Модульная программа что это
Изучать только два предмета в течение целого месяца — на семейном образовании возможно и такое. Мы расскажем о модульной программе обучения и том, как её построить в домашних условиях.
Время чтения:
Что такое модульное обучение
Традиционная система образования подразумевает, что несколько предметов будут изучаться одновременно и последовательно. Благодаря ей в среднем каждый год ученик осваивает десять и более дисциплин.
Модульная или блочная система обучения — это кардинально иной подход, при котором в блоке или модуле изучается 2–3 взаимосвязанных предмета. Считается, что это позволяет изучить программу более полно.
Виды модульных систем
Существует два подхода к модульному обучению.
Погружение в один предмет
Выбирается один предмет и изучается разными способами: при помощи лекций, практических занятий и упражнений, чтения дополнительной литературы, обсуждения пройденного и творческих заданий. Заниматься по такому образовательному модулю можно от нескольких недель до полугода — всё индивидуально. После того как ребёнок усвоил материал за один класс или достиг другой образовательной цели, можно переходить к следующему предмету. Этот подход ещё называют «методом погружения», потому что у ученика есть возможность изучить дисциплину настолько глубоко, насколько он захочет.
Взаимосвязанные предметы
В этом случае выбираются два (реже три) близких предмета и изучаются параллельно. Например, можно заниматься до обеда математикой, а после — физикой или в понедельник заниматься русским языком, а во вторник литературой. Во время обучения по модульному курсу указываются взаимосвязи этих предметов. Хороший способ «связать» дисциплины друг с другом — это изучение одной темы, но с разных сторон. Например, про Средневековье можно читать художественную литературу, слушать лекции по истории и писать сочинения о рыцарях. После каждой темы делается подведение итогов. Завершить изучение всех двух или трёх предметов можно творческим проектом, работа над которым объединяла бы весь пройденный материал.
При выборе технологии модульного обучения ориентироваться нужно на личные особенности ребёнка. Например, первый вариант подойдёт для тех, кому трудно переключаться с одного предмета на другой. Такие дети достигнут лучших результатов, если сконцентрируются на чём-то одном. Второй подход больше для непосед, которым скучно сидеть над одним и тем же предметом несколько дней подряд.
Модульный класс
В модульном классе учатся дети одного возраста, как и в обычном. Все изучают модули одновременно в отличие от домашнего обучения. Уроки длятся не 45 минут, а несколько часов. Например, в сентябре у второклашек только русский и литература. Они чередуются через день. Это значит, что по понедельникам, средам и пятницам малыши изучают части речи по три часа. А по вторникам, четвергам и субботам — русские народные сказки по четыре часа.
В таком классе возможны два варианта заданий:
- как в обычной школе — у всех одинаковые упражнения;
- есть набор заданий по теме, из которых ребёнок выбирает те, что ему больше подходят.
Преимущество модульного класса в том, что одна тема каждого предмета изучается углублённо несколько дней подряд. То есть дети не «прыгают» от одной дисциплины к другой, как в обычной школе. Это позволяет эффективнее прорабатывать материал и меньше времени тратить на промежуточные повторения.
Такой вид обучения сложно назвать индивидуализированным, как в домашнем обучении, потому как все занимаются по одной теме. Но задания могут быть разными и подстраиваются под разные уровни усвоения.
Основа модульного обучения
В модульной системе образования у ребёнка есть право выбрать предмет для изучения и виды занятий, а это, в свою очередь, повышает мотивацию. Все принципы модульного обучения основаны на индивидуализации.
Принцип 1. Самостоятельность
Ребёнок в модульной системе должен сам изучить информацию. Взрослый может помочь с поиском материалов, организацией занятий, но ученик сам определяет, сколько времени он потратит на тему и насколько глубоко в неё погрузится. Для этого он должен быть хорошо замотивирован. Задача родителей — помочь ребёнку построить образовательную стратегию.
Принцип 2. Структурирование
Информации в одном предмете много, поэтому важно чётко распределить все темы и виды занятий по ним. Например, решить, по каким темам достаточно будет послушать урок и выполнить упражнения, а по каким стоит добавить исследовательскую или творческую работу. Продумать план модульного обучения нужно вместе с ребёнком: это лучше подготовит его и даст общее представление о предмете.
Принцип 3. Гибкость
Модульная программа обучения хороша тем, что в любой момент можно подстроить её под возможности ребёнка. Например, если он не понимает какой-то материал, можно уделить ему больше времени, чем было запланировано, или попробовать другие методы. Благодаря этому принципу, можно в любой момент поменять документальные фильмы на игры в качестве дополнительного материала или включить в занятия больше творческих заданий.
