Ментальные программы. От Прекрасных принцесс до хороших мальчиков.
Разговор пойдет о Ментальных программах и о том ,как это работает.
Человек – существо сложносочиненное. Именно сложное , по структуре и функциям. И именно сочиненное, кем-то или даже не одним кем-то. У человека, как мы знаем есть физическое тело, его видно заточенной под виденье плотных физических тел структурой – глазом. И как бы есть и другие тела, такие как эфирное, астральное, ментальное…дальше все сложно 😉 Есть ли это все, нет ли, не доказуемо и доказывать нет смысла. Главное, чтобы работало. Значит, давайте, предположим такую рабочую версию, что есть у сложного и сочиненного существа, под названием Человек такая оболочка, как ментал. Какой ее Вы увидите и где ее положено видеть, я понятия не имею. Где и как увидели, там и правы. Предлагаю рассмотреть эту структуру повнимательнее. Потому что именно на нее ставятся ,а временами и подсаживаются очень интересные программки. Программки сами со себе очень мелкие, похожие на Зип файлы, но заставляющею структуру под названием Человек действовать так, а не иначе, причем не единожды, а регулярно.
Я возьму для примера 2 такие программки, которые часто встречаются у людей.
Одна имеет кодовое название Прекрасная принцесса и вторая программка пусть зовется Хороший мальчик.
Прекрасная принцесса обычно наблюдается у лиц женского пола, у лиц мужского пола эта программа подгоняется под иные стереотипы, нередко связанные с программой Моя Жена-Моя Мама. Но у нас сейчас пойдет речь о девочках. И не о каких-то там отстраненных. А лично о каждой без исключения, обитающей на планете Земля, имеющей хоть одного родственника, или просто знакомого человека, имеющей опыт просматривания ТВ программ, либо прочитавшей хотя бы одну книгу (список дополняется).
Еще юном возрасте на ту самую оболочку, которую Вы представили, как ментал, с помощью книг, фильмов, частично социума, различных эгрегоров подсаживаются очень своеобразные программные файлики, которые потом и диктуют систему поведения индивидуума в течении всей последующей жизни. Со временем программки могут дополнятся и модифицироваться.
Девочки читают книжки, романы, смотрят красивые фильмы, слушают подруг, мам, разговоры знакомых, мнения бабулек у подъезда. И что дальше? На ментал девушки через какую-то затронувшую ее эмоции струну, проникает некая программка. Проще всего через романтические фильмы ,книги, которыми пичкают девочек в детстве. В таких книжках, фильмах происходит волнительная романтическая история, в которой прекрасная или просто милая девушка , которую живая девушка легко ассоциирует с собой, влюбляется в прекрасного юношу – типа принца. С полным набором качеств принца, обычно их бывает не более 10. Высокий ,брюнет, с чувством юмора… И вот уже живая девушка эту программу «съедает». Кстати в фильме обычно вся романтика идет до свадьбы, либо , что еще лучше – до первого поцелуя. И что делать девушке потом – это остается за кадром. А, действительно, зачем?
И вот, наша живая Девушка ( уже принцесса) точно знает менталом, что ей положен принц с такими то такими то характеристиками. На другие она не реагирует, ее система их не видит, ей не дает ее новая программа.. Реально не видит, для нее это просто пустое пятно, т.к. в ее программе их не существует.
И вот ,допустим, приходит к ней М, у него все эти характеристики ожидаемые ее ментальной программой , ее система говорит добро. Но другие характеристики, а именно, , что он еще бабник, имеет беременную жену и троих любовниц, ее система это не замечает — слепое пятно. Ну не было в ее программе об этом ни слова, такой фильм смотрела И вот, выходит, что под характеристики ее ментала он подходит. А общаться то девушка должна с мужчиной целиком, и замуж хочет, и детей. Естественно, идет конфликт.
Ну с беременной женой и любовницами это немного утрированный вариант.
А вот другой, пришел принц, соответствие установкам девушки 90% + любит побухать, о чем в ее программе тишина. А когда бухает, он дерется. И, выйдя замуж, система девушки упорно не врубается, чтож тут такое то, почему ее принц пьет и еще и лупит ее. Она то выбирала принца.
