Тема 2 . Моделирование учебного процесса.
Идея технологии проблемно-модульного обучения. Понятие учебной программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы. Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в образовательной программе. Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании. Педагогические технологии, способствующие развитию профессионального творчества. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии. Способы контроля и оценки диагностируемого результата.
Тема 3. Назначение образовательной программы. Понятие «образовательная программа». Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта Образовательного учреждения. Образовательная программа и Устав. Образовательная программа и образовательные стандарты. Образовательная программа и программа развития. Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации.
Тема 4. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Критерии и показатели. Описание «модели» Выпускника образовательного учреждения. Совместная деятельность членов педагогического коллектива по разработке «модели». Структура образовательной программы ОУ. Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года; цели и задачи по четырем сферам развития ребенка; учебный план; режим дня; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; модель выпускника; управление реализацией образовательной программы; план реализации образовательной программы на 5 лет; мониторинг результатов реализации образовательной программы; приложение.
Содержательный модуль 2. Моделирование Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы.
Тема 5. Структура и содержание части Программы , формируемой участниками образовательного процесса.
Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса: наличие приоритетных направлений деятельности (по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей); специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Основные программы образования, реализуемые в ОУ.
Тема 6. Основные этапы подготовки образовательной программы образовательного учреждения. Подготовительный этап (проработка основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития образовательного учреждения). Этап разработки проекта образовательной программы, ее экспертная оценка. Этап внедрения проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения. Алгоритм организации деятельности образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.
Общий алгоритм построения рабочей программы. Первый этап – создание плана курса на весь период его изучения формулирование целей, Определение задач, прогнозирование результатов, распределение содержания учебного материала по годам обучения, определение методик или технологий обучения, разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности. Второй этап: составление годичного плана обучения. Третий этап: календарно-тематическое планирование. Требования к техническому оформлению программы.
Тема 7. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы. Цель мониторинга. Задачи мониторинга. Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная. Этапы педагогического мониторинга: Основные этапы педагогического мониторинга: организационно – подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекционно-образовательный и результативно-аналитический. Комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности как результат психолого-педагогического мониторинга.
Тема 8. Основные объекты психолого-педагогического мониторинга. Промежуточные результаты. Требования к результатам: соответствие возрастным особенностям детей; возможность достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы; проверяемость (достоверность подтверждения их достижения). Основные объекты психолого-педагогического мониторинга: интегративные качества личностного развития ребенка, выделенные согласно возрасту и содержанию реализуемой ООП: личностные качества, физические качества, интеллектуальные качества.
Содержание дисциплины
Тематический план изучения дисциплины
Названия содержательных модулей и тем
Моделирование образовательных программ
Моделирование образовательных программ – это создание образа образовательной деятельности, методов организации всех аспектов обучения и воспитания на конкретном уровне образования.
Моделирование образовательных программ является процессом поиска решения различных образовательных задач и возможностей развития образовательной деятельности, а также повышения качества и функциональности образования.
Моделирование образовательной программы ориентировано на проектирование образца реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и законодательством РФ.
Нормативные основы моделирования образовательных программ
Образовательная программа является ведущим документом, регламентирующим деятельность любого учреждения образования. Она определяет аспекты управленческой деятельности учебного заведения, содержание работы по разным направлениям обучения и воспитания, а также определяет миссию деятельности учреждения и способы ее достижения.
Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1
Образовательная программа является документальным отражением целей деятельности учебного заведения и направлений его развития на предстоящую перспективу.
Моделирование образовательных программ реализуется на основании соблюдения ряда нормативных требований, к которым относятся следующие:
- Предоставление равенства всем участникам образования в получении качественных образовательных услуг.
- Единство требований к реализации образовательной деятельности на всех уровнях и этапах образования.
- Единство требования к структуре образовательных программ и итогам их освоения.
- Сохранение единства образовательного пространства РФ.
- Определение целевого назначения образовательной программы является отражением предполагаемых итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период. Цель образовательной программы отражает ее специфику и направленность.
- Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательной деятельности, предусмотренной в образовательной программе.
- Обязательное отражение идей, на которых базируется образовательная программа.
- Отражение этапов реализации образовательной деятельности т.е. последовательности решения образовательных задач.
- Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на всестороннее развитие личности учащегося и освоение разных видов деятельности и научных теорий.
- Соответствие содержания образовательной программы конкретного учреждения содержанию принятой Минобрнауки образовательной программой на текущих учебный год.
«Моделирование образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Нормативной основой моделирования образовательных программ выступают ФЗ «Об образовании» и Федеральные государственные стандарты. Они выдвигают требования к объему образовательной программы и ее структуре, условиям реализации и итогам освоения.
