§ 2.Программа социологического исследования
Структуру программысоставляют два раздела: методологический и методический (методико-процедурный).
В методологическом разделе формулируются проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.
В методическом разделе определяется стратегический план исследования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.
Методологический раздел
Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Проблема— форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни. Если проблему не удается выявить (четко определить, сформулировать), то по общему правилу приступать к проведению исследования нельзя.
Следующий шаг в разработке программы — определение цели и задач исследования.
Цель— предполагаемый конечный результат исследования, то, что должно быть достигнуто.
Задачиконкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и неосновными. Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.
Объект — подлежащее исследованию социальное явление, процесс.
Предмет исследования— те свойства, стороны и отношения объекта, которые подлежат изучению.
Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы — интерпретацией основных понятий, в ней исследуемых. Смысл данной процедуры — четко, недвусмысленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести ихоперационализацию(т. е. перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании). В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку большинство понятий в социальных науках многозначны.
Затем наступает очередь разработки заключительной части методологического раздела — выдвижение гипотез. Гипотеза—научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлении, процессов, в котором содержащееся знание носит вероятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования.Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотеза-основаниенесет в себе предположение широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.
Гипотезы-следствия— это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредственной проверке в процессе исследования.
По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные, прогнозные. Описательные гипотезыесть предположения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структу рные гипотезы), о степени тесноты взаимодействия (функциональные гипотезы).
Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.
В прогнозных гипотезахформируются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.
Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследования) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.
Методический раздел
Первое, на что обращает внимание социолог, приступая к исследованию, это количество информации о его объекте. На основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических данных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответствии с ними, целью и задачами строится стратегический (или принципиальный) план социологического исследования .
Различают три его варианта.
Разведывательный (поисковый,) вариант. Используется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и четких представлений, в силу чего исследователь не имеет возможности выдвинуть рабочие гипотезы. Целью здесь является уточнение проблемы и формирование гипотез.
Аналитический (описательный) вариант. Применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объекты исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объекта и др.). Цель исследования по такому плану — проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить характеристики изучаемого объекта.
Экспериментальный вариант. К нему прибегают, когда имеющиеся знания об объекте позволяютсформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, установить причинно-следственные связи объекта.
Следующим шагом разработки программы является построение выборки. Социолог решает, будет ли исследованиесплошным (обследуется весь изучаемый массив элементов и признаков) или выборочным. В социологии большинство исследований являются выборочными, т. е. обследуется только некоторая часть изучаемой совокупности, которая называетсявыборочной совокупностью, представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной моделью («уменьшенной копией»).
Весь изучаемый объект называется генеральной совокупностью. Однако найти, определить такую часть целого, которая достаточно четко отражала бы все его основные изучаемые характеристики, очень сложно.
Главное требование к выборочной совокупности состоит в том, чтобы она была репрезентативной, т. е. чтобы она точно отражала характеристики генеральной совокупности
Различают два основных типа выборки: случайную и неслучайную, или направленную
При случайной выборкеиз генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по избранному принципу (жребий, списочный состав группы, из которого в выборочную совокупность берется, например, каждый третий, пятый и т. п.). Случайная выборка часто применяется при опросах общественного мнения.
Разновидностями случайной выборки являются
стратифицированная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупности.
гнездовая, когда отбираются некоторые статистические груп пы (гнезда) — учебные группы, бригады и т. д.. которые затем целиком или выборочно подвергаются исследованию.
При неслучайной выборкеединицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным ее видом является квотная выборка, когда для единиц отбора задается система параметров — квот (например, для исследования студентов в качестве квот принимаются параметры пола, курса, специализации).
Выборка может быть также многоступенчатой. При этом процедура ее построения включает в себя ряд этапов, на каждом из которых единица отбора меняется.
Результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборкиесть общее число единиц исследования, включенных в выборочную совокупностьОбъем выборки рассчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки; другими словами, между ними существует обратно пропорциональная зависимость:
В соответствии с методиками опросов, в США в рамках национальной репрезентативной выборки принято, как правило, опрашивать не более 1000-1500 человек. Секрет достижений — профессиональное построение выборки, отражающей типологические особенности населения.
Одна из ключевых позиций методического раздела программы— обоснование методов сбора социологической информации. Здесь указываются методы сбора данных, обосновывается необходимость их использования в исследовании.
Следующая позиция программы — определение методов обработки и анализа данных. В ней перечисляются способ обработки массива эмпирических данных (ручной или машинный) и содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, от возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования.
Завершает процедурный раздел программы рабочий организационный план исследования, в котором расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.
На этом разработка программы и подготовительный этап в деятельности исследователей заканчивается и начинается следующий этап — проведение полевого исследования.
Программа социологического исследования
Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т.к. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.
Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.
Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.
Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий.
После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.
При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/5856462/page:2/
https://zaochnik-com.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/programma-sotsiologicheskogo-issledovanija/