...

Методический раздел программы что это

§ 2.Программа социологического исследования

Структуру программысоставляют два раздела: методологичес­кий и методический (методико-процедурный).

В методологическом разделе формулируются проблема, цель и за­дачи исследования, его объект и предмет, интерпретируются основ­ные понятия, делается предварительный системный анализ объекта исследования, выдвигаются гипотезы.

В методическом разделе определяется стратегический план ис­следования, производится построение выборки, обосновываются методы сбора информации и анализ исходных данных.

Методологический раздел

Исходным звеном в работе социолога выступает проблемная ситуация. Проблема— форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения той или иной области социальной жизни. Если проблему не удается выявить (четко определить, сформули­ровать), то по общему правилу приступать к проведению исследова­ния нельзя.

Следующий шаг в разработке программы — определение цели и задач исследования.

Цель— предполагаемый конечный результат исследования, то, что должно быть достигнуто.

Задачиконкретизируют цель, обусловливают этапы и средства ее достижения. Задачи исследования могут быть основными и не­основными. Обоснование цели и задачи исследования позволяет перейти к установлению его объекта и предмета.

­ Объект — подлежащее исследованию социальное явление, про­цесс.

Предмет исследования— те свойства, стороны и отношения объ­екта, которые подлежат изучению.

Предварительный системный анализ объекта взаимосвязан с еще одним элементом программы — интерпретацией основных понятий, в ней исследуемых. Смысл данной процедуры — четко, недвусмыс­ленно указать, что понимается под терминами и понятиями, которые используются в данном исследовании, произвести ихоперационализацию(т. е. перевести их смысловое значение в плоскость и на уровень, удобный для применения в конкретном исследовании). В противном случае неизбежны недоразумения, поскольку боль­шинство понятий в социальных науках многозначны.

Затем наступает очередь разработки заключительной части мето­дологического раздела — выдвижение гипотез. Гипотезанаучное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлении, процессов, в котором содержащееся знание носит веро­ятностный характер, а потому должно быть подтверждено или опровергнуто в процессе исследования.Гипотезы крайне важны и для подготовки инструментария иссле­дования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза долж­на быть проверена соответствующим блоком вопросов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы-основания и гипотезы-следствия. Гипотеза-основаниенесет в себе предположе­ние широкой общности, выполняет системообразующую функцию в построении проекта решения исследовательских задач.

Гипоте­зы-следствия— это предположения менее широкой общности. Они связаны с гипотезами-основаниями и подвергаются непосредствен­ной проверке в процессе исследования.

По содержанию гипотезы подразделяются на описательные, объ­яснительные, прогнозные. Описательные гипотезыесть предполо­жения о свойствах объекта, характере связей между его элементами (так называемые структу рные гипотезы), о степени тесноты взаимо­действия (функциональные гипотезы).

Объяснительные гипотезы содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах.

В прогнозных гипотезахформи­руются предположения о тенденциях изменений объекта, вариантах развития событий.

Выделяют также первичные (выдвигаемые до полевого исследо­вания) и вторичные (выдвигаемые после его проведения) гипотезы.

Методический раздел

Первое, на что обращает внимание социолог, приступая к иссле­дованию, это количество информации о его объекте. На основании имеющихся знаний об объекте к моменту сбора эмпирических дан­ных разрабатываются рабочие гипотезы исследования. В соответ­ствии с ними, целью и задачами строится стратегический (или прин­ципиальный) план социологического исследования .

Различают три его варианта.

Разведывательный (поисковый,) вариант. Используется в том случае, если об объекте и предмете исследования нет ясных и чет­ких представлений, в силу чего исследователь не имеет возможно­сти выдвинуть рабочие гипотезы. Целью здесь является уточнение проблемы и формирование гипотез.

Аналитический (описательный) вариант. Применяется, когда имеющиеся знания по исследуемой проблеме позволяют выделить объекты исследования и сформулировать описательную гипотезу (о структурно-функциональных связях, характеристиках объекта и др.). Цель исследования по такому плану — проверить описательную гипотезу и в случае ее подтверждения получить характеристики изу­чаемого объекта.

Экспериментальный вариант. К нему прибегают, когда имею­щиеся знания об объекте позволяютсформулировать объяснительную гипотезу и цель исследования, установить причинно-следственные связи объекта.

Следующим шагом разработки программы является построе­ние выборки. Социолог решает, будет ли исследованиесплошным (обследуется весь изучаемый массив элементов и признаков) или выборочным. В социологии большинство исследований являются выборочными, т. е. обследуется только некоторая часть изучаемой совокупности, которая называетсявыборочной совокупностью, представляет весь объект в целом и выступает его своеобразной мо­делью («уменьшенной копией»).