Структура образовательной программы
При моделировании образовательных программ требуется соблюдать их структурное устройство.
Образовательная программа формируется на основании включения в нее трех разделов:
- Целевой раздел.
- Содержательный раздел.
- Организационный раздел.
Каждый из разделов образовательной программы имеет обязательную часть т.е. ту, которая предусмотрена стандартами и отражает выполнение, принятой общеобразовательной программы на текущий временной период. Она занимает около 60 % от всего содержания раздела. На оставшиеся 40 % приходится проектирование образовательной деятельности, реализуемой конкретным учебным заведением, отражающим его специфику и направленность деятельности.
Целевой раздел образовательной программы моделируется путем включения в него пояснительной записки, отражающей целевое назначение программы, принципы ее реализации и основные характеристики, а также ожидаемых итогов ее реализации, т.е. целевых ориентиров деятельности всех участников реализации образовательной программы.
Содержательный раздел образовательной программы разрабатывается посредством включения в нее разных видов и направлений деятельности, ориентированной на коммуникативное, социальное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и иные направления развития учащихся на конкретном уровне образования и этапе обучения.
Содержательный раздел и его составные компоненты определяются уровнем образования и особенностями функционирования образовательного учреждения, для которого моделируется программа.
В содержании отражаются методы и формы реализации образовательной деятельности, ориентированные на решение целей и задач образовательной программы. Они должны носить индивидуальную ориентацию и учитывать специфику контингента учащихся, на который ориентирована данная программа.
В содержательном разделе, также, могут быть отражены особенности реализации образовательного процесса, установления взаимодействия с учащимися, выстраивания системы взаимоотношений с родителями, способы мотивации к познанию и иным видам деятельности в учебном заведении.
Что касается организационного раздела программы, то он отражает материально-техническую базу ее реализации, методическое обеспечение, режимные моменты, способы организации образовательной, урочной и внеурочной деятельности, проведения различных мероприятий, построения развивающего пространства в учебном заведении.
Помимо данных разделов, при моделировании образовательной программы может быть использован еще один раздел – дополнительная информация. Он не является обязательным и проектируется по желанию конкретной образовательной организации. В нем отражаются сведения о:
- Возрасте детей, на которых ориентирована образовательная программа;
- Опорных образовательных программах, используемых при моделировании данной программы;
- Особенностяъ системы взаимодействия учебного заведения с родителями.
Таким образом, моделирование образовательной программы является ее проектировкой, составлением основных разделов программы и их характеристик.
Международный журнал
Сатиев А.Э. Моделирование основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – С. 32-34.
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Д О ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
А.Э. Сатиева , с тарший воспитатель
М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа « Детский сад №51 »
(Россия , г . Полевской )
Аннотация. В статье рассматривается содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проведен обзор существующих примерных образовательных программ для дошкольников. На основании проведенного и с следования предложена модель основной образовательной программы дошкольного обр а зования на современном этапе.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошк о льного образования, вариативность, образовательная программа, психолого-педагогические условия, предметно-пространственная среда.
С 1 января 2014 года вступил в дейс т вие Федеральный государственный обр а зовательный стандарт дошкольного обр а зования, который содержит обязател ь ные требования, предъявляемые к дошкольн о му образованию [5] . Основными предп о сылками принятия данного документа п о служили необходимость повышения соц и ального статуса дошкольного образов а ния, обеспечение властными структурами равных возможностей для всех детей в получении качественного образования. Иными словами, разработка единых пр а вил, регламентирующих организацию дошкольного образования, предполагала всестороннее улучшение данного проце с са. Однако на практике многие учрежд е ния дошкольного образования столкн у лись с трудностями орган и зационного и методического характера, что в знач и тельной степени тормозит внедрение ФГОС ДО . Так, на начальном этапе о д ной из ключевых проблем сп е циалисты называли отсутствие утвержденных пр и меров образовательных программ дошк о льного образования. Вместе с тем, позже была одобрена примерная основная обр а зовательная программа дошкольного о б разования. Однако это не устранило с у ществующие проблемные моменты. Н а против, в настоящее время существует большое количество вариантов таких д о кументов, которые при этом полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [4] . В этой связи повышается акт у альность моделирования основной обр а зовательной программы дошкольного о б раз о вания на современном этапе.
