Магистерская программа: что это такое
Магистратурой называется часть программы высшего образования. Если ранее, каждый студент, проучившись пять лет в ВУЗе становился дипломированным специалистом, то в 2011 году произошли изменения. Россия перешла на болонскую систему обучения, согласно которой студент учится четыре года на бакалавра и еще два года на магистра.
Среди преимуществ магистратуры стоит отметить:
- можно насладиться студенчеством еще пару лет;
- можно получить еще одну профессию или пополнить знания в текущей области;
- если пройти по конкурсу, то обучение будет бюджетным, потому что магистерская программа – это продолжение высшего образования.
Структура программы
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ бакалавриат – это обязательная ступень высшего образования. Учащиеся получают базовые профессиональные знания и навыки. Окончив учебное заведение, бакалаврам выдается диплом о получении специальности.
После такого обучения можно заняться поисками работы, углубить свои знания в полученной области или получить новую специализацию. Наиболее амбициозные студенты продолжают обучение по магистерской программе.
Магистратура – это ступень, где можно пройти обучение по узкому профилю, а затем заняться научной или управленческой деятельностью. К тому же после магистратуры легко устроиться на престижную работу, которая будет стартом карьеры.
В России программа магистратуры состоит из двух частей:
- обязательной – установленной Федеральным государственным образовательным стандартом;
- вариативной – разработанной вузом самостоятельно.
Структура программы магистратуры делится на три стандартных блока:
- занятия по профилю (теоретические и практические);
- научно-исследовательская деятельность;
- присвоение квалификации путем прохождения государственной итоговой аттестации.
Какие бывают программы магистратуры
Магистерские программы можно разделить на несколько групп:
С ориентиром на научную деятельность:
- Философия.
- Политология.
- Юриспруденция.
- Финансовые отношения.
- Управление народным хозяйством.
- Бухгалтерия.
- Товароведение и технология пищевых продуктов.
- Правовое обеспечение хозяйственной деятельности. Дает более глубокие познания в этой области. Упор в программе делается на экономические аспекты, а также на усвоение английского языка.
- Топ – менеджмент. Дает широкие знания в области управленческой деятельности.
- Маркетинг. Направлена на расширение способов решения различных маркетинговых задач.
Новые магистерские программы
Магистерское образование с каждым годом расширяет свои возможности. Появляются новые программы:
- Магистерская программа по психологии. Во многих ВУЗах сейчас можно поступить в магистратуру по психологии. Узкие направления различные: «Когнитивные науки», «Консультативная психология», «Социальная психология», «Психоанализ». Обучение ведется как на русском, так и на английском языке. Могут поступать иностранцы, а также студенты других российских ВУЗов после первой ступени в образовании и успешно прошедшие тестирование;
- Магистерская программа – корпоративный юрист. Студенты получают более глубокие знания по юриспруденции в данной области. Выпускники успешно работают в крупнейших финансовых учреждениях страны.
- Магистерская программа – менеджмент. За два года студенты успевают освоить 4 дисциплины: бизнес-инновации, лидерство и предпринимательство, руководство человеческими ресурсами, организационное развитие. Учащиеся проходят стажировку не только в крупных российских городах, но и за рубежом. После обучения специалисты находят престижную работу, открывают свое собственное дело.
- Магистерская программа – юридический менеджмент . Такая специализированная программа предполагает обучение по трем направлениям: управление бизнесом в сфере юриспруденции, правовая инфраструктура, повышение эффективности организации с юридической точки зрения. Слушатели получают государственную аккредитацию. Обучение возможно в очной форме на русском языке.
- Магистерская программа – историческое знание. Данная программа нацелена на получение более глубоких знаний в области истории. Студенты углубленно изучают следующие сопутствующие дисциплины: историография, источниковедение, историю по основным периодам. Обучение ведется в очной форме, как на бюджетной, так и на платной основе.
- Магистерские программы по русскому языку. Желающие могут с успехом освоить магистерские программы по русскому языку в направлениях: «Русский язык, как иностранный язык», «Русская литература и европейские связи», «Перевод и создание текстов», «Когнитивная лингвистика».