А бухло она просто не заметила, т.к. в ее системе эта характеристика не была прописана. Она как бы, само собой подразумевалось. Конфликт, мягко говоря.
Или ,например, незамужняя 30 ти лятняя женщина, без детей. Что говорит ее ментальная программа: Я принцесса, у меня должен быть принц,для счастья . А у меня его нет, а у всех то вокруг есть. Значит, я несчастлива. Идут переживания. А переживания — это у нас что? Слив энергии. Куда? Конечно же по каналам, к определенным сущам, живущим у той же девушки и через сущей в нижние миры. У нее программа, она переживает, сущам вкусно.
Идя на поводу у программ ментала, а имея их, игнорировать их громкий глас ну просто невозможно, человек не слышит и забывает о Душе.Душа для человека важнее всего, она живет, она счастлива – и счастлив человек, не счастлива – и он не счастлив. Подобные программы заглушают и так нежный голос Души, человек не чувствует и не ощущает ее потребностей, не говоря уже о реализации задач Души в течении жизни. Какая Душа, когда программа автономная стоит и орет в рупор: «Высокий брюнет, бизнесмен, свободен, с квартирой и чувством юмора…».
2. Все мы знаем по жизни Хороших мальчиков. Это люди, которые очень страдают эмоционально, испытывают огромное чувство вины, если им приходится отказывать другим в выполнении даже невыполнимой для них услуги. Вечные помогальшики, которому ты говоришь «Спасибо, какой ты молодец» и он сверкает от счастья, как свежий блин, снятый со сковородки. Я впервые встретила такую программу, работая с одним клиентом. Он увидел себя, оказывающего услуги окружающим его людям, а так оно и было в его жизни. Причем, если он отказывал, его ,вполне взрослого человека, начинали обвинять в нехорошести (люди тоже неплохо считывали эту программу), при выполнении же, гладили его по голове и говорили, какой же ты Хороший мальчик, молодец! Программку этому человеку подсадила его родная бабушка, потребовав, чтобы он отдал свою машинку поиграть его родному брату, и потом сильно похвалив его словом «молодец». Система мальчика «скушала программу», т.к. от того, что он отдал свою вещь, он стал несчастен, и бабушка легко заменила его пустоту и провал в энергетике на тот момент этим Молодец. И вырос мальчик во взрослого дядьку, которым пользуется все кому только не лень, и если что еще и обвиняют в нехорошести. И не слышит он ни своих личных желаний Души, ни потребностей, а живет четко по программе, удивляясь при этом, почему же несчастен то?
Ментальные программы
8 «Ментальные программы» Г.Хофстеде и российскаясоциально-экономическая реальность. Хофстедопределяют культуру черезобщие ментальные модели. Хофстед полагает, что во многом поведениечеловека зависит от его ментальных программ (он «запрограммирован»на их реализацию). Под ментальными программами Хофстед понимает«образцы размышлений, чувств и действий». Он выделяет три уровнятаких программ : ·1 уровень человеческая природа (это ментальныепрограммы, универсальные для всех индивидов. наследуются генетически) ·2 уровень Культура( ментал. прог. специфические дляконкретной группы индивидов, формируются путем обучения) ·3 уровень Индивидуальность (мент.прог. специфическиедля конкретно индивида, частично наследуются генетически, частично формируютсяпутем обучения)[] Нанижнем уровне находятся универсальные, схожие для всех индивидовпрограммы. Они наследуются генетически и являются неотъемлемой частью человеческойприроды. На среднем уровне находятся те ментальные программы,которые специфичны для конкретной группы индивидов. Они формируютсяпутем социального обучения при постоянном взаимодействии внутри группы.Модели этого уровня Хофстед называет культурой. На самомвысоком уровне находятся ментальные программы, специфическиедля конкретного индивида. Они определяют его индивидуальность,отличают его от других. Частично эти программы наследуютсягенетически, частично формируются путем обучения. Современная Россия находится всостоянии трудного поиска своей собственной модели экономического развития.Практический выбор того или иного варианта экономического регулирования изогромного спектра потенциально возможных решений определяется, в первую очередь,хозяйственной культурой данной страны, ее национальной экономическойментальности. Согласно исследованиям З.В.