...

Моделирование образовательных программ что это

Тема 2 . Моделирование учебного процесса.

Идея технологии проблемно-модульного обучения. Понятие учебной программы, как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы. Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в образовательной программе. Межпредметные и внутрипредметные связи и их использование в преподавании. Педагогические технологии, способствующие развитию профессионального творчества. Проблемные, ситуационные и контекстные педагогические технологии. Способы контроля и оценки диагностируемого результата.

Тема 3. Назначение образовательной программы. Понятие «образовательная программа». Разработка и реализация образовательной программы как внутреннего стандарта Образовательного учреждения. Образовательная программа и Устав. Образовательная программа и образовательные стандарты. Образовательная программа и программа развития. Образовательная программа и концепция образовательного учреждения. Образовательная программа и программа экспериментальной работы. Образовательная программа и процедуры государственной аттестации и аккредитации.

Тема 4. Цель и задачи воспитательно-образовательного процесса. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Критерии и показатели. Описание «модели» Выпускника образовательного учреждения. Совместная деятельность членов педагогического коллектива по разработке «модели». Структура образовательной программы ОУ. Проблемно-ориентированный анализ деятельности учреждения за 3 года; цели и задачи по четырем сферам развития ребенка; учебный план; режим дня; программно-методическое обеспечение образовательного процесса; модель выпускника; управление реализацией образовательной программы; план реализации образовательной программы на 5 лет; мониторинг результатов реализации образовательной программы; приложение.

Содержательный модуль 2. Моделирование Программы, формируемой участниками образовательного процесса. Мониторинг достижения планируемых результатов освоения Программы.

Тема 5. Структура и содержание части Программы , формируемой участниками образовательного процесса.

Структура и содержание части Программы, формируемой участниками образовательного процесса: наличие приоритетных направлений деятельности (по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей); специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Основные программы образования, реализуемые в ОУ.

Тема 6. Основные этапы подготовки образовательной программы образовательного учреждения. Подготовительный этап (проработка основных нормативных документов, основополагающих для разработки образовательной программы и общей концепции развития образовательного учреждения). Этап разработки проекта образовательной программы, ее экспертная оценка. Этап внедрения проектов в практику, их апробация, внесение корректив, экспертиза результатов внедрения. Алгоритм организации деятельности образовательных учреждений по разработке, реализации и совершенствованию образовательных программ.

Общий алгоритм построения рабочей программы. Первый этап – создание плана курса на весь период его изучения формулирование целей, Определение задач, прогнозирование результатов, распределение содержания учебного материала по годам обучения, определение методик или технологий обучения, разработка содержания и формы проведения итогового и рубежного контроля, определение его периодичности. Второй этап: составление годичного плана обучения. Третий этап: календарно-тематическое планирование. Требования к техническому оформлению программы.

Тема 7. Система мониторинга достижения планируемых результатов освоения Программы. Цель мониторинга. Задачи мониторинга. Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная. Этапы педагогического мониторинга: Основные этапы педагогического мониторинга: организационно – подготовительный, диагностический, аналитико-прогностический, коррекционно-образовательный и результативно-аналитический. Комплексная оценка сформированности интегративных качеств личности как результат психолого-педагогического мониторинга.

Тема 8. Основные объекты психолого-педагогического мониторинга. Промежуточные результаты. Требования к результатам: соответствие возрастным особенностям детей; возможность достижения их нормально развивающимися детьми в ходе освоения Программы; проверяемость (достоверность подтверждения их достижения). Основные объекты психолого-педагогического мониторинга: интегративные качества личностного развития ребенка, выделенные согласно возрасту и содержанию реализуемой ООП: личностные качества, физические качества, интеллектуальные качества.

Содержание дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Названия содержательных модулей и тем

Моделирование образовательных программ

Моделирование образовательных программ – это создание образа образовательной деятельности, методов организации всех аспектов обучения и воспитания на конкретном уровне образования.

Моделирование образовательных программ является процессом поиска решения различных образовательных задач и возможностей развития образовательной деятельности, а также повышения качества и функциональности образования.