Принцип 4. Динамичность
Изучение информации в модульной системе начинается с индивидуального уровня ребёнка. Сначала нужно понять базовые знания, а уже потом переходить к чему-то сложному. Важно во время изучения образовательного модуля постепенно повышать сложность информации и требования к её усвоению. Это не только эффективный способ быстро освоить предмет, но и отличная тренировка для мозга.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- доказанная эффективность,
- индивидуализация обучения,
- равномерное распределение учебной нагрузки,
- сокращённые сроки обучения,
- возможность семейного образования дома.
Минусы:
- высокий уровень самоорганизации,
- период адаптации к новой форме.
Как построить модульное обучение
Со свободой семейного образования можно выбрать любую систему. Модульное обучение считается одним из самых эффективных методов, ведь оно предельно индивидуализировано и основано на самоорганизации: ребёнок не просто учится новому, но и тренирует навыки самообразования. Поначалу может быть непривычно и трудно использовать модульную образовательную программу, но следует попробовать. Вдруг это идеальная система именно для вашего ребёнка.
В образовательных экспериментах помогут абонементы для хоумскулеров от «Экстерната и домашней школы Фоксфорда». Занятия на курсах, входящих в пакеты, ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки предоставляются в записи, так что у вас будет материал сразу по всем нужным предметам школьной программы на весь год вперёд. Это позволит распределить время так, как удобно вам, и организовать модульное обучение.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Для чего необходимо модульное обучение в нашей системе образования?
статья по теме
Статья о технологиях модульного обучения в современной состеме образования. Что это такое, где применяется и в каких целях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
| 23.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Для чего необходимо модульное обучение в нашей системе образования?
Кононова И.С., преподаватель английского языка
ГБОУ СПО города Москвы
«Московский государственный колледж
книжного бизнеса и информационных технологий».
В эффективности технологии модульного обучения нет повода для сомнений, так как она широко известна в таких странах как Великобритания, Голландия, США, и становится все более популярной в нашей стране. В 2011 году начальное и среднее профессиональное образование (НПО и СПО) перешли с Государственного образовательного стандарта (ГОС) на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), что повлекло за собой изменение подхода к реализации обучения.
Новому содержанию образования способствует технология модульного обучения, ставшая инновационной в современном российском профессиональном образовании. В связи с этим изменился подход к обучению. Если ранее система образования была ориентирована на педагога, то теперь она ориентирована на студента, то есть теперь преподаватель выступает в роли наставника, помощника, а следовательно возникает новый подход в методике образования. Новые стандарты должны быть узнаваемы в Российской системе образования, они должны признаваться студентами и работодателями.
В соответствии с экономическим развитием нашей страны возникла необходимость к подготовке грамотных, квалифицированных специалистов, учитывая, что качество образования это и сам процесс образования, и его результат. В профессиональном образовании стало проявляться несоответствие между требованиями рынка труда и качеством подготовки выпускников. Это объясняется тем, что прежняя система образования основывалась на запоминании и усвоении предоставленной учителем информации, в то время как новая система образования основана на использовании этой информации, принятии самостоятельных решений, поиску алгоритма разрешения возникающих проблем, оценивании возникающих ситуаций, достижении положительных результатов. Таким образом, сменяется активность преподавателя на активность, самостоятельность и ответственность самого обучающегося.
Технология модульного обучения осуществляется наиболее эффективно, если модульная программа представлена в виде специального учебного пособия для индивидуальной работы студентов. Этот сборник, по сути, является самоучителем и раздается обучающимся в начале года для постоянного пользования на время изучения блока изучаемого материала заложенного в модуль.
Студент с помощью модульной программы самостоятельно изучает дисциплину, тогда как преподаватель ему в этом помогает, направляет его. Педагог, освобожденный от жесткого контроля за аудиторией получает возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к обучающемся, к каждому из них. Благодаря тому, что студент видит весь материал, которым он должен будет овладеть, зная итоги контроля, он может выбрать наиболее подходящий для него темп изучения, уровень освоения, а так же осуществлять независимый самоконтроль. Так создается благоприятный психологический климат для учащихся, где они чувствуют себя свободными, независимыми и уверенными в своих силах.