Синкевич современная российская экономическая ментальность всеже имеет определенную «рыночную предрасположенность».Для того что бы определить к какой именномодели рыночного хозяйстватяготеетРоссия необходимона основе данных Г.Хофстеда и Globe оценить степень выраженностинекоторых характеристик в сравнении с другими странами с рыночной системойхозяйства. ·Россия– это страна с явно выраженным коллективистским уклоном(по своим оценкам онаблизка с Гватемала, Сингапур, Египет, Индонезия) ·Россияотносится к категории стран с высокой дистанцией власти(Индия,Испания, Германия (бывш. ГДР), Венгрия, Колумбия, Турция) ·Россияотносится к странам, для которых регламентация и предписанные правила значатпрактически все т.е. это страна с высоким уровнем избегания неопределенностей(Венгрия, Гватемала, Боливия, Греция, Венесуэла) извсех исследований видно, что ценностные предпочтения россиян довольно далеки отментальности европейцев, зато очень близки к ценностным предпочтениям людейстран Азии и Латинской Америки. Следовательно Россия относится к азиопе. 9. Аспекты неравенства и источники различий в дистанциивласти, по Г.Хофстеде. Неравенство существует в любомобществе. Даже в самом примитивном коллективе некоторые физически сильнее,больше остальных. Источники неравенства в обществе могут быть различными:физические и интеллектуальные возможности, материальный достаток(благосостояние – wealth) и социальное положение(статус – status) не обязательновзаимосвязаны. Кому-то дано больше власти и тем самым он имеет право определятьповедение окружающих, а не наоборот. Кто-то является более успешным, нежелидругие, а кто-то довольствуется высоким положением в обществе. К примеру,некоторые спортсмены, ученные или артисты занимают определенное положение всвоем кругу (обществе), однако, при этом они не всегда являютсяблагосостоятельными и могут не иметь политических полномочий вовсе. Политики внекот. странах могу довольствоваться статусом и властью, но при этом не бытьблагосостоятельными. Бизнесмены в свою очередь могут быть успешными и иметьвласть, но при этом не иметь выс. положения в обществе. В некоторых обществахлюди пытаются бороться с подобными неравенствами. Спортсмены становятсяпрофессионалами, чтобы быть успешными, политики, в свою очередь могутиспользовать свою власть для достижения такого же результата. В некоторых странах, напротивсчитают, что неравенство – это очень даже хорошо и если кто-то занимает высокиепозиции в одной сфере, то он, соответственно, занимает более низкую позицию вдругой сфере. (Пример Япония и Малайзия). В других странах, напротивнеравенства пытаются сгладить на законодательном уровне. В таких странах принятосчитать всех равными, вне зависимости от статуса, должности и благосостояния.До во многом идея всеобщего равенства достаточно утопична. Данные идеипрослеживаются в Библии, а также в идее «диктатуры пролетариата» Карла Маркса. Одним из основных аспектовнеравенства в обществе по Хофстеде является уровень дистанции власти (PowerDistanceIndex – PDI).PDI – это меравосприятия наименее властными (самыми жалкими червями) представителямиразличных институтов той или ной страны, того как распределяется власть.Институты – семья, школа, рабочее место и т.п. Хофстеде опирается на опрос,проведенныймарком Малдером средиработников компании IBM в разных странах мира. Исходяиз данных опроса к высокой дистанции власти относятся латинские, африканские иазиатские страны. (1. Малайзия, 2. Гватемала 3.Панама, 4.Филиппины, 5. Мексикаи т.п.). Низкий уровень PDI в США,Великобритании и ее бывших колониях, а также в Западной части Европы. Источником неравенства также является 1.)делениеобщества на классы. Социальные слои общества: высшее, средние и низшееобщество. 2. Образование,само по себе дает превосходство (ты как минимум средний класс). Из проведенного Хофстедеисследования ясно, что дистанция власти для неквалифицированных работников кудавыше (от 85 до 90), нежели для высококвалифицированных кадров (-22 – 8).Образование также является необходимой составляющей для успешной карьеры. И,как следствие занимаемой должности. Т.е. 3ий источник неравенства – занимаемаядолжность, позиция (occupation). Все эти аспектывзаимозависимы. Если человек занимает управляющую должность, то он, как правилоотноситься к классу не ниже среднего и имеет одно или два высших образования инаоборот.