- Магистерская программа – психология в бизнесе. Студенты перенимают опыт ведущих психологов Великобритании, Германии, Франции, России. В двухгодичную программу обучения входит управление персоналом, коучинг, принятие управленческих решений. Стажировка проходит в Лондоне и крупных российских городах.
- Магистерская программа – управление образованием. В основном программа построена на усвоение материала управленцами, директорами, предпринимателями для расширения своей сферы деятельности, построения бизнеса и карьеры. Обязательным условием в обучении является прохождение групповой практики в лучших заведениях по типу авторских школ и образовательных учреждениях. Выпускники получают государственную аккредитацию после 2 лет обучения на русском языке.
- Магистерские программы по педагогике. По мере обучения студентами апробируются современные подходы образования. А практику они проходят в лучших государственных и частных учебных заведениях.
- Магистерская программа – математическое образование. Обучение ведется в течение двух лет на русском языке. Основная цель – получение компетенций для преподавания математики на современном этапе.
- Магистерская программа – дополнительное образование детей. Выпускник по данной дисциплине может вести работу педагога по дополнительному образованию, научного сотрудника, методиста в центрах дополнительного образования и в образовательных центрах, занимать должность руководителя образовательного учреждения. Обучение ведется в очной и заочной форме от 2.
- Магистерская программа – стратегический менеджмент. Выпускники после двух лет обучения становятся высококвалифицированными специалистами для корпоративных департаментов, консалтинговых учреждений. Обучение очное длится 2,5 года на английском и русском языках.
- Магистерская программа – корпоративное управление. Изучаемые программы: корпоративные финансы и риски, управленческое консультирование, оценка бизнеса, управление бизнес-процессом корпораций. Форма обучения очная продолжительностью 2 года.
- Магистерская программа по иностранному языку. В основе обучения – авторские методики по преподаванию, лингвистике, переводу. Обучение ведется в том числе и на английском языке, предполагается участие в различного рода практикумах. Срок обучения – 2 года.
Новые магистерские программы публикуются на официальных сайтах учебных учреждений.
Совместные магистерские программы
Такие программы часто практикуются с целью получения полного и качественного образования. Преподаватели из различных заведений готовят курс лекций для студентов различных ВУЗов. Обучение ведется очно, заочно, дистанционно. По окончании можно получить 2 документа об образовании.
Магистерское образование в российских ВУЗах на современном этапе отличается вариативностью, возможностью получить высокую квалификацию. А вместе с тем найти достойную работу.
Магистратура: что представляет собой вторая ступень высшего образования в России
Уже более десяти лет в России применяется болонская — двухуровневая — система высшего образования, предполагающая базовую (три–четыре года) подготовку по программе бакалавриата или специалитета и следующую за ней дополнительную, углубленную учебу в магистратуре (длительностью, как правило, два года). Целью перестройки основ образовательного процесса был плавный переход к единым европейским стандартам и расширение научных и карьерных возможностей обучающихся.
На сегодняшний день дипломы бакалавров и магистров получили уже сотни тысяч выпускников российских университетов. Но родителям сегодняшних абитуриентов, получавшим образование по классической вузовской модели, по-прежнему сложно разобраться в тонкостях новой системы образования. У них возникает масса вопросов. Какая разница между первой и второй ступенью современной высшей школы? Нужна ли их ребенку учеба в магистратуре? Какие преимущества она дает? Нередко подобные вопросы задает себе и только получивший диплом бакалавра выпускник. Попробуем ответить на них.
Магистратура vs бакалавриат и специалитет
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (ред. от 29.07.2017) программы бакалавриата и специалитета считаются первой ступенью высшего образования [1] . Бакалавриат предполагает развитие у студентов базовых профессиональных компетенций в выбранной сфере.
По завершении обучения выпускники получают законченное высшее образование с присвоением квалификационной степени бакалавра. Далее дипломированный специалист может начинать трудовую деятельность либо на конкурсной основе поступать в магистратуру для углубленного изучения профессиональных предметов.