Моделирование образовательной программы ориентировано на проектирование образца реализации образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС и законодательством РФ.

Нормативные основы моделирования образовательных программ

Образовательная программа является ведущим документом, регламентирующим деятельность любого учреждения образования. Она определяет аспекты управленческой деятельности учебного заведения, содержание работы по разным направлениям обучения и воспитания, а также определяет миссию деятельности учреждения и способы ее достижения.

Чат педагогов
в Telegram
Обменивайся опытом и материалами с другими студентами и преподавателями!
Замечание 1

Образовательная программа является документальным отражением целей деятельности учебного заведения и направлений его развития на предстоящую перспективу.

Моделирование образовательных программ реализуется на основании соблюдения ряда нормативных требований, к которым относятся следующие:

  1. Предоставление равенства всем участникам образования в получении качественных образовательных услуг.
  2. Единство требований к реализации образовательной деятельности на всех уровнях и этапах образования.
  3. Единство требования к структуре образовательных программ и итогам их освоения.
  4. Сохранение единства образовательного пространства РФ.
  5. Определение целевого назначения образовательной программы является отражением предполагаемых итогов реализации образовательной деятельности за конкретный временной период. Цель образовательной программы отражает ее специфику и направленность.
  6. Единство воспитательных, обучающих и развивающих задач образовательной деятельности, предусмотренной в образовательной программе.
  7. Обязательное отражение идей, на которых базируется образовательная программа.
  8. Отражение этапов реализации образовательной деятельности т.е. последовательности решения образовательных задач.
  9. Содержание образовательной программы должно быть ориентировано на всестороннее развитие личности учащегося и освоение разных видов деятельности и научных теорий.
  10. Соответствие содержания образовательной программы конкретного учреждения содержанию принятой Минобрнауки образовательной программой на текущих учебный год.

«Моделирование образовательных программ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Нормативной основой моделирования образовательных программ выступают ФЗ «Об образовании» и Федеральные государственные стандарты. Они выдвигают требования к объему образовательной программы и ее структуре, условиям реализации и итогам освоения.

Структура образовательной программы

При моделировании образовательных программ требуется соблюдать их структурное устройство.

Образовательная программа формируется на основании включения в нее трех разделов:

  1. Целевой раздел.
  2. Содержательный раздел.
  3. Организационный раздел.

Каждый из разделов образовательной программы имеет обязательную часть т.е. ту, которая предусмотрена стандартами и отражает выполнение, принятой общеобразовательной программы на текущий временной период. Она занимает около 60 % от всего содержания раздела. На оставшиеся 40 % приходится проектирование образовательной деятельности, реализуемой конкретным учебным заведением, отражающим его специфику и направленность деятельности.

Целевой раздел образовательной программы моделируется путем включения в него пояснительной записки, отражающей целевое назначение программы, принципы ее реализации и основные характеристики, а также ожидаемых итогов ее реализации, т.е. целевых ориентиров деятельности всех участников реализации образовательной программы.

Содержательный раздел образовательной программы разрабатывается посредством включения в нее разных видов и направлений деятельности, ориентированной на коммуникативное, социальное, познавательное, физическое, художественно-эстетическое и иные направления развития учащихся на конкретном уровне образования и этапе обучения.

Содержательный раздел и его составные компоненты определяются уровнем образования и особенностями функционирования образовательного учреждения, для которого моделируется программа.

В содержании отражаются методы и формы реализации образовательной деятельности, ориентированные на решение целей и задач образовательной программы. Они должны носить индивидуальную ориентацию и учитывать специфику контингента учащихся, на который ориентирована данная программа.

В содержательном разделе, также, могут быть отражены особенности реализации образовательного процесса, установления взаимодействия с учащимися, выстраивания системы взаимоотношений с родителями, способы мотивации к познанию и иным видам деятельности в учебном заведении.

Что касается организационного раздела программы, то он отражает материально-техническую базу ее реализации, методическое обеспечение, режимные моменты, способы организации образовательной, урочной и внеурочной деятельности, проведения различных мероприятий, построения развивающего пространства в учебном заведении.

