Методические рекомендации «Разработка модульных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
При разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ может применяться модульная технология построения программ (ФЗ № 273, ст.13, п.3; Порядок № 196, п.10).
Под модулем устойчиво понимается относительно самостоятельная часть какой-либо системы, единство взаимозаменяемых частей чего-либо.
Модульная образовательная программа – образовательная программа, построенная на модульном принципе представления содержания и построения учебных планов, включающая в себя относительно самостоятельные дидактические единицы (части образовательной программы) — модули, позволяющие увеличить ее гибкость, вариативность. Модульность, как и разноуровневость, позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Модульная образовательная программа дает обучающемуся возможность выбора модулей, нелинейной последовательности их изучения (в отличие от традиционной модели дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы), а значит возможность построения индивидуальных учебных планов, как того требует п. 7 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». (Приказ Министерства просвещения России от 9.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Общая характеристика модульных программ
Модульность позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, оперативно подстраиваясь под интересы и способности обучающихся. Особенность модульной программы в том, что учащийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с ней, так как каждый модуль включает в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Содержание модульной программы структурируется в автономные организационно-методические блоки — модули, содержание и объем которых зависит от дидактических целей, уровневой дифференциации учащихся, самостоятельного выбора учащегося.
Определение образовательного модуля
Образовательный модуль – это структурный элемент программы, направленный на формирование одной компетенции или группы компетенций учащегося. Образовательный модуль имеет «входные требования» в виде набора необходимых для его освоения компетенций (или знаний и умений) и четко сформулированные планируемые результаты обучения, которые в совокупности должны обеспечить учащемуся освоение заявленной компетенции (группы компетенций).
Рекомендуется начинать каждый модуль:
1) с входного контроля знаний и умений для определения уровня готовности учащихся к предстоящей самостоятельной работе;
2) с выдачи индивидуального задания, основанного на результатах входного контроля.
Образовательный модуль может иметь междисциплинарное содержание, состоять из разделов различных программ, объединенных для решения образовательной задачи модуля. Кроме того, один модуль возможно встраивать в содержание нескольких программ, если это является необходимым условием достижения целей данных программ. Например, модуль «Элементы хореографии» (объемом 10 часов) может быть частью таких программ как «Современный эстрадный танец» (72 часа), «Народный танец» (144 часа), «Танцы народов мира» (216 часов) и т.д.
По модульной технологии построения программ может быть разработана как вся программа, так и какой-то один ее уровень (например, стартовый), учебный год.
Схемы построения модульной программы:
— линейная схема включает последовательно изучаемые модули, нацеленные на достижение определенного образовательного результата;
— нелинейная схема: составляющие модули вносят приблизительно равный и относительно независимый вклад в образовательный результат, их можно изучать параллельно, последовательность изучения жестко не задана. Вариант нелинейной последовательности модулей в программе представляет учащемуся возможность выбора модулей, а значит возможность построения индивидуального учебного плана (Порядок №196, п.7);
— комбинированная схема, сочетающая линейную и нелинейную схемы.
Программа может включать базовый (обязательный, инвариантный) модуль и модули по выбору (вариантные: (например, модули для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; модули разного уровня освоения программы; выстроенные в логике определенных видов деятельности по программе, например, модуль проектной деятельности, модуль исследовательской деятельности и т.п.; модули, выстроенные по содержанию образования).
Объем модулей
Модульный принцип построения содержания и организации образовательного процесса больше всего удобен для оказания краткосрочных (не более 4 месяцев) образовательных услуг. Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 академических часов, не более 1/3 всего объема программы.
Продолжительность обучения по модульной программе возможно установить в пределах «от __ час и до ___ час», в зависимости от количества модулей.
Особенности оформления структурных элементов модульной программы.
Структура модульной программы оформляется в соответствии с общими требованиями к структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Некоторые структурные элементы модульной программы обладают особенностями, которые необходимо учитывать при разработке ДООП.
Раздел «Содержание программы» включает учебный план и содержание учебно-тематического плана. Учебный план должен быть разделен на модули.
— описание образовательных модулей программы.
По каждому модулю должны быть указаны:
а) наименование модуля. Важно обратить внимание на то, что каждый модуль должен иметь наименование. Наименование модуля не должно дублировать наименование ДООП;
б) образовательная задача модуля, которая будет поставлена перед учащимися. Данная задача ставится по отношению к учащемуся и требует разрешения какой-либо открытой (не имеющей одного известного решения) проблемной ситуации, характерной для того типа практики, которой посвящена программа. Образовательная задача в модуле, как правило, одна, а учебных задач несколько;
в) учебные задачи (подзадачи) модуля, которые будут поставлены перед учащимися. Учебные задачи являются отражением последовательности пути достижения поставленной образовательной задачи, но не должны представлять из себя инструкцию по решению образовательной задачи. Так, учебные задачи могут быть посвящены конструированию какого-либо понятия; построению какой-либо модели, карты, схемы и т.д. г) Предполагаемые тематические рабочие группы учащихся и форматы их работы.
Разделы «Планируемые результаты», «Формы аттестации», «Оценочные материалы» оформляются для каждого модуля.
Персонифицированное финансирование.
В условиях внедрения системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей и соблюдения ее принципов, основным требованиям к разработчикам программы является использование модульного подхода.
На модульном принципе может быть построена как вся образовательная программа, так и какой-то один ее уровень (например, ознакомительный). Каждый модуль должен быть нацелен на достижение конкретных результатов.
На первом этапе внедрения системы ПФДО рекомендуется использовать программы стартового (ознакомительного) уровня с модулями, укладывающимися в 2 календарных цикла: сентябрь — декабрь, январь — май.