Квалификации бакалавра или специалиста достаточно для осуществления линейных должностей, предполагающих исполнительские функции в соответствующей профессиональной сфере. Этого достаточно для старта карьеры в продажах, рекламе, гостиничном бизнесе и т.д. Правда, бакалавру учиться предстоит 4 года, а специалисту — 5.
Деление на бакалавриат и магистратуру — своего рода естественный отбор. До 50% студентов покидает стены университета с дипломом бакалавра. В то же время наиболее способные и целеустремленные студенты продолжают обучение до получения магистерской степени. При этом они могут как развиваться в ранее выбранном направлении, так и сменить вектор и пройти обучение другой специальности, если успешно сдадут вступительные экзамены.
Учеба в магистратуре развивает узкопрофильные и аналитические компетенции, готовит фундамент для научной или управленческой карьеры. С такой квалификацией легче устроиться на престижную работу и осуществить карьерный взлет с более высокой стартовой позиции. При прочих равных, специалисты по подбору персонала скорее сделают выбор в пользу кандидата с магистерской степенью. Кроме того, диплом о прохождении магистратуры — обязательное требование для тех, кто планирует учиться в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры [2] , продолжать исследования и стать частью научного сообщества.
Интересный факт
Процесс по сближению и стандартизации систем образования стран Евросоюза был начат еще в середине 1970-х годов. Но официальной датой его начала считается 19 июня 1999 года, когда в итальянской Болонье министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Россия присоединилась к болонской декларации в 2003 году [3] .
Нужна ли магистратура бакалаврам?
Двухступенчатая система дает великолепную возможность получить за шесть лет два диплома и стать более конкурентоспособным на рынке труда. Например, получив степень бакалавра в сфере рекламы и связей с общественностью, а магистра — в гостиничном и ресторанном бизнесе, вчерашний студент становится востребованным специалистом в индустрии туризма и ресторанного дела. Ранее для получения двух дипломов и освоения всей необходимой образовательной базы потребовалось бы порядка восьми–девяти лет: пять–шесть лет для получения первого диплома и еще два–три года — для второго. Кроме того, второе высшее образование обязательно платное. В то время как в магистратуре (если студент поступает после бакалавриата или специалитета), предоставляющей те же карьерные перспективы, возможно обучение как на платной, так и бесплатной основе.
При этом достаточно специальностей, где диплом бакалавра может обеспечить успехи на профессиональном поприще. Например, молодой дизайнер или представитель другой творческой профессии, получив базовое образование, может предпочесть учебе свободный полет и самовыражение в любимой работе, едва отучившись три–четыре курса.
На решение остановиться на первой ступени высшей школы могут повлиять личные обстоятельства: необходимость работать, создание семьи, переезд в другой город и т.д. Тем, кто сомневается, требуется ли ему продолжение учебы после бакалавриата, можно провести анализ плюсов и минусов каждого варианта, сделать прогноз своей карьеры в первом и во втором случаях, а затем принимать решение.
Как поступить в магистратуру в Москве?
Магистратуру можно рассматривать еще и как дополнительный шанс попасть в престижный московский вуз. Например, для тех, кто по каким-либо причинам не прошел туда отбор на программы специалитета и бакалавриата — это возможность взять реванш у конкурсной комиссии.
Согласно закону об образовании, к освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня [4] .
Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2015 г. №1147 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [5] предписывает подтверждать факт наличия высшего образования соответствующим документом о квалификации установленного образца (т.е. вузовским дипломом). Пакет документов включает также:
- заявление о приеме в университет (выдается в приемной комиссии или доступно для скачивания на сайте университета);
- ксерокопию паспорта;
- 2 фотографии (3?4 см).
Подача документов, как правило, возможна 3 способами: лично, отправкой по почте либо дистанционно, при регистрации в личном кабинете на интернет-ресурсе вуза.
Но перед этим важно определиться, в какой институт подавать документы. Выбор следует делать исходя из имеющихся в вузе программ магистратуры и наличия на них бюджетных мест, репутации учебного заведения, его места в отраслевых рейтингах, взаимодействия с зарубежными университетами для участия в международных стажировках и программах обмена.