Помимо данных разделов, при моделировании образовательной программы может быть использован еще один раздел – дополнительная информация. Он не является обязательным и проектируется по желанию конкретной образовательной организации. В нем отражаются сведения о:

  1. Возрасте детей, на которых ориентирована образовательная программа;
  2. Опорных образовательных программах, используемых при моделировании данной программы;
  3. Особенностяъ системы взаимодействия учебного заведения с родителями.

Таким образом, моделирование образовательной программы является ее проектировкой, составлением основных разделов программы и их характеристик.

Международный журнал

Сатиев А.Э. Моделирование основной образовательной программы дошкольного образования на современном этапе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – №4. – С. 32-34.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Д О ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.Э. Сатиева , с тарший воспитатель

М униципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа « Детский сад №51 »

(Россия , г . Полевской )

Аннотация. В статье рассматривается содержание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Проведен обзор существующих примерных образовательных программ для дошкольников. На основании проведенного и с следования предложена модель основной образовательной программы дошкольного обр а зования на современном этапе.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт дошк о льного образования, вариативность, образовательная программа, психолого-педагогические условия, предметно-пространственная среда.

С 1 января 2014 года вступил в дейс т вие Федеральный государственный обр а зовательный стандарт дошкольного обр а зования, который содержит обязател ь ные требования, предъявляемые к дошкольн о му образованию [5] . Основными предп о сылками принятия данного документа п о служили необходимость повышения соц и ального статуса дошкольного образов а ния, обеспечение властными структурами равных возможностей для всех детей в получении качественного образования. Иными словами, разработка единых пр а вил, регламентирующих организацию дошкольного образования, предполагала всестороннее улучшение данного проце с са. Однако на практике многие учрежд е ния дошкольного образования столкн у лись с трудностями орган и зационного и методического характера, что в знач и тельной степени тормозит внедрение ФГОС ДО . Так, на начальном этапе о д ной из ключевых проблем сп е циалисты называли отсутствие утвержденных пр и меров образовательных программ дошк о льного образования. Вместе с тем, позже была одобрена примерная основная обр а зовательная программа дошкольного о б разования. Однако это не устранило с у ществующие проблемные моменты. Н а против, в настоящее время существует большое количество вариантов таких д о кументов, которые при этом полностью соответствуют требованиям ФГОС ДО [4] . В этой связи повышается акт у альность моделирования основной обр а зовательной программы дошкольного о б раз о вания на современном этапе.

В подтверждение тезиса о вариативн о сти основных образовательных пр о грамм дошкольного образования, представим о б зор существующих в настоящее время приме р ных документов, которые всецело соответствуют ФГОС ДО . К ним можно отнести сл е дующие [3] :

– «От рождения до школы», цель кот о рой заключается в создании благоприя т ных условий для полноценного прожив а ния ребенком дошкольного детства;

– «Детство», цель которой состоит в создании таких условий, при которых п е дагог сможет содействовать в развитии способностей каждого ребенка, его вза и модействии с окружающим миром, кул ь турной самореализации;

– «Истоки», направленная на обеспеч е ние разностороннего и полноценного ра з вития ка ж дого ребенка;

– «Детский сад по системе Монтесс о ри «, в основе которой лежит концепция свобо д ного развития в подготовленной предме т но-пространственной среде;

– «Мир открытий», в основе которой з а ложен системно-деятельностный подход, к о торый позволяет активно развиваться всем участникам отношений , возника ю щих в процессе образования , то есть д е тям, р о дителям и педагогам и т.д.

Это лишь малая часть примеров осно в ных образовательных программ дошкол ь ного образования, которые полностью с о ответствуют требованиям ФГОС ДО .

Вместе с тем, целесообразно разраб о тать единую модель организации образ о вательного процесса для дошкольных у ч реждений . Специалисты сходятся во мн е нии, что примерная структура образов а тельной программы для дошкольных у ч реждений, отвечающая требованиям с о временной действительности, должна в ы глядеть следующим о б разом [2] :

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

– принципы и подходы к формиров а нию Программы;

– значимые для разработки и реализ а ции Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей разв и тия детей раннего и дошкольного возраста.