В подтверждение тезиса о вариативн о сти основных образовательных пр о грамм дошкольного образования, представим о б зор существующих в настоящее время приме р ных документов, которые всецело соответствуют ФГОС ДО . К ним можно отнести сл е дующие [3] :
– «От рождения до школы», цель кот о рой заключается в создании благоприя т ных условий для полноценного прожив а ния ребенком дошкольного детства;
– «Детство», цель которой состоит в создании таких условий, при которых п е дагог сможет содействовать в развитии способностей каждого ребенка, его вза и модействии с окружающим миром, кул ь турной самореализации;
– «Истоки», направленная на обеспеч е ние разностороннего и полноценного ра з вития ка ж дого ребенка;
– «Детский сад по системе Монтесс о ри «, в основе которой лежит концепция свобо д ного развития в подготовленной предме т но-пространственной среде;
– «Мир открытий», в основе которой з а ложен системно-деятельностный подход, к о торый позволяет активно развиваться всем участникам отношений , возника ю щих в процессе образования , то есть д е тям, р о дителям и педагогам и т.д.
Это лишь малая часть примеров осно в ных образовательных программ дошкол ь ного образования, которые полностью с о ответствуют требованиям ФГОС ДО .
Вместе с тем, целесообразно разраб о тать единую модель организации образ о вательного процесса для дошкольных у ч реждений . Специалисты сходятся во мн е нии, что примерная структура образов а тельной программы для дошкольных у ч реждений, отвечающая требованиям с о временной действительности, должна в ы глядеть следующим о б разом [2] :
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
– принципы и подходы к формиров а нию Программы;
– значимые для разработки и реализ а ции Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей разв и тия детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения пр о граммы:
– целевые установки в обязательной части Программы;
– конкретные цели в части, которая ра з рабатывается при участии всех субъе к тов образовательных отношений.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
– описание образовательной деятельн о сти в соответствии с приоритетными н а правлениями развития отдельного ребе н ка;
– описание различных вариаций, спос о бов, ключевых методов и основных средств реализации образовательной пр о грамм ы;
– часть образовательной п рограммы, которая формируется субъектами образ о вательных отношений;
– внедрение образовательных технол о гий, ориентированных на всесторо н нюю поддержку лиц с ограниченными возмо ж ностями.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РА З ДЕЛ:
– материально-техническое обеспеч е ние реализации мероприятий ;
– обеспеченность необходимой метод и ческой базой и современными сре д ствами обучения и воспитания;
– специфика применения традиц и онных мероприятий;
– особенности организации развива ю щей предметно-пространственной ср е ды.
– возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована меропри я тий пр о граммы ;
– используемые п римерные пр о граммы;
– характеристика взаимодействия пед а гогического коллектива с семьями д е тей.
При этом , в процессе моделирования основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО необходимо учитывать ряд сп е цифических особенностей, которые сво й ственны дошкольным образовательным учреждениям. Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках учреждения дол ж ны соблюдаться следующие концептуал ь ные условия [1] :
– психолого-педагогические требования (уважительное отношение к каждому р е бенку , применение конкретных форм и методов работы в соответствии с личнос т ными особенностями, всестороннее по д держание инициативности и самосто я тельности и др.);
– предметно-пространственная среда, быть весьма насыщенно , легко трансформируемо, мн о гофункционально, обладать вариативным характером , отвечать принципам досту п ности и безопасности ).
Таким образом, моделирование осно в ной образовательной программы дошк о льн о го образования на современном этапе является стратегически важной зад а чей для эффективного выполнения своих функций каждым российским дошкол ь ным учреждением. При этом следует по д черкнуть возможную вариативность ка ж дой программы, обусловленную специф и кой региона и самой образовательной о р ганизации.
1. Архипова Е.Ф. Примерная основная программа дошкольного образования. Адаптир о ванные программы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №8(60). 2015.
2. Зверкова А. Ю., Ключникова Н.И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГО С: монография / Под науч. ред. А.Ю. Зверковой . – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014.
3. Михеева Е.В. Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соо т ветствии с ФГОС ДО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №3(55). 2015.
4. Омельченко Е. А. , Зверкова А.Ю., Чеснокова Г.С. Дошкольное образование в услов и ях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопрово ж дение: учебное пособие. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015.
5. Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 N 08-736 «О федеральном государстве н ном образовательном стандарте дошкольного образования» // Вестник образования Ро с сии. N 13. 2013.
MODELING OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL
EDUC A TION AT THE PRESENT STAGE
A.E. Department, senior teacher
Municipal budget preschool educational institution Polevskoy urban district «kindergarten №51»
Abstract. The article examines the content of Federal state educational standard of preschool education. A review of existing exemplary educational programs for preschoolers. On the basis of the study the proposed model of the basic educational program of preschool education at the present stage.
Keywords: Federal state educational standard of preschool education, diversity, educational program, psychological and pedagogical conditions, subject-spatial environment.
При подготовке материала использовались источники:
https://studopedia.net/12_60926_tema—modelirovanie-uchebnogo-protsessa.html
https://spravochnick.ru/pedagogika/modelirovanie_obrazovatelnyh_programm/
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