Чтобы попасть на заветное бюджетное место, следует основательно подготовиться к вступительным испытаниям: ознакомиться с программой предстоящего обучения, восполнить пробелы в сферах, которые не изучались ранее, проверить свои силы, выполнив экзаменационные задания прошлых лет. Многих может мотивировать то, что очная учеба в магистратуре имеет такие преимущества, как наличие места в общежитии, льготный проезд по студенческому билету и другие бонусы.
Большинство льгот распространяется как на бюджетную, так и платную форму обучения. По данным сервиса magistratura.su [6] , стоимость года учебы в очной магистратуре составляет в среднем от 65 000 до 120 000 рублей. Стоимость зависит от престижности вуза, дополнительных преимуществ (таких, как двойной диплом совместно с иностранным вузом-партнером), конкурса на место, проходных баллов.
Как проходит учеба в магистратуре?
Учебные программы магистратуры формируются из курсов, стирающих грань между теорией и практикой. Студенты учатся, разбирая реальные кейсы, проходят стажировки, решают задачи, аналогичные тем, которые будут возникать на рабочем месте.
В магистратуре возможны очная (дневная), очно-заочная (вечерняя), заочная формы обучения. Кроме того, некоторые университеты, например, «Синергия» [7] , дают студентам возможность обучаться в магистратуре дистанционно — с прохождением курсов и сдачей аттестационных работ через интернет.
Что делать после окончания обучения?
По окончании магистратуры выпускник снова оказывается на перепутье: продолжать грызть гранит науки, готовя себя к роли преподавателя или ученого или найти практическое применение полученным навыкам, начав работать в компании в статусе менеджера или открыв собственный бизнес.
Обучение в магистратуре открывает новые возможности для развития карьеры и новые горизонты получения знаний. У резюме магистра куда больше шансов попасть на рассмотрение к директору, а у его владельца — получить интересную и хорошо оплачиваемую работу. А шанс получить второе высшее образование по своей дисциплине или смежной — еще один весомый плюс в пользу магистерской программы.
- 1, 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- 3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Болонский_процесс
- 4 http://base.garant.ru/70291362/8/#block_69#ixzz4zHdxNxQt
- 5 http://ivo.garant.ru/#/document/71238710/paragraph/493:0
- 6 https://goo.gl/xGzwzF
- 7 https://synergy.ru/abiturientam/programmyi_obucheniya/
- 8 https://goo.gl/V3CHQC
Особенности, структура и содержание магистерских программ
Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.
Обучение в магистратуре при университете предполагает следование четко обозначенной и тщательно спланированной траектории. Она описывается в виде магистерской программы с акцентом на соответствующее направление (специальность). Далеко не каждый абитуриент и студент знает, что состав и качество обучения на второй ступени высшего образования может разниться. Сегодня мы расскажем и специфике и особенности в структуре и содержании программ магистратуры.
Понятие и функции магистерских программ
Магистратура – вторая ступень высшего профессионального образования, призванная подготовить административные кадры, обладающие современными и узкоспециализированными представлениями, подходами в рамках выбранной ниши и специальности. Более того, данная парадигма призвана развить начальные исследовательские компетенции, подготовив тем самым выпускника к построению профессиональной, а также научной карьеры.
Подготовка магистров осуществляется на основе утвержденной и действующей в стенах образовательного заведения магистерской программы. Под ней понимают комплекс дисциплин, мероприятий и подходов к подготовке высококвалифицированных специалистов-исследователей.
Магистерская программа представляет собой специфическую траекторию с более глубоким уровнем подготовки студентов, более жесткими требованиями к качеству подготовки. Притом рассматриваемая ниша является продолжением обучения в рамках высшего образования. С ее помощью индивид может обрести специфические, свойственные конкретной специальности и должности знания, навыки или вовсе освоить новую профессию.
Среди основных функций магистерской программы обучения можно отметить следующие. Первая задача — конкретизирующая или углубляющая миссия. Она проявляется в том, что обучение в магистратуре позволяет учащемуся выбрать более узкую специализацию и работать в конкретном звене, качестве и пр. В данном случае магистрант получает более глубокие знания в рамках выбранного направления, специальности. Притом реализация рассматриваемой функции может, как расширять полномочия (например, при освоении новой профессии), так и сужать их (когда индивид погружается в более узкий сегмент по текущей профессии).