Планируемые результаты освоения пр о граммы:

– целевые установки в обязательной части Программы;

– конкретные цели в части, которая ра з рабатывается при участии всех субъе к тов образовательных отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:

– описание образовательной деятельн о сти в соответствии с приоритетными н а правлениями развития отдельного ребе н ка;

– описание различных вариаций, спос о бов, ключевых методов и основных средств реализации образовательной пр о грамм ы;

– часть образовательной п рограммы, которая формируется субъектами образ о вательных отношений;

– внедрение образовательных технол о гий, ориентированных на всесторо н нюю поддержку лиц с ограниченными возмо ж ностями.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РА З ДЕЛ:

– материально-техническое обеспеч е ние реализации мероприятий ;

– обеспеченность необходимой метод и ческой базой и современными сре д ствами обучения и воспитания;

– специфика применения традиц и онных мероприятий;

– особенности организации развива ю щей предметно-пространственной ср е ды.

– возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована меропри я тий пр о граммы ;

– используемые п римерные пр о граммы;

– характеристика взаимодействия пед а гогического коллектива с семьями д е тей.

При этом , в процессе моделирования основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО необходимо учитывать ряд сп е цифических особенностей, которые сво й ственны дошкольным образовательным учреждениям. Прежде всего, необходимо отметить, что в рамках учреждения дол ж ны соблюдаться следующие концептуал ь ные условия [1] :

– психолого-педагогические требования (уважительное отношение к каждому р е бенку , применение конкретных форм и методов работы в соответствии с личнос т ными особенностями, всестороннее по д держание инициативности и самосто я тельности и др.);

– предметно-пространственная среда, быть весьма насыщенно , легко трансформируемо, мн о гофункционально, обладать вариативным характером , отвечать принципам досту п ности и безопасности ).

Таким образом, моделирование осно в ной образовательной программы дошк о льн о го образования на современном этапе является стратегически важной зад а чей для эффективного выполнения своих функций каждым российским дошкол ь ным учреждением. При этом следует по д черкнуть возможную вариативность ка ж дой программы, обусловленную специф и кой региона и самой образовательной о р ганизации.

1. Архипова Е.Ф. Примерная основная программа дошкольного образования. Адаптир о ванные программы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №8(60). 2015.

2. Зверкова А. Ю., Ключникова Н.И., Татаурова М. Н. Моделирование образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГО С: монография / Под науч. ред. А.Ю. Зверковой . – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014.

3. Михеева Е.В. Обзор примерных образовательных программ, разработанных в соо т ветствии с ФГОС ДО // Современное дошкольное образование. Теория и практика. №3(55). 2015.

4. Омельченко Е. А. , Зверкова А.Ю., Чеснокова Г.С. Дошкольное образование в услов и ях ФГОС: управление, методическая деятельность, психолого-педагогическое сопрово ж дение: учебное пособие. – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2015.

5. Письмо Минобрнауки России от 17.06.2013 N 08-736 «О федеральном государстве н ном образовательном стандарте дошкольного образования» // Вестник образования Ро с сии. N 13. 2013.

MODELING OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRESCHOOL

EDUC A TION AT THE PRESENT STAGE

A.E. Department, senior teacher

Municipal budget preschool educational institution Polevskoy urban district «kindergarten №51»

Abstract. The article examines the content of Federal state educational standard of preschool education. A review of existing exemplary educational programs for preschoolers. On the basis of the study the proposed model of the basic educational program of preschool education at the present stage.

Keywords: Federal state educational standard of preschool education, diversity, educational program, psychological and pedagogical conditions, subject-spatial environment.

При подготовке материала использовались источники:
https://studopedia.net/12_60926_tema—modelirovanie-uchebnogo-protsessa.html
https://spravochnick.ru/pedagogika/modelirovanie_obrazovatelnyh_programm/

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Оцените статью