момент работы.
«КуМир» обладает и рядом недостатков:
- Неудобная справочная система.
- Медленный интерпретатор.
- Отсутствие классической графики.
- Отсутствие форматного вывода на консоль и файл.
Главным недостатком данной среды можно считать невостребованность языка в профессиональной сфере – он создан исключительно для обучения и практически не используется для разработки настоящих программ.
Какие бывают исполнители в среде программирования КуМир
Все исполнители могут работать в интерактивном режиме. Для каждого исполнителя существуют своя задача и свой набор команд.
Исполнитель Кузнечик
Задача Кузнечика состоит в закрашивании клеток, которые помечены специальным флажком. Кузнечик понимает следующие команды: вперед, назад, перекрасить. Расстояние должно соответствовать возможной длине прыжка, установленной в текущем задании.
Исполнитель Водолей
Водолей должен наполнить стакан определенным количеством воды. Команды для Водолея: наполни А, наполни B, наполни C, вылей А, вылей B, вылей C, перелей из A в B, перелей из A в C, перелей из B в A, перелей из B в C, перелей из C в A, перелей из C в B.
Исполнитель Черепаха
Черепахе необходимо создать рисунок на «игровом поле». Данный исполнитель может поворачиваться в любую сторону, поднимать и опускать хвост. Опущенный хвост оставляет за собой след. Черепаха понимает следующие команды: поднять хвост, опустить хвост, влево, вправо, вперед, назад.
Исполнитель Чертежник
Чертежник создан для построения чертежей и графиков. Команды: поднять перо, опустить перо, сместиться в точку, сместиться на вектор. При передвижении опущенного пера остается след – отрезок от прошлого положения пера до нового.
Исполнитель Робот
Робот – самый многозадачный исполнитель, с помощью которого можно развить реакцию и внимательность. Он играет на поле с ограничениями и имеет 17 команд, включая обратные.
«КуМир» подойдет школьникам начальных и средних классов. А для более юных программистов существует программа «ПиктоМир», которая распространяется отдельно. «ПиктоМир» адаптирован для детей, которые еще не умеют или не любят писать. В ней ребенок может собрать простую программу, пользуясь специальными карточками и исполнителем Робот.
При желании «ПиктоМир» можно синхронизировать с системой «КуМир» и продолжить работу в более взрослой программе.
Насколько полезной была для вас статья?
Программа КуМир
КуМир – это русскоязычная система программирования, созданная в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук в помощь преподавателям школьного курса «Информатика». Программа обладает собственным языком программирования. КуМир позволяет существенно упростить процесс обучения, прививая ученикам знания основ алгоритмизации.
Особенности КуМира
В расшифрованном варианте КуМир звучит, как Комплект Учебных Миров. Эту кроссплатформенную систему программирования ещё называют Мирами Кушниренко. С её помощью можно даже самостоятельно обучиться основам алгоритмизации. Прототипом КуМира является учебный алгоритмический язык Ершова, который был разработан ещё в 80-х годах прошлого столетия.
Этот универсальный язык позволяет не только писать и отлаживать алгоритмы. Даже при самостоятельном изучении пользователь сможет создавать несложные программы буквально сразу после того, как ознакомится с системой. Но не надо думать, что Кумир предназначен только для обучения, что являлось основной целью при её разработке. С помощью программы можно создавать и большие, достаточно сложные программы.
В процессе редактирования написанной программы система в автоматическом режиме выполняет синтаксическую проверку и выводит на дисплей найденные ошибки. В КуМир встроены графические исполнители, которые визуализируют желаемые действия пользователя на арене («игровом поле»). Кроме того имеются и интерактивные средства, которые предназначены для управления исполнителями (включая и графические). Они позволяют выполнить не одно действие, а определённый их набор.
Система КуМир – это начальная точка в процессе обучения программированию. Этот язык поможет освоить алгоритм подхода и процедуру написания программ. В дальнейшем обучение можно продолжить, изучив СИ, С++ или Pascal.
Достоинства программы
К основным плюсам языка программирования КуМир следует отнести следующие факторы:
- Данная среда распространяется свободно.