Весь изучаемый объект называется генеральной совокупностью. Однако найти, определить такую часть целого, которая достаточно четко отражала бы все его основные из­учаемые характеристики, очень сложно.

Главное требование к выборочной совокупности состоит в том, чтобы она была репрезентативной, т. е. чтобы она точно отражала характеристики генеральной совокупности

Различают два основных типа выборки: случайную и неслучай­ную, или направленную

При случайной выборкеиз генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайно, но по избранно­му принципу (жребий, списочный состав группы, из которого в вы­борочную совокупность берется, например, каждый третий, пятый и т. п.). Случайная выборка часто применяется при опросах обще­ственного мнения.

Разновидностями случайной выборки являются

стратифициро­ванная, при которой отбор производится с учетом удельного веса каждой группы (признака) респондентов в генеральной совокупно­сти.

гнездовая, когда отбираются некоторые статистические груп­ пы (гнезда) — учебные группы, бригады и т. д.. которые затем цели­ком или выборочно подвергаются исследованию.

При неслучайной выборкеединицы обследования выбираются направленно. Наиболее распространенным ее видом является квот­ная выборка, когда для единиц отбора задается система парамет­ров — квот (например, для исследования студентов в качестве квот принимаются параметры пола, курса, специализации).

Выборка может быть также многоступенчатой. При этом проце­дура ее построения включает в себя ряд этапов, на каждом из кото­рых единица отбора меняется.

Результатом процедуры выборки является определение ее объе­ма. Объем выборкиесть общее число единиц исследования, вклю­ченных в выборочную совокупностьОбъем выборки рассчитывается по специальным формулам. Чем меньше генеральная совокупность, тем больше объем выборки; дру­гими словами, между ними существует обратно пропорциональная зависимость:

В соответствии с методиками опросов, в США в рамках национальной репрезентативной выборки принято, как правило, опрашивать не более 1000-1500 человек. Секрет достижений — про­фессиональное построение выборки, отражающей типологические особенности населения.

Одна из ключевых позиций методического раздела програм­мы— обоснование методов сбора социологической информации. Здесь указываются методы сбора данных, обосновывается необхо­димость их использования в исследовании.

Следующая позиция программы — определение методов обработ­ки и анализа данных. В ней перечисляются способ обработки мас­сива эмпирических данных (ручной или машинный) и содержание работы по подготовке информации к обработке. Методы анализа данных зависят от методов сбора социологической информации, от возможностей программного обеспечения их обработки, от цели и задач исследования.

Завершает процедурный раздел программы рабочий организа­ционный план исследования, в котором расписываются его этапы, время их осуществления, ответственные за реализацию лица, сроки окончания исследования и подготовки научного отчета, проведение различных организационно-технических мероприятий.

На этом разработка программы и подготовительный этап в дея­тельности исследователей заканчивается и начинается следующий этап — проведение полевого исследования.

Программа социологического исследования

Методический раздел программы

Необходимо помнить о том, что строить выборку – это ответственное и сложное дело, т.к. ее качество будет прямо влиять на то, какие результаты исследования будут получены. Задачи построения выборки необходимо обязательно решать в зависимости от конкретных условий.

Одна из важнейших позиций методического раздела программы социологического исследования – это обоснование комплекса методов, используемых для сбора социологической информации. Тут необходимо указать методы сбора данных, обосновать то, насколько необходимо использовать их в исследовании.

Следующая важная позиция программы – это выявление методов обработки и анализа данных. На данном этапе необходимо обозначить способы обработки данных, полученных эмпирическим путем (машинный или ручной), а также в чем заключалась работа по подготовке необходимой информации к обработке. Методы анализа данных будут зависеть от того, какие выбраны были методы сбора социологической информации, а также возможностей программного обеспечения, требуемого для их обработки и, конечно же, от целей и задач проводимого исследования.

Заключительным этапом процедурного раздела программы является рабочий организационный план исследования, в котором расписаны его этапы, а также время их осуществления, лица, которые отвечают за его реализацию, сроки окончания проведения исследования и подготовки отчета по науке, а также проведение всех организационно-технических мероприятий.
После этого заканчивается этап разработки программы и подготовительный этап в деятельности исследователя. И можно начинать следующий этап – это уже проведение самого полевого исследования.

При подготовке материала использовались источники:
https://studfile.net/preview/5856462/page:2/
https://zaochnik-com.com/spravochnik/sotsiologija/obshchaja-sotsiologija/programma-sotsiologicheskogo-issledovanija/

Оцените статью