08.06.2015 53.18 Кб 9 Материализм.docx
08.06.2015 516.61 Кб 58 Материалы по теме 2 . ВВ.doc; шум, вибрация.do. doc
08.06.2015 611.33 Кб 18 Материалы ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc
03.09.2019 196.6 Кб 2 Международные организации вопросы.docx
28.03.2016 753.42 Кб 15 Менеджмент.pdf
28.03.2016 20.61 Кб 14 Ментальные программы.docx
03.05.2019 2.72 Mб 3 Меркулова.doc
16.08.2019 88.06 Кб 0 Метод указ к напис. курс. по Микроэкономике doc. doc
08.06.2015 85.95 Кб 38 метод указ МКК.docx
08.06.2015 96.77 Кб 7 метод. реком. к экзамену утверждённые.doc
08.06.2015 192 Кб 15 метод. рекомендации АПО.doc
Ограничение
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Ментальные модели и программы в поведении
Ментальные модели и программы
М. Шульгин, Сочи — 2023.
Как известно, значительная часть экономической деятельности человека связана с другими людьми, между которыми складываются отношенческие рутины. Именно благодаря им снижаются транзакционные издержки поиска информации, издержки в ходе принятия решений и координации. Но люди, стремясь занять достойное место в обществе, со временем вырабатывают свою стратегию поведения, которая просматривается через алгоритм ментальных программ.
Рутины – это способ комплексного хранения знаний (knowledge) и навыков (skills), которые требуются человеку для его деятельности. В этой системе навыки призваны снижать издержки. Необходимость выработки навыков для реализации имеющихся знаний обуславливает эволюционный характер формирования и изменения рутин.
Процесс приспособления к новым условиям, выраженный в поиске новых стратегий поведения, в освоении и закреплении их в качестве рутин, зависит от природы знаний. Чем менее явно знание, тем труднее приспособиться к новым условиям. Инерция и консерватизм рутин закрепляется менталитетом, который является весьма устойчивым образованием (В. Радаев. Социология рынков).
Как известно, экономика состоит из технологий, действий, рынков, финансовых институтов и заводов – все они реальны и материальны, но всеми ими управляют представления и знания [3]. В соответствии со знаниями и представлениями у потребителей формируются те или иные ментальные модели, через призму которых он оценивает полезность приобретений или финансовых вложений. Люди быстро усваивают основные настроения в экономике и, следуя им, сохраняют эмоциональное равновесие, расходуя при этом минимум когнитивных и душевных усилий.
При взаимодействии друг с другом определенным образом, между участниками экономических отношений складываются гласно и негласно закрепленные правила и обязанности (институты). Иерархические структуры этих правил в конечном счете и образуют ментальные модели (подход выработанный институциональной экономикой). Такие модели создают формат для одинакового восприятия и интерпретации реальности участниками отношений и служат основой любых совместных действий [1].
Общие ментальные модели складываются, а затем и изменяются постепенно под воздействием механизмов научения — опыта (биологического, социального, индивидуально-психологического, профессионального, поведенческого опыта), но продолжительность действия этих механизмов существенно различается.
Сегодня разработаны модели общего правила поведения в группе. Так, выявлено, что доля индивидов, отклоняющихся от общих правил поведения в группе, постепенно уменьшается – это является результатом социализации – экономической и биологической борьбы (научения, приспособления, выживания). И происходит это тем быстрее, чем заметнее разница выигрыша между традиционным поведением индивида и желательным поведением в группе [2].
Таким образом, со временем все оставшиеся члены группы должны перейти на модель, приносящую большую выгоду от их поведения. Но этого не происходит по причине ограниченной рациональности людей – они или совершают непреднамеренные ошибки в поведении, либо не способны соблюдать правила. При этом некоторая часть группы всегда будет нарушать правила преднамеренно, для реализации своих личных интересов (проявлять оппортунизм). На специфику экономического поведения большое воздействие оказывает культура и ментальные программы.