- Кроссплатформенность. Этот термин означает, что программное обеспечение способно работать на нескольких аппаратных платформах или более чем в одной операционной системе. Данную среду можно установить как на Windows, так и Linux.
- Разработчики российские и поддержку осуществляют именно они – НИИСИ РАН.
- Команды языка русскоязычные. Это очень удобно для школьников (большинству из них тяжело ориентироваться в англоязычной терминологии названия команд).
- Отладка программ выполняется при помощи достаточно развитых возможностей системы КуМира.
- Выравнивание, которое показывает структуру программы, выполняется автоматически.
- Имеется возможность предварительные заготовки программы строить с наличием автоматической проверки.
- Исполнителями можно управлять из программы.
- В любой момент возможно подключить новых исполнителей.
Недостатки
Одним из основных недостатков системы является то, что она предназначена только для обучения и больше нигде не применяется. Поэтому мотивировать учеников на изучение программирования на КуМире достаточно сложно. Кроме того следует отметить такие факторы, как:
- Интерпритатор (это программа, являющаяся разновидностью транслятора) работает очень медленно. Эту проблему разработчики постараются устранить в следующей версии 2.0.
- Если алгоритм вспомогательный, то внутри него изменить значение аргумента невозможно. В некоторых случаях эту проблему приходится решать «обходными» путями – завести дополнительные переменные, которые фактически лишние.
- Вызвать функцию в качестве процедуры, если можно проигнорировать её результат, невозможно. Это происходит, например, в том случае, когда результатом функции является код возврата, но именно в данном алгоритме он не актуален.
- Справочная система информирует не по всем темам запросов, к тому же она неудобная для пользования.
- Форматный вывод на консоль, а также в файл отсутствует. Это очень удобно организовано в Паскале. Данная необходимость появляется, когда требуется вывести матрицу на экран и сделать это ровными столбиками.
- Отсутствие классической графики.
Несмотря на указанные недостатки язык очень прост для освоения новичками. В данной среде имеются основные не только математические, но и алгебраические функции. Это даёт возможность ученикам совмещать освоение основ программирования с изучением как математики с алгеброй, так и геометрии с физикой.
У КуМира имеется и «младший брат» – система ПиктоМир. «Младший» он потому, что программа предназначена для дошкольников и учащихся начальных классов. Ребёнок, ещё не умеющий читать, может здесь из пиктограмм «собрать» некое подобие программы, которая будет управлять роботом-исполнителем.
Видео обзор программы
Инструкция по установке КуМира для Windows
1. Для начала необходимо загрузить программу КуМир для MS Windows (версию 1.7.1 можно скачать здесь ,версию 1.9.0 по ссылке на главной странице) и нажимаем кнопку “Сохранить файл”.
В примере приведены изображение установки версии 1.9.0
2. Открыв загруженный файл нажимаем на кнопку “Запустить”.
Если операционная система потребует подтверждение на установку, нажимаем кнопку “Запустить”.
3. В открывшемся окне установки жмем “Далее”,
в окне “Лицензионное соглашение” нажимаем “Принимаю”.
4. В следующем окне установке будет предложено выбрать компоненты системы, по умолчанию они выбраны все, нажимаем кнопку “Далее”.
5. Далее мастер установки предложит выбрать папку для установки КуМир. Можно оставить все по умолчанию и нажать “Далее”.
В следующем окне будет предложено выбрать папку для размещения ярлыков, если особых пожеланий по этому поводу нет, то лучше оставить предложенную и нажать крупку “Установить”.
6. Начнется процесс установки, обычно он происходит очень быстро, после которого появляется окно завершения мастера установки, в котором нужно нажать “Готово” или “Далее”.
7. Программа готова к использованию, ее можно запускать через меню Пуск или нажав на ярлык на “Рабочем столе”.
При подготовке материала использовались источники:
https://wiki.fenix.help/informatika/sreda-programmirovaniya-kumir
https://kumirpro.ru/
https://kumirpro.ru/instrukcija-po-ustanovke-kumira/