Каждый студент в наше время должен осознавать необходимость в приобретении знаний для своей дальнейшей карьеры и обладать всеми необходимыми для этого компетенциями, таким образом, при изучении модульной программы результат зависит всецело от самого обучающегося. Он может выбрать для себя необходимый уровень освоения программы, который ему понадобится в будущем. С помощью модуля студент всегда может претендовать на успешное обучение, а так же использовать свои творческие ресурсы и нестандартные решения.
На своих уроках я использую методическое пособие мною разработанное, основанное на опыте преподавания, оно есть у каждого студента. В этом пособии несколько уровней для освоения модульной программы по английскому языку.
Перед началом изучения со студентами обсуждается план прохождения материала: последовательность тем, количество занятий по темам, итоговый (выходной) контроль в конце изучения модуля. На моих занятиях я использую разно уровневую методику преподавания, даю методические рекомендации по выполнению заданий от простых, для групп со средним уровнем владения английским языком – (работа над интернациональными словами, морфологическим составом слова, поиском английских эквивалентов), до устной практики, предусматривающей вопросы на понимание базового текста, (перевод с использованием специальной лексики, активную речевую деятельность и выход на аннотирование и реферирование) для продвинутых групп. Таким образом, обучающиеся самостоятельно планируют какие задания будут выполнять на занятии, а какие дома, так же, какие задания могут выполнить с опережением, а к каким из них подойдут творчески (что оценивается отдельно).
Методическое пособие разделено на тематические юниты, в основе каждого из них лежит система взаимосвязанных заданий и упражнений, активизирующих все виды речевой деятельности, как то: чтение, говорение, письмо, аудирование. В начале каждого модуля идет блок новых слов, который студенты запоминают, что позволяет им расширить свой словарный запас, а также являются помощью для дальнейшей работы с текстами, представленными в методическом пособии. Специальная лексика вводится тематически, закрепляется при выполнении последующих упражнений. Затем работа в паре, это, как правило, составление диалогов по изучаемой тематике, это позволяет снизить языковой барьер и более уверенно продвигаться к следующему уровню. Далее работа с текстом, что включает в себя перевод и ответы на вопросы по тексту, беседа-дискуссия. И заключающая часть работы с модулем это пересказ текста, в чем помогают предыдущие принципы работы. Творческие задания для самостоятельной работы включают в себя выступления в аудитории с устными сообщениями в виде резюме на английском языке, как монологическая речь, и беседы, как диалог. Так же студенты создают презентации и защищают их на уроке перед аудиторией, создают фильмы по тематике (например, как спортивные обозреватели в новостях о спорте). Все это позволяет подойти к изучению иностранного языка, как к живому процессу коммуникации.
Существуют и определенные трудности в использовании модульной технологии. Некоторые учащиеся, не приученные к самостоятельности, не умеющие планировать свое рабочее время, объективно себя оценивать, могут испытывать определенный психологический дискомфорт. Моя задача как раз и заключается в том, чтобы помочь таким ученикам путем индивидуального консультирования, индивидуальной помощи. Тем не менее, уже сегодня можно говорить, что модульная система обучения дает учителю профессиональный рост, возможность самореализации. Но следует иметь в виду, что эта система обучения требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика напряженного труда.
Но все-таки, применяя эту технологию на занятиях можно убедиться и как в ее эффективности, в плане повышения качества успеваемости, так и в плане личностных изменений учащихся: им становится гораздо интереснее учиться, они становятся более организованными, ответственными, уверенными, активными, особенно в творческих видах деятельности, в решении нестандартных задач повышенной сложности. Все это в дальнейшем сформировывается к качественно подготовленному, компетентному специалисту, полностью отвечающему запросам современного общества и работодателя. Так как в наше время наиболее ценятся специалисты обладающие всеми необходимыми компетенциями.
И конечно же мы не должны забывать о том, что современный специалист в наше время это прежде всего интеллигент, человек высокой культуры, образованности и воспитанности.
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М., 1991. — с.174
- Сенновский И.Б. Модульная педагогическая технология: анализ условий и результатов освоения.- М., 1995. — с. 109.
- Советова Е. В. Эффективные образовательные технологи. — М., Феникс, 2007 г.- 288 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [ Электронный ресурс ].
- Шаповалов В. К. Социальное обучение взрослых. История, теория, технология. – М., Дашков и Ко, 2011 г.- 264 с
При подготовке материала использовались источники:
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/modulnoe-obuchenie-na-semejnom-obrazovanii
https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/11/13/dlya-chego-neobkhodimo-modulnoe-obuchenie-v