Один из самых известных специалистов по вопросам культуры G. Hofstede (1990 г.) предполагал, что во многом поведение человека зависит от его ментальных программ (человек «запрограммирован» на их реализацию). Под ментальными программами Г. Хофстеде [5] понимает «образы размышлений, чувств и действий» и выделяет три уровня таких программ: человеческую природу, культуру и индивидуальность.
Для человеческой природы (нижний уровень) – характерны схожие для всех индивидов программы. Они наследуются генетически программой выживания и являются неотъемлемой частью каждого человека. На среднем уровне находятся программы, характерные для любой конкретной группы людей и формируются путем социально-профессионального обучения. Модели этого уровня Г. Хофстеде называет культурой и отмечает, что наибольший интерес для экономического анализа представляет именно этот уровень [Там же].
В экономической культуре выделяется три уровня – массовая экономическая культура, экономическая культура лиц, принимающих решения на уровне организаций, и теоретическая экономическая культура ученых экономистов [1].
На уровне массовой экономической культуры явные знания как элемент культуры практически не оказывают влияния на экономическое поведение, которое обусловлено, в первую очередь, ценностями и навыками. В моменты кризисов социального сознания и резких изменений экономического устройства, когда происходит трансформация ценностей, имитация успешного поведения удачливых агентов может стать причиной массового поведения в обществе. Но, не обладая знаниями и навыками рыночных отношений, это поведение в массе своей становится неэффективным (например, участие в финансовых пирамидах, игра на финансовом рынке).
На самом высоком уровне находятся ментальные программы, специфические для конкретного индивида. Они определяют его индивидуальность, отличают его от других. Частично эти программы наследуются генетически, частично формируются путем обучения.
В результате отметим, что одни ценности могут способствовать экономическому росту (материальные ценности потребления, предпринимательства, контроля, труда, традиций), а влияние других – способно сдерживать этот рост (свобода рыночных отношений,либерально-демократические свободы самовыражения).
На формирование национального характера влияют многие причины: культура, социальные и политические реалии, характер элиты, климатические условия, возраст народа, рельеф местности, флора и фауна, религия и искусство.
Экономическую культуру определяют господствующие ценности и компетенции, поскольку именно они задают вектор деятельности человека. И именно от их характера зависит, какие знания и навыки будет накапливать человек, и каким образом будет ими распоряжаться.
В кризисные годы нехватка материальных средств и острая неудовлетворенность их распределением и несправедливым присвоением, негативно сказывается на настроении, здоровье и потребительском поведении индивидов в обществе. Но как только достигается какая-либо стабильность в жизни, ментальные качества тут же берут свое, и экономическое поведение русского человека становится весьма опознаваемым [4]. Они начинают жить на широкую ногу, мало сберегают, залазят в долги.
Отсутствие явных знаний и опыта взаимодействия в рыночных условиях, привело к спаду в экономике 1990-х гг. и разочарованию людей старой закалки в рынке. Выиграли только чиновники, бандиты и воры, а честные предприниматели и бюджетные работники проиграли. Это настроение в обществе ощущается и сегодня, и даже обострилось в условиях СВО. Неприятие рынка люди испытывают вследствие резких колебаний доллара, несправедливых судебных решений, произвола начальников. Действия Центробанка и решение судов некому оспорить, некому пожаловаться. Российские чиновники стали большими демократами и рыночниками, чем западные.
1. Кузьминов Я., Бендукидзе К., Юдкевич М. Курс институциональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 440 с.
2. Раай В. Экономика и психология. Экономическая наука и родственные дисциплины. Панорама экономической мысли конца 2002. – Т.2
3. Радаев В. Социология рынков. М.МГУ ВШЭ, 2003.
4. Шульгин М.В. Менталитет, ценности и ментальные программы в экономическом поведении: Вестник ИрГТУ, № 2.Иркутск, 2010.
5. Г. Хофстеде. Культуры и организации. 2001: сайт lse2010.narod.ru
При подготовке материала использовались источники:
https://lileeva-e.livejournal.com/9074.html
https://studfile.net/preview/6313319/
https://proza.ru/2023/09/19/391