Вторая задача магистерских программ — научная. Она проявляется в том, что в рамках учебного процесса студенты активно развивают исследовательские качества и компетенции. Притом для продолжения научной карьеры важно именно магистерское образование (допускается также уровень специалитета).
Считается, что магистрантам легче и проще подготовиться к поступлению в аспирантуру. Во-первых, они имеют наработки по теме исследования и знают, как ее можно развивать дальше. Во-вторых, у магистрантов точно есть за плечами актуальные научные публикации, что позволит пополнить портфолио и подкрепить мотивы для обучения в аспирантуре и пр.
Третья функция магистерских программ заключается в обновлении или восполнении текущих компетенций, актуализации данных. Обучение в магистратуре позволяет студентам углубить знания и развить специфические, более узкие, современные приемы и компетенции по специальности. В данном случае происходит дополнение текущих представлений и умений или восполнение имеющихся пробелов в начальной подготовке дипломанта.
Четвертая функция – карьерная. Как показывает практика, построить профессиональную карьеру и быстро продвинуться по соответствующей лестнице легче именно дипломированным магистрам. Работодатели отмечают, что магистрантам не требуется дополнительное обучение или стажировка, поэтому они могут оперативно приступить к выполнению возложенных на них обязанностей. Именно на фоне данной функции магистров первее принимают на руководящие должности, чем бакалавров с опытом работы.
Таким образом, программа магистратуры реализуется только в стенах вузов и нацелена на подготовку узкоспециализированных специалистов с высокими исследовательскими качествами. Она подходит экспертам, нацеленным на карьерный и научный рост.
Виды магистерских программ
Магистерские программы, несмотря на свою «содержательную универсальность», имеют определенную градацию, которая предопределяет специфические черты направления подготовки и действующей траектории обучения.
В зависимости от формата подготовки магистра при вузе можно выделить программы очного, заочного, вечернего и дистанционного типа. В данном случае разница кроется в продолжительности научно-исследовательского и профессионального воспитания учащегося, а также в соотношении и объеме дисциплин.
Очная подготовка самая тотальная, качественная, и короткая по продолжительности. Заочная, очно-заочная и дистанционная ниши ориентированы на самообразование с обязательным прохождением аттестации, сессии, сдачей письменных работ и прохождением сессии в установленном виде, четко очерченные сроки.
В зависимости от характера магистерской программы принято выделять профессиональные (прикладные) и научно-исследовательские. Первый вид ориентирован на повышение профессионального уровня подготовки специалиста с целью развития в нем узкий компетенций, навыков в определенном сегменте профессии и пр. Второй ориентирован на подготовку для построения и научной карьеры, где акцент делается на развитии исследовательских качеств, выбор конкретной темы для дальнейшего развития, подготовка перед поступлением в аспирантуру и пр.
В зависимости от профессиональной или научной принадлежности можно выделить свыше сотни магистерских программ. В данном случае будет подчеркиваться принадлежность к конкретной области или отрасли: экономические, юридические, технические, социологические, физические и пр.
В зависимости от связи с предшествующим образованием можно выделить магистерские программы новые и текущие. Новые, когда абитуриент решил сменить профиль на базе магистратуры, а текущие – продолжает постижение профессии в более узком сегменте, русле. Также текущие программы нередко называют сквозными.
В зависимости от разработчика и места реализации, магистерские программы могут быть авторскими – относятся к конкретному университету, совместной – когда несколько вузов объединяются для подготовки специалиста на совместной основе. Здесь же уместно выделить градацию на отечественные и международные. Отечественные «национальные» магистерские профили реализуются на базе российских вузов, а международные предполагают подключение к учебному процессу иностранных партнеров, лекторов, иностранные стажировки и пр.
О некоторых видах магистерских программ можно также узнать в одной из наших статей.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
При подготовке материала использовались источники:
https://100umov.ru/polezno-znat/magisterskaya-programma-chto-eto-takoe/
https://www.kp.ru/guide/magistratura.html