В связи с этим наиболее оптимальными являются следующие варианты программ:
— 3 модуля по 48 часов, если программа содержит 144 часа;
— 3 модуля по 72 часа, если программа содержит 216 часов.
Разработчикам при составлении и оформлении модульных программ необходимо учесть соответствие критериям, по которым будут оцениваться программы при внешней экспертизе перед включением в реестр образовательных программ, реализуемых поставщиками образовательных услуг в системе ПФДО. В связи с этим, разрабатывая программу, необходимо следовать утвержденным в учреждении Методическим рекомендациям по написанию (составлению) дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (приказ директора МБУ ДО ЦРТДЮ № 215 о/д от 09.10.2019 г.).
Статья «Об особенностях реализации модульных программ в системе дополнительного образования детей и взрослых»
В настоящее время при организации образовательного процесса используются различные формы организации образовательной деятельности, в том числе модульные программы.
Модульная программа – это конструкция, построенная на модульном принципе предъявления содержания образования, состоящая из самостоятельных, информационно завершенных и методически обеспеченных модулей, связанных между собой базовой идеей или проблемой, на решение которой они ориентированы.
Совокупность и последовательность модулей, направленная на формирование определенных компетенций, необходимых для достижения определенного уровня обученности по данной программе и сопровождаемая контролем уровня знаний и умений на выходе.
Модульное построение программы увеличивает ее гибкость и вариативность, что позволяет оперативно подстраиваться под запросы обучающихся и учитывать их интересы.
Модуль – самостоятельная, логически завершенная структурная часть дополнительной общеобразовательной программы, в рамках которой изучается несколько учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
Отличительными чертами модуля являются: более детальная в сравнении с программой цель; дидактическая задача, которой соответствует принципиально важная учебная информация (теория и практика), нацеленность на конкретные результаты обучения и четко сформулированные критерии оценки; сопровождается контролем знаний и умений обучающихся на выходе; может рассматриваться как самостоятельная программа и, вместе с тем как одна из частей дополнительной программы.
Модулем может быть:
— комплекс дисциплин одной направленности;
— единый комплекс, включающий в себя комплекс дисциплин, предметов, курсов, практик, ведущих к достижению определенной цели.
Модули могут быть инвариантными (обязательными для изучения) и вариативными (обязательными по выбору и необязательными по выбору).
Реализация модульных программ обеспечивает максимальный учёт потребностей обучающихся за счет вариативности и разноуровневости. В отличии от традиционных программ обучающиеся имеют возможности выбора интересующего их модуля, нелинейность их изучения, что обеспечивает построение индивидуальных образовательных планов.
Модульный принцип построения учебного материала обеспечивает реализацию прежде всего краткосрочных программ (не более 4 месяцев). Рекомендуемый объем каждого модуля – не менее 8 часов. Оптимальный объем модуля – 24-36 часов.
Реализация модульных программ предполагает наличие педагога-организатора. Следовательно, программа может реализовываться в нескольких объединениях (по количеству модулей).
Содержание модуля должно отвечать требованиям последовательности, целостности, компактности и автономности. Эффективность усвоения учебного материала повышается, если вводятся стимулирующие звенья.
Модули могут относиться к базовой или вариативной части программы.
Для модулей стартового уровня характерна первоочередная направленность на развитие интереса и мотивации детей к изучению дисциплины, на приобретение базовых знаний и умений, необходимых для работы по дисциплине. Образовательный потенциал модуля данного уровня способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы. Результаты проектной деятельности представляются на уровне образовательной организации.
Модули базового уровня предполагают расширение и углубление знаний по выбранной обучающимися дисциплине. Значительное место отводится теоретической и практической подготовке к выполнению самостоятельных работ по изучаемой дисциплине. Результаты деятельности представляются на уровне образовательного учреждения, на региональных мероприятиях, публикуются в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах.
Модули продвинутого уровня определяют формирование достаточно глубоких специализированных знаний у обучающихся, уверенное овладение методами и практическими приемами деятельности по дисциплине. Существенную роль приобретает ориентирование обучающихся на профессиональную деятельность. Результаты деятельности представляются на мероприятиях различных уровней.
Достоинство модульной программы заключается в том, что разные уровни ее прохождения и модульное содержание позволяют выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов предоставляет возможность обучающимся самостоятельно выбирать пути освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для них интересен. В зависимости от категории обучающихся, их образовательных потребностей и исходного уровня знаний и умений определяется набор модулей, представляющий собой образовательный маршрут для той или иной целевой группы. Фактически каждой категории обучающихся соответствует свой маршрут изучения модульной программы.
1. Буйлова Л.Н. О методических аспектах разработки модульных дополнительных общеразвивающих программ // ПроДОД, № 2 (38), 2022. – С. 5–18.
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// static . government . ru / media / files /3 flgkkkAJ 2 ENBbCFVEkA 3 cTOsiypicBo . pdf (дата обращения: 15.11.2022).
3. Типовые модели организации образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// xn -38- jlcepm 5 bo . xn — p 1 ai / files / content / navigator / tipovie _ modeli _ organizacii _ obrazovatelnogo _ processa _ po _ dopolnitel _ nym _ obweobrazovatel _ nym _ obwerazviva yuwim _ prorfmmfm . pdf (дата обращения: 15.11.2022).
При подготовке материала использовались источники:
https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-razrabotka-modulnyh-dopolnitelnyh-obsheobrazovatelnyh-obsherazvivayushih-programm-5086134.html
https://infourok.ru/statya-ob-osobennostyah-realizacii-modulnyh-programm-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detej-i-vzroslyh-6328196.html